0 РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ГЧП 23 сентября 2010 г., г. Петрозаводск А.В. Воротников – зам. начальника управления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
0 РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ГЧП 23 июня 2010 г., Чебоксары А.В. Воротников – зам. начальника управления Центра.
Advertisements

Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Структурирование и подготовка ГЧП проектов в дорожной инфраструктуре Юрий Халимовский Старший юрист практики юридических услуг для инфраструктурных проектов.
Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Возможные пути структурирования проектов ГЧП в секторе жилищного строительства в РФ Ольга Ревзина, Партнер, Herbert Smith LLP 16 марта 2011.
0 Развитие государственно- частного партнерства в Российской Федерации ВШГА МГУ им. М.В. Ломоносова 9 февраля 2009 г. А.В. Баженов – директор Центра ГЧП.
Создание Технопарка на базе Концессионного соглашения Используя инструменты концессионного соглашения, можно решить вопросы о передаче имущества, целесообразно.
Москва Май 2011 года Возможные договорные отношения между органами власти (регулятором) и унитарными предприятиями в коммунальном секторе.
Государственно-частное партнерство в проектах комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса Н.Б. Косарева президент.
Порядок отбора, подготовки и реализации проектов ГЧП Ярославской области, механизмы и схемы их реализации. Обзор изменений законодательства о концессионных.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
Региональная инициатива как механизм развития Калужской области. Как привлечь средства Инвестиционного фонда РФ V Калужский Инвестиционный Форум 15 мая.
ПОРЯДОК СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Февраль 2014.
Аспекты финансирования развития инфраструктуры Сиваев Сергей Борисович Институт экономики города Москва 26 мая 2011г.
1 Реализация проектов в сфере жилищно- коммунального хозяйства на основе государственно-частного партнерства при поддержке Сбербанка России cовместно с.
Тема: Бюджетирование ориентированное на результат (БОР) 1.Нововведения в бюджетный кодекс РФ. Введение новых статей в БК: Статья 158. Бюджетные полномочия.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
Полномочия ОМС в сфере коммунального хозяйства по закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Фонд «Институт.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
Транксрипт:

0 РОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ГЧП 23 сентября 2010 г., г. Петрозаводск А.В. Воротников – зам. начальника управления Центра ГЧП Внешэкономбанка

1 Содержание ГЧП Юридические формы ГЧП Организация управления проектом ГЧП Обеспечение обязательств ОГМУ по проектам ГЧП

2 Предмет партнерства с точки зрения государства Согласие государства на равноправные отношения с бизнесом может быть обусловлено только заинтересованностью государства в более качественном и эффективном выполнении своих обязанностей перед гражданами Источник определения возможных отраслей применения ГЧП- федеральное, субфедеральное и муниципальное законодательство, определяющее обязанности ОГМУ, в т.ч. бюджетная классификация, определяющая возможность расходов бюджета (фактически принятия обязательств) по специфическим направлениям деятельности ОГМУ Возможные области применения ГЧП: - Территориальное развитие (в т.ч. транспорт, энергетика) - Городское хозяйство (в т.ч. ЖКХ) - Социальная сфера (в т.ч. здравоохранение, образование, трудовые ресурсы, туризм и досуг) - Безопасность и правопорядок - Оборона - Государственное управление и иные сферы

33 Значение ГЧП для власти Распределение финансовой нагрузки при реализации дорогостоящих проектов Сбалансированное распределение рисков (риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять) Четкое распределение ответственности Повышение эффективности при сохранении качества работ и услуг Обеспечение соответствия между конечными потребностями потребителей и работами (услугами) Развитие частной инициативы Выгоды органов власти от реализации проектов через механизмы ГЧП Механизмы ГЧП – не самоцель и не универсальный ответ на вызовы, а инструмент достижения целей развития Основной целью ГЧП для органов власти является создание эффективной системы производства общественных благ/услуг, а не традиционное финансирование инвестиционных потребностей Обеспечение продолжения экономического роста 7 Исключение долгостроя, соблюдение проектно-сметной документации и сроков строительства Исполнение обязательств органом государственного или муниципального управления в условиях бюджетных ограничений 8 9

4 Предмет партнерства с точки зрения государства Возможность бизнеса обеспечить более качественное и эффективное выполнение обязанностей государства: - Наличие специфических компетенций, технологий, управленческих навыков, квалифицированного персонала, обеспечиваемых масштабом обслуживаемых рынков и вложениями в развитие компетенций и подготовку персонала - Способность принимать риски, связанные с организацией изменений, необходимых для более качественного и эффективного выполнения обязанностей государства - Способность привлекать дополнительный капитал для обеспечения своей деятельности в рамках партнерства с государством - Возможность более эффективно использовать регуляторы рыночной экономики

5 Взгляд на ГЧП с точки зрения государства Опыт Великобритании, США, Японии, Германии В случае бюджетного финансирования - более 70% проектов заканчивались не в срок и с превышением сметы строительства - ухудшение качества публичной услуги - неспособность удовлетворить растущий спрос После внедрения механизмов ГЧП - более 80% проектов завершены в установленные сроки строительства и согласно сметной документации - соответствие актуальному спросу - соответствие современным стандартам качества

6 Предмет партнерства с точки зрения бизнеса Бизнес не может получить от государства ничего, чтобы он не мог получить на рынке, если только это не касается возможности прогнозируемого в форме обязательств использования исключительных государственных прав Исключительные государственные права определяются федеральным, региональным и муниципальным законодательством и включают в себя такие категории как - регулирование, - распоряжение государственной (муниципальной) собственностью, - закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, - Делегирование реализации государственных и муниципальных услуг бизнесу, - определение порядка оказания общественных услуг, - ответственность за организацию отельных рынков, - предоставление субсидий и гарантий Участие частного сектора в прежде исключительно государственных отраслях – появление долгосрочных больших привлекательных для бизнеса рынков

7 Взгляд на ГЧП с точки зрения финансового сектора Частные инвесторы готовы инвестировать в качественно структурированные проекты с приемлемым уровнем риска, в том числе в проекты ГЧП Сбалансированное распределение рисков - риск передается той стороне, которая способна лучше им управлять

8 Государственно-частное партнерство это привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной инфраструктуры и предоставлению публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативных актов, действующих на момент его подписания.

9 Государственно-частное партнерство (2) Для бизнеса ГЧП – это: Не благотворительность Не социальная ответственность бизнеса Для власти ГЧП – это: Не субсидии частному бизнесу Не конкурсное распределение бюджета Не приватизация Для финансового сектора ГЧП – это: Не складчина власти и бизнеса

10 Неизбежность использования ГЧП как метода внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры для ускорения экономического роста Бюджетные ограничители при дефиците и профиците бюджета: Доходы бюджета несопоставимы с потребностями в финансировании развития общественной инфраструктуры Способность бюджета осуществлять заимствования (предоставлять гарантии) для финансирования развития общественной инфраструктуры ограничена по сроку и объему Способность бюджета обеспечивать целевое финансирование развития общественной инфраструктуры, обеспечивающей экономический рост, ограничена принципами формирования и исполнения бюджета

11 Неизбежность использования ГЧП как метода внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры для ускорения экономического роста (2) Чисто бюджетные ассигнования консервируют отсталую структуру использования ресурсов: Эффективность бюджетного финансирования капитальных вложений ограничена, т.к. подрядные контракты используют затратный подход, а примитивная процедура закупок ориентирована на простые товары и услуги и не поддерживает конкуренцию предложений по эффективности (полной стоимости строительства и эксплуатации объекта в течение его жизненного цикла с учетом роста качества услуг).

12 Неизбежность использования ГЧП как метода внебюджетного финансирования развития общественной инфраструктуры для ускорения экономического роста (3) Необходимость превратить бюджетные ресурсы в инвестиционные ресурсы: Переход от целевого бюджетного финансирования к проектному финансированию за счет внебюджетных источников. «Дополняющая» функция использования бюджетных ассигнований Переход от административного контроля расходования бюджетных средств к банковскому контролю эффективности использования инвестиций

13 Цикл создания и эксплуатации объекта инфраструктуры СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Строительство объекта Финансирование осуществляется за счет бюджета Эксплуатация График расходов ОГМУ «традиционный» бюджетный подход RUR время Строительство объекта финансирование осуществляется за счет инвестора Эксплуатация График расходов ОГМУ использование ГЧП RUR время Бюджетный эффект от повышения эффективности и развития производства товаров и услуг за счет реализации инфраструктурного проекта должен окупить затраты бюджета на его реализацию. Бюджетные средства используются, когда объекта нет Оказание платных услуг и бюджетный эффект от повышения эффективности и развития производства товаров и услуг за счет реализации инфраструктурного проекта должен первоначально окупить затраты инвестора на его реализацию

14 Страхование Банки и покупатели облигаций Контракт на строительств о Контракт на оказание услуг СПК Специализированная проектная компания ОГМУ Федеральный, региональный, муниципальный орган власти Инвестор Оператор % Подрядчи к Принятие специфических рисков Спецификации на услуги Принятие специфических рисков % Источники финансирова ния Акционеры Типовой проект ГЧП и три этапа его подготовки Долгосрочное соглашение об оказании услуг Стратегическое планирование Предпроектный этап Финансовая сделка

15 Содержание ГЧП Юридические модели ГЧП Организация управления проектом ГЧП Обеспечение обязательств ОГМУ по проектам ГЧП

16 Основные формы ГЧП Оказание услуг Управление Аренда Концессия ВОТ - «строительство, эксплуатация, передача» Приватизация

17 Основные формы ГЧП Форма ГЧП Описание Инвестици и Вознагражде ние частного оператора и коммерчески й риск Эксплуатац ия и обслуживани е Собственнос ть на имущество Срок действ ия догово ра Оказание услуг С частной компанией заключен договор на оказание определённы х услуг Государстве нные Государство выплачивает вознагражден ие частной компании за оказание услуг; Коммерческий риск лежит на государстве Государство и частный оператор Государственн ая 1-3 года Соглашен ие об управлен ии В управлении частного оператора находится инфраструкту ра Государстве нные Государство выплачивает оператору вознагражден ие; Коммерческий риск лежит на государстве Частный оператор Государственн ая 3-5 лет

18 Основные формы ГЧП Форма ГЧП ОписаниеИнвестиции Вознаграждение частного оператора и коммерческий риск Эксплуатаци я и обслуживание Собственность на имущество Срок действи я договора АрендаЧастный оператор управляет инфраструктурой, финансирует текущие затраты Государствен ные Частный оператор получает доход и осуществляет фиксированные выплаты государству; коммерческий риск: у обеих сторон Частный оператор Государственная5-15 лет Концесси я Частный оператор управляет инфраструктурой, финансирует текущие затраты, а также производит новые инвестиции ЧастныеЧастный оператор получает доход от оказания услуг, а также может осуществлять концессионные выплаты государству Коммерческий риск: на частном операторе Частный оператор Государственная15-30 лет

19 Основные формы ГЧП Форма ГЧП Описание Инвес тиции Вознаграждение частного оператора и коммерческий риск Эксплуатац ия и обслуживан ие Собственно сть на имущество Срок действ ия догово ра ВОТЧастный оператор строит новый объект инфраструктуры, осуществляет функции оператора в течение определенного периода, после чего передает объект в собственность государства Частны е Частный оператор получает прибыль от использования новой инфраструктуры; коммерческий риск: у частного инвестора (или у обеих сторон) Частный оператор Частная и/или государственн ая лет Прива тизац ия Частный инвестор приобретает имущество у государства Частны е Доходы от предоставления коммунальных услуг; коммерческий риск: частный Частный оператор Частная

20 Возможные пути структурирования проектов ГЧП в РФ Два основных варианта реализации проектов ГЧП в РФ: Капитализация компании, принадлежащей государству, путем капитальных инвестиций, осуществляемых частным инвестором; или Структурирование проектов договорным путем (Договорная Схема).

21 Договор о покупке продукци и Соглашен ие с потребите лями Государство ОПЕРАТОР Проектная Компания КЛИЕНТ / ПОТРЕБИТЕЛ Ь Генеральный подрядчик СУБПОДРЯДЧИК Проектное соглашение O&M Соглашение Генеральный подряд Договор с субподрядчиком БАНКИ Соглашение о финансировании ПОСТАВЩИК Соглашение о поставке СУБПОДРЯДЧИК Договорная схема: проектное соглашение в общей договорной схеме

22 Модели ГЧП в России (1) Модели ГЧП: - Институциональная (на базе совместного участия в капитале проектной компании, акционерного соглашения, СРП) - Контрактная (аренда, концессия, контракт на управление, строительство и т.д.) - Модель Оператора (четкое разделение ответственности между партнерами при сохранении контролирующих функций государства) - Модель Кооперации (реализация через проектную компанию в тех случаях, когда сложно выделить самостоятельные объекты налогообложения и амортизационных отчислений) Вопросы выбора и формирования модели - Выбор формы контракта - Выбор формы обеспечения обязательств ОГМУ - Разработка конкурсной процедуры, обеспечивающей выбор частного партнера, наилучшим образом обеспечивающего достижение целей проекта ГЧП

23 Модели ГЧП в России (2) Выбор формы контракта Акционерное соглашение Концессия, аренда публичной собственности частным участником и инвестиционный договор по ее улучшению Договор услуг Инвестиционный договор по созданию объекта частным участником и его аренда публичным участником с переходом прав собственности Подряд под ключ в рассрочку

24 Договорная схема: возможная законодательная база Федеральный Закон No.115-ФЗ от 21 июля 2005 О Концессионных соглашениях Гражданский кодекс РФ и Региональное законодательство в области ГЧП (Например: Закон г. Санкт- Петербурга «Об участии города Санкт-Петербурга в Государственно-Частных Партнерствах» от 20 декабря 2006, с последними поправками от 9 апреля 2008)

25 Закон о концессиях: вопросы, затрудняющие его применение на практике Отсутствие возможности предусмотреть право собственности частного инвестора на объект соглашения Вопрос о применении Закона о концессиях к иным формам ГЧП: необходимо снижение риска переквалификации соглашений о ГЧП в концессионные соглашения Императивный характер типовых концессионных соглашений: нет возможности заключения концессионных соглашений в форме, выбранной сторонами Сложности при предоставлении государственных и муниципальных гарантий: вопрос о совершенствовании бюджетного законодательства Дополнительное регулирование Правительством РФ: требования к банкам и страховым организациям

26 Закон о концессиях: вопросы, затрудняющие его применение на практике В отношении урегулирования споров: отсутствует возможность передачи споров для рассмотрения в международный арбитраж Ограничены возможности по заемному финансированию: - в отношении уступки прав концессионера по концессионному соглашению - в отношении гарантийных и компенсационных обязательств - в отношении прямого соглашения

27 Соглашение о ГЧП, заключенное в рамках ГК РФ и регионального законодательства: преимущества Большее количество вариантов структурирования проекта Возможность участия в реализации ГЧП юридических лиц, принадлежащих государству Возможность сохранения частным оператором права собственности на объект соглашения о ГЧП Возможность предоставления гарантий со стороны государства, также возможность предусмотреть адекватные компенсации в случае досрочного расторжения соглашения о ГЧП Отсутствие необходимости использовать типовые соглашения Возможность обременить залогом объект соглашения о ГЧП

28 Содержание ГЧП Юридические модели ГЧП. Организация управления проектом ГЧП Обеспечение обязательств ОГМУ по проектам ГЧП

29 Кто отвечает за ГЧП Власть привлекает частный бизнес и соглашается делить с ним риски, чтобы задачи власти были решены более эффективно Орган государственного или муниципального управления (ОГМУ) является организатором проекта на условиях ГЧП

30 Как организовать ГЧП Организация проекта ГЧП - это процесс, обеспечивающий подготовку, принятие и исполнение решения ОГМУ о реализации проекта ГЧП Принятие обязательств ОГМУ в рамках контракта ГЧП должно быть реализовано в соответствии с действующим законодательством о конкуренции. Должен быть выявлен наиболее эффективный частный партнер. Обязательства ОГМУ должны быть приняты легитимно с целью снизить долгосрочный политический риск (отказ от исполнения обязательств ОГМУ в результате смены власти) Организация проекта ГЧП- это процесс подготовки и проведения публичной процедуры для выбора частного партнера и заключения с ним контракта, определяющего деятельность, права и обязанности сторон по достижению целей проекта ГЧП; организация мониторинга исполнения обязательств частного партнера; организация исполнения обязательств ОГМУ

31 Институты ГЧП в России Институты ГЧП призваны поддерживать организацию проектов на условиях ГЧП, фактически готовить и проводить тендеры - Примеры: ФГУ «Дороги России», Комитет Санкт-Петербурга по инвестициям и стратегическим проектам - Целесообразно создание специальных органов по подготовке, запуску и управлению проектами ГЧП (региональных центров ГЧП) в составе ОГМУ. Функции: среднесрочное планирование использования ГЧП для реализации стратегий регионального или городского развития, отбор проектных предложений для реализации на условиях ГЧП, оценка эффективности проектов с точки зрения потребностей регионального развития, подготовка конкурсов, контрактной и иной документации, создании условий для финансового закрытия сделок в рамках проектов, мониторинга реализации проектов и регулировании условий контрактов. Необходимость координации деятельности государственных органов исполнительной власти как внутри региона, так и с государственными институтами развития, включая Внешэкономбанк, при подготовке и реализации проектов ГЧП.

32 Деятельность ОГМУ по организации проекта ГЧП Стратегическое планирование и принятие решения Стратегическое планирование городское территориальное отраслевое Выбор портфеля проектов Определение механизмов ГЧП для их реализации Решение о реализации проекта ГЧП Предпроектный этап Выбор исполнителей по конкурсу Заключение договоров на оказание услуг консультантами Участие в реализации предпроектного этапа Предоставление информации для исполнителя Институциональное и нормативно-правовое сопровождение Получение результатов Выбор исполнителя проекта по конкурсу Подписание контракта с победителем Закрытие сделки Создание СПК, внесение средств в уставной капитал СПК Реализация предпроекного этапа Участие в реализации проектного этапа Исполнение обязательств

33 Модели ГЧП в России (3) Разработка конкурсной процедуры, обеспечивающей выбор частного партнера, наилучшим образом обеспечивающего достижение целей проекта ГЧП: - Организация конкуренции технических предложений Качество data room, ПСД или бизнес-план Критерии конкурса: роль и вес затрат на полном цикле эксплуатации Значение финансовых предложений при наличии качественного конкурса и конкуренции технических решений - Единство конкурсных процедур для всех сопутствующих вопросов реализации основного контракта ГЧП - Возможность объединения конкурсных процедур по однородным проектам, реализуемым по стандартной контрактной документации, для формирования пула проектов с целью привлечения финансирования

34 дата A A+… дней дата В ( A+… дней ) ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСАПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ГЧП Объявление тендера Выбор победителя конкурса B+… дней Подача заявки на предквалифи- кацию Подача конкурсной заявки Подписание Соглашения о ГЧП Подписание документов о финансировании ПРЕДКВАЛИФИКАЦИОННАЯ ОЦЕНКА КОНКУРСНАЯ ОЦЕНКА ОБЩИЕ КРИТЕРИИ отсутствие процедуры ликвидации отсутствие процедуры банкротства отсутствие задолженностей СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ финансовые технические операционные ПЕРВЫЙ ЭТАП Техническая оценка (планы, программы, характеристики и нормы) Юридическая оценка (изменения к проекту, договор с оператором, договор с подрядчиком) ВТОРОЙ ЭТАП Финансовая оценка (финансовая модель, письма банков, подтверждения и одобрения акционеров) РЕЗУЛЬТАТ: Определение не более 5 заявителей РЕЗУЛЬТАТ: победитель конкурса График и порядок проведения конкурса

35 Роль регионального законодательства Необходимость региональных или муниципальных актов по обеспечению обязательств соответствующих ОГМУ в рамках контрактов ГЧП: - Определение полномочного органа - Определение форм участия региона, муниципалитетов в ГЧП - Определение процедур заключения договоров ГЧП и принятия долгосрочных обязательств ОГМУ Примеры: - Закон Санкт-Петербурга «Об участии г. Санкт-Петербург в проектах на условиях государственно-частного партнерства» - Модельный законопроект Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ- 6 законов субъектов РФ

36 Содержание ГЧП Юридические модели ГЧП. Организация управления проектом ГЧП Обеспечение обязательств ОГМУ по проектам ГЧП

37 Источники финансирования проектов ГЧП Особенность проектов ГЧП - долгосрочность и капиталоемкость. Российские коммерческие банки и рынок ценных бумаг практически не участвуют в долгосрочном финансировании – требования ЦБ РФ, отсутствие законодательства и проектов В России существует ограниченное число источников долгосрочных инвестиций - Инвестиционный фонд РФ (софинансирование инфраструктурных проектов в форме бюджетных субсидий, предоставляемых на конкурсной основе) – политический инструмент - Внешэкономбанк (долгосрочное кредитование и его организация, участие в капитале, консалтинг, гарантии) – банк развития - негосударственные пенсионные фонды (приобретение инфраструктурных облигаций и паев специализированных инфраструктурных фондов) – необходимость прогнозируемого долгосрочного финансового потока, бизнес- модель - Инфраструктурные фонды (участие в капитале проектных компаний в течение определенного времени и последующий выход из проекта) – бизнес-модель - Международные финансовые организации (техническая помощь, гранты, кредиты) – институты развития.

38 Изменения рынка проектов ГЧП Несмотря на кризис, у частных инвесторов есть финансовые ресурсы для инвестирования в качественно структурированные проекты с приемлемым уровнем риска, в том числе в проекты ГЧП, но темп закрытия сделок снизился и произошло некоторое снижение числа проектов из-за ужесточения требований к ним. Европейский рынок проектов ГЧП становится похож на российский: - глобальные игроки фокусируются на локальных рынках - ключевыми кредиторами стали национальные государственные банки, международные банки развития и экспортно-кредитные агентства - финансирование больших проектов стало затруднительно (например, более 750 млн. евро) - структуры финансирования становятся более консервативными: соотношение структуры заемных и собственных средств изменилось от 95/5 до 80/20 и 70/30; - типичный срок долгового финансирования снизился с 30 до лет. - возросло количество инвесторов, которые из-за макроэкономической неопределенности, падения индексов фондового рынка и снижения кредитоспособности финансовых институтов ищут альтернативные возможности инвестиций, в том числе предполагающие тот или иной вид госучастия Более дееспособны инфраструктурные проекты, реализуемые на муниципальном и региональном уровне, особенно в сравнении с мегапроектами: - ниже риски (сохранена базовая экономическая активность, потребление общественных благ и возможность за них платить остались на докризисном уровне), - меньшая капиталоемкость, - другая отраслевая специфика проектов – коммунальное хозяйство – окупаемость из внебюджетных источников.

39 Цели распределения рисков: - сокращение стоимости проекта, повышение эффективности его реализации, привлечение финансовых ресурсов Принцип распределения рисков: - риск несёт та сторона, которая в большей степени способна его контролировать Принципиальные категории рисков - Проектирование - Строительство (срок, смета, качество) - Государственное регулирование (тарифы, техническое регулирование) - Эксплуатация - Платежеспособный спрос - Сбор платежей потребителей - Доходы бюджета Распределение рисков в проектах ГЧП

40 Модели ГЧП в России (4) Выбор формы обеспечения обязательств ОГМУ - Залоги - Государственные (муниципальные) гарантии - Револьверные бюджетные гарантии в рамках нормативного акта (закона) - Поручительства компаний - Нормативные и распорядительные акты публичных органов власти по принятию и организации исполнения обязательств публичного партнера - Прямые соглашения с финансирующими организациями

41 Механизмы обеспечения (снижения рисков) Способы обеспечения обязательств ОГМУ: - Штрафные санкции за неисполнение обязательств по Соглашению о ГЧП - Нормативные и распорядительные акты публичных органов власти по принятию и организации исполнения обязательств публичного партнера - Государственные (муниципальные) гарантии - Револьверные бюджетные гарантии в рамках нормативного акта (закона) в объеме арендной платы, подлежащей оплате в текущем бюджетном периоде - Поручительства компаний, в т.ч. возможность привлечения частного оператора - Уступка прав требования по договорам оператора с потребителями - Залоги имущества в казне - Банковский контроль: Прямые соглашения ОГМУ с финансирующими организациями

42 Обеспечение необходимого размера регулируемой тарифной выручки Включение объектов строительства (и модернизации – в случае увеличения мощности) в муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры для обеспечения сбыта с вновь вводимых мощностей Региональная нормативная и методическая база по тарифному регулированию для обоснования\ затрат организаций коммунального комплекса в рамках производственной и/или инвестиционной программ Исполнение бюджетных обязательств в соответствии с ФЗ-210 по компенсации выпадающих доходов ОКК

43 Обеспечение долгосрочных бюджетных обязательств по отношению к проекту Определение размеров максимально возможных долговых обязательств, связанных с предоставлением бюджетных гарантий на муниципальном и региональном уровне Принятие долгосрочных целевых программ для формирования долгосрочных обязательств органов местного самоуправления (органов государственной власти субъекта Российской Федерации) перед частным инвестором как по предоставлению бюджетных гарантий, так и по прямым бюджетным платежам в рамках ДЦП возможно заключение контрактов со сроками, совпадающими со сроками реализации ДЦП и выходящими за сроки действия лимитов бюджетных обязательств в ДЦП, реализуемой за счет средств субъекта Российской Федерации, может быть предусмотрено предоставление субсидий местному бюджету на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств местных бюджетов.

44 Роль регионального законодательства Необходимость региональных или муниципальных актов по обеспечению обязательств соответствующих ОГМУ в рамках контрактов ГЧП: - Определение полномочного органа - Определение форм участия региона, муниципалитетов в ГЧП - Определение процедур заключения договоров ГЧП и принятия долгосрочных обязательств ОГМУ Примеры: - Закон Санкт-Петербурга «Об участии г. Санкт-Петербург в проектах на условиях государственно-частного партнерства» Модельный законопроект Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ- 6 законов субъектов РФ

45 Федеральный закон 184-ФЗ Статья К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; осуществления регионального государственного контроля за соответствием жилых домов, многоквартирных домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. (поправки от )

46 Федеральный закон 131-ФЗ Статья 17. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; Статья 14 и 16. (Вопросы местного значения поселения и вопросы местного значения городского округа) организация в границах поселения (городского округа) электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; Статья 15. Вопросы местного значения муниципального района организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений; Статья 50. Муниципальное имущество 2. В собственности поселений и городских округов могут находиться: имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

47 Ограничения, налагаемые Бюджетным кодексом Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд 2. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи. 3. В случае, если предметами государственного (муниципального) контракта является … выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами.

48 (Продолжение) Статья Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации 3. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете.

49 Статья 79 БК Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной/муниципальной собственности предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов (в зависимости от размера). Осуществление бюджетных инвестиций в объекты собственности другого уровня власти не допускается. Нормативными правовыми актами может предусматриваться предоставление субсидий нижестоящим бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства государственной/муниципальной собственности

50 Статья 179 БК Долгосрочные целевые программы Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета, утверждаются высшим исполнительным органом власти По результатам оценки эффективности ДЦП высшим исполнительным органом власти не позднее чем за один месяц до дня внесения проекта закона (решения) о бюджете может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию программы или о досрочном прекращении ее реализации. В случае принятия данного решения и при наличии заключенных во исполнение соответствующих программ государственных (муниципальных) контрактов в бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.

51 \ дата A A+90 дней дата В Стадии рассмотрения Инвестиционного проекта Внешэкономбанком Подача заявки КРИО B+90 дней Дата С Предварительная экспертиза Комплексная экспертиза Кредитное соглашение Залоговое обеспечение СОСТАВ 1) Общие условия 2) График выборки и погашения кредитной линии 3) Обеспечение 4) Отлагательные условия 5) Дополнительные условия 6) Прекращение действия соглашения СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Надзорная компания Независимый аудитор Финансовая сделка (на примере Внешэкономбанка) Коллегиальные органы Решение о финансировании Кредитное соглашение A+180 B+10 дней Целевое использование Залог акция (долей) инвестора Залог акций (долей) материнской компании Поручительство на срок строительства объектов материнской компании Гарантии МО, Субъекта федерации по арендным платежам после ввода объекта в эксплуатацию Залог прав аренды земельного участка Залог построенного объекта инфраструктуры Капитальные затраты (Договор Генподряда, приобретение машин и оборудования ит.д.) Административно-хозяйственные расходы

52 Спасибо за внимание Центр ГЧП Внешэкономбанка проспект Академика Сахарова, 9 Москва, Россия тел.: +7 (495) факс: +7 (495)