Оценивание регулирующих актов и технического регулирования Вадим Маршаков ГУ-ВШЭ Институт оценивания политик и программ www.iopp.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Оценка регулирующего воздействия. 2 Оценка регулирующего воздействия (сокр. ОРВ) – это ряд эмпирических исследований, цель которых заключается в предсказании,
Advertisements

Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на региональном уровне.
Переход к проведению оценки регулирующего воздействия на ранней стадии: основные принципы и проблемы Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор Центр.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Методические подходы к оценке социально- экономических последствий принятия технического регламента С.Б. Авдашева, д.э.н., проф. ГУ-ВШЭ П.В. Крючкова,
Вахромеев О.А. Школа-семинар по проектам НФ ГУ-ВШЭ «Учитель – Ученики» Голицыно, мая 2007 г. Предварительное оценивание регулирующих актов: «окно.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
Независимая медицинская экспертиза: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
Профессиональные консультационные услуги в сфере ВЭД. Взаимодействие с Федеральной службой по аккредитации в области оказания государственных услуг по.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР МИНПРОМТОРГА РОССИИ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Транксрипт:

Оценивание регулирующих актов и технического регулирования Вадим Маршаков ГУ-ВШЭ Институт оценивания политик и программ

Содержание: Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Оценивание регулирующих актов и оценивание технического регулирования: определения Этапы и методы проведения оценивания технического регулирования Преимущества применения оценивания (по сравнению с традиционными методами разработки регулирующих актов) Оценивание технического регулирования в РФ

Оценивание регулирующих актов: определение Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Оценивание эффекта регулирующих актов является анализом прогнозируемых издержек и прогнозируемых выгод от предлагаемого регулирующего акта. Целью подготовки такого анализа является содействие выявлению рисков, издержек и выгод предложенного регулирующего акта, а также идентификация сторон, интересы которых затронуты предложенным регулирующим актом.

Оценивание технического регулирования Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Техническое регулирование – система законодательной стандартизации качества и способов производства продукции, оформленная в автономную законодательную отрасль Оценивание технического регулирования – аналитическая процедура, направленная на информационное и консалтинговое обеспечение всех этапов разработки технического регламента

Этапы и методы разработки технического регламента (1) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Формулирование социальной/экономической проблемы Обоснование необходимости государственной интервенции Проведение исследования возможных форм интервенции, выявление наиболее эффективной формы Определение целей технического регламента Разработка проекта технического регламента Проведение предварительного оценивания технического регламента

Этапы и методы оценивания технического регламента (2) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Проведение общественных консультаций Корректировка технического регламента Проведение полного оценивания технического регламента Принятие и введение в действие технического регламента Проведение оценивание фактических результатов действия технического регламента Корректировка технического регламента

Методы: анализ рисков Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Количественный анализ величины всех рисков, которые предлагаемый техрегламент призван сократить Анализ возможностей сокращения рисков (не связан с оценкой издержек), неизбежно возникающих в процессе этого сокращения, ни с общественными интересами Анализ случаев, в которых возрастают или снижаются конкретные риски в установленный временной период, проводится с использованием как качественных, так и количественных данных

Методы: анализ издержек-выгод Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Выявление и перевод в денежную форму максимального количества издержек и выгод всех участников, возникновение которых связано с действием техрегламента В лимитированных условиях ресурсы должны распределяться с учетом максимизации чистой общественной выгоды Предлагаемый проект техрегламента одобряется в случае выявления положительного баланса издержек и выгод

Методы: анализа сценариев Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Анализ совокупных издержек/выгод (по различным сценариям) Результат: Совокупные монетизированные издержки и выгоды частного и государственного секторов от действия регламента, в том числе по различным сценариям

Методы: анализ искажения конкуренции Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Анализ искажений конкуренции Выявление искажений конкуренции с помощью формальных вопросников. Если искажение вероятны хотя в одном из сценариев - углубленный анализ по различным параметрам: влияние на концентрацию на рынке, барьеры входа, фиксированные издержки производства, результаты продукции, изменение структуры рынка и т.д. Результат: Прогноз негативных последствий для рынка вследствие снижения уровня конкуренции

Методы: анализ воздействия на бизнес Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Анализ воздействия на развитие бизнеса (среднего и малого бизнеса раздельно): 1. Опросы представителей референтной аудитории (компаний) 2. Фокус-группы 3. Экспертные опросы Результат: Сбор информации для: 1) прогноза воздействия регламента на бизнес, 2) готовности (возможности) компаний исполнять требования регламента

Методы: анализа юридического качества Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Анализ юридического качества проекта техрегламента: анализ качества предложенных формулировок исследование доступности требований регламента для бизнеса (фокус-группа) анализ соответствия проекта имеющемуся законодательству

Методы: анализ политического контекста и социальных эффектов Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Прогноз возможностей надзора с учетом качества администрирования (инфорсмент) Анализ политического контекста предлагаемого регламента Анализ социальных эффектов регламента (если имеются) Выявление качества политического консенсуса, в том числе на местах относительно регламента Оценка реакции потребителей на изменения продуктов в силу требований регламента.

Содержание отчета по оцениванию техрегламента Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Цель и обоснование необходимости государственной интервенции Риски: оценивание рисков, которые может вызвать предлагаемое регулирование Выгоды: оценивание выгод каждой альтернативы, включая альтернативу бездействия Издержки: выявление всех издержек, включая непрямые Согласие сторон: идентификация возможностей для действия Анализ влияния на малый, средний и крупный бизнес Мониторинг и оценивание: установка критерия для мониторинга и оценивания Рекомендации: суммирование, доклад компетентным органам

Институциональное оформление оценивания регулирующих актов в западных странах Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Великобритания: специальный орган при Кабинете министров – Бюро оценивания регулирующих актов (Regulatory Impact Unit) США: координация процессов технического регулирования осуществляется Службой по информации и регулированию (департаментом Административно-бюджетного управления США (Office of Information and Regulatory Affairs, OMB Department) Швеция: процесс оценивания регулирующих актов инициируется и контролируется специальной группой (SimpLex team), функционирующей в рамках Министерства промышленности, труда и коммуникаций Германия: качество и полнота проведенного оценивания контролируется министерством внутренних дел (Innenministerium). Кроме того, контроль в части оценки влияния на издержки и доходы бюджета осуществляет министерство финансов (Finanzministerium), в части влияние на уровень издержек и доходов отдельных отраслей, уровень цен, уровень потребления и т.д. - министерство экономики и труда (Wirtschafts- und Arbeitsministerium).

Преимущества применения оценивания при разработке техрегламентов Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ систематизация создания технических регламентов (регулирующих актов) систематизация коммуникации заинтересованных сторон предоставление ЛПР рациональных основ для принятия решения

Оценивание регулирующего акта: примеры применения (1) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ В 1985 г. Природоохранное агентство США провело оценивание предлагаемых технических регламентов по снижению количества свинца в бензине. Было показано, что свинец, традиционно добавляющийся в бензин с целью поднятия октанового числа, оказывает негативное влияние на здоровье детей и их способность к обучению, а также вызывает проблемы кровообращения у взрослых. После проведения оценивания был сделан вывод, что первичные издержки будут формироваться за счет очищения бензина от свинца на очистительных заводах. Было рассчитано, что эти издержки составят 3,6 млрд. долларов за период с 1985 по 1992 гг., в то время как неожидаемые до этого выгоды в области здравоохранения и топливной отрасли составят за тот же период 50 млрд. долларов.

Оценивание регулирующего акта: примеры применения (2) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Сальвадор: с целью сравнения результативности реформы образования и переподготовки учителей с эффектом от внедрения образовательного телевидения для значительной части детей младшего школьного возраста был комплекс оценочных исследований. Было подсчитано, что средняя стоимость использования телевидения для изучения математики составляла 22 доллара для каждого школьника, а средний балл после прохождения математического теста составил 3,7, соответственно, соотношение издержек и эффективности равное 5,9 (=22/3,7).

Оценивание регулирующего акта: примеры применения (3) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Австралия: с целью оценки экономических влияний реформы электроиндустрии, был применен анализ издержек-выгод и анализ рисков Было показано, что реформа скорее повысит выгоды, нежели дополнительные административные издержки и издержки реализации, а розничные цены для потребителей электроэнергии будут снижены на 5-8,5%

Оценивание технического регулирования в РФ (1) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Фиксация требований по проведению оценивания регулирующих актов/техрегламентов законом (минимально - постановлением Правительства) Распределение необходимых ресурсов, в особенности – привлечение экспертов, проведение обучения персонала органов государственной власти и т.д. Создание центрального органа по методическому сопровождению и контроль качества оценивания регулирующих актов Развертывание информационной кампании по популяризации оценивания регулирующих актов

Оценивание технического регулирования в РФ (2) Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Проведение пилотного оценивания Разработка и введение в действие нормативно-правовой базы оценивания, включающей поощрения и санкции для органов государственной власти в сфере оценивания регулирующих актов В случае, если это не сделано ранее – фиксация требований законом по обязательному проведению прогнозного оценивания C этого момента – обязательное проведение оценивания для всех регулирующих актов Возникновение профессионального сообщества специалистов по оцениванию, которые бы производили обмен опытом, методиками, техниками и аналитическими инструментами; со временем это приведет к созданию руководств для работы с «тяжелыми случаями»

Создание проекта регламента: любое лицо Передача на экспертизу в Правительство: ГД Публичное обсуждение и доработка: РАЗРАБОТЧИКОМ ЗА СВОЙ СЧЕТ. Уведомление об окончании разработки: орган по техрегулированию в официальном печатном органе Уведомление о начале разработки регламента: орган по техрегулированию в официальном печатном органе Не менее 2-х месяцев 1-е чтение: ГД Передача на обсуждение в экспертную Комиссию: Правительство Передача заключения в ГД: Правительство Передача отзыва В Правительство: э. комиссия Не более 2-х недель Не более 1-х месяца Внесение проекта техрегламента в ГД: субъект права Повторение экспертизы в Правительстве, включая заключение экспертов 2-е чтение: ГД

Недостатки применения оценивания техрегламентов Институт оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Недостаток необходимых данных Сложность и дороговизна аналитических методов Сложности монетизации неэкономических (например, символических) выгод Сложности выработки адекватных допущений об уровнях рисков Сложности оценки непрямых эффектов Вмешательство лоббистских групп; бюрократических процессов Как правило, присутствующие недостатки ресурсов и квалификации оценщиков Недостатки осуществления контроля за качества, ведущие к снижению выгод оценивания

оценивания политик и программ / ГУ ВШЭ Спасибо за внимание!