АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Правовой статус.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Advertisements

МИФЫ об АУ К.э.н., доцент Сандакова Н.Ю. Восточно-Сибирский государственный технологический университет.
Институт развития образования ГУ- Высшая школа экономики АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Правовой статус.
Об автономных учреждениях в сферах науки и образования А.Ю.Савин – и.о. директора Департамента комплексной координации программ в сфере образования и науки.
1 Население Государство (и муниципалитеты) Организации бюджетной сферы Функции Услуги как осуществлять контроль? 1.установление прав организаций; 2.установление.
Наблюдательный совет автономного государственного (муниципального) учреждения 1. Компетенция наблюдательного совета 4.2. Состав и порядок деятельности.
Правовые, финансовые и экономические вопросы осуществления хозяйственной деятельности казенных образовательных учреждений.
АО ИППК РО Наблюдательный совет автономного образовательного учреждения является коллегиальным органом государственно-общественного управления АУ,
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Правовое регулирование государственного управления Лекция 2. Правовые основы государственного регулирования деятельности государственных и муниципальных.
ФЗ - 83 Типы учреждений Казенное учреждение - г осударственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных, (муниципальных) услуг,
Автономные учреждения: Вопросы нормативно- правового регулирование.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
ГУ - ВШЭ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ Проректор Б.Л. Рудник.
Актуальные вопросы осуществления крупных сделок и сделок с заинтересованностью Ведущий консультант по вопросам корпоративного права ОАО «Регистратор Р.О.С.Т.»
Управление автономным учреждением Клишина М.А., эксперт проекта.
Институт финансово-экономического мониторингаИнститут Экономики переходного периодаГУ – высшая школа экономикиИнститут финансово-экономического мониторингаИнститут.
Сравнительная таблица видов государственных (муниципальных) учреждений признак Вид учреждения Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение.
Финансовое обеспечения деятельности автономных учреждений Клишина М.А. Первый заместитель генерального директора.
Транксрипт:

АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Правовой статус автономных учреждений: правоспособность, имущественные права, финансирование, ответственность, договорные отношения, особенности управления, налогообложение и льготы, процедура создания, риски перехода

ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПРЕДЕЛЫ ПРАВОСПОСОБНОСТИ АУ

КЛАССИФИКАЦИЯ организационно-правовых форм юридических лиц юридические лица = организации НКО (НЕКОММЕРЧЕСКИЕ) Хозяйственные общества товарищества УЧР. АНОФонд Асс. Общ. орг. НП ДР. ПКУП ОДООООЗАООАО ПТ КТ КОММЕРЧЕСКИЕ

АУ- один из типов учреждения Статья 120 Гражданского кодекса РФ: «Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера» Учреждение Государственное или муниципальное БУАУ Частное

Пределы правоспособности бюджетных и автономных учреждений Статья 49 ГК РФ: Статья 49 ГК РФ: Некоммерческие юридические лица могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

ИМУЩЕСТВО, в т.ч. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА

Распоряжение имуществом бюджетных и автономных учреждений Статья 296 ГК РФ: Статья 296 ГК РФ: учреждения владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением этого имущества основная деятельность – в соответствии с установленными уставом целями деятельности некоммерческой организации

Имущество бюджетных учреждений Статья 298 ГК РФ: Статья 298 ГК РФ: Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

ИМУЩЕСТВО АУ закрепленное учредителем или приобретенное на средства учредителя приобретенное за счет доходов АУ недви- жимое особо ценное прочее недви- жимое особо ценное прочее АБ Право распоряжения АУ Все имущество считается собственностью учредителя, находящейся у АУ на праве оперативного управления АУ вправе самостоятельно без разрешения учредителя распоряжаться имуществом, за исключением А и Б Имущество подлежит отдельному учету

Бюджетный кодекс РФ, статья 161 Предыдущая редакция БК Действующая редакция БК Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов Бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом Доходы БУ при составлении, утверждении и исполнении бюджета включаются в состав доходов бюджета (должен быть принят ФЗ об особенностях использования БУ этих средств).

Возможности автономных и бюджетных учреждений: денежные средства Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения 1. Использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством. 2. Не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. 1. Вправе открывать счета в кредитных организациях. 2. Вправе привлекать заемные средства.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

ФИНАНСИРОВАНИЕ АУ На покрытие расходов АУ в соответствии с финансовым планом На финансовое обеспечение задания учредителя По нормативам На содержание НИ и ОЦДИ и налоги По нормативам Субсидии и субвенции Из бюджета Доходы АУ финансирование программ развития АУ «выравнивающая» субсидия

Задание учредителя (государственное (муниципальное) задание) АУ Учредитель устанавливает задания для АУ в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью (п.2 ст.4 Закона). Выполнение задания обязательно для АУ. Задание должно в т.ч. содержать (ст БК РФ): показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг; порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

Бюджетный кодекс РФ, статья 6 государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления); государственные (муниципальные) услуги физическим и юридическим лицам - услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления); государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг

Бюджетный кодекс РФ, статья 69.2 Государственное (муниципальное) задание Государственное (муниципальное) задание должно содержать: выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания; выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания; определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг; показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

Бюджетный кодекс РФ, статья 69.2 Государственное (муниципальное) задание порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам; предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления; порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения; требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Финансирование задания Учредитель финансирует задание с учетом расходов на (п.3 ст. 4 Закона): содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество; финансовое обеспечение развития АУ в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Состав субсидий Постановлением Правительства РФ от предусмотрено два вида субсидий: а) на возмещение нормативных затрат на оказание АУ услуг физическим и (или) юридическим лицам; б) на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Не предусмотрено финансирование программ развития АУ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ДОЛГАМ

Автономные и бюджетные учреждения: нормы законодательства об ответственности Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения 1.Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам имеющимися денежными средствами. 2. В случае недостаточности денежных средств к субсидиарной ответственности привлекается собственник имущества. 1. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленные учредителем или приобретенные за счет средств, выделенных учредителем. 2. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Автономные и бюджетные учреждения: ответственность по своим долгам Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения 1.После взыскания долга за счет имеющихся денежных средств в случае их недостаточности оставшаяся часть долга взыскивается с субсидиарного ответчика. 2.Взыскание долга с бюджетного учреждения существенно затруднено в связи с процедурой обращения взыскания на бюджетные средства 1. После взыскания долга за счет имущества, не забронированного от взыскания, в случае его недостаточности долг в соответствующей части не будет погашен и останется за учреждением. 2. Долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспечены в принципе, что может послужить для контрагентов причиной настаивать на предоплате, расчетах посредством покрытого (депонированного) аккредитива, использовании залога, поручительства, банковской гарантии, страховании возникающих рисков и т.п.

ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Заключение договоров Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении данного правила контракты (договоры), заключенные учреждением с партнерами, могут быть признаны судом недействительными (пункт 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ). Иск о признании недействительными и применении соответствующих последствий вправе заявить главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств. В соответствии с общими правилами гражданского законодательства о заключении договоров.

Изменение договоров Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения БК РФ распорядителю бюджетных средств предоставлено право уменьшать учреждению ранее доведенные до него лимиты бюджетных обязательств. Если такое уменьшение привело к невозможности исполнения учреждением обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, то учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а по необходимости – и других условий государственных (муниципальных) контрактов и иных договоров (пункт 3 статьи 161 БК РФ). В соответствии с общими правилами гражданского законодательства об изменении договоров.

Ответственность перед контрагентами по договорам Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (пункт 4 статьи 161 БК РФ). В соответствии с общими правилами гражданского законодательства об ответственности юридических лиц по своим обязательствам.

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ Крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки

КРУПНЫЕ СДЕЛКИ – порядок совершения Крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом автономного учреждения не предусмотрен более короткий срок. Крупная сделка, совершенная с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных автономному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением данных требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ Лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители. Лицо признается заинтересованным в совершении сделки, если оно, его супруг (в том числе бывший), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, а также двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в том числе братья и сестры усыновителей этого лица), племянники, усыновители, усыновленные: 1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 1) являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 2) владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами голосующих акций акционерного общества или превышающей двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью долей либо являются единственным или одним из не более чем трех учредителей иного юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем; 3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем. 3) занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем. Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

СДЕЛКИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ – порядок совершения Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом не предусмотрен более короткий срок. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть совершена с предварительного одобрения наблюдательного совета. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение о совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение пятнадцати календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета, если уставом не предусмотрен более короткий срок. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем. Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. В случае, если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается учредителем. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность уведомления,, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. Заинтересованное лицо, нарушившее обязанность уведомления,, несет перед автономным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных ему в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной, если не докажет, что оно не знало и не могло знать о предполагаемой сделке или о своей заинтересованности в ее совершении. Такую же ответственность несет руководитель автономного учреждения, не являющийся лицом, заинтересованным в совершении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, если не докажет, что он не знал и не мог знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки. В случае, если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной. В случае, если за убытки, причиненные автономному учреждению в результате совершения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, с нарушением требований настоящей статьи, отвечают несколько лиц, их ответственность является солидарной. Порядок, установленный для совершения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяется при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ, оказанием им услуг в процессе его обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

СОЗДАНИЕ ИНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Создание иных юридических лиц Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника с согласия своего учредителя.

Планируемые изменения в законодательстве Бюджетные учрежденияАвтономные учреждения Проект федерального закона (второе чтение) о возможности создания юридических лиц для внедрения «интеллектуальных» разработок без согласия учредителя подписан Президентом. ВУЗЫ имеют право без согласия собственника с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат ВУЗам. Уведомление - в течение 7 дней с момента внесения в ЕГРЮЛ. В качестве вклада в уставные капиталы вносится право использования результатов интеллектуальной деятельности. Проект федерального закона об исключении необходимости запрашивать согласие учредителя

НАЛОГИ, ЛЬГОТЫ, ИНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Налоговые и иные льготы Ряд налоговых льгот учреждению, а также льгот сотрудникам устанавливаются для «государственного \ муниципального учреждения» или для «образовательного учреждения \ учреждения культуры \ …». Установленные таким образом льготы учреждению и работникам автоматически распространяются на учреждение независимо от типа, т.е. в том числе и автономные.

Налогообложение Не все нормы налогового законодательства идентично трактуют бюджетные и автономные учреждения. В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии, если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, для бюджетных же учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии, если размер выручки в предыдущих четырех кварталах не превышал в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, для бюджетных же учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (пп. 17 п. 3 ст Налогового кодекса РФ). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (пп. 17 п. 3 ст Налогового кодекса РФ).

Коммунальные платежи Льготные тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются для бюджетных учреждений, следовательно, со сменой типа на автономное учреждение тариф станет полным. Подобные расходы должен оплачивать учредитель, однако в соответствии с предлагаемыми методиками расчета субсидий расчет финансирования осуществляется с учетом предыдущего уровня расходов, то есть льготных тарифов.

СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ

Состав наблюдательного совета Количество членов - не менее чем пять и не более чем одиннадцать. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят: представители учредителя, представители учредителя, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить: представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители иных государственных органов, органов местного самоуправления, представители работников автономного учреждения. представители работников автономного учреждения. Количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления должно превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. Количество представителей работников не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета. Руководитель и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.

Компетенция наблюдательного совета автономного учреждения 1. Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает: 1) предложения учредителя \ руководителя о внесении изменений в устав; 2) предложения учредителя \ руководителя о создании и ликвидации филиалов, открытии и закрытии представительств; 3) предложения учредителя \ руководителя о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации; 4) предложения учредителя \ руководителя об изъятии имущества, закрепленного на праве оперативного управления; 5) предложения руководителя об участии учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал; 6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения; 7) по представлению руководителя проекты отчетов о деятельности учреждения и об использовании его имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность; 8) предложения руководителя о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно; 9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок; 10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность; 11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета; 12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации. 2. Пункты и 8 - дает рекомендации. Учредитель принимает решения после рассмотрения рекомендаций. 3. Пункт 6 - дает заключение, копия которого направляется учредителю. Пункт 11 - дает заключение. Руководитель принимает по этим вопросам решения после рассмотрения заключений. 4. Пункт 7- утверждает документы. Копии документов направляются учредителю. 5. Пункты 9, 10 и 12 - принимает решения, обязательные для руководителя. 6. Пункты и 1 - большинством голосов от общего числа голосов членов. 7. Пункты 9 и 12 - большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов. 8. Пункт 10 - в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 17 Федерального закона. 9. Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения в соответствии с частью 1 настоящей статьи, не могут быть переданы на рассмотрение других органов автономного учреждения.

Наблюдательный совет АУ Вопросы, по которым НС вырабатывает рекомендации на основе предложений учредителя или руководителя АУ Для учредителя АУ: 1) внесение изменений в устав АУ 2) создание и ликвидация филиалов и представительств АУ 3) реорганизация АУ 4) изъятие закрепленного за АУ имущества 5) участие АУ в других юридических лицах 6) совершение сделок с имуществом по согласованию с учредителем. Для органов управления АУ согласно их компетенции: 7) проект плана финансово-хозяйственной деятельности АУ 8) выбор банков, в которых АУ может открыть счета

Наблюдательный совет АУ Вопросы, по которым НС принимает решения на основе предложений руководителя АУ 1) совершение крупных сделок; 2) совершение сделок с заинтересованностью; 3) проведение аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждение аудиторской организации. НС утверждает проекты отчетов о деятельности АУ, исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность.

Компетенция учредителя в области управления автономным учреждением К компетенции учредителя в области управления автономным учреждением относятся: 1) утверждение устава автономного учреждения, внесение в него изменений; 2) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств; 3) реорганизация и ликвидация автономного учреждения, а также изменение его типа; 4) утверждение передаточного акта или разделительного баланса; 5) назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 6) назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок назначения руководителя и прекращения его полномочий и (или) заключения и прекращения трудового договора с ним; 7) рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о совершении сделок с имуществом автономного учреждения в случаях, если в соответствии с частями 2 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона для совершения таких сделок требуется согласие учредителя автономного учреждения; 8) решение иных предусмотренных настоящим Федеральным законом вопросов.

Руководитель автономного учреждения К компетенции руководителя автономного учреждения (директора, генерального директора, ректора, главного врача, художественного руководителя, управляющего и другого) относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или уставом к компетенции учредителя, наблюдательного совета или иных органов. Руководитель без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе: представляет его интересы и совершает сделки от его имени, утверждает штатное расписание, план финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность, утверждает регламентирующие деятельность внутренние документы, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

ПРОЦЕДУРА ПЕРЕХОДА В АУ

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АУ СОЗДАНИЕ Изменение типа суще- ствующего учреждения Учреждение

РЕШЕНИЕ О СМЕНЕ ТИПА Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни. Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни.

Предложение о создании АУ Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа подготавливается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится учреждение, по согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом. Предложение, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме, должно содержать: Предложение, представленное в предусмотренной Правительством Российской Федерации форме, должно содержать: 1) обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ, оказываемых им услуг; 2) сведения об одобрении изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения высшим коллегиальным органом этого учреждения при наличии такого органа; 3) сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего государственного или муниципального учреждения; 4) сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения; 5) иные сведения. Порядок подготовки предложений определяется Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования. Порядок подготовки предложений определяется Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией муниципального образования.

Решение о создании АУ Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения должно содержать: 1) сведения об органе, наделяемом полномочиями учредителя создаваемого автономного учреждения и ответственном за проведение мероприятий по созданию автономного учреждения; 2) сведения об имуществе, закрепляемом за автономным учреждением, в том числе перечень объектов недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества; 3) перечень мероприятий по созданию автономного учреждения с указанием сроков их проведения.

Имущественные вопросы Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. Имущество (в том числе денежные средства), закрепляемое за автономным учреждением при его создании, должно быть достаточным для обеспечения возможности осуществлять им предусмотренную его уставом деятельность и нести ответственность по обязательствам, возникшим у государственного или муниципального учреждения до изменения его типа. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным или муниципальным учреждением.

Некоторые процедурные вопросы Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего государственного или муниципального учреждения в его устав вносятся соответствующие изменения. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов. Созданное путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения автономное учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензии, а также свидетельства о государственной аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному учреждению, до окончания срока действия таких документов. При этом не требуется переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и переоформления иных разрешительных документов. В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае принятия уполномоченным органом решения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения применяются правила пунктов 1 и 2 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Требования статьи 60 ГК: Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица 1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. 1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом. Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом. 2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом. 2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

РИСКИ ПЕРЕХОДА В АУ

АУ – риски перехода Опасность приватизации АУ, в т.ч. из-за отсутствия субсидиарной ответственности государства Гарантии: имущество АУ находится в государственной (муниципальной) собственности (п.1 ст.3 Закона); АУ имеет только одного учредителя: РФ, субъект РФ или муниципалитет (п.1 ст.2 Закона); АУ не может быть признано банкротом (п.1 ст.65 ГК РФ); ответственность АУ не распространяется на закрепленное за ним недвижимое и особо ценное движимое имущество (п.4 ст. 2 Закона); субсидиарная ответственность важна не для АУ, а для его кредиторов.

АУ – риски перехода Снижение финансирования Гарантии: объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения; законодательство устанавливает одинаковые требования к финансированию учреждений, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, будь то бюджетные или автономные учреждения ; трехлетняя «выравнивающая» субсидия; риск снижения размеров государственного задания (следовательно, его финансирования) от типа учреждения не зависит

«Выравнивающая» субсидия Предоставление в течение 3 лет дополнительных субсидий, размер которых определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному БУ на текущий год и плановый период, и размером субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным АУ услуг и на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества (Постановление Правительства РФ от )

АУ – учреждение АУ – риски перехода Утрата гарантий, прав и льгот, предусмотренных законодательством для ОУ Устранение: сделаны поправки к соответствующим законам. В то же время гарантии, права и льготы сформулированы, как правило, применительно к учреждениям.

АУ – риски перехода Банкротство кредитной организации Устранение: тщательная оценка кредитной организации при ее выборе, Выбор наиболее надежных банков для открытия счета автономного учреждения: открытие счета в банках, значительная доля акций которых находится в собственности государства, например, Сбербанк РФ, Внешторгбанк Наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета страхование вкладов.

С АУ – риски перехода Снижение качества и доступности услуг Устранение: Предложение о создании АУ путем изменения типа существующего БУ, представленное в Правительство РФ, должно содержать обоснование создания АУ, в т.ч. с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества оказываемых им услуг (пп.1 п.7 ст.5 Закона) Учредитель должен определить критерии перехода в АУ с учетом этого риска.

В каких ситуациях оправдано создание АУ? АУ Имеется или возможна конкуренция между поставщиками образовательных услуг (большинство вузов, ссузов, пту, отдельные школы) возрастает влияние потребителей на поставщиков услуг Учреждение занимает монопольное положение на рынке образовательных услуг (многие сельские учреждения) ключевая роль административных методов БУ

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание! Вавилова Анна Александровна Заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования ГУ-ВШЭ