Обзор международного опыта оценки и сертификации квалификаций Надежда Сергеевна Вольпян член Межотраслевого Совета по информационным технологиям Комитета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт сотрудничества ТК-МТК-22 с WS ICT skills CEN/CENELEC Член Межотраслевого Совета по информационным технологиям Комитета РСПП по техническому регулированию,
Advertisements

Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Повышение качества трудовых ресурсов – основа развития инновационной экономики Вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
Деятельность НП «Экспертный клуб» промышленности и энергетики» в рамках формирования современной квалификационной системы Разработка методики определения.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Международная практика формирования систем сертификации квалификаций в области информационных технологий Надежда Сергеевна Вольпян член Межотраслевого.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
ОПЫТ И НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕНДОРОВ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНИЙ ВУЗОВ В СФЕРЕ ИКТ Филиппович А.Ю. к.т.н., доцент, зав. Лаборатории проблем технического.
Дублинские дескрипторы Для Болонской структуры квалификаций важны так называемые Дублинские дескрипторы. Они предназначены для трех циклов (уровней) высшего.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
. Кафедра управления качеством и стандартизации. Презентация на тему: Система менеджмента качества Выполнил : Даниелян Р.Т. Руководитель : Привалов В.И.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Транксрипт:

Обзор международного опыта оценки и сертификации квалификаций Надежда Сергеевна Вольпян член Межотраслевого Совета по информационным технологиям Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, технический комитет «Информационные технологии», председатель подкомитета 204 ИТ-компетенции Вебинар по продвижению лучших отечественных и зарубежных практик и технологий оценки и сертификации квалификаций в области информационных технологий, Москва, 25 ноября 2013

Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала: ISO/IEC 17024:2003® Русская версия система сертификации - комплекс процедур и ресурсов для выполнения процесса сертификации по одной схеме, ведущий к выдаче сертификата компетентности, включая ведение системы процесс сертификации - всякая деятельность, при помощи которой орган по сертификации устанавливает, что данное лицо отвечает заданным требованиям к компетентности, включая заявку, оценивание, решение по сертификации, контроль и повторную сертификацию, использование сертификатов и логотипов/знаков. Поддержкой различных этапов процесса сертификации занимаются специалисты, осуществляющие процедуры оценки и сертификации квалификаций в области ИТ схема сертификации - специальные доказательства, применяемые в сертификации, связанные со специальными категориями лиц, к которым применимы одинаковые конкретные стандарты и правила и одинаковые процедуры. Разработкой схем сертификаций занимаются специалисты, осуществляющие разработку методического обеспечения 2

3 Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются: Характеристики продукции; Правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; Выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать: правила и методы исследований (испытаний) и измерений; правила отбора образцов; Требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или к этикеткам и правилам их нанесения. Федеральный закон 184 –ФЗ «О техническом регулировании» Пример: Германия тратит ежегодно на деятельность по стандартизации 800 млн. евро. При этом считается, что на каждый евро, вложенный с эту деятельность, Германия получает прибыль в 20 евро. Россия тратит на стандартизацию 300 млн. рублей или 7 млн. евро. С таким объемом финансирования мы обречены на дальнейшее отставание и эту ситуацию необходимо менять

План Для чего нужны стандарты компетенций и квалификаций Национальные системы компетенций и квалификаций Европейская рамка ИКТ-компетенций –Методология –Основные этапы –Результаты 4

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) Технические комитеты по стандартизации (ТК-МТК-22) Предприятия Действующая структура стандартизации РФ

6 Участие в деятельности ТК-МКТ-22 ( ) Быть в курсе разрабатываемых международных ИТ- стандартов с начального этапа их создания Участвовать в отработке международных ИТ- стандартов Продвигать свои ИТ- стандарты на уровень международных Члены ТК-МКТ-22 могут: Экономическая заинтересованность бизнеса в международных ИТ-стандартах Экономическая заинтересованность бизнеса в международных ИТ-стандартах В настоящее время действует более 2000 международных ИТ - стандартов

7 Взаимодействие ТК-МТК-22 с JTC1 /CEN 2Кодированные наборы знаков 6Телеком. и обмен информацией 7 Системная и прогр. инженерия 17 Идентификационные карты 22Языки программирования 23Запоминающие среды 24Компьютерная графика 25Сопряжение оборудования 27Методы защиты ИТ 28Оборудование офисов 29Кодирование информации 31Автоматическая идентификация 32Управление данными 34Описание документов 35 Пользовательские интерфейсы 36ИТ образования 37Биометрические измерения 38Платформы распределенных приложений 102Кодированные наборы знаков 106Обмен информацией 107 Программное обеспечение 117 Личная идентификация 122Языки программирования 123Запоминающие среды 124Компьютерная графика 125Сопряжение оборудования 127Методы защиты ИТ 128Оргтехника 129Кодирование информации Управление данными 134Описание документов 135 Пользовательские интерфейсы ТК Платформы распределенных приложений 202Терминология в ИТ 202Геоинформатика 203 Информационные технологии в государственном управлении 204ИТ-компететенции Зеркальное отражение Статус P-member Статус P-member 388. CEN/WS ICT ICT/SKILLS Workshop (IT profiles and curricula) Рабочая группа по информационно- коммуникационным технологиям/навыкам (профили IT и учебные программы) 388. CEN/WS ICT ICT/SKILLS Workshop (IT profiles and curricula) Рабочая группа по информационно- коммуникационным технологиям/навыкам (профили IT и учебные программы) New!

Кому нужны стандарты компетенций и квалификаций? Индивидуумы Как стоить карьеру? Как обучаться? Как доказывать свой профессионализм? Образовательные и сертификационные институты Как готовить образовательные программы и системы тестирования знаний? Бизнес (производители и пользователи ИТ- технологий) Как подбирать кадры для реализации стратегий компаний? Как повышать производительность и снижать себестоимось? Как оценивать работу специалистов? Как избежать текучести кадров? Государственным и общественно- профессиональным объединениям Как поддерживать конкурентоспособность государства с помощью образовательных политик? Как координировать усилия всех участников рынка? 8 Ответ: разрабатывать стандарты компетенций и квалификаций, для того, чтобы все заинтересованные стороны могли понимать друг друга

Текущая ситуация с ИКТ-кадрами в ЕС Парадокс: с одной стороны безработица, с другой – всевозрастающая потребность в ИКТ-кадрах в терминах: shortages, gaps and mismatches Начиная с 2005 года постоянное уменьшение выпускников ИТ- специальностей Увеличение потребности в ИКТ-специалистах в 2015: от 372,000 до 864,000 Сертификационные «джунгли»… Непонимание ИКТ-профессий на рынке: стереотипы ИКТ- профессий, отсутствие ясных целей развития карьеры… Maarten Dolf Desertine Business Development EXIN itSMF Russia 2013 conference September 2013 Moscow, InfoSpace 9

Вызовы: некоторые факты, связанные с уровнем квалификации использования ИТ Доказано, что на макро-уровне существует 85% корреляции между комплексной характеристикой уровнем умений использования ИТ трудовыми ресурсами и ВВП*; Ежегодные потери бизнеса от неудач при внедрении ИТ-проектов по всему миру составляют до 4,5 триллионов Евро, и более половины ИТ-проектов превышают бюджет более чем на 80%**. По причинам недостаточной квалификации кадров: потенциальные потери 25% государственного ИТ-бюджета США**; из 8 тыс. проектов только 16 % успешных 30% - закрыты, в остальных проектах – задержки, пересмотры, превышения бюджетов, сроки*** Источники: *The e-Skills Manifesto ** CEPIS and IVI tasked by European Commission to develop ICT Professionalism and enhance mobility of CIOs in Europe. – Press Release, Brussels, January 2011 ***Доклад Vivek Kundra Federal Chief Information Officer ****Исследование The Standish group

Динамика требований рынка труда* Forrester предсказывает резкое уменьшение числа должностей администраторов инфраструктуры (например, серверов, сетей, систем хранения данных) Самые востребованные рабочие места в сфере I&O на ближайшие пять: архитектор по автоматизации сервис-менеджер менеджер процессов сервис-дизайнер финансовый менеджер менеджер по маркетингу менеджер по поставкам и поставщикам менеджер производственных мощностей менеджер по проблемам инженер по знаниям (PC Week/RE 25 (810) 2 октября «Подготовьте ваших сотрудников к будущему ИТ-сервисов») автор Стивен Манна, который использует работы Гленна О'Доннелла Станьте клиентоориентироваными, сфокусированными на сервисе и автоматизированными (Become Customer-Centric, Service-Focused, And Automated), вошедшие о в раздел Взгляд в будущее (Future Look) руководства Управление сервисом и автоматизация (Service Management And Automation) компании Forrester.eu 11

ИТ-услуги все больше становятся похожими на услуги по снабжению предприятий водой, газом или электричеством. CIO - Carier is over (конец карьеры) ? Возможные пути ротации CIO: *Cтатья «Многим CIO пора задуматься о смене деятельности» Pcweek Владимир Митин :52:34Владимир Митин 12 ИТ-директор*

13 Что нужно для организации разработки стандартов в области компетенций и квалификаций? Твердая теоретическая основа: общее понимание всем участниками основных понятий, включая понятия «компетенции, квалификации….» Институциональные механизмы: Включение интересов всех заинтересованных сторон, финансирование, законодательство, организация работ, правила взаимодействия…

Теоретическая основа «Компетенция» Компетенция способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации Американский подход: компетенции как описание поведения сотрудника. Компетенция это основная характеристика сотрудника, при обладании которой, он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиться высоких результатов в работе. Европейский подход: компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы. 14

Какие бывают компетенции? Персональной эффективности Корпоративные (или ключевые), которые применимы к любой должности в организации. Корпоративные компетенции следуют из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т.д. Разработка корпоративных компетенций является частью работы с корпоративной культурой компании. Оптимальное количество корпоративных компетенций составляет 5-7 штук. Управленческие (или менеджерские), которые необходимы руководителям для успешного достижения бизнес-целей. Они разрабатываются для сотрудников, занятых управленческих деятельностью и имеющих работников в линейном или функциональном подчинении. Управленческие компетенции могут быть похожи для руководителей в разных отраслях и включают, например, такие компетенции, как: «Стратегическое видение», «Управление бизнесом», «Работа с людьми» и т.д. Профессиональные (например, ИКТ) компетенции те, которые применимы в отношении определенной группы должностей. Формирование перечня и детального описания профессиональных компетенций для всех групп должностей в организации является очень трудоемким и долгим процессом. 15

Виды компетенций Кластеры компетенций: Достижение и действие (4) Помощь и обслуживание других (2) Кластер Воздействия и Оказания влияния (3) Менеджерские компетенции (4) Когнитивные компетенции (3) Личная эффективность (4) 16 1.Ориентация на достижение 2.Забота о порядке, качестве и аккуратности 3.Инициатива 4.Поиск информации 1.Самоконтроль 2.Уверенность в себе 3.Гибкость 4.Преданность компании 1.Аналитическое мышление 2.Концептуальное мышление 3.Техническая/профессиональная (Источник: COMPETENCE AT WORK LYLE M. SPENCER, JR., PHD SIGNE M.SPENCER 20 описанных компетенций составляют 80-96% выявленных в различных видах деятельности

Описание компетенции Кластеры компетенций набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной связке). Профиль компетенций это список компетенций, точнее определения уровня их проявления, относящихся к определенной должности. Профиль компетенций определяет не только то, что ожидается от сотрудников, но и то, как им следует действовать. Модель компетенций это полный набор компетенций и индикаторов поведения, позволяющий работнику успешно выполнять рабочие функции. Чтобы быть эффективной в применении, модель должна быть ясной и легкой для понимания, описываться простым языком, иметь простую структуру. Большинство должностей могут быть описаны с помощью индивидуальных компетенций. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее внедрить в корпоративную практику. Эксперты считают, что в излишне подробной модели, содержащей более 12 компетенций, становится трудно работать с конкретными компетенциями, т.к. различия между отдельными компетенциями в такой модели неуловимо малы. Рамка компетенций 17 Профессиональные сообщества для защиты потребителей и профессиональных интересов Компании для своих стратегических нужд (подбор персонала, оценка, отбор планирование замещения, карьерный рост, управление эффективностью работы, обучение и развитие, оплата в зависимости от компетенций и интегрированные информационные ) Государства и регионы для управления кадровым потенциалом своих стран Кто разрабатывает компетенции

Как решают задачи крупные корпорации? Источник: Доклад Angela Kennecke ResourceManagement Париж 2008 «Today and further needs of ICT qualifications in Airbus Industry» 18

Более 100 стран мира создают или используют системы квалификаций и компетенций 19 Источник: Статья 2010г «The External Dimension of the European Qualifications Framework Developments in EU Partner Countries and Beyond Arjen Deij and Borhene Chakroun, European Training Foundation (ETF) Области на картеУровень разработок НКС в странах: Темно-синийИмеется собственная, зрелая система квалификаций КрасныйСтадия разработки НКС ГолубойВ системе образования используется компетентностный подход Зеленый прозрачныйСтадия разработки межнациональной СК Голубой прозрачныйВзаимное признание секторальных соглашений ASEAN Оранжевый прозрачныйРазрабатывается региональная рамка для стран Персидского залива Институциональные механизмы – мировой уровень

Институциональные механизмы – США Н ETA Competency Model Clearinghouse Первая группа (уровни 1,2,3) 1- компетенции персональной эффективности; 2- академические компетенции; 3 – компетенции, необходимые на каждом рабочем месте. Вторя группа, (уровни 4-й и 5) блоки, отражающие общую широкую специфику профессиональных доменов. Третья группа (уровни 6, 7, 9) содержит специфические для профессий компетенции, к которым относятся требования к знаниям, технологиям, и отдельно - управленческие компетенции.

Источник: Review of Adult Vocational Qualifications in England November 2013 UK Comission Employment and Skills 21 Институциональные механизмы – Великобритания

22

23 QCF

24 Источник: Annual Qualifications Market Report 2011 Показатели зрелой системы квалификаций Великобритания ( объем рынка 2011 год £933 млн.)

25 Мониторинг квалификаций 2013 год (Великобритания) Динамика к-ва квалификаций по уровням Распределение к-ва квалификаций по секторам Квалификации по типу

Организация системы квалификаций в Великобритании 26

27

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений Отсутствие высококвалифицирован ных ИКТ-кадров влияет на рост производительности труда, конкурентоспособность, инноваций, занятости и социальной сплоченности в Европе. Большая коалиция, возглавляемая Европейской комиссией как одну из своих задач поставила создание единой сертификации ИКТ-умений на основе CEN Workshop Agreement on European e-Competence Framework published by CEN

g Maarten Dolf Desertine EXIN (itSMF Форум сентябрь 2013г. Москва)

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений Обеспечение интероперабельности системы

31 Заинтересованные стороны Ценность стандартов компетенций и квалификаций в ИТ ( уровень ЕС ) Компании Создание единого языка и структур для описания, оценки и развития компетенций специалистов Лучшее понимание реализации стратегии и миссии компании посредством обобщенных характеристик компетенций персонала и оптимальных планов развития кадровых ресурсов Разработка плана для развития потенциала компании, основанного на анализе разрыва в потребностях компании и возможностях специалистов (определение потребности в обучении для специалистов) Ускорение найма персонала для определенных ролевых функций основанных на стандартах компетенций Поддержка принятия решений для аутсорсинговых функций… СпециалистыДорожная карта развития компетенций (пути карьеры), мотивация, мобильность, возможность получения подтверждения своих компетенций… Национальные правительства отдельных стран Структура для поддержки обратной связи между рынком труда и профессиональным обучением, определение разрыва между требованиями рынка труда…. Система профессионального образования Определение целей обучения, содержание программ, условий для сертификаций Повышение признания квалификаций, получаемых в результате образования за пределами страны Ясность целей обучения для обучаемых Повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг Социальные партнерыЯсность в определении профессий, возможность сравнения, преодоление всех видов неравенств, развитие кадрового потенциала, соглашения в пределах стандартов, ясность формулировок в трудовых соглашениях и контрактах, возможности продвижения своих решений и технологий и т.д. ЕврокомиссияСбор и анализ статистики, увеличение студенческих мест для необходимых профессий, более тонкий инструмент для управления компетенциями

EQF является мета-системой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте является рамочной конструкцией, описывающей обобщенную структуру квалификаций образования всех уровней, сопоставимую с национальными системами квалификаций образования. Разработка EQF осуществляется в рамках Копенгагенского процесса на основе широкомасштабных исследований и обобщения практики и наработок в различных странах Европейского Союза. Задачи разработки европейской системы квалификации были поставлены в Совместном докладе Совета по образованию и Европейской Комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010». В Маастрихтском Коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения Министры образования из 32 стран ЕС, европейские социальные партнеры и Европейская Комиссия приняли решение о приоритетной разработке открытой и гибкой европейской системы квалификаций в целях обеспечения признания и переноса квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование Countr y A EQFCountr y B Qualificati ons (A) Qualificati ons (B) EQF – Европейская рамка квалификаций

Реализация: учет принципов EQF Фрагменты. Уровень EQF Краткое описание уровня квалификации 1 Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица. 2 Квалификации уровня 2 подтверждают наличие ограниченного объема знаний, навыков и умений, преимущественно конкретного и общеобразовательного характера. Навыки применяются под наблюдением в контролируемой среде. Обучающиеся несут ограниченную ответственность за свое обучение. Некоторые из этих квалификаций связаны с конкретными профессиями, но большинство подтверждают общую подготовленность к работе и учебе. 3 Квалификации уровня 3 подтверждают наличие обширных общих знаний, практических и основных теоретических знаний в конкретной области, а также способностей выполнять задачи под руководством. Обучающиеся несут ответственность за свое обучение и имеют ограниченный опыт практической работы в конкретной области трудовой или учебной деятельности. 4 Квалификации уровня 4 подтверждают наличие значительных практических и теоретических знаний и навыков в конкретной области. Они также подтверждают способность применять специализированные знания, навыки и умения, самостоятельно решать проблемы и контролировать работу других лиц. Обучающиеся демонстрируют способность к самостоятельному обучению и имеют практический опыт трудовой или учебной деятельности в обычных и исключительных ситуациях. 5 Квалификации уровня 5 подтверждают наличие обширных теоретических и практических знаний, в том числе в конкретной области обучения или профессиональной деятельности. Также подтверждается способность применять знания и навыки при разработке стратегических решений четко определенных проблем абстрактного и конкретного характера. Навыки обучения служат базой для автономного обучения; квалификации основаны на опыте оперативного взаимодействия в трудовой или учебной деятельности (в том числе управления людьми и проектами). 6 Квалификации уровня 6 подтверждают наличие глубоких теоретических и практических знаний, навыков и компетенции в некоторой области учебной или трудовой деятельности, в том числе наиболее пере­довых для данной области. Также подтверждается способность применять знания при выдвижении и обосновании аргументов, решении проблем и вынесении суждений с учетом социальных или этических вопросов. Квалификации этого уровня включают результаты, соответствующие профессиональному подходу к работе в сложных условиях. 7 Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде. 8 Квалификации уровня 8 подтверждают систематическое освоение высокоспециализированной области знаний и способность к критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей. Также подтверж­дается способность планировать, разрабатывать, внедрять и адаптировать важные исследовательские процессы. Квалификации также подтверждают опыт руководства разработкой новых творческих подходов, расширяющих или переосмысливающих существующие знания или профессиональную практику. Квалификации уровня 1 подтверждают наличие общих знаний и навыков, а также способностей выполнять простые задачи под непосредственным наблюдением в рамках структурированной среды. Развитие навыков обучения требует структурированной поддержки. Эти квалификации не связаны с конкретными видами деятельности, и поэтому на них часто претендуют неквалифицированные лица. Квалификации уровня 7 подтверждают способность к самостоятельному теоретическому и практическому обучению, в том числе к получению передовых знаний в некоторой специализированной области, служащих основой для оригинальных разработок или реализации идей, нередко в исследовательском контексте. Также подтверждается способность интегрировать знания и формулировать суждения с учетом социальных и этических вопросов и обязательств, использовать опыт управления изменениями в сложной среде.

Общий ландшафт европейских рамок компетенций и квалификаций 34 Согласованные национальные системы квалификаций и компетенций задают единую регулятивную среду для обращения потоков человеческого капитала и связанных с ним неосязаемых активов

Отраслевые рамки компетенций и квалификаций «EQF Testing», LdV LLL Авиация: AEROnet project: Bottom-up Development of a Transnational Occupational Profile Финансовый сектор: FA project: Core competence framework for the uropean Financial Advisor. QUALIFISE project: Methodological report on levelling qualifications in the financial services sector against the European Qualification Framework. ИКТ: European e-Competence Framework A common European framework for ICT Professionals in all industry sectors (в рамках LdV финансировалась только часть, связанная с методологией учета принципов ЕРК); Парикмахерские услуги: EUC Hair project: European Certification in Hairdressing EQF Hair project: Guidance principles on the use of EQF in the hairdressing sector. Спорт: EQF-Sports Project: Implementing the European Qualification Framework in the Sport sector. European agrrement of the Implementation of the European Hairdressing Certificate (UNI-Europa and Coiffure EU), European Commission Directorate General for Employment, Social Affairs and Equal Opportunities: Employment in Europe 2008 ORSA MINORE project: Life on board - New sea-related jobs: set of competences for the seafarer in Europe. ORSA MINORE project: Life on board - The seamans training in Europe: desk Морские перевозки: Analysis ORSA MINORE project: Life on board - The seamans training: field analysis Строительство: ОРК-CON project: Sectoral Qualifications Framework for the Construction Industry in Europe - Final report of the Working Group. 35 e-CF -Стандарт CEN! Отраслевые рамки Квалификаций Компетенций Отраслевые рамки Национальные Международные Отраслевые рамки (по видам связи с EQF) Отраслевые рамки (по видам связи с EQF) Через НСКК Непосредственно с EQF C международной отраслевой рамкой, основанной на EQF

Финансирование проекта разработки Европейской рамки ИКТ-компетенций E-Skills for the 21st Century: Fostering Competitiveness, Growth and Jobs Программа Электронная Европа Программа LLL (EQF) Программа Стандартизации Инвестиции в рамках частно- государтсвенного партнерства

wwwecompetences.eu 37 Разработать общий инструмент для организаций, компаний и образовательных учреждений ЕС для реализации процедур найма, оценки, анализа компетенций персонала, формирования программ профессионального образования, определения путей развития карьеры. Обеспечить таким инструментом и органы, принимающие решения в области развития ИКТ-компетенций и формирования образовательных политик, как для системы традиционного профессионального образования, так и для различных форм обучения на рабочих местах. ст. CWA :2010 D/E/F «Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов» Разработать общий инструмент для организаций, компаний и образовательных учреждений ЕС для реализации процедур найма, оценки, анализа компетенций персонала, формирования программ профессионального образования, определения путей развития карьеры. Обеспечить таким инструментом и органы, принимающие решения в области развития ИКТ-компетенций и формирования образовательных политик, как для системы традиционного профессионального образования, так и для различных форм обучения на рабочих местах. ст. CWA :2010 D/E/F «Создание e-CF – соединение методологических основ и опыта экспертов» Цели Европейской рамки ИКТ-компетенций

38 Предпосылки создания Европейской рамки ИКТ-компетенций Отсутствие на общеевропейском уровне договоренностей об определении ИКТ- квалификаций/компетенций ИКТ-специалистов Трудности в представлении актуальных потребностей рынка труда Необходимость поддержки параллельных национальных рамок ИКТ- квалификаций/компетенций странами EC и каталогов ИКТ-компетенций транс-национальными компаниями (Airbus, Eurocopter, Michelin и др.): –Требовали значительных ресурсов –Препятствовали развитию интеграционных процессов в индустрии и бизнесе –Препятствовали мобильности трудовых ресурсов Отсутствие общего языка для связи между требуемыми рынком труда квалификациями/компетенциями и системами сертификаций/ аккредитаций Вывод: недостаток прозрачности влияет на конкурентоспособность Европейского ИКТ-сектора

Этапы развития проекта e-CF 39 HP Confidential РЕАЛИЗАЦИЯПЛАНИРОВАНИЕ IMPROVE АПРОБАЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УЛУЧШЕНИЕ 2004 решение о начале работ (e-Skills Conference 2004) 2005 публикация предварительного исследования ( CWA первая публикация e-CF 1.0 (CWA 15893), публичные обсуждения, сценарии использования 2009 начало проектов с использованием e-CF 2010 обновлениеe версии CF 2.0 (CWA 16234) годы СF v.3.0 ….2013

Основные типы объектов сертификации ИКТ- сектора компетенции, связанные с использованием конкретного ИКТ-продукта или серии продуктов; профессиональные ИКТ-компетенции (навыки, относящиеся не к конкретному продукту, но к профессионализму в более широком понимании). 40

Виды сертификаций ИКТ-сектора учёные степени и специальности в сфере ИКТ, присваиваемые авторитетными университетами и другими государственными образовательными учреждениями; членство в профессиональных организациях, часто предполагающее несколько уровней и обеспечивающее соответствующую приставку к фамилии (как частный случай этого типа сертификации может рассматриваться международная программа IP3, о которой говорится в разделе 7.3); квалификации, вендорами, особенно в отношении использования собственных продуктов (в числе наиболее известных – MCSE и другие программы корпорации Microsoft, в рамках которых выпущено около 4 млн сертификатов); сходные квалификации, нейтральные по отношению к конкретному производителю (например, программа «A+» ассоциации CopmTIA); аттестационные процедуры, проводимые организациями, полностью независимыми от производителей, например: –программа ISEB (Британское компьютерное общество); –EUCIP (CEPIS); –ISACA. –Information Systems Examinations Board, Экзаменационная комиссия по информационным системам. –European Certification for Informatics Professionals, Европейская сертификация специалистов в области информатики. –Information Systems Audit and Control Association, Ассоциация аудита и контроля информационных систем. Национальные системы 41 - Как с этим справиться? - Изучать и договариваться!

CWA :2013 ICT Certification in Europe - Part 2: ICT Certification in Actionwww.ecompetences.eu 42

Планирование: исследование рынка 43 Источники: Roberto Bellini President AICAs Chapter Milano CEN/ISSS expert Project ICT Certification in Europe Cedefop ICT-skills certification in Europe Cedefop

Мировой рынок ИКТ-сертификаиций 44 HP Confidential /2011 Cisco Microsoft IBM800 Novel563 Oracle HP130 SAP185 Sun456 Other vendors CompTIA CISSP ISEB EXIN ISACA5669 EUCIP1.52 Other68……… Всего (тыс.): CWA :2013 ICT Certification in Europe - Part 2: ICT Certification in Actionwww.ecompetences.eu

3. Структуру и содержание рамок квалификаций и компетенций определяют цели, которые были поставлены перед разработчиками Career-Space Generic (ICT) Skills Profiles (консорциум отрасли ИКТ) Области специализации CIGREF (Ассоциация крупнейших ИКТ-компаний Франции) ICT occupation Nomenclature (Франция) Семейства профессий Национальное партнерство AITTS/APO-IT Advanced IT Training System (Германия) Профили и группы SFIA Foundation Skill Framework for the Information Age (Великобритания) Категории NWCET IT Skill Standards (США) Категории специальностей Управление навыками, компетенцией, персоналом (для работодателей) Оценка навыков и компетенции ИКТ- специалистов (приобретенных в результате формального или неофициального обучения и признанных путем сертификации, подтверждающей получение соответствующей квалификации) Профессиональная ориентация Реклама, маркетинг работы (карьеры) в области ИКТ Предоставление информации о «целях» (потребностях работодателей) обучающим организациям ? Рекламирование повышения квалификации и ее признание Использование работодателями при найме Использование частными лицами при планировании и развитии карьеры Анализ размеров заработной платы (и договорных ставок) Сбор статистики рынка труда и классификация по профессиям Планирование: сравнение существующих моделей

Планирование: принятие основных оглашений Структура 1.Использование ИТ стандартов 2.Основные понятия «компетенции, знаний, навыков и отношения», 3.Связь между e-CF и EQF 4.согласованы и утверждены; 5.Общая структура рамки e-CF является четырехмерной; Методология Последовательный (шаг за шагом) способ принятия решений, с использованием опыта заинтересованных сторон и с акцентом на требования, предъявляемые к практическому использованию e-CF; C самого начала проекта методисты обеспечивали полную согласованность определений и принимаемых решений Выявление потребностей заинтересованных сторон Достижение соглашений на основе выбора и принятия решений Формализация решения Структурирование выбранных решений в формате e-CF

47 Планирование: принятие основных определений Компетенция -продемонстрированная способность применять знания, умения и отношения для достижения требуемых результатов (e-CF) Знания – представляют совокупность «знаю что (языки программирования, средства разработки и дизайна…) Умения – это способность выполнять конкретные управленческие и технические задачи Отношение – в этом контексте означает комплексное понятие – когнитивные способности и способности устанавливать связи (способности к анализу, синтезу, гибкость, прагматизм и т.д.). Если знания и умения являются компонентами, то отношение является тем, что их соединяет в индивидууме) Отличие «компетенции» от «квалификации» заключается в наличии контекстного указания на сферы деятельности в области ИКТ, в которых используются знания и умения. Если EQF описывает эталонные результаты обучения для получения квалификации («предложение»), то e-СF описывает эталонные уровни компетенции в профессиональных профилях («спрос») В e-СF сформулированные потребности работодателя в навыках и умениях

Планирование: определение целевой группы е-СF: «умения (Skills) в области ИКТ» подразделяются на три основные категории: умения эксперта в области ИКТ; умения электронного бизнеса умения пользователя ИКТ; «способности, необходимые для исследования, проектирования, разработки, управления, производства, консультирования, маркетинга, продажи, интеграции, установки, администрирования, обслуживания, поддержки и сопровождения ИКТ- систем». European e-Skills Forum Характер работы экспертов в области ИКТ и необходимые для нее навыки и умения определяются способом организации работы с продуктами, услугами и системами ИКТ Согласно сводному отчету о результатах форума European e-Skills/Competence Forum (Ee-SF, 2004 г.)

Планирование: выявление заинтересованных сторон и форм частно-государственного партнерства 49 Источники: Roberto Bellini President AICAs Chapter Milano CEN/ISSS expert Project ICT Certification in Europe Cedefop ICT-skills certification in Europe Cedefop

50 Реализация: формирование команды экспертов Владельцы национальных и международных систем ИТК компетенций и квалификаций Руководители ИТ-служб и кадровый менеджмент Представители профессионального образования, исследовательских учреждений Владельцы систем корпоративных сертификаций Политики и заинтересованные стороны ИКТ-сектора Участники: Deutsche Telekom, Bayer Business Services, CIGREF, PSA Peugeot Citroen, EuroCIO, EXIN International, Microsoft, Cisco, IG Metall, EMSI Grenoble, Fondazione Politecnico Milano, e-Skills UK, Cap Gemini, European e-Skills Association, Airbus, Syntec Informatique, AFPA, Bitkom, Banca dItalia, UK Cabinet Office, Cepis, ECABO, Michelin, UNI Europa, PIN SME, IPA Japan, …

Реализация: основа структуры e-CF - этапы жизненного цикла ИС Основание для выбора – анализ моделей жизненных циклов менеджмента, программного обеспечения, технических решений, информационных систем, рабочих процессов в ИКТ (Stark 2004, Rogalla 2002,PLM, SPiCE, CMMI, ITIL) ИКТ-Бизнес-процесс – набор связанных меду собой активностей, которые требуют одного или нескольких вводных и которые генерируют ценный выход для заказчика (Hammer, Champy 1994, p. 52, see also Hammer 2007;Gaitanides 2007). Рабочий процесс – набор активностей, осуществляемых работником/командами работников, в основном характеризуемые хронологической последовательностью Binner 2004, Berben 2006, Buch, Frieling 2006

Преломление понятий уровней EQF в иерархию должностей 52

53 Реализация : четыре дескриптора – основа структуры будущей рамки

54 Дескриптор 1: Области компетенций Планирование Внедрение Запуск Адаптация Управление Дескриптор 1: Области компетенций Планирование Внедрение Запуск Адаптация Управление

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений

Реализация: Открытый интерактивный ресурс 56

57 Апробация: пример использования e-CF в компаниях и организациях

Основная идея – в основе структуры рамки – стандарты процессов жизненного цикла информационных систем и уровни EQF Компетенции Управление взаимоотношениями Проектирование и разработка Интеграция систем Управление контрактами Составление бизнес-стратегии Разработка бизнес-плана Планирование проектов Работа по инструкции Управление другими АдаптацияЗапуск Планирование Внедрение Управление Уровни

Программы развития сотрудников Руководитель отдела Управление взаимоотношениями Проектирование и разработка Интеграция систем Управление контрактами Составление бизнес-стратегии Разработка бизнес-плана Планирование проектов Директор по продажам Кластеры компетенций в сфере ИКТ для должностей Что требуется для повышения? 1. Знания в сфере стратегического планирования 2. Углубленные знания в области разработки бизнес-планов

60 Апробация: общие сценарии: Отзывы рынка: …увеличивает прозрачность, мобильность, эффективность в управлении кадровым потенциалом ИКТ-сектора - Использование e-CF рынком Национальные рамки квалификаций/компе тенций Описание должностей & процедуры найма Рамки компетенций компании Сценарии развития рынка Анализ кадрового дефицита Оценка компетенций Кадровый менеджмент Сертификационные программы Вопросы аутсорсинга … Использование содержания Формирование связей

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений CWA 16458:2012 European ICT Professional Profiles (23 Европейских ИКТ-профиля) СWA 16367:2011 Implementing the e-CF into ICT SMEs (методика применения e-CF для малого и среднего бизнеса) CWA :2009 Interoperability of European e-Career Services (соглашения для построения порталов развития карьеры) CWA :2009 ICT Certifications in Europe (методики гармонизации e-СF с ИТ-сертификациями: EXIN, MS, Cisco, Citrix, CompTIA, US based Software Engineering Institute (SEI), German accreditation agency Cert-IT LPI (Linux Professional Institute) CWA :2010 End User e-Skills Framework Requirements Другие стандарты eSkills CEN

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений CWA 16458:2012 European ICT Professional Profiles Апробация: кластеры компетенций для гибкого формирования классификатора 23 ИТ-профессий

CWA 16458:2012 European ICT Professional Profiles 63

64 Апробация: кластеры компетенций для гибкого формирования классификатора 23 ИТ-профессий CWA 16458:2012 European ICT Professional Profiles

65 Апробация: кластеры компетенций для описания сертификаций вендоров (гармонизация) CWA :2013 ICT Certification in Europe - Part 2: ICT Certification in Actionwww.ecompetences.eu

Апробация: руководство для использования системой образования 66

Источник: CEPIS Survey of Professional e-Competence in Europe 67 Апробация: исследования и прогнозы рынка труда

68 Апробация: использование e-CF на международном уровне e-CF уже используется компаниями, профессиональными сообществами, учреждениями сертификации и аккредитации, органами формирующими политики в сфере труда и образования в странах: Франции, Германии, Италии, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Нидерланды, Канада, Мальта, и на уровне ЕС. Имеются планы внедрения e-СF в Сенегале, Турции, Японии, Египте, Марокко. Лучшие практики использования e-CF: –Французская система описания должностей CIGREF была обновлена в соответствие с e-CF –Имеются примеры использования e-CF компаниях СМБ и крупных компаниях - TOTAL and SAFRAN (GPEC law in France), EDF, Pole Emploi, Airbus, e.g. for competence catalogue maintenance –Эстонские работодатели одобрили использование e-CF в качестве основы для создания национальной системы описания ИКТ-компетенций и разработки новых квалификационных стандартов –Город Монреаль использовал e-СF в качестве основы для проведения анализа дефицита и прогноза потребностей ИКТ-специалистов по 400-м профессиям –Организации EuroCIO Master & EXIN I-Tracks Qualification развивают свои программы с учетом e-CF

69 Описание примеров применения e-CF (фрагмент)

70 От проекта создания e-CF к стабильному использованию Поддержка Продвижение Использование Институциональные рамки CEN Государственные и частные структуры… Государственные и частные структуры … EK, EC + национальные совет Формирование предложения для e-CF 3.0 Публикации, семинары, информационные ресурсы Обучение, консультации Включение в стратегии EC: e-Skills, Digital Agenda и т.д.. УПРАВЛЕНИЕУПРАВЛЕНИЕ

71 Стратегические перспективы e-CF: Положительное влияние e-CF обеспечивается широким внедрением: ЕК разрабатывает структуру поддержки и управления проектом e-CF –Цель: e-CF продвижение и консультации по адаптации, переводу e-CF во всех странах EC Вы также приглашаетесь тестировать вносить свой вклад в развитие the European e-Competence Framework!

Выводы и рекомендации Выводы: e-СF является зрелым состоявшимся проектом, результаты которого содержательно дополняет ПС-ИТ актуальной информацией о требованиях рынка труда Результаты проектов использования e-CF могут быть полезными для: –Российского образования: формирование компетенций для программ профессионального обучения –Анализа и прогнозов рынка труда ИКТ-специалистов –Гармонизации сертификаций вендоров и ПС-ИТ –Разработки методик для других отраслевых рамок Рекомендации: Рассмотреть возможности использования e-CF для компаний РФ Рассмотреть подготовку ГОСТ на основе e-CF Разработать процедуры гармонизации e-CF и ПС-ИТ Российским экспертам включиться в работу CEN eSkills WP для развития e-СF и проектов на основе e-СF 72

Источник: статья Евгения Зиндера «Классификации стандартов» журнал Information Мanagement 1 73 Стандарты ИКТ-компетенций – неотъемлемая часть стандартов области ИТ

Стандарты Россия – ЕС: Адаптация? Гармонизация? ?

12/31/2013 Вывод ЕС (Программа LLL): рынок труда нуждается в новых общих подходах и инструментах управления человеческим капиталом: Европейская рамка квалификаций является основой для формирования национальных и отраслевых рамок компетенций и квалификаций 75 Все формы образования в течение жизни (обеспечение индустрии и бизнеса кадрами: стандарты квалификаций; механизмы признания результатов обучения Квалификации специалистов Индустрия, бизнес (Потребность в выполнении конкретной работы): Стандарты компетенций Трудовые отношения Компетенции специалистов Задачи кадровых служб: обеспечение и поддержка соответствия Как решать задачи на уровне государства?

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений Значение для ИТ-образования Проект INARM ИНФОРМАТИКА И МЕНЕДЖМЕНТ: КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАМКИ В БОЛОНСКОМ СТИЛЕ

СЕРВИСНОЕ МНОГОБОРЬЕ ITSM: от фитнеса – к спорту высоких достижений Проекты, связанные с оценкой качества

Предложения ТК-МКТ-22 –Участие в разработке классификатора профессий ИТ-области –Разработка процедур гармонизации e-CF с ПС ИТ РФ; –Применение методик и макетов e-СF для других секторов; –Постановка задач для разработки информационных систем порталов управления карьерой и моделей компетенций; –Разработка процедур гармонизации e-CF с сертификационными стандартами вендоров, ПС-ИТ –Разработка модели профессиональных компетенций для компаний и HR – агентств на основе стандарта e-СF –Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки компетенций сотрудников и сертификация персонала –Формирование моделей компетенций для программ профессионального обучения –Анализа международного опыта и прогноз рынка труда ИКТ- специалистов –Привлечение российских экспертов к работе в CEN eSkills WP для развития e-СF и проектов, выполняемых на основе e-СF 78

79 Спасибо за внимание! ТК-МТК-22 «Информационные технологии» Вольпян Надежда Сергеевна Председатель подкомитета ПК 204 ИКТ-компетенции +7(965) ru