Разработка проекта ФЗ «О стандартизации» (2-редакция) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ВНИИНМАШ А.В. Зажигалкин, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Advertisements

Роль стандартизации в формировании нормативной базы Единого экономического пространства ЭЛЬКИН ГРИГОРИЙ ИОСИФОВИЧ Руководитель Федерального агентства по.
Стандартизация это- (определение из ФЗ от ФЗ «О техническом регулировании») Деятельность по установлению правил и характеристик в целях.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Межгосударственная система стандартизации
1 2-ой Международный Форум «Технологии в машиностроении-2012» 29 июня 2012 года МАТЮШИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ Вице-президент Некоммерческого партнёрства.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Проект ФЗ «О стандартах государственных услуг» ноябрь 2005 года.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Тема 7. Подтверждение соответствия Согласно руководству ИСО/МЭК 2"Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности"; система.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Рассмотрение и утверждение Положения о ТК 23 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» Нестеров Николай Борисович заместитель начальника.
Минэкономразвития России «Динамика степени доступности информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, публикуемой на официальных.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Метрология, стандартизация и сертификация Доцент кафедры АТП Кандидат технических наук Кравченко Евгений Владимирович.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства II.
Транксрипт:

Разработка проекта ФЗ «О стандартизации» (2-редакция) ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ ВНИИНМАШ А.В. Зажигалкин, директор ВНИИНМАШ, кандидат юридических наук

В письменной и устной форме получены замечания: Замечания продолжают поступать -ТК по стандартизации - 17; -общественные организации - 12; -Хозяйствующие субъекты - 63; -специалисты – 26; -органы государственной власти субъектов Российской Федерации – 1; - государственные корпорации – 2.

Результаты рассмотрения замечаний и предложений по Законопроекту Всего 964 замечания, из них: принято – 63% замечаний; отклонено – 37% замечаний. Замечания отклонены по следующим причинам: - несоответствие требованиям международных документов в области стандартизации; - несоответствие требованиям, предъявляемым к разработке федеральных законов; -противоречие законодательству РФ.

Изменение структуры законопроекта Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера регулирования настоящего Федерального закона Статья 2. Основные термины и их определения Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 7. Национальная система стандартизации Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ Статья 18. Документы по стандартизации Глава 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ … … … … … Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 12. Технический комитет по общероссийским классификаторам Статья 10. Научные организации Статья 22. Проверка документов по стандартизации Статья 20. Издание документов по стандартизации Включены новые статьи Изменен порядок расположения статей по жизненному циклу Статей - 6 Статей - 8 Статей - 11 Статей - 1 Статей – 2

Структура полученных замечаний Термины и определения. Цели и принципы стандартизации Функции НОСТ Функции организаций Разработка и утверждение документов по стандартизации Применение документов по стандартизации «ЛИДЕРЫ»

Изменение структуры законопроекта Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Сфера регулирования настоящего Федерального закона Статья 2. Основные термины и их определения Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ Статья 7. Национальная система стандартизации Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ Статья 18. Документы по стандартизации Глава 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ … … … … … Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 12. Технический комитет по общероссийским классификаторам Статья 10. Научные организации Статья 22. Проверка документов по стандартизации Статья 20. Издание документов по стандартизации Включены новые статьи Изменен порядок расположения статей по жизненному циклу

2. Замечания, касающиеся терминологической базы 1. Переименована статья «Основные понятия» на «Термины и их определения», термины ранжированы по значимости. 2. Скорректированы определения терминов: стандартизация, государственный военный стандарт, стандарт, стандарт организации, правила и рекомендации по стандартизации, отраслевой стандарт, предварительный стандарт. 3. Включены определения: консенсус, технические условия, региональные и международные организации по стандартизации. Ряд определений даны по тексту законопроекта. 4.Удалены термины: национальная справочная служба стандартизации, система стандартизации (определение дано по тексту законопроекта). Замечания: изменить название статьи, дополнить рядом определений, откорректировать с учетом ФЗ «О техническом регулировании», откорректировать с учетом международного подхода

Статья 2. Основные термины и их определения Основные термины и их определения консенсус - общее согласие, характеризующееся отсутствием существенных возражений у большинства заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения; технические условия – документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять продукция, процессы, работы и услуги; ИЗМЕНЕНИЯ с учетом положения Руководства ИСО/МЭК «понятия» удалены предварительный стандарт – документ, утвержденный национальным органом по стандартизации на ограниченный срок и доведенный до широкого круга пользователей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться национальный стандарт; межгосударственный стандарт - региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации) и доступный широкому кругу пользователей; Стандарт организации – для внутреннего пользования, ТУ- согласовывается с заказчиком

Статья 4. Принципы стандартизации (новеллы) - добровольности применения документов по стандартизации и обязательности их соблюдения в случае принятия решения об их использовании; - преемственности работ по стандартизации; Установленные принципы соответствуют Концепции развития национальной системы стандартизации Реализация: Ст. 22 Применение документов по стандартизации Статья на законодательном уровне устанавливает область применения документов по стандартизации, определяет случаи обязательности соблюдения документов по стандартизации Реализация: Ст. 7. Национальная система стандартизации; Ст.18. Документы по стандартизации Ст.26. Международное сотрудничество в области стандартизации Замечания: включить добровольность применения стандартов, учесть Концепцию развития НСС

Статья 4. Цели стандартизации Целями стандартизации являются: обеспечение национальной безопасности, в т.ч. промышленной, экономической и информационной безопасности; обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности; обеспечение качества и безопасности продукции, работ, процессов и услуг; обеспечение унификации продукции, работ, процессов и услуг; обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции; содействие повышению конкурентоспособности продукции; обеспечение исполнения государственных заказов; рациональное использование ресурсов; содействие научно-техническому прогрессу; снижение технических барьеров в торговле; обеспечение охраны окружающей среды; обеспечение охраны здоровья; обеспечение охраны труда; оценка соответствия продукции (работ, услуг); обеспечение единства и сопоставимости результатов измерений; защита интересов потребителей; и другие цели, связанные с реализацией и развитием принципов стандартизации. Цели стандартизации откорректированы с учетом Руководства ИСО/МЭК Открытые цели Замечания: необходимо обобщить, модернизировать и систематизировать цели, учесть международный опыт

Статья 6. Государственная политика в области стандартизации привлечения для развития приоритетных направлений стандартизации научных организаций; использования национальных стандартов документов по стандартизации при размещении государственных заказов. Уточнены инструменты государственной политики + Участник НСС Возможность внедрения новых технологий координации работы….. участия …. формирования разделов в федеральных программах… стимулирования разработки и применения национальных стандартов… поддержки организаций… материального и финансового обеспечения… Замечания: повысить статус национального органа по стандартизации – НОСТ орган власти при Правительстве РФ; сделать НОСТ общественной организацией.

Статья 10. Научные организации (новая) Научные организации: привлекаются для развития приоритетных направлений стандартизации; проводят проверку документов по стандартизации на соответствие современному уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно- технического развития; по согласованию с национальным органом по стандартизации обеспечивают ведение секретариатов технических комитетов по стандартизации; проводят экспертизу документов по стандартизации, программ по стандартизации; проводят научно-исследовательские работы в области стандартизации; осуществляют разработку правил и рекомендаций по стандартизации для обеспечения работы национальной системы стандартизации; осуществляют разработку систем и комплексов стандартов; разрабатывают и реализуют образовательные проекты, направленные на подготовку специалистов в области стандартизации. Функции отражены с учетом существующего опыта ЕСКД, ССБТ … НИР за научными организациями Обеспечивают решение стратегических задач Замечания: в работах по стандартизации необходимо повысить роль научных организации. Учесть в названии статьи проектные организации По законодательству включают «проектные»

Статья 12. Технический комитет по общероссийским классификаторам (новая) 1. Порядок создания и деятельности технического комитета по общероссийским классификаторам устанавливается национальным органом по стандартизации. 2. Технический комитет по общероссийским классификаторам проводит экспертизу проектов общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений Функции отражены согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. N 677 «Об общероссийских классификаторах…» Замечания: отсутствуют положения по техническому комитету по общероссийским классификаторам

Статья 13. Подсистемы национальной системы стандартизации Подсистемы национальной системы стандартизации создаются на добровольной основе юридическим или юридическими лицами для достижения оптимальной степени упорядочения в определенной отрасли экономики, посредством разработки и применения национальных стандартов и иных документов по стандартизации. Формирование экономики инновационного типа требует иметь адекватную модель национальной системы стандартизации Подсистемы реализуют механизм, способный объединить в одно целое стратегии развития национальной системы стандартизации и отраслевых (корпоративных) систем стандартизации Замечания: 1. Необходимо уточнить функции подсистем. 2.Предлагается удалить статью

Статья 15. Стандартизация в организациях Основными направлениями работ по стандартизации в организациях являются: выявление приоритетных направлений деятельности организации по стандартизации; внедрение национальных стандартов, предварительных стандартов, общероссийских классификаторов; нормоконтроля применяемой документации на соответствие национальным стандартам, общероссийским классификаторам; разработка национальных стандартов, предстандартов, стандартов организации, технических условий; утверждение технических условий; подготовка предложений в программы по стандартизации через технические комитеты по стандартизации и предложений по актуализации общероссийских классификаторов; Основная задача - выявление направлений деятельности по стандартизации и их активная реализация Обеспечивает единое информационное пространство Разработка и утверждение за организациями Замечания: Статья необходима, предлагается дополнить видами работ.

Статья 18. Документы по стандартизации (НОВЕЛЛЫ) 2. Документы по стандартизации не должны противоречить Федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Требования предстандартов, стандартов организации, технических условий должны быть не ниже требований национальных стандартов. Устанавливается иерархия документов – «нижестоящий учитывает положения вышестоящего» Есть мнение, что тормозятся новые технология, но зарубежный опыт показывает обратное Замечания: 1. Необходимо повысить качество продукции по ТУ, установив их иерархию с национальными стандартами. 2 Исключить такое положение – как противоречащее принципу добровольности, не позволяет развиваться прогрессу.

Статья 19. Разработка и утверждение документов по стандартизации (новеллы) 2. Правила разработки национальных стандартов, предварительных стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации, внесения в них изменений устанавливает национальный орган по стандартизации. 3. Для реализации принципа открытости процессов разработки национальных и межгосударственных стандартов: - организуется и осуществляется публичное обсуждение проектов; -опубликовываются уведомления на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет; - обеспечивается доступность проектов. В законопроекте изложены основные принципы, а этапы и порядок будут устанавливаться в документах ниже уровня В предыдущей редакции правила были детализирована Согласовываются с принципами стандартизации в законопроекте Замечания: Попытка прописать все этапы в законопроекте бессмысленна. Необходимо дать общие принципы.

Статья 19. Разработка и утверждение документов по стандартизации (новеллы) 5. Национальный орган по стандартизации на основании предложений технических комитетов по стандартизации принимает решение об утверждении национальных и предварительных стандартов и введения их в действие. Проект национального стандарта, предварительного стандарта может быть отклонен в следующих случаях: - если нарушены правила его оформления и разработки; - поступили жалобы от заинтересованных лиц в связи не представлением проекта стандарта; - не достигнут консенсус среди членов ТК по стандартизации относительно проекта стандарта Необходимо определить обоснованные причины отказа утверждения стандартов Замечания: прописать подробно причины возможного отклонения документов по стандартизации

Статья 20. Разработка и утверждение документов по стандартизации 16. Технические условия разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, в соответствии с правилами, установленными национальным органом по стандартизации. Технические условия могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов. Порядок регистрации технических условий устанавливается национальным органом по стандартизации. Регистрация в фонде дает возможность предлагать свои технологии через ТУ рынку ТУ- документ по стандартизации Регистрация через каталожные листы в ЦСМ осуществляется и сейчас Замечания: Необходимо включить ТУ в документы по стандартизации. ТУ – технический документ

Статья 21. Применение документов по стандартизации 1.Документы по стандартизации, действующие на территории Российской Федерации, применяются: ……. другими заинтересованными лицами в целях, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона (новелла). Отраслевые стандарты применяются до введения в действие соответствующих национальных стандартов или сводов правил. Допускается внесение изменений в отраслевые стандарты, принятые до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года 184-ФЗ «О техническом регулировании». Допускается внесение изменений и пересмотр отраслевых стандартов, разработанных до введения в силу Федерального закона 184-ФЗ от г. «О техническом регулировании». 5. Применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией (новелла). Общественные объединения, инженерные и научно-технические общества Замечания: документы по стандартизации применяются и другими организациями. Уточнить обязательность общероссийских классификаторов. Запретить пересмотр отраслевых стандартов ?Разрешить разрабатывать отраслевые стандарты.

Статья 21. Применение документов по стандартизации 2. Документы по стандартизации, кроме предварительных стандартов, применяются непосредственно, путем ссылки на них в законодательстве, в нормативных правовых актах, договорах, контрактах, соглашениях, принятых в установленном порядке нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, документах государственных корпораций, общественных организаций и объединений, организаций любых форм собственности. Предварительные стандарты предназначены для добровольного применения. Замечания: Необходимо ограничить применение предварительных стандартов.

Статья 23. Проверка документов по стандартизации Проверку документов по стандартизации национальных стандартов на соответствие законодательству, интересам государства, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, требованиям национальных, международных, региональных и межгосударственных стандартов осуществляют технические комитеты по стандартизации организует национальный орган по стандартизации. Документы по стандартизации проверяются не реже одного раза в пять лет. Функции по проверке национальных стандартов закреплены за ТК и научными организациями ТК не имеет средств на проверку, финансирование через НОСТ. Весь массив документов по стандартизации проверить невозможно Замечания: Уточнить вопросы финансирования проверки, виды документов для проверки, увеличить сроки проведения проверки до 10 лет Оставить пять лет – с учетом обновления инноваций

Статья 23. Информационное обеспечение деятельности в области стандартизации Информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется посредством: национальной справочной службы стандартизации; Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; В целях настоящей статьи под официальным опубликованием документов по стандартизации понимается первое доведение до всеобщего сведения в установленной форме его полного текста на русском языке типографским способом и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме (новелла). Федеральный информационный фонд расширяется за счет предстандартов, ТУ Официальное опубликование – первое доведение до всеобщего сведения Рамки ВТО Замечания: функции «национальной справочной… сужены, включить Федеральный информационный фонд из «ФЗ «О Техническом регулировании», дать определение официальное опубликование.

Статья 26. Финансирование работ по стандартизации 2. За счет средств федерального бюджета финансируется: разработка и экспертиза национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил, государственных военных стандартов, общероссийских классификаторов, подготовка и издание официальной информации о них; проверка национальных стандартов (новелла); проведение научно-исследовательских работ в области стандартизации; выполнение национальным органом по стандартизации возлагаемых на него функций; работа по информационному обеспечению деятельности в области стандартизации, в том числе в рамках международного сотрудничества, создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (новелла), Единой информационной системы по техническому регулированию; проведение работ по стандартизации для обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности страны; участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области стандартизации; разработка и ведение общероссийских классификаторов; разработка правил и рекомендаций по стандартизации. Уточнен перечень работ, финансируемых из бюджета Замечания: необходимо уточнить перечень финансируемых работ в сторону расширения

Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом 1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ "О техническом регулировании": абзацы 12, 13, 22, 23 статьи 2 (Термины: «стандарт», «стандартизация», «национальный стандарт», «международный стандарт»); главу 3 (Стандартизация), за исключением пунктов 9, 10 статьи 16 (перечни национальных стандартов и сводов правил); абзацы 4 (в части финансирования программ разработки национальных стандартов), 5, 6, 10, 13 пункта 1 статьи 45 Порядок финансирования; статью 43 Информация о документах по стандартизации Область технического регулирования Цель – разграничение правового поля ФЗ «О стандартизации» и ФЗ «О техническом регулировании»

Благодарим за внимание и участие в обсуждении законопроекта

ВНИИНМАШ Шеногина, д.4, Москва, В-49, ГСП-1, тел: , факс: Е-mail: