Научно-методическая работа в учреждении СПО как фактор совершенствования профессиональной компетентности педагогов Вавилова Л.Н., к.п.н., зав. лабораторией.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Совершенствование научно- методической работы как фактор повышения качества профессионального образования Липаева Татьяна Александровна, канд. филос. наук,
Advertisements

Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
Формы проведения методических дней в условиях реализации ФГОС ДОО Менчинская Елена Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и начального образования.
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Цели, задачи и направления деятельности методической службы учреждения профессионального образования в современных условиях Вавилова Л.Н., к.п.н., заведующая.
Межведомственная модель организации работы с одаренными детьми Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
РОЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УПРАВЛЕНИИ, ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И.
Методическая служба Чтобы выжить, надо быстро изменяться ( Правило Черной Королевы ). Л. Керролл Чтобы выжить, надо быстро изменяться ( Правило Черной.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ СТОЛБЦОВСКОГО РАЙИСПОЛКОМА.
Презентация по теме: Презентация "Направления работы методической службы школы"
Методический месячник по теме «Дифференциация и индивидуализация в предметном обучении как важный фактор повышения качества образования» Муниципальное.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
МИССИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ. Миссия методической службы школы – создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от.
Новое учебно-методическое обеспечение в условиях инновационного образования Нефедова Л.В., к.п.н., доцент.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОО Лукович Анжелика Витальевна, методист ГПСП учителей.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Совершенствование педагогического мастерства через участие в методической работе.
Транксрипт:

Научно-методическая работа в учреждении СПО как фактор совершенствования профессиональной компетентности педагогов Вавилова Л.Н., к.п.н., зав. лабораторией андрагогики ГОУ «КРИРПО»

Методическая служба- одна из подсистем ОУ (структурное подразделение), отвечающая за методическую работу, ПК профессионально-педагогических кадров, совершенствование образовательно-воспитательного процесса и качество подготовки выпускников. Цель методической службы ОУ - повышение уровня профессиональной компетентности ППР, обеспечение условий и ресурсов для непрерывного профессионального образования и самосовершенствования пед. кадров, развитие творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива в целом. Задачи МС: Удовлетворение актуальных профессионально-образова- тельных потребностей педагогов и руководителей ОУ; Обеспечение условий для профессионального развития всех членов педагогического коллектива; Научно-методическое обеспечение реализации ФГОС; Методическое сопровождение аттестации ППР; Создание в ОУ коллектива единомышленников.

Приоритетные направления деятельности МС: организационно – аналитическое (проведение мероприятий, их оценка, мониторинг, диагностика, закрепление нового статуса ОУ, решение проблемы професси- онального самосохранения, повышение конкурентоспо- собности ) опытно – эксперименталь- ное (опытно – эксперименталь- ная деятельность педагогов; изучение, распространение ППО) научно – иссле- довательское (разработка и реализация программ развития (ОУ,МС), проектная деятельность) экспертно – оценочное (экспертиза ра- бочих программ, КОСов, рецен- зирование методических разработок и т. д.) Необходим перевод методической работы в ОУ в статус научно-методической

Звено непрерывного профессионального образования профессионально-педагогических кадров; Целостная система мероприятий, действий, направленных на повышение профессионального мастерства педагогов, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, на достижение оптимальных результатов образования и воспитания. Методическая работа в ОУ ПО – это

Научно-методическая работа – – это синтез двух процессов: научно-исследовательского и методического, направленный на осуществление научно- методического сопровождения образовательного процесса, поддержку, координацию инновационной, научно- исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности педагогов, процессов развития образовательного учреждения

Ведущие направления деятельности МР Информационная деятельность. Консультационная. Изучение, обобщение ППО. Повышение квалификации педагогов. НМР Аналитическая (различные виды диагностики). Проектная (Разработка программы развития ОУ, МС, разработка концептуальных оснований деятельности коллектива). Организация научно- методического сопровождения инновационной деятельности, ОЭР, проектных, творческих групп преподавателей. Руководство исследовательскими работами обучающихся.

Доминирующие органы управления и структурные подразделения Методический совет, предметно – цикловые комиссии (МО) Научно-методический совет Кафедры Научно-исследовательские лаборатории Временные творческие группы преподавателей Экспертная группа

Структурно-функциональная модель методической службы ОУ СПО Экспертная группа Группа мониторинга Научно- методический совет Информаци- онный центр Эксперимен- тальная лаборатория Методический кабинет Временные творческие коллективы (проектные группы) Проблемные группы Педагогические мастерские Школа молодого педагога (ШПМ) Цикловые методические комиссии

Преобладающие формы работы МР Работа в рамках методических объединений, предметных (цикловых) комиссий Репродуктивные формы ПК педагогов НМР Создание кафедр, лабораторий, центров, временных научно- исследовательских и творческих коллективов, в рамках которых проводится ЭР и НИР как отдельных преподавателей, так и всего коллектива Долговременное сотрудничество с научными руководителями, консультантами

Результат МР Достижение и поддержание высокого качества образова- тельного процесса в ОУ. Обобщение педагогического опыта в виде методических рекомендаций. Повышение уровня дидактической компетенции педагогов. НМР Научно-теоретическое обоснование и обеспечение педагогической деятельности. Повышение уровня научно- исследовательской компетенции педагогов ( умений проектировать и осуществлять педагогический эксперимент), научно- методической компетенции (подготовка научных статей, учебно-методических пособий, монографий)

Направления и содержание научно-методической работы п/ п НаправлениеОбъект НМР Содержание НМРСубъекты НМР 1.Обеспечение эффективнос ти инновационног о развития ОУ, модерниза- ции образова- тельного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ОУ, образова тельный процесс Разработка стратегического и тактического планирования, научно-методическое обеспечение инновационного развития образовательного учреждения; Организация сопровождение опытно-экспериментальной работы, инновационной деятельности, проектных, творческих групп преподавателей по разработке новых УМК, освоению деятельностных технологий обучения и т.п.; мониторинг процесса реализации ФГОС; развитие внешних связей учебного заведения с вузами, научно-исследовательскими учреждениями и т.д. Научно- методический совет Аналитическая группа Экспериментальна я площадка (лаборатория) Информационный центр Творческие (целевые проектные) группы ЦМК

Примерная структура программы экспериментальной работы в ОУ название темы экспериментальной работы; руководитель ЭР (фамилия, имя, отчество, должность); краткое обоснование актуальности темы (из каких потребностей и противоречий практики вытекает необходимость организации именно данного эксперимента); объект исследования, предмет исследования; цель ЭР, задачи ЭР; гипотеза (развернутое предположение, где максимально подробно изложена модель, будущая методика, система мер, т.е. то нововведение, за счет которого ожидается получить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса); методы и средства ЭР (виды анкет, тесты, тексты контрольных работ, экспериментальные дидактические материалы); сроки ЭР (время начала, время предполагаемого завершения); ход ЭР: этапы (сроки и содержание работы); состав участников эксперимента; распределение функциональных обязанностей всех лиц, участвующих в экспериментальной работе или привлекаемых к ней;

Примерная структура программы экспериментальной работы в ОУ (продолжение) база (всё образовательное учреждение, обучающиеся определенного курса (специальности), отдельная группа обучающихся - оговорить экспериментальные и контрольные объекты); прогноз: а) положительных результатов, б) потерь, возможных негативных последствий; в) продумывание компенсаций; критерии оценки ожидаемых результатов; научный консультант эксперимента; предложения по кандидатурам рецензентов программы эксперимента (с указанием должности и места работы); форма представления результатов эксперимента (письменный отчет, текст доклада, методические рекомендации, статьи в журнал и пр.).

Направления и содержание научно-методической работы 2. Обеспечени е качества подготовки обучающих ся в соответ- ствии с требовани- ями ФГОС Качество подготовки воспитан- ности и развития обучаю- щихся (формиро вания ОК и ПК) разработка системы менеджмента качества подготовки обучающихся; диагностика и мониторинг качества обучения, развития и воспитания обучающихся; организация целенаправленной методической и психолого- педагогической помощи обучающимся и преподавателям. Проектная группа (Группа качества) Группа мониторинга ЦМК Психологическая служба

Направления и содержание научно-методической работы 3. Повышение уровня профессио- нальной компетен- тности педагогиче ских кадров, стимулиро вание инно- вационной деятельно- сти руково- дящих и педагоги- ческих работнико в Эффективность профессионально -педагогической, методической и инновационной деятельности педагогов и руководите лей ОУ обеспечение непрерывности профессионально- педагогического образования и самообразования членов педагогического коллектива и администрации; построение индивидуальных программ развития педагогов на основе диагностики и анализа результатов профессионально- педагогической деятельности; развитие у ППР мотивации к инновационной, научно- исследовательской деятельности, к непрерывному профессиональному развитию и самообразованию. Школа педагогического мастерства Проблемные группы педагогов Методические объединения (цикловые методические комиссии)

Современные требования к преподавателю в соответствии с ФГОС: Владение ИКТ, деятельностными, модульными, интерактивными и здоровьесберегающими технологиями обучения; Умение планировать и проводить учебное занятие в соответствии с компетентностным и деятельностным подходом; Планировать и осуществлять свою деятельность в команде. Выходить за рамки своей дисциплины, взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса (коллегами, работодателями) при разработке программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов, формировании ОК и ПК; Освоение новых ролей в педагогическом процессе: - Фасилитатора (создание «ситуации успеха» в обучении и в профессиональной деятельности ); - Тьютора (организация самостоятельной деятельности обучающихся); - Консультанта; - Эксперта.

Современные требования к преподавателям в соответствии с ФГОС: Умение выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося, позволяющие достигать планируемых результатов освоения профессиональных образовательных программ. Умение осуществлять поддержку обучающихся при реализации индивидуальных образовательных программ; Умение создавать учебные и учебно-методические пособия для обучающихся; Умение осуществлять индивидуальную оценку образовательных достижений и затруднений каждого обучающегося, проводить диагностику сформированности общих и профессиональных компетенций; Иметь мотивацию и навыки непрерывного самообразования Препятствия: низкая мотивация в личностном развитии у части преподавателей; неготовность к самостоятельному педагогическому исследованию, руководству исследовательской работой студентов;в педагогической деятельности больше опираются на свой жизненный опыт, чем на научные знания.

Система непрерывного профессионального образования педагога Повышение квалификации ППР в рамках методической службы ОУ Совершенствование профессиональной компетентности, мотивация к непрерывному самообразованию, профессиональному развитию КРИРПО, ИПК ВУЗы Кузбасса Областные ресурсные центры Базовые ОУ СПО Стажировка на предпри- ятиях и в организациях региона Постоянно действующие методические семинары Проблемные (дискуссионные) площадки Расширение дистанционных форм обучения Школы начинающих педагогов Проектные (творческие) группы Индивидуальные программы профессионального роста) Портфолио профессиональных достижений Педагогические мастерские по распространению передового опыта …………… Аспиран- тура, соиска- тельство

Диагностический подход в ПК ППР Диагностика 1 Определение роли методических структур в реализации программы 5 Анализ результатов и прогноз 6 Выявление проблем и затруднений педагогов 2 Разработка программы ПК ППР 4 Уточнение запросов 3

Активные и интерактивные формы НМР Педагогические мастерские, мастер-классы, творческие гостиные Творческие (проектные), проблемные группы Модерация, дискуссии, тренинги Деловые игры, оргдеятельностные игры Научно- практические конференции Профессиональные конкурсы, смотры Опытно- экспериментальные лаборатории Наставничество, стажерские пары, школа молодого педагога Семинары- практикумы, накопительные методические семинары Методические фестивали, ярмарки, выставки

Профессиональное объединение педагогов - это группа педагогических работников, специалистов, административных и других работников, созданная с целью совместного решения сложных задач. Виды профессиональных объединений (ПО) педагогов: 1.ПО на постоянной основе: ПЦК, МО, МК, кафедры 2.ПО на временной основе: школа профессионального мастерства; школа профессионального мастерства; школа передового опыта; школа передового опыта; педагогическая студия; педагогическая студия; педагогическая мастерская; педагогическая мастерская; творческие микрогруппы; творческие микрогруппы; временные творческие коллективы; ВНИКи (временные научно-исследовательские коллективы); временные творческие коллективы; ВНИКи (временные научно-исследовательские коллективы); проектные команды; проектные команды; школа исследователя; школа исследователя; экспертная группа (экспертный совет) и др. экспертная группа (экспертный совет) и др.

Творческая группа (целевая проектная группа) создается для апробации новых технологий обучения и для разработки методических рекомендаций педагогам ОУ после апробации нововведений. Задачи творческой группы: Изучение новой технологии, инноваций, организация эксперимента по апробации. Разработка программы эксперимента и ее реализация. Формулировка выводов эксперимента, обобщение результатов и разработка рекомендаций педагогам ОУ.

Проблемные группы - это временные группы педагогов, созданные для решения той или иной проблемы, актуальной для отдельных педагогов или для педагогического коллектива в целом. Задачи проблемной группы: анализ индивидуальных педагогических затруднений, приведших к возникновению проблемы; исследование состояния проблемы; исследование способов решения проблемы, исходя из индивидуального опыта участников группы, а также способов решения, представленных в педагогической или методической литературе.

Возможная тематика целевых проектных групп: «Модульно-компетентностный подход к организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС» «Программно-методическое обеспечение дисциплин по новым ФГОС» Внедрение современных образовательных методик на основе ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС» «Новые формы организации самостоятельной и исследовательской работы обучающихся» «Электронные образовательные ресурсы как условие повышения качества профессионального образования»

Стажерская пара – это структурная единица методической службы, направленная на освоение инновации в условиях разно уровневого развития мотивации и профессиональной компетенции педагогов.

- анализу взаимопосещенных занятий -конструированию учебных занятий с учетом осваиваемой технологии, инновации – разработке учебно-методических пособий, дидактического раздаточного материала - взаимообучение инновационным приемам и технологиям, отвечающим требованиям стандарта Работа в стажерской паре подразумевает совместные действия по: Какие методические средства характерны для работы стажерских пар?

Характерная особенность и основное условие работы стажерских пар – активная позиция педагога во взаимодействии при освоении и реализации инновации. Обязателен обмен практическим опытом с коллегами (как в форме различного рода выступлений, так и через открытые уроки).

Педагог – субъект НМР 1. Определение образ. потребностей, уточнение целей совм. деятельности 2. Практико-ориентир. занятия, проблемное построение их содержания 7. Разработка системы стимулирования педагогов К НМР, инновационной деятельности, ОЭР 6. Коллективные презентации итогов работы 5. Деятельностный подход в НМР, использование ИА и активных форм и методов работы 3. Обсуждение профессиональных проблем (технологий. форм и приемов формирования ОК и ПК) 4.Создание атмосферы доверия, взаимопомощи, психологического комфорта 8. Создание условий для демонстрации профес- сиональных достижений 9.Сопровождение индивид. работы педагогов по самообразованию

основаны на взаимодействии участников между собой и активной их включенности в обучающий процесс Активные и интерактивные формы МР - основаны на взаимодействии участников между собой и активной их включенности в обучающий процесс Постоянно действующие школы: - «Когда вы в начале пути», Конкурсы : -преподавателей «Мои педагогические находки», -председателей ПЦК «Уверенность, творчество, успех»

Направления и содержание научно-методической работы 4. Научное и учебно- методическое сопровождени е реализации ФГОС Качество и эффектив- ность научного и учебно- методичес- кого обеспечения реализации ФГОС моделирование структуры комплексного научного и учебно-методического обеспечения; модернизация структуры, создание и апробация нового предметного содержания к учебным дисциплинам, разработка авторских программ, элективных курсов и т.п.; поиск, адаптация, моделирование, проектирование и трансляция новых образцов педагогической деятельности, учебно-методических и дидактических материалов, технологий обучения Научно- методический совет Временные научно- исследовательск ие коллективы Индивидуальная поисковая и экспериментальн ая работа педагогов

Основные задачи МС по научно-методическому сопровождению реализации ФГОС 1)Организация работы проектных (проблемных) групп по обновлению УМК по дисциплинам и ПМ. 2)Выявление, анализ и тиражирование наиболее ценного опыта работы педагогов в условиях внедрения ФГОС ( в т.ч. выпуск периодических изданий информационно-методического характера ). 3)Организация деятельности педколлектива по овладению новыми технологиями, формами и методами обучения (ИА, деятельностные) 4) Обучение педагогов методике диагностики, мониторинга и анализа результатов учебно-воспитательного процесса; 5) Оказание помощи педагогам в создании и рецензировании методических материалов, в разработке электронных средств учебного назначения. Разработка методических рекомендаций для педагогов по: -организации работы с работодателями; -организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; разработке контрольно-оценочных материалов; - организации образовательного процесса на модульно-компетентностной основе.

Направления и содержание научно-методической работы 5. Методическое сопровождени е научно- исследова- тельской деятельност и обучающихся Качество и эффектив- ность научного и учебно- методичес- кого обеспечения реализации ФГОС Научно-методическое обеспечение конкретных видов учебной, учебно- исследовательской, научно- исследовательской самостоятельной работы обучающихся; Оказание помощи - по оформлению материалов по итогам практического обучения; -по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ). Проведение студенческих научно-практических конференций Зам директора по НМР Руководитель СНО ЦМК Научно- методический совет

Проблемы в деятельности МС учреждений ПО: 1)Спрос на развитие образовательного рынка, методические услуги опережает возможности МС как системы оперативной профессиональной переподготовки. 2)Недостаточный кадровый потенциал МС. У ряда руководителей учреждений ПО отсутствует видение опережающей роли МР в развитии кадровых ресурсов ОУ. 3)Не все МС стали информационными центрами. использующими в своей деятельности современные ИКТ, не все методисты в должной мере владеют современными ИТ. 5)При организации методической работы с педагогическими кадрами в ОУ массовые, коллективные формы преобладают над индивидуальными, слабо используются активные формы; медленно внедряется разработка программ ПК педагогов. 6)Неэффективно осуществляется научно-методическое сопровождение инновационных процессов в ОУ из-за недостаточной квалификации методистов в этом вопросе и невысокого инновационного потенциала системы МР. 7)Методистами недооценены возможности сетевой организации методической работы на региональном уровне

МС ОУ ПО будет работать более эффективно, если: обеспечено нормативно-правовое регулирование деятельности МС; разработана и реализуется программа развития МС ОУ; МР ориентирована на удовлетворение потребностей педагогов в методических услугах (сервисный подход); используются активные, инновационные формы МР; разрабатываются индивидуальные программы ПК педагогов; предлагаются разнообразные формы деятельности, позволяющие каждому педагогу выбрать форму МР; созданы необходимые условия для самореализации и творческого роста педагогов; МС отличает гибкость и быстрота реагирования на внешние изменения, постоянное развитие; в деятельности МС используются ИКТ : работает Электронный методический кабинет; проводятся on-line семинары с коллегами- методистами по обмену опытом, используются средства Интернета для методической поддержки педагогов и их профессионального развития.

Спасибо за внимание! С новым учебным годом! Будьте оптимистами! Оптимизм обеспечивает успех!!!