Мотивация социального поведения. Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. Выделяют.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мотивы учения. Содержание: 1. Трактовки мотива. Трактовки мотива. Трактовки мотива. 2. Определения. Определения. 3. Система учебных мотивов. Система учебных.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. План. 1.Социальное поведение. 2.Структура направленности личности. 3.Жизненные цели 4.Социальные установки ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДОМАШНЕЕ.
В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида,
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Механизмы образования различных отношений, эмоциональное восприятие людьми друг друга характеризуются понятиями: «идентификация», «эмпатия», «рефлексия»
Тревожность Пантюхина Екатерина Николаевна Педагог-психолог.
Мотив и мотивация Мотив Виды мотивации Механизмы формирования биологических мотиваций Механизмы формирования биологических мотиваций Теории мотивации.
А ГРЕССИВНОСТЬ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА. «Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,
Направленность личности 10 класс Обществознание профиль.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
LOGO Бесконфликтное общение. Занятие 1-е " Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и.
Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей.
Тема 3 Культура отношений в коммерческой деятельности Культура общения работника контактной зоны с покупателем (заказ- ком) проявляется в умении сформулировать.
«АГРЕССИЯ В ЕСТЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ». В настоящее время педагоги очень часто сталкиваются с агрессией и конфликтными ситуациями в образовательном учреждении,
Содержание экологического образования В СФЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ РЕБЕНКА К МИРУ ПРИРОДЫ.
Транксрипт:

Мотивация социального поведения

Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам. Выделяют следующие формы социального поведения: 1. Общение 2. Просоциальное поведение нормативное поведение помощь и альтруистическое проведение семейная жизнь политический выбор избирателей читательская деятельность интеллектуальная миграция

3. Отклоняющееся (девиантное) поведение агрессивное поведение эгрессивное поведение преступное(делинкветное) поведение аддиктивное поведение суицидальное поведение 4. Учебная деятельность школьников студентов взрослых

5.Профессиональная деятельность трудовая педагогическая научная предпринимательская учебно - физкультурная и спортивная

Мотивация общения Человеческое общение - это связь между людьми, приводящая к возникновению обоюдного психического контакта, проявляющегося в передаче партнеру по общению информации (вербальной и невербальной) и имеющего целью установление взаимопонимания и взаимопереживания (Ильин Е.П.).

Согласно теориям различных авторов (А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М. Айнсворт и др.), общение мотивировано различными коммуникативными потребностями. Наиболее логичной в этом ряду выглядит позиция Марисовой Л.И., которая говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, выступающей мотивационно-потребностной основой общения, выделяя девять групп ком- муникативных потребностей:

1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним; 2) в принадлежности к социальной общности; 3) в сопереживании и сочувствии; 4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других; 5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим; 6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве; 7) в постоянном обмене опытом, знаниями; 8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете; 9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.

Рассматривая потребность человека в эмоционально- доверительном общении (аффилиации), И.В. Кузнецова выделяет две тенденции - надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

1) Высокая надежда на аффилиацию + низкая чувствительность к отвержению = человек общителен вплоть до назойливости; 2) Низкая потребность в аффилиации + высокая чувствительность к отвержению = потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;

3) Низкая надежда на аффилиацию + Низкая чувствительность к отвержению = человек предпочитает одиночество; 4) Высокая надежда на аффилиацию + Высокая чувствительность к отвержению = у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

Мотивация просоциального поведения Мотивация нормативного поведения Под нормативным понимается поведение, регулируемое социальными нормами. Нормативное поведение является разновидностью подражания. Нормы социального поведения не выполняются сами собой. Они должны быть интериоризованы, должны стать «личными нормами» (Шварц).

Термин «социальные нормы» обычно используется для указания на существование стандартов, правил (как предписывающих, так и запрещающих), которых должны придерживаться члены группы или общества. Эти внешние по отношению к человеку нормы как бы управляют его поведением, заставляют действовать так, а не иначе.

Нормы социального поведения не выполняются сами собой. Они должны быть интериоризованы, должны стать «личными нормами» (Ш. Шварц). Кроме того, существует ряд факторов, снижающих их императивность. В частности, в связи с этим Д. Дарли и Б. Латане выдвинули тезис о феномене социального торможения при оказании помощи во время чрезвычайных происшествий.

Этот феномен проявляется в трех вариациях: 1. препятствие публики – окружение др. людей может человека смутить; 2. социальное влияние – под влиянием др. людей человек может решить, что его вмешательство нежелательно; 3. диффузия ответственности (феномен безучастного наблюдателя) - присутствие других людей ослабляет у субъекта чувство ответственности, которая распределяется между всеми.

Т.о., нормативное поведение определяется социальными нормами, которые выступают мотивирующими для индивида в том случае, если они интериоризированы, приняты как личные. Нормативное поведение характеризует социальную зрелость личности.

Например, имеются по крайней мере три вида мотивации устойчивого честного поведения, отражающие уровень социальной зрелости личности. Одни обосновывают необходимость такого поведения потому, что нечестных лишают доверия, не уважают и т.д.; другие связывают необходимость быть честным с потребностями общества, рассматривая ее как самопожертвование; третьи выражают полное осознание личного и общественного значения этой необходимости, принимают ее как самостоятельную ценность, безотносительно к возможным последствиям.

Мотивация альтруистического поведения Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо других и не рассчитанное на какую-либо внешнюю награду. Это поведение, которое обусловлено наличием у человека ряда душевных качеств (личностных диспозиций) - сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности - и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, - подозрительности, жадности, скептицизма.

4 основных подхода занимались изучением альтруистического (помогающего) поведения, в особенности высоконравственного помогающего поведения: эволюционный, психоаналитический, с позиций теории соц. научения и когнитивной теории развития.

Важным свойством личности для проявления альтруистического поведения является предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи (эмпатия). По мнению Т.П.Гавриловой и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах - сопереживания и сочувствия. Сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Чем больше человек склонен к сопереживанию, тем выше его готовность к помощи в конкретном случае. Сочувствие - это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.).

Проявление альтруизма связано с двумя мотивами: морального долга (МД) и морального сочувствия (МС). Человек с МД совершает альтруистические поступки ради нравственного удовлетворения, самоуважения, гордости, повышения моральной самооценки, относясь при этом к объекту помощи совершенно по-разному (и даже, иногда, отрицательно). Помощь носит жертвенный характер («отрывает от себя»). Люди с МД (а это в основном лица авторитарного типа) характеризуются повышенной личной ответственностью.

Человек с МС проявляет альтруизм в связи с идентификационно - эмпатическим слиянием, отождествлением, сопереживанием, но иногда не доходит до действия. Его помощь не имеет жертвенного характера, альтруистические проявления неустойчивы из-за возможного уменьшения идентификации и повышения личной ответственности.

Мотивация агрессивного поведения Агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние страха, подавленности и др. ).

Динамика формирования мотива агрессии включает 3 стадии: 1. Возникновение конфликтной или фрустрирующей ситуации, играющей роль внешнего стимула. Возникновение определенных отрицательных состояний - досады, обиды, злости, негодования, гнева, ярости сигнализирует о начале (1 стадия) формирования мотива агрессивного поведения.

2. Возникновение намерения наказать, отомстить и т. п. ведет к поиску конкретного пути и средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается 2 стадия формирования мотива агрессивного поведения. 3. Пропустив все эти способы через «внутренний фильтр», субъект переходит к 3 стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или иного объекта (не обязательно в отношении обидчика: зло можно сорвать и на ком-ни­будь другом).

На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного действия, т. е. принимается решение. Принятие решения приводит к возникновению побуждения достичь цели. На этом процесс формирования мотива агрессивного поведения заканчивается. У субъекта появляется основание агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел к пониманию необходимости такого поведения (что побудило), что он хочет достичь (какова цель), каким способом и, может быть, - ради кого.

I. Прочитать: Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Глава 9 (Онтогенетические аспекты мотивации и структуры мотива). II. Написать сочинение «Развитие мотивационной сферы человека от рождения до старости». Название рабочее, его можно переформулировать, однако, суть должна сохраниться. Объём: 3-5 стр. машинописного текста формата А4. Домашнее задание