Общественная экспертиза, как механизм системы подготовки властных управленческих решений Арсенихин Анатолий Геннадьевич «Общественная экспертиза нормативно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективы, проблемы, методологическая база гражданской экспертизы Конференция «Общественная экспертиза как инструмент социальной модерации» п. Лазаревское,
Advertisements

СЕМИНАР для экспертной комиссии Общественного совета и членов общественных комиссий при Самарской Губернской Думе Самарская Губернская Дума
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА Общественных советов Приложение.
Слайд 1 Цели и задачи деятельности общественного совета Цель создания: Цель создания: Обеспечение взаимодействия между Управлением, общественными организациями.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Модель участия гражданских институтов в реализации финансово-экономических и организационно - управленческих механизмов.
КОМПОНЕНТ «Федерализм» РОССИЙСКО-КАНАДСКАЯ ПРОГРАММА «СОДЕЙСТВИЕ РЕФОРМИРОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Роль институтов развития образования в реализации федеральной образовательной политики Аверкин Владимир Николаевич, ректор Новгородского института развития.
Подготовка предложений по совершенствованию законодательства и экспертиза законопроектов Санкт-Петербург, 8 декабря 2010г.
Организация системы антитеррористической деятельности в Российской Федерации г.Томск – 2008г.
Итоги заседания рабочей группы 2 Актуальные задачи и возможности сообщества работодателей электроэнергетики по продвижению интересов в сфере взаимодействия.
Регламент Публичный доклад ОУ – форма ежегодного широкого информирования общественности о деятельности, основных результатах и проблемах его функционирования.
LOGO Практика создания коалиции НКО по проведению общественной экспертизы нормативных правовых актов органов власти Самарской области Сергеева С.Ю. Заместитель.
1 Общественное участие в бюджетном процессе и городских целевых программах.
LOGO Региональная общественная экспертиза и мониторинг: использование механизмов для повышения устойчивости НКО, экспертиза бюджетного процесса Сергеева.
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
Транксрипт:

Общественная экспертиза, как механизм системы подготовки властных управленческих решений Арсенихин Анатолий Геннадьевич «Общественная экспертиза нормативно правовых актов и их проектов в России и Европе» 26 ноября, 2010 Кострома

Любая властная реформа воспринимается гражданами как очередной катаклизм … Необходимость законодательного и нормативного обеспечения Необходимость законодательного и нормативного обеспечения законодатель не успевает принимать законы или принимает их наспех без тщательной проработки и согласования интересов законодатель не успевает принимать законы или принимает их наспех без тщательной проработки и согласования интересов у исполнительной власти не хватает времени на нормативную проработку и внедрение новых положений и процедур у исполнительной власти не хватает времени на нормативную проработку и внедрение новых положений и процедур нарушаются права и, как следствие, ухудшаются условия жизни граждан нарушаются права и, как следствие, ухудшаются условия жизни граждан

Почему нарушаются? впопыхах «забыли» впопыхах «забыли» не обеспечили бюджетным финансированием не обеспечили бюджетным финансированием упразднили или сократили упразднили или сократили изменение порядка реализации прав не проработано изменение порядка реализации прав не проработано условия излишне зарегламентированы и многократно продублированы условия излишне зарегламентированы и многократно продублированы

Первоначальные варианты нормативных и инструктивных документов обычно готовятся чиновниками выступают с позиций представителя власти, а не гражданина выступают с позиций представителя власти, а не гражданина в силу определенной материальной устойчивости и привилегированности, чиновники не имеют практического гражданского опыта взаимоотношений в системе «гражданин-государство» в силу определенной материальной устойчивости и привилегированности, чиновники не имеют практического гражданского опыта взаимоотношений в системе «гражданин-государство» не могут представить себя в роли потребителя регламентируемых нормативами прав, «просителя», «подателя» не могут представить себя в роли потребителя регламентируемых нормативами прав, «просителя», «подателя»

Ключевое звено - качество проработки законодательных и нормативных документов, но… граждане и их объединения отстранены от подготовки и принятия властных решений… за исключением нескольких форм: сбор предложений (если учтут) консультирование – круглые столы, слушания и т.д. (если услышат) допуск к участию в заседаниях комитетов (если согласятся) право прямой законодательной инициативы (если хватит профессионализма, сил и средств)

Консультирование Барьеры НКО на пути эффективного участия в правотворческой деятельности: Барьеры НКО на пути эффективного участия в правотворческой деятельности: после получения информации о дате обсуждения остается мало времени на изучение ситуации; после получения информации о дате обсуждения остается мало времени на изучение ситуации; организации работают для разных целевых групп, поэтому их анализ носит локальный «точечный» характер, системный подход, как правило, отсутствует; организации работают для разных целевых групп, поэтому их анализ носит локальный «точечный» характер, системный подход, как правило, отсутствует; проведение системного анализа требует значительного времени для изучения и систематизации информации, которая не всегда имеется в свободном доступе; проведение системного анализа требует значительного времени для изучения и систематизации информации, которая не всегда имеется в свободном доступе; у организаций почти нет возможности согласовать между собой интересы и выработать общие предложения; у организаций почти нет возможности согласовать между собой интересы и выработать общие предложения; вес индивидуальных предложений с точки зрения власти невысок. вес индивидуальных предложений с точки зрения власти невысок.

Выход в объединении 3-х механизмов взаимодействия власти и общества 1.Планомерная аналитическая общественная экспертиза необходимости принятия (изменения) тех или иных нормативных актов, законопроектов, а также оценки действия законов (плановое проведение системных экспертных анализов специалистами общественного сектора по всем артикулируемым гражданами и властью проблемам) (плановое проведение системных экспертных анализов специалистами общественного сектора по всем артикулируемым гражданами и властью проблемам)

Выход в объединении 3-х механизмов взаимодействия власти и общества 2.«Точечная» общественная экспресс- экспертиза нормативных актов (проектов) и заключений экспертных анализов представителями объединений, выражающих интересы различных групп граждан ( обсуждение на заседаниях круглых столов, профильных рабочих групп, секций, общественных слушаниях, с получением локальных предложений и совместной выработкой коллективных нормотворческих инициатив ). ( обсуждение на заседаниях круглых столов, профильных рабочих групп, секций, общественных слушаниях, с получением локальных предложений и совместной выработкой коллективных нормотворческих инициатив ).

Выход в объединении 3-х механизмов взаимодействия власти и общества 3.Совместное обсуждение с представителями законодательной и исполнительной власти и продвижение общественных нормотворческих инициатив ( консультирование, лоббирование инициатив на заседаниях общественно-государственных формирований, согласительных комиссий, общественных комиссий и комитетов Думы ). ( консультирование, лоббирование инициатив на заседаниях общественно-государственных формирований, согласительных комиссий, общественных комиссий и комитетов Думы ).

Опыт Самарской области: Общественный совет при Самарской Губернской Думе

Порядок работы Президиум Общественного совета при СГД Экспертная комиссия Экспертиза по инициативе Обязательная экспертиза впервые вносимых законопроектов Разработка, оформление и представление аналитических докладов и заключений общественной экспертизы Разработка плана проведения экспертиз

Экспертная комиссия Самарская Губернская Дума Проведение экспертизы Подготовка и представление заключения Включение представителей Экспертной комиссии в состав рабочих групп Направление предложений о проведении общественной экспертизы впервые вносимых законопроектов

Общественный совет при СГД Самарская Губернская Дума Утверждение перечня нормативным актом Дума – заказчик обязательной общественной экспертизы Финансирование экспертизы – из бюджета области Обязательное рассмотрение заключений общественной экспертизы на заседании Думы Определение перечня впервые вносимых законопроектов для обязательной экспертизы

ИнициаторОформление инициативы Президиум Общественного совета при СГД Самарская губернская дума Согласие на включение в перечень актов, подлежащих обязательной экспертизе Отказ Принятие решений о необходимости проведения, определение заказчика и источника финансирования

Порядок работы Президиум Общественного совета при СГД Секции Обсуждение (экспресс- экспертиза)законопроектов, правоприменительной практики и заключений аналитической экспертизы Выработка и направление в СГД законодательных инициатив Экспертная комиссия Направление аналитических докладов и заключений экспертизы

Порядок работы Секции Президиум Общественного совета при СГД Самарская губернская дума Направление предложений о включении в План законотворческой деятельности Думы Общественные комиссии СГДКомитеты СГД Направление своих представителей (лоббистов) на заседания

Самарская модель взаимодействия Губернской Думы и общественных организаций в законотворческой деятельности с применением механизма общественной экспертизы Общественный совет (ОС) Экспертная комиссия Самарская Губернская Дума Президиум ОС Секции 220 НКО 42 эксперта Предложения в план законотворческой деятельности Выработка законодательных инициатив Обсуждение (экспресс- экспертиза)законопроектов, правоприменительной практики и заключений аналитической экспертизы представителями разнопрофильных организаций Проведение аналитической экспертизы - разнонаправленных системных анализов законодательных актов и проектов актов на профессиональной основе с выработкой аналитических докладов и рекомендаций Впервые вносимые в Думу законопроекты