Установочная лекция Организационная часть Преподаватели: - Веселовская Елена Вячеславовна; - Смирнов Виктор Витальевич.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Advertisements

Выполнила : студентка группы 1 Д 5 СО 41 Надежда Блохина Ярославль, 2010.
Умозаключение Умозаключение 1.Умозаключение как форма мышления, его структура. 2. Дедуктивные и индуктивные умозаключения. 1.Умозаключение как форма мышления,
Логика Темы 3-4 Суждение Непосредственные умозаключения МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Теоретический тест. Что такое логика? Наука, изучающая формы и законы человеческого мышления Наука, изучающая человеческое общение Наука, изучающая процессы,
ОСНОВЫ ЛОГИКИ Логика – это наука о формах и способах мышления.
Глава 3. Основы логики и логические основы компьютера Тема: Формы мышления.
Алгебра логики. Логика Логика – это наука о формах и законах человеческой мысли, о законах доказательных рассуждений, изучающая методы доказательств и.
Основы логики Основы логики Автор: Соколов Кирилл Дата: г. Учитель: Ковалева Ю.В.
Алгебра логики. Основные понятия Логика Логика - наука о правильном мышлении, или о правилах, которым подчиняется процесс рассуждения. Предметом логики.
Формальная логика. Слово «ЛОГИКА» означает - совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления Законы Логики отражают в сознании человека свойства,
ЛОГИКА и ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ Логика – это наука о формах и законах правильного, доказательного рассуждения и мышления в целом.
Алексеева Е.В., учитель информатики и ИКТ, МОУ «Сланцевская СОШ 3» Основы логики.
LOGO Алгебра логики. Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как: понятие суждение.
Тема лекции Простые суждения. Суждение Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь или отношение между понятиями и которая.
Формальная логика Котлярова В.Ю., учитель информатики, МБОУ СОШ 1 им. Н.К.Крупской, города Нижний Тагил.
Выполнила ученица: 10 «Б» Муравлёва Инна учитель: Ковалева Ю.В г.
Логические задания в ЕГЭ по информатике Учитель информатики первой кв. категории: Леонтьева И.Н. Лицей им. В.В.Карпова с. Осиново, Зеленодольский район.
1 Основы логики и логические основы компьютера 10 класс.
Алгебра логики Логика изучает внутреннюю структуру процесса мышления, который реализуется в таких естественно сложившихся формах как понятие, суждение,
Транксрипт:

Установочная лекция

Организационная часть Преподаватели: - Веселовская Елена Вячеславовна; - Смирнов Виктор Витальевич

I Межсессионная работа: 1. Выполнение контрольной работы – по методичке

Структура методички: требования по выполнению контрольной работы образец оформления и выпол- нения контрольной работы варианты контрольных работ семинарское занятие вопросы для подготовки к экзамену (50) таблицы

Требования: представить работу до начала сессии; определить номер своего вари- анта по последней цифре но- мера зачетной книжки (от 1 до 10); оформить и выполнить рабо- ту в соответствии с предло- женным образцом.

использовать логические символы: А,В,С…(прописные буквы латинского алфавита) - для понятий; p, q, s…(строчные буквы латинского алфавита) - для суждений; - для соединительной (конъюнкция) логической связи между суждениями; - для разделительной (нестрогая дизъюнкция) логической связи между суждениями; - для разделительной (строгая дизъюнкция) логической связи между суждениями; - для односторонней условной (импликация) логической связи между суждениями; - для двусторонней условной (эквиваленция) логической связи между суждениями; - для отрицания суждений

Оформление титульного листа ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИЛИАЛ МГЮА В ВОЛОГДЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛОГИКЕ ВАРИАНТ ____ Выполнил работу обучающийся: курс ___ группа ___ ФИО:__________________________(_______________) подпись обучающегося адрес: _________________________________________ Дата: «_____» ____________ 200__года Проверил работу: Дата:__________, оценка: _________, _________________ (подпись преподавателя)

Оформление заданий З А Д А Н И Е 1 (1 часть) Формулировка: - определите вид отношения между понятиями; - изобразите графически эти отношения с помощью круговых схем.

(2 часть) Содержание: понятия: - ТЕЛЕВИДЕНИЕ (А) - СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (В)

(3 часть) Решение: установим, имеют ли понятия общие элементы объема (одинаковые предметы). Данные понятия имеют общие элементы объема, значит, между ними существуют отношения совместимости.

определим вид отношения совместимости: между понятиями А и В существуют отношения подчинения, так как …

изобразим графически эти отношения:

Количество заданий в одном варианте – 14, из них: По теме понятие: 4; По теме суждение: 3; По теме умозаключение: 7, из них: Выводы из простых суждений: 3; Выводы из сложных суждений: 3; Индуктивные умозаключения: 1.

Вариант: Содержания: ЗАДАНИЕ 1 Понятия: «…», «…» ЗАДАНИЕ 2 Понятие «…» ЗАДАНИЕ 3 Определение понятия «…» ЗАДАНИЕ 4 Деление понятия «…»

Оформление: ЗАДАНИЕ 1 Формулировка: Определите вид отношения между понятиями; Изобразите графически эти отношения с помощью круговых схем.

Оформление: ЗАДАНИЕ 2 Формулировка: Обобщите понятие. Ограничьте понятие.

Оформление: ЗАДАНИЕ 3 Формулировка: Выделите структурные элементы логической операции «определение понятия». Установите правильность определения, в неправильном определении укажите, какое правило нарушено.

Оформление: ЗАДАНИЕ 4 Формулировка: Выделите структурные элементы логической операции «деление понятия». Установите правильность деления понятия, в неправильном делении определите, какие правила нарушены.

Вариант: Содержания: ЗАДАНИЕ 5 Простое суждение «…» ЗАДАНИЕ 6 Атрибутивное суждение «…» ЗАДАНИЕ 7 Сложное суждение «…»

Оформление: ЗАДАНИЕ 5 Формулировка: Выделите структурные элементы простого суждения, обозначив их соответствующими символами. Определите вид простого суждения. Запишите формулу (схему) простого суждения.

Оформление: ЗАДАНИЕ 6 Формулировка: Выделите структурные элементы атрибутивного суждения. Формализуйте атрибутивное суждение, т.е. расположите структурные элементы атрибутивного суждения по правилам его записи в следующей последовательности: кванторное слово, субъект, связка, предикат. Если какой-то структурный элемент не прописан (не указан явно), то его необходимо прописать (указать явно). Определите качество суждения. Определите количество суждения. Обозначьте символом качественно-количественную характеристику суждения. Запишите схему (формулу)суждения. Установите распределенность субъекта и предиката.

Оформление: ЗАДАНИЕ 7 Формулировка: Выделите структурные эле- менты сложного суждения (простые суждения), обозначив их символами. Определите вид логической связи. Запишите формулу суждения.

Вариант: Содержания: ЗАДАНИЕ 8 Непосредственное умозаключение «…» ЗАДАНИЕ 9 Исходное суждение «…» ЗАДАНИЕ 10 Простой категорический силлогизм: «…»

Оформление: ЗАДАНИЕ 8 Формулировка: Сделайте вывод путем превращения и обращения. Запишите символически превращение и обращение.

Оформление: ЗАДАНИЕ 9 Формулировка: Используя логический квадрат, выведите все возможные суждения по отношению к исходному (данному) суждению и укажите вид отношения. Установите истинность и ложность выведенных суждений.

Оформление: ЗАДАНИЕ 10 Формулировка: Дайте логическую характеристику простого категорического силлогизма (ПКС): 1) Формализуйте входящие в ПКС суждения; 2) Выделите структурные элементы ПКС: меньший, больший и средний термины; большую, меньшую посылки и заключение; 3) Расположите структурные элементы по правилу записи ПКС: 1 место – большая посылка, 2 место – меньшая посылка, 3 место – заключение, которое отделяется чертой от посылок; каждый из структурных элементов обозначьте соответствующими символами; 4) Постройте фигуру ПКС; 5) Определите модус ПКС; 6) Проверьте правильность ПКС по правилам, модусу и графическим методом.

Вариант: Содержания: ЗАДАНИЕ 11 Условно-категорический силлогизм: «…» ЗАДАНИЕ 12 Разделительно-категорический силлогизм: «…» ЗАДАНИЕ 13 Условно-разделительный силлогизм: «…»

Оформление: ЗАДАНИЕ 11 Формулировка: Дайте логическую характеристику условно- категорического силлогизма (УКС): 1) Выделите структурные элементы УКС: условную посылку, указав в ней основание и следствие, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами; 2) Расположите структурные элементы по правилу записи УКС: 1 место – условная посылка, 2 место – категорическая посылка, 3 место – заключение, которое отделяется чертой от посылок; каждый из структурных элементов обозначьте соответствующими символами; 3) Определите модус УКС; 4) Запишите формулу модуса УКС; 5) Проверьте правильность УКС.

Оформление: ЗАДАНИЕ 12 Формулировка: Дайте логическую характеристику разделительно- категорического силлогизма (РКС): 1) Выделите структурные элементы РКС: разделительную посылку, категорическую посылку и заключение; обозначьте их соответствующими символами; 2) Расположите структурные элементы по правилу записи РКС: 1 место – разделительная посылка, 2 место – категорическая посылка, 3 место – заключение, которое отделяется чертой от посылок; каждый из структурных элементов обозначьте соответствующими символами; 3) Определите модус РКС; 4) Запишите формулу модуса РКС; 5) Проверьте правильность РКС.

Оформление: ЗАДАНИЕ 13 Формулировка: Выделите структурные элемен- ты УРС, обозначив их символами. Сделайте вывод (не надо). Определите вид дилеммы: кон- структивная или деструктивная, простая или сложная. Запишите УРС символически.

Вариант: Содержание: ЗАДАНИЕ 14 Индуктивное умозаключение: «…»

Оформление: ЗАДАНИЕ 14 Формулировка: 1. Выделите структурные элемен- ты индуктивного умозаключения. 2. Определите вид индуктивного умозаключения: полное или неполное. 3. Запишите индуктивное умозаключение символически.

Контрольная работа оценивается: - «зачтено», если решены правильно все задания; - «к собеседованию», если при решении прак- тических заданий допущены несущественные ошибки. Готовясь к собеседованию, студент должен исправить ошибки. Собеседование проводится в межсессионный период или во время сессии после семинара (по расписа- нию); - «не зачтено», если допущены существен- ные ошибки. В таких случаях студент пред- ставляет работу повторно с первично вы- полненной работой по тому же варианту, выполняя заново только неправильно решен- ные задания.

2. Семинарское занятие: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Вопрос-ответ: структура, виды. 2. Методы научной индукции. 3. Традуктивные умозаключения (аналогия): структура, виды. 4. Законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. 5. Аргументация: структура, виды.

Количество упражнений: 8 выполняются письменно, но не представляются до сессии

Упражнение 1 ФОРМУЛИРОВКА: 1) Выделите структурные элементы вопроса и ответа: предмет, содержание, объем. 2) Определите вид вопроса по следующим основаниям: семантике: правильно поставленный (корректный) или неправильно поставленный (некорректный); познавательной функции: уточняющий или восполняющий; структуре: простой или сложный (соединительный, разделительный, условный). 3) Определите вид ответа по следующим основаниям: отношению к действительности: истинный или ложный; области поиска: прямой или косвенный; грамматической форме: краткий или развернутый; полноте информации: полный или неполный.

Пример: Вопрос: где вы нашли сережку? Ответ: закатилась под письмен- ный стол. Решение: …

3. Консультации: Понедельник - пятница: с на Мира, 32, приемная Перед экзаменом: на сессии после семинара

3. Консультации: Роль: помощь в усвоении материала, рассмотрение вопросов кон- трольной работы и семинара Подготовка: четкая и ясная формулировка вопросов, знание логической терминологии

Литература: учебник «Логика» (авторы: Кириллов В.И., Старченко А.И.); информация из современных учебников по всем темам курса на сайте (www. vf mqua.ru) по кафедре философии

II Сессионная работа: 1. Обзорные лекции (4 часа) – рассматриваются на- иболее трудные вопросы курса. 2. Семинар (4 часа) – обязательное присутствие и участие; -оценка: зачтено и незачтено; -время и место: по расписанию 3. Консультация (2 часа) – вопросы и ответы; -собеседование по контрольной работе 4. Экзамен – время и место: по расписанию, - форма: тестирование или по билетам (1 теоретический вопрос и 2 задачи), - оценка: баллы (не менее 70) или отметки.

Содержательная часть Предмет логики: формы мышления, приемы и операции с ними; законы мышления, мыслительной деятельности; логические основы аргумента- ции

Виды форм мыслей: Понятие – получение знания на основе совокупности признаков предмета (класса предметов). Суждение – получение знания на основе утверждения или отрица- ния признака (признаков) у пред- мета (предметов). Умозаключение – получение нового знания на основе вывода из других знаний.

Примеры: 1. Созвездие «Лебедь» 2. Дом, который построил Свифт 3. Если на улице холодно, то необходимо теплее одеться 4. Глупо слушать льстецов 5. Быть или не быть

Метод логики - формализация содержания мысли Язык логики – символы: постоянные – связки: все, некоторые, есть, не есть, или, и, если …, то переменные – А, В, С …(для понятий), - а, в, с,…,р, g, s …(для сужде- ний)

Примеры: 1. Адвокаты – юристы Все адвокаты есть юристы [Все А есть В] 2. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не идет Если согласья в товарищах нет, то их дело не есть идущее на лад [Если а, то в]

Формализуйте мысли: 1. Люблю грозу в начале мая 2. Глупо слушать льстецов 3. Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые 4. Я изучаю логику, так как я студент юридического вуза.

Ответы: 1. Я (А) есть любящий грозу в начале мая (В). Все А есть В 2. а) Все льстецы (А) есть те, кого глупо слушать (В). Все А есть В б) Все слушающие льстецов (А) есть глупцы (В). Все А есть В 3. Все посетившие сей мир в его минуты роковые (А) есть блаженные (В). Все А есть В

4. Все студенты юридических вузов(А) есть изучающие логику (В) Я (С) есть студент юридического вуза (А) Я (С) есть изучающий логику (В) А – В Все … есть … С – А Все … есть … С – В Все … есть …

Законы мышления – общие правила, соблюдая которые наше мышление становится логичным

Свойства логического мышления Определенность Непротиворечивость Последовательность Обоснованность

1.Правило тождества – мысль не должна изменяться в рамках одного рассуждения 2.Правило непротиворечия – нельзя утверждать и отрицать одновременно одно и то же об одном и том же предмете 3. Правило обоснованности – всякая мысль должна быть достаточно аргументирована

Какое правило нарушено в данном рассуждении? Четырехлетний сын подходит к отцу и спрашивает: - Папа, а почему у футболистов форменные трусы короткие, а у хоккеистов они ниже колен? Отец после паузы: - Понимаешь сынок, в хоккей играют настоящие мужчины

Значение логики для юриста Логика помогает: - подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь; - вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого; - опровергнуть необоснованные доводы оппонентов; - построить следственную версию; - составить логически грамотно доку- менты