Опыт создания National Business Agenda «Доктрина «Доктрина частной инициативы» в Украине Dmitry Lyapin, Kyiv, Ukraine Institute for Competitive Society.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Company LOGO ОПЫТ СОЗДАНИЯ В УКРАИНЕ NATIONAL BUSINESS AGENDAДОКТРИНА ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ Dmitry Lyapin National Institute for Strategic Study Property.
Advertisements

Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
МОСКВА: НОВАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В МОСКВЕ на гг. (свыше 20 обсуждений с отраслевыми органами, бизнесом и.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Экспертный Совет (ЭС) по развитию внешней торговли и продвижению экспорта Сардор Кошназаров Проект БФУ
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
1 О проекте Стратегии развития информационного общества в России Начальник департамента обеспечения безопасности в области информации и информационных.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Коррупция искажает экономическую и финансовую среду ведения бизнеса; уменьшает эффективность государственного управления и бизнеса, стимулы к инвестициям;
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Национальная система квалификаций и компетенций России.
Доклад министра экономики Удмуртской Республики Михаила Петровича Зайцева Министерство экономики Удмуртской Республики О ходе реализации.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Съезд Российского союза промышленников и предпринимателей Предпринимательский климат в России: ключевые направления работы А.Н. Шохин Президент РСПП Москва,
О ходе разработки профессиональных стандартов Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин Заседание Национального совета при Президенте.
ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКЕ Выполнила: магистрантка Сасим Екатерина Сергеевна Руководитель: д.э.н., зав.
Транксрипт:

Опыт создания National Business Agenda «Доктрина «Доктрина частной инициативы» в Украине Dmitry Lyapin, Kyiv, Ukraine Institute for Competitive Society National Institute for Strategic Study Специально для конференции в Кишиневе, Республика Молдова, 27 – 29 марта 2008 года

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ВСЕГДА ЗАТРАГИВАЕТ ИНТЕРЕСЫ СЛЕДУЮЩИХ ГРУПП: БИЗНЕС ГРАЖДАНЕГОСУДАРСТВО

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ Бизнес – это многогранное явление, которое в обществе играет как экономическую, так и социальную роль. Любые перемены к лучшему в развитии малого и среднего предпринимательства (МСП) невозможны без действенной и волевой инициативы предпринимателей, без их положительного и конструктивного влияния на государственную политику.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ Можно привести примеры авторитарных стран, в которых есть небольшие (маленькие) предприятия. Но нельзя привести ни одного примера демократической страны, в которой не было бы малого бизнеса.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ ЧАСТЬ 1 Состояние развития малого бизнеса в Украине

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ 2006 кол-во субъект., тыс. кол-во на 1000 населен. работн., всего, тыс. работн., наемн. тыс. объем реализ., млн.грн. Субъекты малого бизнеса 2319,149, $ Малые предприя тия (юр.лица) 342,47, $ Физ-лица предприн иматели 1976,742, $ 222 от

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ SME В СТРАНАХ ЕС

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ ЧАСТЬ 2 Результаты исследования политики развития малого бизнеса в Украине

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ minmax «все решится само собой» «сами придем к власти» Конструктивное взаимодействие с властью Возможные стратегии влияния на государственную политику степень активности влияния Характерно: отдельные бизнесы, особенно SME Характерно: политические партии Характерно: Бизнес-Ассоциации

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ПОЛИТИКУ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА Уровень развития и эффективность политики Государственная идеология развития малого бизнеса (МБ) Отношение общества к МБ Механизмы взаимодействия сектора МБ и государства Самоосознание сектора МБ Уровень экономического развития сектора МБ Новые знания о МБ

ОБЩЕСТВО: Закончилась стадия враждебного отношения, но частная инициатива еще не стала национальным приоритетомГОСУДАРСТВО: Административная система, признавая определенные выгоды от малого бизнеса, видит в нем и определенные угрозы Уровень развития малого бизнеса существенно зависит от существующего в обществе отношения к предпринимательству в целом ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

Создание новых рабочих мест без бюджетного финансирования Уменьшение социальной напряженности в обществе Поглощение избытков рабочей силы на рынке труда Увеличение бюджетных поступлений (всех уровней) Развитие экономики - производная от социального значения малого бизнеса ВЫГОДЫ И УГРОЗЫ ДЛЯ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С SME Экономическая самостоятельность субъектов, которая уменьшает их зависимость от государства Появление и рост самоуважения у субъектов (базируется на их экономической независимости) Усиление гражданского общества Требования прозрачности власти Требования усиления ответственности власти ВЫГОДЫ УГРОЗЫ:

Уровень развития и эффективности политики определяется активностью сектора малого бизнеса УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА МАЛОГО БИЗНЕСА Увеличивается количество субъектов малого бизнеса Растет важность сектора Растет понимание властью необходимости решения проблем сектора SME ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕКТОРУ МАЛОГО БИЗНЕСА Сущностное наполнение политики относительно малого бизнеса зависит от существующего понимания роли государства в развитии сектора СУЩЕСТВУЮЩАЯ ПОЛИТИКА = ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ БУДУЩАЯ ПОЛИТИКА = ПОЛИТИКА ПАРТНЕРСТВА Государство Управляет развитием сектора Определяет направления развития Определяет цели развития СЕКТОР SME Подает власти сигналы - какие проблемы требуют решения

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕКТОРУ МАЛОГО БИЗНЕСА Для того, чтобы распознать сигналы от сектора малого бизнеса и построить эффективную политику, необходимо иметь механизмы взаимодействия между государством и сектором малого бизнеса ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ = Политика по отношению к малому бизнесу будет эффективна тогда, когда она будет отвечать потребностям и требованиям сектора, будет следовать за его интересами Государство обязано строить механизмы, которые: - обеспечат обратную связь с сектором малого бизнеса; - обеспечат достоверную информацию про проблемы и реальные потребности сектора малого бизнеса; - предоставят возможность вести диалог про проблемы, интересы и права малого бизнеса

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕКТОРУ МАЛОГО БИЗНЕСА Для того, чтобы распознать сигналы от сектора малого бизнеса и построить эффективную политику, необходимо иметь механизмы взаимодействия между государством и сектором малого бизнеса ПРИНЦИП ДАВЛЕНИЯ ПРИНЦИП ДАВЛЕНИЯ = для формирования эффективной политики сектор малого бизнеса должен активно обращать внимание на свои проблемы и защищать свои права СЕКТОР SME ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СЕКТОРА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И СЕКТОРОМ SME БОЛЬШОЙ БИЗНЕС МАЛЫЙ БИЗНЕС КОНКУРЕНЦИЯ (особенно в отдельных отраслях – розничная торговля, услуги) ВЛАСТЬ ВЛИЯНИЕУНИЧТОЖЕНИЕ Эффективная политика: если этот конфликт будет разрешен без попыток уничтожить определенную часть малого бизнеса

Достичь формирования эффективной государственной политики возможно тогда, когда сектор малого бизнеса достигает определенного уровня самосознания – осознания своих прав, понимания своих интересов, понимания необходимости консолидации сил и создания механизмов взаимодействия с властью ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

Один из современных инструментов улучшения бизнес-климата в Украине (а также инструмент административной реформы): Закон Украины Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности от 11 сентября 2003 года 1160-IV. ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ: целесообразность адекватность эффективность сбалансованость прогнозируемость прозрачность и учет общественного мнения ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

РИСКИ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ: А) Со стороны органов государственной власти: Неисполнение закона Нарушение процедур Технические нарушения, которые не позволяют ознакомиться с обнародованными проектами, АРВ и пр. Несоответствующая подготовка АРВ, отсутствие анализа альтернатив Подмена норм регуляторной политики формальным «игровым» обсуждением … ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

РИСКИ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ: Б) Со стороны бизнес-ассоциаций: Неподготовка предложений и замечаний Нарушение сроков процедур Непрофессионализм в подготовке материалов Подмена норм регуляторной политики формальным «игровым» обсуждением с властью … ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

ВЫВОД: Время простых линейных решений закончилось. Новые и современные инструменты «обоюдоостры» и требуют соответствующей квалификации и мотивированности всех участников процесса формирования и исполнения государственной политики. ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

ЧАСТЬ 3 Как создавалась Национальная программа развития бизнеса («Доктрина Частной Инициативы») в Украине

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ В 1998 году 10 бизнес-ассоциаций SME создали коалицию (без образования юридического лица) – Кординационно-Экспертный Центр Объединений Предпринимателей Украины (КЭЦ)

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ На протяжении 1999 – 2002 годов КЭЦ организовал и провел ряд публичных кампаний малого бизнеса по отстаиванию своих прав и интересов (advocacy) Отмена Гербового Сбора (введена Указом Президента) Недопущение голографической защиты документов (введена Постановлением Правительства) Недопущение Электронных- Контрольно-Кассовых Аппаратов (введено Законом Украины) Продвижение законодательства про лицензирование и сертификацию Защита упрощенной системы налогообложения и недопущение принятия Налогового Кодекса в 3-м чтении

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ На протяжении 1999 – 2002 годов КЭЦ организовал и провел ряд публичных кампаний малого бизнеса по отстаиванию своих прав и интересов (advocacy) КЭЦ принял решение – У БИЗНЕСА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПЛАН РАЗВИТИЯ !

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ На протяжении 2000 – 2003 годов КЭЦ организовал и провел масштабный ряд публичных обсуждений среди компаний и бизнес-ассоциаций на тему – стратегия развития бизнеса в Украине глазами бизнеса.

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ На протяжении 2000 – 2003 годов КЭЦ организовал и провел масштабный ряд публичных обсуждений среди компаний и бизнес-ассоциаций на тему – стратегия развития бизнеса в Украине глазами бизнеса. ОСОБЕННОСТИ: 1) С бизнесами разных размеров – большой, средний и малый 2) Не продвигались идеи, а обсуждались идеи «с низу» 3) Организаторы искали общие точки консолидации

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ В 2003 году КЭЦ окончательно оформил, на своем заседании утвердил и публично презентовал Стратегию развития предпринимательства, подготовленную коалицией бизнес-ассоциаций – «ДОКТРИНА ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ СТРУКТУРА «ДОКТРИНЫ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ»: Раскрытие предпринимательского потенциала нации – основа экономического развития Украины Стратегические направления раскрытия предпринимательского потенциала нации I. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ЕЕ ЗАЩИТА – ОСНОВА ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ II. КАРДИНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ - ПУТЬ К СВОБОДЕ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ІII. УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА - ГАРАНТИЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ IV. МАЛЫЙ БИЗНЕС – ШКОЛА ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ Доктрина Частной Инициативы – повестка дня на годы

ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ СТРУКТУРА «ДОКТРИНЫ ЧАСТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ»: Доктрина Частной Инициативы – повестка дня В 2006 году Совет Предпринимателей при Кабинете Министров Украины обновил повестку дня, т.к. основные задачи на гг. были решены, и публично разработал и презентовал Правительству новую повестку дня – «Послание от бизнеса к Государственной власти Украины»

ВЫВОД ТОЛЬКО СКООРДИНИРОВАННЫЕ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ БИЗНЕС- СООБЩЕСТВА МОГУТ УЛУЧШИТЬ СОСТОЯНИЕ БИЗНЕС-КЛИМАТА В СТРАНЕ ОПЫТ СОЗДАНИЯ NATIONAL BUSINESS AGENDA В УКРАИНЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Dmitry Lyapin, Kyiv, Ukraine Institute for Competitive Society National Institute for Strategic Study