Выполнила: педагог-психолог МОУ «СОШ 32» г.Магнитогорска Юзеева Наталья Ивановна Синдром эмоционального выгорания. Педагогический семинар - презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Advertisements

Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Устьянская СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.

Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Профессия педагога как фактор, оказывающий влияние на психосоматическое здоровье человека Исполнитель: Суворова Юля, лицей 6, г. Качканар.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Эмоциональное выгорание педагогов. Синдром выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Зачет по теме "Квадратные уравнения" Автор составитель: Попова Виктория Юрьевна, учитель математики высшей категории, заместитель директора МОУ гимназии.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Результаты работы 5а класса Кл. руководитель: Белобородова Н. С. Показатель 0123 Обучаемость 1-6%4-25%8-50%3-18 Навыки смыслового чтения 1-6%12-75%3-18%
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Профессиональное выгорание педагога и его профилактика МБДОУ детский сад компенсирующего вида 486.
Анализ результатов краевых диагностических работ по русскому языку в 11-х классах в учебном году.
Транксрипт:

Выполнила: педагог-психолог МОУ «СОШ 32» г.Магнитогорска Юзеева Наталья Ивановна Синдром эмоционального выгорания. Педагогический семинар - презентация

Синдром эмоционального выгорания истинный клинический синдром с неврологическими особенностями, включающий в себя сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. истинный клинический синдром с неврологическими особенностями, включающий в себя сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

СЭВ является является психическим состоянием людей интенсивно и тесно общающихся и находящихся в эмоционально насыщенной атмосфере.является психическим состоянием людей интенсивно и тесно общающихся и находящихся в эмоционально насыщенной атмосфере. является результатом хронического и неразряженного стресса на рабочем месте.

Психопатологические: хроническая усталость;хроническая усталость; нарушение памяти и внимания (причем только на вещах и действиях, связанных с работой, на домашние дела не распространяется);нарушение памяти и внимания (причем только на вещах и действиях, связанных с работой, на домашние дела не распространяется); нарушение сна, а именно процесса засыпания (думки, беспокойство без причины);нарушение сна, а именно процесса засыпания (думки, беспокойство без причины); повышенное тревожное состояние;повышенное тревожное состояние; депрессивное расстройство и как следствие:депрессивное расстройство и как следствие: зависимость от психоактивных веществ: алкоголь, антидепрессанты.зависимость от психоактивных веществ: алкоголь, антидепрессанты.

Соматические: расстройство желудочно-кишечного тракта (диарея, гастрит, язва);расстройство желудочно-кишечного тракта (диарея, гастрит, язва); тахикардия;тахикардия; аритмия;аритмия; гипертония, гипотониягипертония, гипотония

Психологические заниженная самооценка;заниженная самооценка; разочарование в себе;разочарование в себе; разочарование в профессии;разочарование в профессии; не вера в свой профессионализм;не вера в свой профессионализм; ощущение собственной бесполезности, ненужности.ощущение собственной бесполезности, ненужности.

Тест В.В.БОЙКО 1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться. 2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. 3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). 4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно). 5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения хорошего или плохого. 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. 7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. 8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). 9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.

10. Моя работа притупляет эмоции. 11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. 12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. 13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. 14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. 15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. 16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. 17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. 18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. 20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.

21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. 23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. 24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. 25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. 26.Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. 27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. 28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. 29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. 30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». 31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.

32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). 33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. 34. Я очень переживаю за свою работу. 35.Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. 36.При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. 37.У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. 38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. 39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе. 40.Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. 41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. 42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.

43.Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. 44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. 45.Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. 46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души. 47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. 48.После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. 49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. 50. Успехи в работе вдохновляют меня. 51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной). 52. Я потерял покой из-за работы. 53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов).

54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. 55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. 56. Я часто работаю через силу. 57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. 58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье. 59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. 60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. 61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. 62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. 63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. 64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.

65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. 66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. 67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. 68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. 69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. 70.Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. 71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. 72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. 73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. 74.Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. 75. Моя карьера сложилась удачно.

76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. 77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. 78.Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. 79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями. 80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. 81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. 82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. 83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. 84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Разработчиком теста применена усложненная схема подсчетов результатов тестирования. Каждый вариант ответа предварительно был оценен экспертами тем или иным числом баллов, которые указывается в «ключе». Это сделано потому, что признаки, включенные в симптом, имеют разное значение в определении его тяжести. Максимальную оценку - 10 баллов получил от экспертов признак, наиболее показательный для данного симптома. Существует трехступенчатая система получения показателей: количественный расчет выраженности отдельного симптома, суммирование показателей симптомов по каждой из фаз «выгорания», определение итогового показателя синдрома «эмоционального выгорания» как сумма показателей всех 12-ти симптомов. Интерпретация основывается на качественно- количественном анализе, который проводится путем сравнения результатов внутри каждой фазы. При этом важно выделить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Таким образом, оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что, по мнению автора, не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты: 1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос 73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос 13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос 73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома. 2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания». 3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12- ти симптомов.3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» - сумма показателей всех 12- ти симптомов.

Ключи.Ключи.«Напряжение» Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61(5), -73(5) Неудовлетворенность собой: -2(3),+14(2),+26(2),-38(10),-50(5),+62(5), +74(3) «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5) Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3) «Резистенция» «Резистенция» Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5) Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5) Расширение сферы экономии эмоций: +7(2), +19(10), -31(20), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5) Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10) «Истощение» Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2),+33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2) Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5), +70(5), +82(10) Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10) Психосоматические нарушения: +12(3), +24(2), +36(5),+48(3), +60(2), +72(10), +84(5)

Интерпретация результатов. Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов - не сложившийся симптом,9 и менее баллов - не сложившийся симптом, баллов - складывающийся симптом,10-15 баллов - складывающийся симптом, баллов - сложившийся симптом баллов - сложившийся симптом. 20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.20 и более баллов - симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса - осмысление показателей фаз развития стресса - «напряжение», «Резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов - фаза не сформировалась;36 и менее баллов - фаза не сформировалась; баллов - фаза в стадии формирования;37-60 баллов - фаза в стадии формирования; 61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.61 и более баллов - сформировавшаяся фаза.

Предпосылки СЭВ организационные проблемы (большая рабочая нагрузка);организационные проблемы (большая рабочая нагрузка); работа с трудным контингентом;работа с трудным контингентом; недостаточная возможность контролировать ситуацию;недостаточная возможность контролировать ситуацию; недостаточное моральное и материальное вознаграждение за проделанную работу;недостаточное моральное и материальное вознаграждение за проделанную работу; невнимание, непонимание, несправедливость к человеку;невнимание, непонимание, несправедливость к человеку; отсутствие организационной общности (человек исключен, выключен от коллектива);отсутствие организационной общности (человек исключен, выключен от коллектива); отсутствие значимости выполняемой работы(руководителем, коллегами).отсутствие значимости выполняемой работы(руководителем, коллегами).

Личностные предпосылки: низкая самооценка;низкая самооценка; высокая тревожность;высокая тревожность; низкий уровень эмоциональности.низкий уровень эмоциональности. АлексетимияАлексетимия трудоголизм (когда прикрывается собственная несостоятельность);трудоголизм (когда прикрывается собственная несостоятельность); эмоциональная нестабильность (скандалы, конфликты, сплетни и т.д.);эмоциональная нестабильность (скандалы, конфликты, сплетни и т.д.); низкая стрессоустойчивость (мягкотелость, бесхарактерность);низкая стрессоустойчивость (мягкотелость, бесхарактерность); завышенное честолюбие.завышенное честолюбие.

Социальные предпосылки: отсутствие ресурсов к противостоянию (отсутствие поддержки);отсутствие ресурсов к противостоянию (отсутствие поддержки); ограниченные социальные связи, родственные связи;ограниченные социальные связи, родственные связи; слабая профессиональная состоятельность (состояние ступора).слабая профессиональная состоятельность (состояние ступора).

Причины ведущие к СЭВ симптом эмоциональной деформации:симптом эмоциональной деформации: ощущение беспомощности для своих учеников, клиентов и т. д.;ощущение беспомощности для своих учеников, клиентов и т. д.; обиды;обиды; капризы;капризы; раздражительность.раздражительность. симптом эмоциональной отстраненности - человек стремиться исключить эмоции из своей профессиональной деятельности. В начале это способ психологической защиты, затем перерастает в отстраненность (холодность, черствость, безразличие);симптом эмоциональной отстраненности - человек стремиться исключить эмоции из своей профессиональной деятельности. В начале это способ психологической защиты, затем перерастает в отстраненность (холодность, черствость, безразличие); симптом личностной отстраненности - нет интереса к человеку (ученик, клиент видится как объект) отказ от выполнения каких-либо требований вызывает раздражение и гнев, а так же при отсутствии негодования, негатива от общения с людьми;симптом личностной отстраненности - нет интереса к человеку (ученик, клиент видится как объект) отказ от выполнения каких-либо требований вызывает раздражение и гнев, а так же при отсутствии негодования, негатива от общения с людьми; симптом психосоматических и психовегетативных нарушений : проявляется в момент, когда мысли о трудовой деятельности вызывают негатив и различные расстройства организма. В этот момент уход человека в болезнь является одним из средств защиты организма и способом бегства от стресса и негатива.симптом психосоматических и психовегетативных нарушений : проявляется в момент, когда мысли о трудовой деятельности вызывают негатив и различные расстройства организма. В этот момент уход человека в болезнь является одним из средств защиты организма и способом бегства от стресса и негатива.

профилактика рационально относитесь к нагрузке;рационально относитесь к нагрузке; способность переключаться с одного вида деятельности на другой;способность переключаться с одного вида деятельности на другой; не провоцировать конфликты самому и искать способ ухода от конфликтов;не провоцировать конфликты самому и искать способ ухода от конфликтов; не пытаться во всем и всегда быть лучшим (нельзя, нереально быть всегда на первом месте: лучшей мамой, лучшей хозяйкой, лучшей женой, лучшей любовницей, лучшим учителем, лучшим специалистом);не пытаться во всем и всегда быть лучшим (нельзя, нереально быть всегда на первом месте: лучшей мамой, лучшей хозяйкой, лучшей женой, лучшей любовницей, лучшим учителем, лучшим специалистом); работа - часть жизни, есть еще что-то и другое. А СЭВ это плата за чрезмерную включенность в эту работу.работа - часть жизни, есть еще что-то и другое. А СЭВ это плата за чрезмерную включенность в эту работу.

Рекомендации: организация ритма своей жизни: сон, питание, дыхание, движение. Ритм должен быть средним: остановитесь и подумайте - куда вы бежите? Куда торопитесь и зачем? Кто за вами гонится? Что вам дадут те 2 минуты?организация ритма своей жизни: сон, питание, дыхание, движение. Ритм должен быть средним: остановитесь и подумайте - куда вы бежите? Куда торопитесь и зачем? Кто за вами гонится? Что вам дадут те 2 минуты? научитесь различать свои и чужие проблемы (нужно ли вам влезать в ситуацию);научитесь различать свои и чужие проблемы (нужно ли вам влезать в ситуацию); уважайте право другого на решение своих проблем самому (это его грабли);уважайте право другого на решение своих проблем самому (это его грабли);

Рекомендации: необходимо научиться «выговариваться» (проговаривать свои проблемы, чувства, эмоции своим окружающим друзья, коллеги, семья),когда мы проговариваем, информация переходит из левого полушария в правое и становится менее значимой и давящей;необходимо научиться «выговариваться» (проговаривать свои проблемы, чувства, эмоции своим окружающим друзья, коллеги, семья),когда мы проговариваем, информация переходит из левого полушария в правое и становится менее значимой и давящей; если вас довели, необходимо иметь два или три способа разрядки(выбивания подушек, генеральная уборка, в поле проораться, битье боксерской груши, борьба с сорняками и т. д.), выплесните этот негатив, не держите его в себе, этим вы наносите вред только своему организму,если вас довели, необходимо иметь два или три способа разрядки(выбивания подушек, генеральная уборка, в поле проораться, битье боксерской груши, борьба с сорняками и т. д.), выплесните этот негатив, не держите его в себе, этим вы наносите вред только своему организму,

Никто и никогда в этой жизни, Не будет ВАС любить так Как ВЫ должны любить СЕБЯ САМИ !!!

Спасибо за внимание!