АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ Вардугина В.А. учитель химии МОУ СОШ 4 г. Энгельса
ЭТАП РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ, СОСТОЯЩИЙ В НАХОЖДЕНИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАДАЧИ АЛГОРИТМА ЕЁ РЕШЕНИЯ ЭТАП РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ, СОСТОЯЩИЙ В НАХОЖДЕНИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАДАЧИ АЛГОРИТМА ЕЁ РЕШЕНИЯАЛГОРИТМИЗАЦИЯ
АЛГОРИТМ ТОЧНОЕ, ОБЩЕПОНЯТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБОЙ ИЗ ЗАДАЧ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НЕКОТОРОМУ КЛАССУ ТОЧНОЕ, ОБЩЕПОНЯТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЛЮБОЙ ИЗ ЗАДАЧ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ НЕКОТОРОМУ КЛАССУ
АЛГОРИТМ ПРЕДПИСАНИЕ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПРЕВРАЩАЮЩИХ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ В ИСКОМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДПИСАНИЕ, КОТОРОЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПРЕВРАЩАЮЩИХ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ В ИСКОМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
АЛГОРИТМ ОБУЧЕНИЯ ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ДАННОГО ТИПА И СЛУЖИТ ПРАКТИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ ЛОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРУ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ДАННОГО ТИПА И СЛУЖИТ ПРАКТИЧЕСКИМ РУКОВОДСТВОМ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ НАВЫКОВ ИЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА АЛГОРИТМА 1.МАССОВОСТЬ 2.ДИСКРЕТНОСТЬ 3.ПОНЯТНОСТЬ 4.ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ 5.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
СТРУКТУРА И ТИПЫ АЛГОРИТМОВ I «следование» линейныйI «следование» линейный II «разветвление» разветвленныйII «разветвление» разветвленный III «цикл» циклическийIII «цикл» циклический да нет да
ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ Определение типа химических реакций по числу и составу соединений. Запишитеуравнение(схему)реакции Определите число исходных веществ и их состав Определите число продуктов реакции и их состав Сделайте вывод вывод
СПРАВКА Исходные вещества Продукты реакции Тип реакции Несколько простых (сложных) веществ Одно сложное вещество Соединение Несколько простых (сложных) веществ Разложение Простое и сложное вещество Новое простое и новое сложное вещество Замещение Сложное и сложное вещество Два новых сложных вещества Обмен
РАЗВЕТВЛЕННЫЙ АЛГОРИТМ Обнаружение пептидных связей в белковых молекулах (биуретовая реакция) начало Возьмите 1 мл пробы в пробирку Добавьте свежеосажденный Сu(OH) 2 в щелочной среде Перемешайте содержимое пробирки Появление фиолетового окрашивания В растворе нет белковых молекул В растворе белковые молекулы конец нетда CuSO 4 +2NaOH изб = = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 CuSO 4 (несколько капель) NaOH 1 мл
ЦИКЛИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ Установите является ли выданная вам соль карбонатом или хлоридом Установите является ли выданная вам соль карбонатом или хлоридом начало Разделите исходный раствор на 2 части выпадение творожистого осадка выданная соль не является карбонатом выданная соль карбонат конец К одной из частей добавьте 0,5 мл р-ра содержащего ионы Ag + Ко 2 части р-ра добавьте р-р содержащего ионы H + выделение газа данет выданная соль является хлоридом данет
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИТАМИНА С В СОКАХ В полученный раствор добавьте каплю йода начало Сок не содержит витамина С Сок содержит много витамина С Аптечную настойку йода разбавьте водой в 40 раз Сок разбавьте в 5 раз В исследуемый сок добавьте несколько капель крахмального раствора. раствор долго не становился синим данет В растворе есть витамин С данет раствор стал синим сразу раствор стал синим почти сразу 1 В растворе нет витамин С 2 Сок содержит немного витамина С В растворе есть витамин С 3
ТЕНДЕНЦИЯ К ЗАНИЖЕНИЮ САМООЦЕНКИ У ПОДРОСТКОВ НЕ ИСПЫТЫВАЮТ ЗАТРУДНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕНИЯ В ЛЕТ 2,1% – 4,7% ОБУЧАЮЩИХСЯ
УРОВНИ УСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УЗНАВАНИЮ - ЗНАКОМСТВО, РАЗЛИЧЕНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УЗНАВАНИЮ - ЗНАКОМСТВО, РАЗЛИЧЕНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬАЛГОРИТМИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ГОТОВЫХ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙНА ОСНОВЕ ГОТОВЫХ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ ПРЕДПИСАНИЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ТАБЛИЦ, РАСКРЫВАЮЩИХ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИХ ГРУПП И ИХ СОЕДИНЕНИЙПО СОСТАВЛЕНИЮ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ТАБЛИЦ, РАСКРЫВАЮЩИХ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ИХ ГРУПП И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ПО ВЫВЕДЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВОПРОСОВ ХИМИИ И ОТРАБОТКЕ СПОСОБОВ ФИКСИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБОБЩЕННОЙ И СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ФОРМЕПО ВЫВЕДЕНИЮ АЛГОРИТМОВ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВОПРОСОВ ХИМИИ И ОТРАБОТКЕ СПОСОБОВ ФИКСИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБОБЩЕННОЙ И СИСТЕМАТИЗИРОВАННОЙ ФОРМЕ
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ СОСТАВЛЯТЬ АЛГОРИТМЫ НАХОЖДЕНИЕ ОБЩЕГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯНАХОЖДЕНИЕ ОБЩЕГО СПОСОБА ДЕЙСТВИЯ ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОГО, ЭЛЕМЕНТАРНОГО ДЕЙСТВИЯВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНОГО, ЭЛЕМЕНТАРНОГО ДЕЙСТВИЯ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРАВИЛЬНАЯ ЗАПИСЬ АЛГОРИТМАПРАВИЛЬНАЯ ЗАПИСЬ АЛГОРИТМА
СИМВОЛИКО-ГРАФИЧЕСКИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ВИДЫ СИНТЕТИЧЕСКИХ ОПОР ВИДЫ СИНТЕТИЧЕСКИХ ОПОР ФРЕЙМФРЕЙМ БЛОК-СХЕМАБЛОК-СХЕМА ТАБЛИЧНО-МАТРИЧНАЯ ОПОРАТАБЛИЧНО-МАТРИЧНАЯ ОПОРА ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
ПРОВЕДЕНИЕ РАСЧЕТОВ НА ОСНОВЕ ФОРМУЛ n V mN N=n·N A V N V N A m V M Vm V=n·Vm m=n·M V N V N A n V V V Vm n V m V M n
СОСТАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОНФИГУРАЦИИ АТОМА 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 2 4p 6 4d 10 4f 14 5s 2 5p 6 5d 10 … p 6 3 n n+ 23 V n - главное квантовое число - побочное квантовое число 1s - 0 2p - 1 3d - 2 4f - 3 1s s 2 2p 6 3p 6 3s 2 3d 3 4s 2
МАЛЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ МГП – МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ СИМВОЛИКО- ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕЛОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ВЫДЕЛЕНИЯ ЕГО СТРУКТУРЫ, СЛУЖАЩИЕ ОПОРОЙ СИСТЕМНОГО УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И ВЫВЕДЕНИЯ НОВЫХ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ МГП – МАТЕРИАЛИЗОВАННЫЕ СИМВОЛИКО- ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ЦЕЛОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ВЫДЕЛЕНИЯ ЕГО СТРУКТУРЫ, СЛУЖАЩИЕ ОПОРОЙ СИСТЕМНОГО УСВОЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ И ВЫВЕДЕНИЯ НОВЫХ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ АЛГОРИТМЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПСИХИКИ И ИНТЕЛЛЕКТА, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОБРАЩЕННЫЕ НЕ ТОЛЬКО К ФОРМАЛЬНЫМ, НО И К СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ АЛГОРИТМЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА И УЧИТЫВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПСИХИКИ И ИНТЕЛЛЕКТА, ВКЛЮЧАЮЩИЕ ПРАВИЛА, ОБРАЩЕННЫЕ НЕ ТОЛЬКО К ФОРМАЛЬНЫМ, НО И К СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
АЛГОРИТМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ культура мышления - степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи, выбирать оптимальные и методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике культура мышления - степень овладения человеком приемами, нормами и правилами умственной деятельности, выражающаяся в умении точно формулировать задачи, выбирать оптимальные и методы (пути) их решения, получать обоснованные выводы, правильно пользоваться этими выводами на практике
обучениеалгоритмам стандартизация мышления