Книжный рынок России 2012 – 2013 гг. О чем говорят цифры?
Книжный (бумажный) рынок РФ Базовая причина – реструктуризация ИГ АСТ, выделение «Буквы» в самостоятельную бизнес-структуру и сокращение розничных площадок сетки на 75%. Полного перераспределения покупательского потока на другие оффлайн площадки не произошло. Прирост оборота по сопоставимому книжному оффлайну и другим каналам сбыта преимущественно связан с инфляционной составляющей. К И В сравнении I полугодия 2013/2012 гг. расчетное падение рынка – 3,2%. Инфляция по книжному ассортименту с декабря 2012 года (без учета рождественского всплеска продаж) – 8,9%.
Стационарные книжные магазины РФ Количественная динамика за 5 лет (включая федеральные книготорговые сети) К И
Структура каналов книгораспространения I полугодие 2013 (к I полугодию 2012) Основной торговой инфраструктурой для рынка бумажных книг остается оффлайн книжный ритейл – 41,14% рынка К И
Книжный оффлайн-ритейл: Тренды I полугодия 2013 Уровень монополизации не растет суммарно в продажах доля продукции АСТ и ЭКСМО не превышает 30% Доля сопутствующих товаров не растет РЕГИОНЫ: средневзвешенное значение – 22,5% в торговой площади и 32,2% в обороте магазина МОСКВА: средневзвешенное значение – 15,3% в торговой площади и 24,2% в обороте магазина Трафик сохраняется РЕГИОНЫ: преимущественно (63%) сохраняется с тенденцией к снижению посещения либо числа покупок МОСКВА: сохраняется только в центре. За пределами Садового кольца снижение трафика до 15%. Средний чек растет в диапазоне роста цен поставки (5-10%) Угроза демпинга со стороны интернет-магазинов снята, но остается со стороны FMCG розницы К И Сеть, Москва Магазин, Москва (центр) Магазин, регион FMCG Метро FMCG Ашан Сеть (> 40), регион Интернет магазин, регион FMCG Седьмой континент Сеть (до 15), регион Новый книжный Электронная книга (ЛитРес) OZON.ru 430,00420,00278,00184,05253,34379,10312,00189,00286,20322,00149,90322,00
Книжный оффлайн-ритейл: Тематическая структура оборота К И I полугодие 2013 (к I полугодию 2012)
падение интереса к чтению замещение обычных книг электронными стабилизация доли полочного пространства по книги повышение качества управления ассортиментными матрицами в книжных магазинах; интеграция между издателями и розницей в области трейд-маркетинга и продвижения рост среднего чека в магазинах Перечисленные факторы в основном уравновешивают друг друга, как результат – переход к европейской стагнационной модели 7 Факторы, влияющие на динамику объемов рынка
Динамика книжного рынка США и стран Европы в стоимостном выражении. Замедление темпов падения, стагнация.
Оценка функционирования книжного рынка РФ В 2013 году сокращение книжного рынка в рублевом выражении ограничится 2,5%
Книжный (бумажный) рынок РФ Прогноз 2013 отрицательный прогноз в регионах по продажам учебной литературы на II полугодие 2013 г., что повлечет снижение устойчивости работы книготорговых сетей отрицательный прогноз в Москве по продажам профессиональной литературы на II полугодие 2013 г. преимущественно стабильный (с тенденцией в минус) прогноз по продажам других тематических блоков книжного ассортимента, исключая детскую книгу. Только на детской книге бумажный рынок не стабилизируется 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) К И ,5% ,0% В пользу пессимистичной оценки говорят
Перечень первоочередных для отрасли мер Расширение перечня социально-значимой литературы, выпускающейся при финансовой поддержке ФАПМКИ и Правительства Москвы. Обеспечение наличия данных книг на полках книжных магазинов и в библиотеках. Поддержка регионального, краеведческого книгоиздания как программы национального масштаба, имеющей очень большой культурный потенциал для нашей страны. Снижение ставки НДС на отдельные виды издательской продукции: образовательную, детскую, историко-краеведческую и другие виды социально значимой литературы. Сокращение ставки ЕСН для книжной отрасли, что позволит повысить уровень реальных доходов сотрудников книжной индустрии. Придание книжным магазинам статуса социально-значимых объектов культуры.
Перечень первоочередных для отрасли мер Лоббирование льгот для книжных магазинов: льгот по аренде помещений – для магазинов, где книги занимают более 60% площади, и которые проводят активную культурно-просветительскую работу по продвижению книги и чтения. Налаживание информационного обмена и организация постоянного мониторинга обеспеченности российских регионов книжными магазинами. Развитие социальной рекламы чтения при поддержке ФАПМК, профильных министерств и ведомств. Реализация комплекса мер по борьбе с интернет-пиратством. Развитие новых форм проведения книжных фестивалей и выставок. Освоение новых площадок – скверов, парков, бульваров. Расширение информационных площадок для обсуждения книг – на ТВ, радио, в прессе. Создание комплексных интернет-порталов с функцией путеводителей и навигаторов по книжному рынку России.
Спасибо за внимание! Светлана Зорина Главный редактор журнала КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ