КРИЗИС ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Ю.Кузнецов Москва, 30.03.2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Ю.Кузнецов Базалети,
Advertisements

Курсовая работа по дисциплине Финансы и кредит на тему «Государственный кредит».
1 Воздействие расходов государственного бюджета на устойчивость финансовой сферы России Сценарные расчеты до 2020 г. Ведев А. Март 2011 г.
1. Понятие бюджетного дефицита, его причины и последствия 2. Источники финансирования бюджетного дефицита 3. Пути уменьшения бюджетного дефицита и методы.
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
1 УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ Е.Т.Гурвич, И.В.Беляков Экономическая экспертная группа Комиссия РСПП по банкам и банковской.
1 Суверенные фонды России в новых бюджетных условиях Дробышевский С.М. руководитель научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической.
УСКОЛЬЗАЮЩИЙ МИФ ГОСУДАРСТВА Ю.Кузнецов Базалети,
Инструменты социально-экономического развития РФ.
«Газпромбанк» (Открытое акционерное общество) В масштабах страны, в интересах каждого VIII Ежегодный форум крупного бизнеса «Эксперт-400» 3 октября 2012.
Бюджетные институты и бюджетная политика в России Желько Богетич Главный экономист по России Координатор по экономической политике Всемирный банк Леонтьевские.
Бюджетная политика в долгосрочной перспективе: эффект кризиса Е.Гурвич, Е.Лебединская, А.Суслина Экономическая экспертная группа.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Экономика и финансы. Финансы Совокупность экономических отношений в процессе использования денежных средств -кредит в банке, оплата труда работника, платежи.
Государственный бюджет. Основные виды расходов и доходов государственного бюджета Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Основа формирования проекта бюджета Мокрогашунского сельского поселения Зимовниковского района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Бюджетное.
Выбор социальной модели государства для России. новой социальной модели государства Трансформация общественного устройства России в 90-е годы поставила.
Транксрипт:

КРИЗИС ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Ю.Кузнецов Москва,

Государство-state Мартин ван Кревельд Расцвет и упадок государства Государство современного типа (state) – лишь одна из возможных форм политической организации, появившаяся довольно поздно по историческим меркам.

Государство-state абстрактная «сущность», представленная юридическим лицом не совпадающая с личностью правителя (главы), объединяющая жителей в нацию, но не совпадающая с нацией; существующая только при условии признания другими государствами в качестве государства; имеющая признанные пространственные границы. Другие типы политической организации: племя, полис, (архаичная) империя, феодальная полития и др.

Обязательства, взятые на себя государством-state материальное содержание тех, кто не может содержать себя сам (welfare); обеспечение (в т.ч. материальное) возможностей для самореализации каждого; обеспечение функционирования денежной и кредитной системы; поддержание правопорядка на собственной территории; успешное ведение внешних войн.

ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Государство обеспечивает: безопасность (гарантии физического выживания); эмансипацию гарантию самовыражения. (В разные периоды акцент делался на разные аспекты) Идея социального государства секулярная версия христианской идеи спасения

КРИЗИС Кризис современного (социального) государства все большая неспособность выполнять взятые на себя обязательства Каковы масштабы бедствия?

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (1) Stephen G. Cecchetti, M. S. Mohanty, Fabrizio Zampolli, The future of public debt: prospects and implications. BIS Working Papers No. 300 (March 2010) (

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (2) Предположения (базовый сценарий): доля государственных доходов в ВВП постоянна; доля расходов, не относящихся к социальному обеспечению пожилых людей, постоянна; прогноз расходов на пожилых людей – из расчетов CBO и Еврокомиссии; процентная ставка финансирования долга – средняя за гг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (3) Долг/ВВП Годы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (4) Долг/ВВП Годы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (5) Долг/ВВП Годы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (6) Долг/ВВП Годы

Обслуживание государственного долга Выплата процентов по государственному долгу (% к ВВП)

ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (1) Можно ли оценивать финансовое положение государства на основании параметров государственного бюджета?

ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (2) Лоренс Котликофф, Скотт Бернс Пенсионная система перед бурей «Каждый знает, что по счетам надо платить; возможно, и не сразу, но когда-нибудь непременно… Но понимание того, что не платить нельзя, каким-то образом исчезает, когда дело доходит до обсуждения государственных финансов. Причина в том, что расходы, осуществляемые нами через посредство государства, можно спихнуть на кого-то другого, а именно – на наших собственных детей» (с.75)

ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (3) Сравнение денежных величин, относящихся к разным моментам времени СегодняГод спустя Время $100 $110$110 r = 0,1

ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (4) Годы Доходы Расходы Бюджет р.п....

ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (5) Основные блоки модели: - модель жизненного цикла семьи (домохозяйства); - модель налоговых поступлений от домохозяйств; - прогноз будущих обязательств государства перед домохозяйствами, определяемых законодательством; - модель «прочих» расходов государства.

ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (6) Величина фискального разрыва для США: 51 трлн. долл. (Лоренс Котликофф, Скотт Бернс, 2004 г.); более 100 трлн. долл., из которых 99,2 дают системы Medicare и Medicaid (Ричард Фишер, ФРБ Далласа, 2008 г.)

Естественный процесс? Является ли причиной бюджетных проблем «старение населения», т.е. естественный (биологический) процесс?

Политический и социальный процесс объем обязательств определяется в результате политических решений (пример – возраст выхода на пенсию); электоральный блок «пенсионеры»; система политических стимулов к расширению денежных расходов (политический денежный насос); рост государственного долга тормозит процесс накопления капитала и тем самым подрывает производительность экономики; обязательства социального государства подрывают стимулы к производительной деятельности.

Политический денежный насос лоббизм («логика коллективных действий»); «покупка согласия»; logrolling (политика коалиций); политическая и идеологическая невозможность сокращений. Существует тенденция к расширению социальных обязательств государства, а их снижение чрезвычайно затруднено

Понимают ли опасность политические элиты? В. Мау: «Сейчас ни у одной страны в мире нет состоятельной модели развития социального государства» (февраль 2011). А. Улюкаев: «Глобальная финансовая система не решила ряд фундаментальных проблем. Главная из которых накопление государствами огромных бюджетных дефицитов. Фундаментальная основа этого глобальное старение населения, провоцирующее постоянный рост бюджетных расходов и обязательств на пенсионную систему и здравоохранение. Очевидно, что и пенсионный возраст, и коэффициент замещения надо приводить в соответствие с новой реальностью. Но политически это крайне трудно. В ЕС заговорили о повышении пенсионного возраста и сразу волна забастовок. Финансовая система в заложниках у политики. Действовать жестко не получается». (Март 2010)

Иллюстративный пример: какие расходы сокращать? The Economist, 07/05/2010 «Если бы было необходимо сократить государственные расходы, какая из нижеперечисленных государственных программ должна получать меньшие объемы финансирования из федерального бюджета, чем сегодня?»

Иллюстративный пример: какие расходы сокращать? Social Security7% Оборона22% Medicare7% Помощь бедным17% Medicaid11% Пособия ветеранам6% Исследования в сфере здравоохранения13% Образование12% Дороги12% Общественный транспорт27% Помощь иностранным государствам71% Пособия по безработице19% Наука и развитие технологий22% Сельское хозяйство27% Жилищное строительство27% Охрана окружающей среды29% Ни одно из пере- численных12%

Иллюстративный пример: будут ли расходы сокращаться? «Бюджет администрации Обамы на 2012 предусматривает экономию $1.1 трлн. на протяжении последующих 10 лет за счет урезания программ с целью ограничения дефицита бюджета, который в этом году достигнет $1.5 трлн.», сообщил руководитель Административно-бюджетного управления при Президенте США Джекоб Лью. «Часть экономии будет использована на увеличение расходов на образование, исследования и разработки, а также развитие технологий, что позволит конкурировать с соперниками на мировой арене, создать новые рабочие места и уменьшить безработицу, которая составляет 9%», - заявил Лью. Bloomberg, : Obamas 2012 Budget Saves $1.1 Trillion, Cuts Deficit, Lew Says

Базовые варианты разрешения дефолт –кризис банковской системы; –рост процентных ставок –депрессия. эмиссия –высокая инфляция/гиперинфляция; –рост процентных ставок; –крах национальной валюты; –депрессия.

Мифические варианты разрешения зарубежные заимствования иммиграция накопление капитала технологический прогресс пресечение злоупотреблений увеличение бюджетных доходов за счет богатых рост цен на сырье (для России).

БЮДЖЕТНЫЙ КРИЗИС ПОДРЫВ ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВА

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛОГ: СССР и постсоветские страны в конце 80-х годов 90-х годах XX в. В России фактический дефолт по социальным обязательствам произошел дважды в 1992 и 1998 гг.

Ключевые характеристики кризисного общества резкое сокращение сферы публичной власти (ее полномочий и ресурсов) и частичное ее замещение иными формами социального контроля; резкая децентрализация публичной власти (смещение обязательств и полномочий на более низкие уровни).

В сфере социальных обязательств государства: сокращение финансовых ресурсов; сокращение объема обязательств (зачастую «явочным порядком»); «сброс» обязательств с вышестоящих уровней публичной власти на нижестоящие; «сброс» обязательств с бюджетного сектора на коммерческий; деградация «бюджетного сектора».

ПОРА НАЧИНАТЬ ГОТОВИТЬСЯ, ХОТЯ БЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, К НЕИЗБЕЖНЫМ ИСПЫТАНИЯМ.