СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ I Съезд Сестричеств милосердия Ханты - Мансийской епархии СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Ханты - Мансийск 18 июля 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема и профилактика профессионального выгорания у учителя начальных классов.
Advertisements

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Социальный фактор: непризнание истинных заслуг профессионала, несоответствие требований.
Профессиональное выгорание учителей 26 ноября Часть 1 теоретическая.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
П РОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СЕМЬЕ. Эмоциональное выгорание - состояние эмоционального, психического и физического истощения, вызванное чрезмерным.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Ведущая: педагог-психолог Петрова Альфия Ямалдиновна МОУ начальная школа-д/сад с. Северный;
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Подготовил: Педагог – психолог школы 37 Дроздова С.В.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Синдром эмоционального выгорания педагога : способы профилактики. МОУ « СОШ им. М. М. Рудченко с. Перелюб » Педагог - психолог Швецова Венера Ильясовна.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов ОБУСО « Парфинский СП « Росток »
Синдром эмоционального выгорания педагога : способы профилактики.
КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИСИЛЬКУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ ИМ. М.А. Р УДЕНКА.
Профессиональное выгорание и его проявления. Профессионалы бывают разные.
Эмоциональное выгорание педагогов. Синдром выгорания – поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Синдром профессионального выгорания 1. Представление о СЭВ. Причины. Симптомы. 2. Результаты диагностики педагогического коллектива ОБОУ Новые технологии.
Транксрипт:

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ I Съезд Сестричеств милосердия Ханты - Мансийской епархии СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Ханты - Мансийск 18 июля 2013 года

I.Что такое синдром эмоционального выгорания ? II. Когда возникает выгорание ? III. Кто подвержен эмоциональному выгоранию ? IV. Основные факторы, провоцирующие возникновение синдрома выгорания. V. Стадии эмоционального выгорания. VI. Профилактика эмоционального выгорания. VII. Как не сгореть в общине сестер милосердия ?

I. Что такое синдром эмоционального выгорания ?

Синдром выгорания (« эмоциональное сгорание », от греч. syndrome сочетание и англ. burn out прекращение горения ) специфический вид профессионального дистресса лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Термин «burnout» (« эмоциональное выгорание ») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году

в помощь

Но перед тем, как он сядет, на панели начнет мигать красная лампочка

II. Когда возникает выгорание ? Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накопления отрицательных эмоций. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. « Выгорание » возникает тогда, когда есть противоречие : - между желаемым и действительным ; - между затраченными усилиями и успехами ; - между опытом и обратной связью

III. Кто подвержен эмоциональному выгоранию ? Те, кто по роду службы вынужден много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми, сфера « помогающих » профессий : - врачи, преподаватели, - руководители сестринских служб, - медицинские и социальные работники, - консультанты, - добровольные помощники ( волонтеры ), - сестры милосердия, - священнослужители, - персонал, работа которого связана с тяжелыми больными ( геронтологические, онкологические пациенты, агрессивные и суицидальные больные, пациенты с зависимостями ).

IV. Основные факторы, провоцирующие возникновение синдрома выгорания психологически трудный контингент ролевой фактор личностный фактор

Личностный фактор Риск « синдрома выгорания » усиливается у людей, обладающих следующими качествами : - гиперответственность ; - перфекционизм, стремление сделать всё идеально ; - идеализм, чрезмерное сочувствие и альтруизм ; - склонность к эмоциональной холодности ; - « фанатизм », одержимость « сверхценными идеями »; - склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств.

Ролевой фактор При нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия риск выгорания резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке

Психологически трудный контингент с которым приходиться иметь дело ( тяжелые больные, конфликтные посетители, родственники больных, « трудные » подростки, психически неадекватные люди и т. п.)

V. Стадии эмоционального выгорания 1. Фаза повышенной активности ( загорание ) – предупреждающая. 2. Снижение активности - снижение уровня собственного участия. 3. Эмоциональные реакции - депрессия или агрессия. 4. Спад активности ( потухание ). Оскуднение ( чувство бессилия, одиночества ). 5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета. 6. Разочарование и отрицательная жизненная установка.

1. Фаза повышенной активности ( загорание ) – предупреждающая. а ) Чрезмерное участие : чрезмерная активность ; отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований ; ограничение социальных контактов вне работы. б ) Истощение : чувство усталости ; бессонница ; угроза несчастных случаев.

2. Снижение активности – снижение уровня собственного участия а ) По отношению к сотрудникам, пациентам : потеря положительного восприятия других людей ; переход от помощи к надзору и контролю ; приписывание вины за собственные неудачи другим людям. б ) По отношению к остальным окружающим : отсутствие эмпатии ; безразличие ; циничные оценки. в ) По отношению к профессиональной деятельности : нежелание выполнять свои обязанности ; затягивание перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени ; акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетвореннос ти работой. г ) Возрастание требований : потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях ; чувство переживания того, что другие люди используют тебя ; зависть, недовольство.

3. Эмоциональные реакции – депрессия или агрессия а ) Депрессия : постоянное чувство вины, снижение самооценки ; безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии. б ) Агрессия : защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах ; отсутствие толерантности и способности к компромиссу ; подозрительность, конфликты с окружением.

4. Спад активности ( потухание ). Оскуднение ( чувство бессилия, одиночества ) а ) Сфера интеллекта : снижение концентрации внимания, неспособность выполнить сложные задания ; ригидность мышления, отсутствие воображения. б ) Мотивационная сфера : отсутствие собственной инициативы ; снижение эффективности деятельности ; выполнение заданий строго по инструкции. в ) Эмоционально - социальная сфера : безразличие, избегание неформальных контактов ; отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу ; избегание тем, связанных с работой ; самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета неспособность к расслаблению, отдыху в свободное время ; бессонница ; повышение давления, тахикардия, головные боли ; боли в позвоночнике, расстройства пищеварения ; зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

6. Разочарование и отрицательная жизненная установка Отчаяние – потеря смысла в том, что делаешь, и веры в себя в этом деле

VI. Профилактика эмоционального выгорания. 1. Смыслотерапия. 2. Работа на « плюс » - совершать работу с позитивной установкой. 3. Получать радость от процесса работы, а не только от результата. 4. Ликвидация обезличивания.

1. Смыслотерапия. Нахождение смысла в своей работе. При утраченном смысле – поиск нового смысла. « Когда знаешь ЗАЧЕМ, преодолеешь любые КАК », - В. Франкл, великий философ ХХ века

2. Работа на « плюс » - совершать работу с позитивной установкой. Сами того не замечая, мы часто работаем с единственной целью – уйти от минуса ( избежать неприятностей, замечаний, затрат ) и крайне редко мы способны работать с позитивной установкой. В связи с чем, мы часто считаем успехом – отсутствие неудач.

3. Получать радость от процесса работы, а не только от результата. Труд может быть ценен и сам по себе, а не только его результат. Еще со школы нас ориентировали на результат и оценку, а не на процесс обучения или работы. Необходимо познать радость, которую ежедневно дарит нам жизнь, которую в погоне за своими целями мы не замечаем

4. Ликвидация обезличивания. Нам удается строить взаимоотношения с человеком, когда мы видим в нем личность, такую же ценную, как мы сами. При этом мы получаем истинную радость от общения с ним, когда видим отклик, когда мы услышаны, когда и мы готовы слышать

Выгореть от истинной близости и открытости невозможно !!!

VII. Как не сгореть в общине сестер милосердия ? « Мы в кипучей деятельности забываем свою душу, которая превращается в запущенное поле. Постарайся тщательным возделыванием очистить свою душу от страстей. Тогда то, что принесешь своему ближнему, принесешь не от своей пустоты, а от своей полноты » - один из современных старцев Святой горы Афон

« Ключевой вопрос здесь – это вопрос меры. Если сестры на себя берут нагрузку свыше своей меры, то начинают болеть, унывать, теряют мир в душе, делаются злыми, раздражительными. И тогда дело – то, которое человек делает из последних сил,- обесценивается … Если человек православный не уделяет времени молитве, чтению Евангелия, он становится только Марфой и совсем не совершает служения Марии. Тогда происходит синдром выгорания, силы души истощаются, и весь смысл работы выхолащивается … Духовник должен быть своим подчиненным не просто начальником, но еще и отцом, должен заботиться о том, чтобы им было хорошо, комфортно работать, должен вникать в их трудности ». протоиерей Аркадий Шатов, духовник Свято - Димитриевского сестричества

Внутренние меры защиты : - наставничество, духовное пастырское окормление сестер священником общины сестер милосердия ; - совместная молитва о тех, за кем ухаживают сестры милосердия ; - участие в богослужениях и единение в Церковных таинствах ; - разрешение внутренних конфликтов через Таинства Покаяния и Исповеди ; - беседы сестер милосердия с духовником о поиске своего пути в деле служения больным, о мере своих сил в деле этого служения

Внешние меры защиты : - планирование работы, графика, нагрузок объемов, интенсивности физических и психических нагрузок сестер, а также ротация кадров и плановые замены ; - сбалансированное распределение послушаний в сочетании с возможностями сестер ; - встречи и собрания с участием всех, кто ухаживает за больными в единой команде ( духовник, старшая сестра, сестры милосердия ), что способствует общению и взаимопомощи ( проговаривание ситуаций, трудностей, ошибок, обсуждение ); - необходима эмоциональная поддержка сестер милосердия и со стороны старшей сестры ; - прогулки, природа, встреча с родными и друзьями, поэзия, музыка, чтение, спорт ; - совместные поездки сестер в путешествия и паломничества

Мы не всегда понимаем, что с нами происходит, но оказывается, что иногда нужно просто отдохнуть, оказать себе милость и сделать остановку ( необходимо чередование физического, эмоционального и интеллектуального труда ) Помогай всем Господь !