ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ Татьяна Полиди Исполнительный директор Фонд «Институт экономики города», Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О разработке региональных программ стимулирования развития жилищного.
Программа «Стимул» как инструмент государственной поддержки жилищного строительства.
Законодательные инициативы по снижению административных барьеров в жилищном строительстве России Татьяна Полиди Исполнительный директор Фонда «Институт.
Программа «Жилье для российской семьи» Н.Б. Косарева президент Фонда «Институт экономики города»
1 Перспективы развития рынка строительства жилья эконом класса и ипотеки в России. Приоритеты деятельности АИЖК. Генеральный директор ОАО «АИЖК» Семеняка.
Долгосрочная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Калужской области» на годы Долгосрочная целевая.
Москва, 2014 Деятельность ОАО «АФЖС» в области реализации программ по обеспечению доступным жильем населения.
Развитие рынка ипотечного кредитования Сбербанком России в 2009 г. – 2010 г. Москва, 2010.
Основные принципы и механизмы ускоренного привлечения частных инвестиций в реализацию Национального проекта МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Российской.
Программа «Жилье для российской семьи» и новые механизмы финансирования жилищного строительства Н.Б. Косарева президент Фонда «Институт экономики города»
Семенюк Андрей Григорьевич, Первый заместитель генерального директора ОАО «АИЖК» 16 октября 2014 г.
1 Развитие рынка ипотеки: Итоги 1 полугодия 2010 года, прогнозы на среднесрочную перспективу. Приоритеты деятельности АИЖК. Заместитель Генерального директора.
Предоставление земельных участков. гражданам и юридическим лицам для строительства гражданам и юридическим лицам для строительства предоставление гражданам.
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА Характеристика программы АИЖК «Стимул»
Развитие застроенных территорий Татьяна Полиди Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города»
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Юридические аспекты развития и управления территориально-имущественными комплексами Международная научно-практическая конференция «Развивающиеся рынки.
МЕХАНИЗМЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОЕКТАХ КОМПЛЕКСНОГО ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ Санкт-Петербург 2008 г. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Транксрипт:

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ Татьяна Полиди Исполнительный директор Фонд «Институт экономики города», Москва Красноярск, 14 июня 2013 г

Инструменты решения задачи сбалансированного пространственного развития Инновационные модели комплексного развития территорий ЭТО инвестиционно привлекательные проекты девелопмента и редевелопмента территорий, + нацеленные на создание качественной городской среды (Сратегия-2020) и + реализуемые по принципу ГЧП

Выгода для всех участников Проекты развития территории Население: Качественна среда и доступное жилье Застройщик: Доходы от девелопмента Организации коммунального комплекса: Доходы от продажи ресурсов ОМСУ: Развитие территории, Решение проблемы ветхости и аварийности ЖФ, Дополнительный доход, в т.ч. налоговый Государство: Повышение качества жизни и производительност и труда, Экономический рост Институты развития (АИЖК, ВЭБ и др.): Эффективные инвестиции в долгосрочное развитие институтов

Задача сбалансированного пространственного развития (Стратегия 2020) Не только доступное по цене жилье, но и: обеспеченность социальной и инженерной инфраструктурой; многофункциональность и пространственная соразмерность застройки; транспортная связанность территорий; доступность мест приложения труда; экологическая безопасность и энергоэффективность; полноценная среда для трудового и внетрудового общения; безопасная и комфортная среда для детей и подростков; доступная среда для лиц с ограниченными возможностями; городская эстетика, визуальная привлекательность архитектурной среды.

Стратегии развития территории города Выбор инструментов Выбор стратегии Выбор цели Потребность в росте? в качественных преобразованиях ? и в том, и в другом? Интенсивное развитие Развитие застроенных территорий Экстенсивное развитие Комплексное освоение территорий Присоединение новых территорий Комбинированная стратегия Реконструкция застроенных и освоение новых территорий

Выбор стратегии: от сегодня к завтра ГородТемп роста населения 2002/2010 гг., % Площадь жилищного фонда, построенного до 1970 года, тыс. кв. м Доля жилищного фонда, построенного до 1970 года, % Красноярск 7%9971,746% Новосибирск 3%11615,435% Омск 2%8023,931% Томск 12%2617,423% Владивосток 0%3540,429% Хабаровск -1%4736,537% Южно-Сахалинск 8%1617,540% Города-центры субъектов России -1%403890,533,6%

Существующие и возможные правовые механизмы Развитие застроенных территорий Аукционы на право заключения договора о РЗТ (ст ГрК РФ) Конкурсы на право заключения соглашения о ГЧП (требуют внесения изменений в законодательство) (Госпрограмма) Комплексное освоение Аукционы на право заключения договора аренды ЗУ в целях комплексного освоения Конкурсы на право заключения соглашения о ГЧП (требуют внесения изменений в законодательство)

Последовательность реализации проектов РЗТ 1 Выбор территории Определение оптимальных условий аукциона на основе сценарных расчетов и подготовка проекта границ 2 Проведение аукциона на право РЗТ Заключение договора о РЗТ с победителем аукциона 3 Реализация проекта РЗТ Разработка и утверждение ППТ, изъятие, девелопмент Залог успеха аукциона и реализации проекта РЗТ

Схема сценарного расчета Затраты На снос На переселение На строительство объектов жилого и коммерческого назначения На строительство коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры (варианты в зависимости от условий аукциона - плата за подключение, тариф, концессия) Доходы Продажа и аренда объектов жилого и коммерческого назначения Аренда объектов социальной инфраструктуры Продажа и аренда земельных участков (ленд- девелопмент)

Необходимые условия успешной реализации проектов РЗТ Наличие Генплана и плана его реализации Наличие Правил землепользования и застройки Наличие Местных нормативов градостроительного проектирования Наличие комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры, увязанных с Генпланом Наличие инвестиционных программ организаций коммунального комплекса

Основные ограничения для успешной реализации проектов РЗТ и рекомендации городам ОграничениеВозможное решение Недостаток средств для развития инфраструктуры – риск невыполнения обязательств города Механизм ГЧП – для социальной и привлечение длинных денег ВЭБа для коммунальной инфраструктуры (кредитование проекта) Риск неизъятия недвижимостиПринятие закона субъекта и проведение местного референдума – право принудительного изъятия Отсутствие преимущественного права приобретение недвижимости у победителя аукциона Внесение изменений в законодательство

ГЧП в проектах комплексного освоения - федеральная инициатива - строительство жилья экономкласса для экономически активных групп граждан Государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения России» на гг.* Цель приоритетного проекта – формирование механизмов удовлетворения потенциального спроса на жилье домохозяйств, которым не доступно приобретение жилья по текущим рыночным ценам. *утв. распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2012 года 2227-р. Концепция разработана экспертами ИЭГ по заказу АИЖК 12

Основные параметры приоритетного проекта Цена жилья экономкласса -

Этапы реализации приоритетного проекта в гг. 14 Этап 4: реализация проектов строительства жилья экономкласса Этап 3: 2013 год – отбор Госстроем пилотных проектов гг. – отбор проектов на конкурсной основе Этап 2: формирование списков граждан-участников приоритетного проекта Этап 1: отбор городов-участников приоритетного проекта

Меры поддержки государства, направленные на снижение стоимости строительства жилья эконом-класса (1) организационное содействие в выявлении и координации спроса домохозяйств указанных категорий на приобретение жилья экономкласса по фиксированным ценам; льготные условия предоставления земельных участков, находящихся: в федеральной собственности, собственности Фонда «РЖС», региональной и муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена; содействие в обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктурой, а также при необходимости - социальной инфраструктурой; 15

Меры поддержки государства, направленные на снижение стоимости строительства жилья экономкласса (2) обеспечение доступа к кредитным ресурсам для строительства и приобретения жилья; предоставление типовой проектной документации для жилищного строительства; содействие застройщику в сокращении сроков прохождения административных процедур; предоставление застройщику гарантии выкупа нереализованного жилья экономкласса (при наличии обеспечения со стороны ВЭБа или другого банка-участника проекта). 16

Банки-участники приоритетного проекта выполняют следующие функции: формирование списка граждан (домохозяйств), которым такие банки выдали предварительные подтверждения о возможности предоставления ипотечного кредита, соответствующего потребностям и платежеспособности заявителей, и его представление организации, уполномоченной Госстроем на формирование сводного списка таких граждан (домохозяйств); выдача кредитов на реализацию проектов жилищного строительства и ипотечных кредитов. 17

ОАО «АИЖК» выполняет следующие функции : координация работы банков-участников приоритетного проекта по формированию списка граждан (домохозяйств); фондирование банков-участников приоритетного проекта по программе «Стимул»; рефинансирование ипотечных кредитов, выданных банками-участниками приоритетного проекта домохозяйствам, участвующим в проекте; предоставление гарантий выкупа нереализованного по фиксированным ценам жилья экономкласса при наличии ресурсного обеспечения со стороны Внешэкономбанка либо иного банка-участника приоритетного проекта. 18

Внешэкономбанк выполняет следующие функции: определяет и утверждает порядок фондирования гарантий выкупа жилья экономкласса, нереализованного по фиксированным ценам; выдает кредиты на реализацию проектов комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства; выкупает ипотечные ценные бумаги ОАО «АИЖК» и банков-участников приоритетного проекта. 19

Планируемая структура и источники финансирования строительства жилья и ипотеки: Планируемый общий объем ипотечных кредитов млрд. рублей. Планируемый ежегодный лимит кредитования жилищного строительства млрд. рублей. Сбербанк - 50%, группа ВТБ и Газпромбанка – 25 %, ОАО «АИЖК» – 12,5 %, Внешэкономбанк и банки, входящие в рейтинг ТОП-100 – 12,5 %. 20

Спасибо за внимание! Фонд «Институт экономики города» Татьяна Дмитриевна Полиди Исполнительный директор Москва, ул. Тверская, д. 20/1