Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНИСТЕРСТВО НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.
Advertisements

РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ стратегический документ: КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РК (Указ Президента РК от 28 ноября 2012 года) цель:
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Организация управления муниципальным образованием 1. Основные модели организации МСУ. Понятие «орган МСУ». 2. Варианты организации МСУ. Понятие «структура.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
1.Государственное регулирование местного самоуправления 2.Предметы ведения и полномочия план.
Бюджет, ориентированный на результат Астана, март 2007 г.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах - местное самоуправление в городских и сельских поселениях. Местное самоуправление –
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА НАРОДОВЛАСТИЯ
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Транксрипт:

Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан

Постановочные вопросы депутатов по проблемам, возникающих в сфере государственного управления и эффективности реализации программ: При утверждении Парламентом РК исполнения бюджета или принятии нового, Правительство обещает взяться за совершенствование бюджетной сферы. Оно осознает, что есть определенные несовершенства в методологии формирования бюджета и его планировании. Из выступлений депутатов: «Бюджет это ключ, к жизненно важной части нашей экономики, которая отражается на жизни каждого казахстанца». «На местах и из уст акимов мы слышим, что выравнивание различий регионального развития через систему трансфертов не обеспечивает рационального и эффективного регулирования межбюджетных отношений». Составление бюджета на прогнозируемый период не обеспечивает координации планов административно-территориальных единиц с национальными планами стратегического развития. Из выступлений депутатов: «Чрезмерная централизация ресурсов приводит к росту иждивенческой зависимости регионов от трансфертов республиканского бюджета». «Существует постоянная финансовая зависимость регионов от бюджетной субвенций республиканского уровня, объемы которых зачастую зависят от субъективных факторов, таких как лоббиские возможности регионов: смог зайти, смог заинтересовать, что-то предложить – значит, получил. (Эту практику тоже мы знаем)». «В результате акимы областей не несут ответственности за конечные результаты реализации бюджетных программ, не проявляют достаточную инициативу для расширения доходной базы местных бюджетов». Что делать? Четкое разграничение Депутаты Правительство

В целом администрирование самой социальной сферы сегодня требует пересмотра и совершенствования. Из выступлений депутатов: «Сегодня министры говорят, что за это отвечают акимы, они не могут вмешиваться и контролировать их работу, а акимы на местах указывают наверх, говорят, что все от туда зависит, все указания приходят оттуда. Трудно разобраться, кто в конце концов отвечает за выполнение законов, бюджета, бюджетных программ, и мы в таких догадках теряемся». «Несовершенство методологии и прогнозно – аналитической работы приводит к тому, что принятые бюджетные программы ежегодно корректируются по нескольку раз. Только в 2011 году Правительство 25 раз корректировало бюджет и дважды уточняло расходы бюджета». Из выступлений депутатов: При планировании бюджетов местных уровней и республиканского бюджета принимаются нереалистичные макроэкономические показатели развития. Поэтому из года в год растет динамика не освоения средств по бюджетным программам, допускается нецелевое и неэффективное их использование, объемы выявляемых финансовых нарушений из года в год также растут. «Более 20 лет нашей независимости, а мы все еще говорим о том, что Правительство должно ставить своей основной, главной задачей формирование бюджета, ориентированного на результат. Результат это повышение благосостояния казахстанцев, благосостояние людей».

В целом по объектам социальной сферы планирование осуществляется при отсутствии системы обоснованных стандартных нормативов обеспеченности. Из выступлений депутатов: «В 2011 году, я поднимала вопрос о социальных стандартах, без которых сегодня не возможно ни четко планировать, ни контролировать то, как исполняются те или иные бюджетные программы. Правительство будет эту работу активировать, даже назначило ответственное министерство в лице Министерства экономики, но до сих пор воз и ныне там. У меня просьба, Серик Ныгметович, чтобы Вы эту работу ускорили». «Утверждение стандартов, принятие казахстанского социального стандарта – это есть ключ к решению многих проблем, нужно начинать работу по изменению подхода к формированию государственного бюджета именно с этого. Отсутствие социальных стандартов – значит, нет четкого планирования и контроля за тем, как это исполняется. Поэтому строится больницы, где могут исчезнуть целые этажи, хотя они были в проектно-сметной документации. Издаются совершенно разные учебники (разные авторы) по одному и тому же предмету для одного и того же класса, потому что в этой сфере нет стандарта. Ну и кто же когда-то начнет считать эти деньги, эти расходы?»

ЦЕНТР ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ Спектр вопросов Центральной политики УРОВНИ Центральный Областной Город, район Село Важно, чтобы весь спектр центральной политики (качества жизни) доходил до каждого человека Предпосылки для разработки и принятия Концепции ПРАВИТЕЛЬСТВО Присматриваются Вопросы местного значения (коммунальная сфера, поселковые улицы, освещение и т.д.) Стандарты социальные, образовательные, здравоохранение Государственная политика

Концепция В чем задача и какие необходимы функции закрепить за МСУ для их реализации? Как создать эффективную модель управления? Скудный бюджет позволял пронизывать и отслеживать до села. Как обеспечить выполнение определенного круга вопросов местного значения и отдать под контроль сообщества? Приобщить людей к управлению делами государства и выделенные из конкуренции Предпосылки для разработки и принятия Концепции Вопросы Ответ

- непременное условие экономического процветания, социального благополучия и формирования гражданского общества МСУ Становление МСУ многоэтапный и динамичный процесс, связанный с развитием институтов государства и гражданского общества, которые непосредственно влияют на жизнь местного населения. Фундаментальный вопрос МСУ Упирается в определении параметров модели. Предстоит большая работа - по пересмотру законодательной базы, применительной практики, коррекции системы управления и переориентации менталитета населения. Видение развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Анализ текущей ситуации. Уровень власти наиболее приближен к населению, им же в основном формируется, ему подконтролен и решает вопросы по удовлетворению основных жизненных потребностей населения. При рациональном построении местного самоуправления не только оптимально расходуются местные ресурсы, но и заметно повышается доверие населения к власти. Требуется передачи ряда функций непосредственного обеспечения жизнедеятельности местных сообществ в сферу регулирования МСУ. Основным недостатком попыток внедрения местного самоуправления в Казахстане явилось их фрагментарное осуществление без предварительной выработки целостной модели МСУ.

В 2007 году в Конституцию внесены дополнения, что МСУ осуществляется населением. Однако, не имеют самостоятельные бюджеты, но являются администраторами бюджетных программ и они обеспечиваются финансами по остаточному принципу. Акимы не способны эффективно решать вопросы местного значения, что объективно вызывает недовольство со стороны населения. С 2012 года Программа "Развитие регионов" реализуется механизм финансовой поддержки регионов для решения актуальных вопросов местного значения. Важным звеном данного механизма является участие населения в отборе мероприятий и распределении выделенных средств. Большинство районных бюджетов является субвенционными. Акмолинская область все 17 районов. Карагандинская область из 9 районов 8. Сегодня на практике не распространяются в обсуждении вопросов местного значения т.к. не регламентирован порядок формирования, проведения и полномочия собраний (сходов) Ограниченность прав владения и распоряжения собственными финансовыми средствами, имуществом и другими ресурсными возможностями.

МСУ зависит от понимания населением своих прав и возможностей, а также от населения компактного проживания. Доведение органам к МСУ со стороны государственных институтов и граждан появится лишь в процессе их работы. Цели, задачи, период реализации и ожидаемые результаты от реализации Концепции. Ожидается, что к 2020 году в Казахстане возрастет значение представительной власти, будут созданы эффективные институты местного самоуправления и гражданского общества, соответствующие лучшим международным стандартам. Цели Концепции - определить основные концептуальные направления дальнейшего развития системы МСУ Задачи: 1)на уровне аулов (сел), поселков, городов районного значения постепенно повысить роль населения в решении вопросов местного значения через собрания (сходы) местного сообщества путем стимулирования участия, заинтересованности и ответственности населения при принятии управленческих решений; 1)на уровне аулов (сел), поселков, городов районного значения постепенно повысить роль населения в решении вопросов местного значения через собрания (сходы) местного сообщества путем стимулирования участия, заинтересованности и ответственности населения при принятии управленческих решений; 2) внедрить механизм вовлечения части активного населения в процесс принятия управленческих решений; 3) повысить роль маслихатов при назначении или избрании акимов в городах районного значения, аульных (сельских) округах, аулах (селах), не входящих в состав аульного (сельского) округа; 4) расширить финансовую и экономическую самостоятельность нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения.

Ожидаемые результаты: В Казахстане будет создана эффективная система органов МСУ, обладающих определенной экономической и финансовой самостоятельностью. Перераспределение полномочий между уровнями управления, соблюдая унитарное устройство для обеспечения совместного участия этих органов в решении региональных задач. Принятие Концепции позволит реализовать конституционные нормы, создать законодательные основы организации и деятельности МСУ, провести реальные реформы в сфере демократизации власти, повысить роль населения в решении вопросов местного значения, создать условия для его прямого участия населения в государственном управлении, снизить уровень проявлений бюрократизма и коррупции. Опыт Польши, территориального управления имеющего давнюю историю и продолжительную традицию, в этом вопросе является наиболее показательным для Казахстана. Основные принципы организации и деятельности МСУ в Республике Казахстан. 1) самостоятельность; 2) законность и равенства права; 3) гласности и учета мнения граждан; 4) соблюдения общегосударственных интересов; 5) участие в решении вопросов государственного значения; 6) субсидиарности; 7) комплектности, этапности развития системы МСУ; 8) Поддержки со стороны государства; 9) Открытости деятельности органов МСУ, их подконтрольность и подочетность населению.

Подходы по развитию МСУ (2013–2014 годы) -расширение потенциала действующей системы на нижних уровнях управления. Включение в действующие программы развития района (города областного значения). определение полномочий, регламентацию порядка формирования, обязательность обсуждения и права участия в мониторинге за использованием бюджетных средств, выделенных на решение проблем местного значения. (2015–2020 годы) – дальнейшее развитие местного самоуправления, исходя из практической отработки в течение 2013–2014 годов механизмов управления и финансирования. Этапы реализации:

Дальнейшее развитие МСУ с четким разграничением полномочий, Функций, финансов и ответственности для непосредственного обеспечения деятельности МСУ Разработка стандартов по социальным параметрам и обеспеченность их необходимыми финансами Конкурентоспособный, результативный государственный сектор и профессионализация государственной службы Управление, ориентированное на результат с учетом общественного мнения и гражданского участия Управление реформами государственного сектора исходя из потребностей населения Основа для эффективного и устойчивого развития регионов Качество и объем оказания государственных услуг контролируются центральными органами власти Концентрация усилий государственных органов на решении стратегических задач регионального характера.

Конституция РК Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении» от г 126-IV 1.«Об административно -территориальном устройстве Республики Казахстан» 2.«Об общественных объединениях» 3.«О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» 4.«О местном государственном управлении в Республике Казахстан». Статья В Республике Казахстан признается местное самоуправление, обеспечивающее самостоятельное решение населением вопросов местного значения. 2. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы местного самоуправления в местных сообществах, охватывающих территории, на которых компактно проживают группы населения. Органам местного самоуправления в соответствии с законом может делегироваться осуществление государственных функций. 3. Организация и деятельность местного самоуправления в Казахстане регулируются законом.законом 4. Гарантируется самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных законом. Статья Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно -территориальных единиц назначаютсяназначаются или избираютсяизбираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей МСУ Европейская Хартия -полностью соответствуют 5 статьям -частично соответствуют 12 статьям -не соответствуют 12 статьям

История казахского права Жети Жаргы законодательный памятник, фиксирующий сложившиеся в обществе отношения. В период (ХV-ХIХ вв.) Регламентации сроков и места проведения сходов сообщества, определения его статуса и знаков родового отличия, а также представленность родовых племен. социальные и правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. По разным источникам (11- 34) фрагментов всякий, могущий носить оружие (кроме султанов), платил хану и народным правителям в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно. содержит нормы административного, уголовною и гражданского права, а также положения о налогах, религии и других сторонах жизни казахского общества. зафиксированная в нем совокупность правовых норм действовала территориально в отдельных жузах, а также в пределах всего Казахского ханства, с учетом местных особенностей По разным источникам имело силу, «условно-обязательную», только при жизни хана Тауке-хана. Сохраняло действенную силу и при правлении казахского хана АбулХаира, Оставался основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе в течение XVIII и XIX веков.

Президент Стратегия 2030 Послание Президента Н.А. Назарбаева, г. «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Статья: Двадцать шагов к Обществу всеобщего труда» МСУ –как часть государственного устройства разной степени децентрализации в зависимости от уровня функционирования Самостоятельность в области экономики и финансов, способна оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и эффективно выполнять возложенные на нее социальные функции Ускорение диверсификации Экономики 2015,2020 Образование Здравоохранение 2015, 2020 ЖКХ 2011,2015,2020 Услуги для граждан Социальная защита населения Подготовка к посткризисному развитию Обеспечение межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений Стратегия ключевых направлений Учет местных особенностей и интересов населения в процессе принятия решений ускорит экономический рост и повышение благосостояния граждан в регионах, позволит осуществить кроме собственных, также делегированные государственные полномочия и создаст эффективную и конкурентную систему Общественный мониторинг станд а р т Кол-во населения Стратегия 2050

Центральные органы власти Полномочия МСУ Финансы МСУ *вопросы местного значения (перечень) * позволяющие МСУ осуществить эти полномочия самостоятельно Функции МСУ Ответственность МСУ * осуществление деятельности в *в рамках самостоятельной рамках полномочий деятельности Полномо- чия ФункцииФинансыОтветс- твеннос ть 1 этап 3 этап 2 этап 1 этап 2этап 3 этап Местное самоуправление

Не носящие концептуальный характер (краткосрочные) 1. Разделить функции акимата и маслихата всех уровней на государственные и функции местного самоуправления. 2. Установить подотчетность акима по функциям местного самоуправления перед маслихатом и населением. 3. Усилить аппарат маслихата путем введения в его состав подразделения по мониторингу и оценке исполнения бюджетных программ. 4. Ввести норму освобожденных от основной работы председателей постоянных комиссий и обязывающую включать в состав комиссий не только депутатов, но и представителей местного сообщества. 5. Ввести норму позволяющую включить в состав аппарата ревизионной комиссии маслихата независимых специалистов. 6. Ввести норму обязывающую публиковать результаты ежеквартальных мониторингов, ревизий и оценки эффективности исполнения бюджетных программ. 7. Ввести выборность акимов городского и сельского уровней. 8. Ввести норму, наделяющую собрание (сход) населения местного сообщества сельского уровня управления правами представительного органа и правом выбора старосты и утверждения финансового плана (бюджета) 9. Ввести норму, обязывающую в составе районного бюджета сформировать финансовые планы социально-экономического развития территорий сельского уровня управления с последующим преобразованием в самостоятельные бюджеты. Концептуальные (долгосрочные) 1.Разработать и рекомендовать к применению Правила проведения собрания (схода) местного сообщества. 2.Разработать рекомендации к Закону «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» усиливающие роль маслихатов в процессе разработки планов развития территорий и бюджетов. 3.Разработать рекомендации к «Бюджетному Кодексу РК» позволяющие передавать на нижестоящий уровень общие трансферты на развитие, оперируя которыми местные исполнительные и представительные органы получат возможность самостоятельно и под свою ответственность решать насущные проблемы населения Рекомендации

Рекомендации по повышению роли маслихата и населения в процессе решения вопросов местного значения в рамках действующего Закона А).Усиление подотчетности исполнительных органов Публикация стратегий, планов и программ и результатов ревизий на сайтах акимата. Введение блогов местных Акимов на сайтах акиматов. Публикация планируемых и принятых решений. Публикация местных бюджетов в разрезе программ и планов мероприятий, а также промежуточных и финальных отчетов об исполнении. Предварительная публикация отчетного доклада акима перед населением Б).Повышение роли представительных органов Включение депутатов в рабочие группы по разработке проектов программ и бюджетов. Введение возможности финансирования в рамках социального заказа общественной экспертизы на проекты документов Проведение мониторинга и оценки бюджетных программ с привлечением общественных экспертов в рамках социального заказа. С).Развитие самоорганизации, правовой культуры и взаимодействия населения с депутатом Создание территориальных общественных советов на избирательных округах с участием депутатов и представителей акимата. Систематическое проведение оценки потребностей на территории округов с участием населения и выработки рекомендаций по совершенствованию городских программ развития и благоустройства. Вовлечение граждан в мониторинг процесса реализации городских программ на их территории. Разработка кандидатом в депутаты Кандидату программы развития территории избирательного округа. Усиление взаимодействия депутата с избирателями через ежемесячное проведение расширенных заседаний территориального общественного совета с приглашением всех желающих с данного избирательного округа. Подведение итогов в конце года о позитивных изменениях связанных с развитием и благоустройством избирательного округа и выработкой рекомендаций для акимата по совершенствованию городских программ. Информирование в начале года избирателей через территориальный общественный совет и СМИ по планам развития округа.

Спасибо за внимание!