1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Толстых Наталия Иосифовна Генеральный директор ГУП «Центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Advertisements

Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Кошмурзаева А Э План -Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами -Право пользования недрами -Пользователи недр -Экономические издержки.
1 О развитии государственного геологического информационного обеспечения в связи с поправками к закону «О недрах» (205 – ФЗ) и Постановлений Правительства.
Заместитель директора Департамента государственной политики в области геологии и недропользования МПР России Д.В.Василевская Правовое обеспечение государственной.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Москва 2013 П.А. Василюк Начальник отдела Методических основ оценки проектной и технической документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых.
Предпосылки и варианты реформы системы государственного регулирования недропользования Система экспертизы, согласования и утверждения проектов геологического.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
ВЕРХНЕКАМСКАЯ КАЛИЙНАЯ КОМПАНИЯ: ПРОЕКТ «ТАЛИЦКИЙ ГОК»
Гигиеническая оценка проекта архитектурно-строительного оформления зданий промышленных предприятий Киричук Е.С.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
Мы выполняем комплексное рациональное проектирование.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Транксрипт:

1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ТВЕРДЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Толстых Наталия Иосифовна Генеральный директор ГУП «Центр правовых проблем северных территорий» (семинар «Опыт и нововведения в области экспертизы запасов и оценки проектной и технической документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых») августа 2008 г.

2 Закон Российской Федерации «О недрах» Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами (ст. 23.2). Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр (ст. 36.1) Технические проекты подлежат государственной экспертизе и согласованию с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды (ч. 3 ст. 7). Примечание: федеральное законодательство после изменения структуры федеральных органов исполнительной власти не определяет «орган государственного горного надзора» и «орган охраны окружающей природной среды» Лицензия и ее неотъемлемые части должны содержать в том числе сроки подготовки технического проекта (п. 5 ч. 1 ст. 12)

3 Основные требования к проектной документации на разработку месторождений полезных ископаемых (п. 20 Правил охраны недр, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 6 июня 2003 года 71) Проектная документация включает обоснования и технические решения по: уточнению границ горного отвода; оптимальному варианту размещения наземных и подземных сооружений и объектов, охране недр и окружающей среды, способам вскрытия и системам разработки месторождения полезных ископаемых, применению средств механизации и автоматизации производственных процессов, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение полезных ископаемых, а также сохранению в недрах и складированию забалансовых запасов для их последующего промышленного освоения; достижению уровня извлечения полезных ископаемых из недр, обеспечивающему соблюдение установленных нормативов потерь полезных ископаемых, коэффициентов извлечения нефти и газа; обработке (подготовке) добытых полезных ископаемых, включая дробление, грохочение, селективную выемку, породовыборку, усреднение типов и сортов полезных ископаемых, обезвоживание и т.п., обеспечивающей применение оптимальных схем последующей переработки минерального сырья, рациональное, комплексное извлечение содержащихся в нем основных и попутных полезных компонентов;

4 Продолжение порядку ввода эксплуатационных объектов (скважин, выемочных единиц, залежей) в разработку; рациональному использованию вскрышных и вмещающих пород, а также отходов горнодобывающих и горноперерабатывающих производств; обезвреживанию или захоронению вредных отходов производства при их наличии; раздельному складированию и сохранению попутно добываемых, временно не используемых полезных ископаемых, а также отходов производства, содержащих полезные ископаемые и компоненты, условиям и срокам сохранения и вовлечения в использование полезных ископаемых и отходов производства, мероприятиям по предотвращению потерь полезных ископаемых, их порчи при хранении на складах; маркшейдерскому и геологическому обеспечению по использованию участка недр; составу производственной, геологической и маркшейдерской документации, в том числе по учету добычи и потерь полезных ископаемых; определению конечной (товарной) продукции; техническим средствам, обеспечивающим достоверный учет количества и качества добываемого и отгружаемого минерального сырья, конечной (товарной) продукции;

5 Продолжение составу и нормативной численности геологической и маркшейдерской служб организации, включая привлекаемые организации, их техническому оснащению; мерам, обеспечивающим безопасность работников организации и населения, охрану недр, атмосферного воздуха, земель и земной поверхности, лесов, вод и других объектов окружающей среды, зданий и сооружений, памятников истории и культуры от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, включая границы охранных и санитарно-защитных зон; рекультивации земельных участков, нарушенных при пользовании недрами, снижению отчуждения земельных площадей под горные разработки, сохранению плодородного и потенциально плодородного слоя почвы; выбору технологии добычи и первичной переработки минерального сырья с минимальными выбросами в окружающую среду; организации наблюдений за состоянием горного отвода и окружающей среды и прогнозированию изменений, связанных с вредным влиянием горных разработок.

6 Согласно п. 12 Правил охраны недр при переработке минерального сырья (утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 6 июня 2003 г. 70) при наличии у пользователя недр технологического комплекса по переработке минерального сырья в проектные документы включается технические решения : оптимальному извлечению основных полезных компонентов, обеспечивающему их минимальные потери с отвальными продуктами; определению оптимального содержания полезного компонента в концентратах, обеспечивающего наиболее высокое сквозное извлечение; выделению сопутствующих компонентов в самостоятельные виды продукции; улавливанию ценных компонентов из сточных вод, оборотных вод и продуктов газоочистки; использованию отходов перерабатывающего производства (закладка горных выработок, рекультивация земельных участков, производство стройматериалов и др.); раздельному складированию некондиционных продуктов переработки и отходов перерабатывающего производства, их учету и сохранению для дальнейшего использования; составу обязательной производственной документации; обезвреживанию или захоронению вредных отходов производства при их наличии, рекультивации нарушенных земельных участков.

7 Продолжение составу и нормативной численности службы технического контроля за полнотой и комплексностью использования минерального сырья (далее - служба контроля за качеством работ по переработке), ее техническому определению конечной (товарной) продукции; геологическому и маркшейдерскому обеспечению работ по первичной переработке минерального сырья; учету и контролю распределения полезных компонентов на различных стадиях переработки и степени их извлечения; изучению технологических свойств и состава минерального сырья; вместимости системы хвостового хозяйства (хранилища отходов) на заданный срок эксплуатации перерабатывающего производства; предотвращению загрязнения поверхностных и подземных вод

8 Годовые планы развития горных работ Согласно п. 50, 51 Правил охраны недр годовые планы развития горных работ составляются на основании проектной документации и определяют: направления развития горных работ; объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией; нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств); мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.

9 Согласно п. 20 Правил охраны недр при переработке минерального сырья при наличии у пользователя недр технологического комплекса по переработке, с учетом данных опережающего геолого-технологического картирования и опробования в годовой план включается: номенклатура основных и попутных компонентов, подлежащих извлечению в товарные продукты, нормативов их извлечения и потерь для каждой стадии технологического процесса; объемы переработки по типам и сортам минерального сырья, содержание в них полезных компонентов и вредных примесей, выход промежуточных и товарных продуктов; анализ потерь полезных ископаемых при переработке за предыдущий год и мероприятия по сокращению (оптимизации) их уровня; применяемые метрологические и аналитические методы контроля за ведением технологического процесса, определением количества и качества в исходном сырье и продуктах его переработки.

10 Согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых Рассмотрение и согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых – Федеральное агентство по недропользованию: п Положения о Федеральном агентстве по недропользованию; п. 2 Правил утверждения нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. 921) (в части нормативов потерь твердых полезных ископаемых)

11 Согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых (продолжение) Приказ Федерального агентства по недропользованию от 31 августа 2005 г. 914 «О рассмотрении и подготовке согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых» Приказ Федерального агентства по недропользованию от 31 августа 2005 г. 915 Временный порядок рассмотрения и согласования проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых (утвержден приказом Федерального агентства по недропользованию от 28 октября 2005 г. 1108) Приказ Федерального агентства по недропользованию от 15 августа 2005 г. 877 «О Центральной комиссии по разработке месторождений полезных ископаемых»

12 Согласование проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых (продолжение) Предварительное рассмотрение – Государственная комиссия по запасам (ГКЗ). Цель: выбор оптимального проектного решения, направленного на обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов полезных ископаемых и попутных компонентов Регистрация и проверка комплектности – не более 10 дней с момента получения. При несоответствии установленным требованиям – возврат в течение 10 дней с указанием причин. При соответствии – определение сроков проведения экспертизы, заключение договора с недропользователем о проведении экспертизы (либо возложение полномочия на проведение экспертизы на иное юридическое лицо с соответствующими функциями, предусмотренными уставной деятельностью). Определение экспертов по основным разделам проектной документации. Подготовка экспертных заключений по каждому разделу в 4-х экземплярах. Подготовка сводного экспертного заключения. Рассмотрение документации – Центральная комиссия по разработке месторождений (ЦКР). Рассмотрение проекта сводного заключения. При отрицательном решении ЦКР – документация возвращается недропользователю с протоколом заседания ЦКР. При положительном решении – документация в 5-дневный срок представляется в Роснедра на согласование с протоколом заседания ЦКР. Согласование документации – Федеральное агентство по недропользованию. Срок – 5 дней. Возвращается в ГКЗ для направления недропользователю. При несогласии с решением ЦКР – возврат документации в ГКЗ

13 Нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения. Утверждаются в соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождений (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. 921) Рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ Утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико- экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.) Примечание: п Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (в части согласования технических проектов на разработку месторождений полезных ископаемых, нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке) утратил силу согласно постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года 404 Уточняются при подготовке годовых планов развития горных пород (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.

14 Нормативы потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения (продолжение) Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с расчетом нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой системой и технологией разработки месторождения и порядком уточнения нормативов потерь при подготовке годовых планов развития горных работ (утв. распоряжением МПР России от 5 февраля 2003 года 42-р) Потери полезного ископаемого при добыче – часть запасов полезного ископаемого, не извлеченного из недр по геологическим, горно- геологическим, технологическим и экономическим причинам

15 Уточненные нормативы потерь твердых полезных ископаемых Временные рекомендации по организации рассмотрения и утверждения уточненных в составе годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) нормативов потерь твердых полезных ископаемых при добыче (утв. приказом Федерального агентства по недропользованию от 30 мая 2007 г. 623 Предварительное рассмотрение – Государственная комиссия по запасам (ГКЗ). Приемка и регистрация обосновывающих материалов, проверка комплектности, подбор экспертной организации. Регистрация и проверка комплектности – 5 дней. Несоответствие требованиям – возврат недропользователю в течение 5 дней. Соответствие – подбор экспертной организации (заключение договора на оказание услуг). Срок проведения проверки и предварительного рассмотрения – не более 45 дней. Продление – не более чем на 15 дней (запрос дополнительной информации). Подготовка заключения экспертной организацией (может быть возвращено на доработку пользователю недр) Согласование подготовленного заключения ГКЗ. Направление на рассмотрение в ЦКР. Рассмотрение заключения и утверждение уточненных нормативов потерь – Центральная комиссия по разработке месторождений (ЦКР). Протокол ЦКР – утверждение уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по недропользованию или заместителем территориального органа (распределение полномочий между ЦКР Роснедра и территориальными отделениями ЦКР Роснедра)