Ресурсный центр «Психологическое сопровождение педагогического процесса» ДОУ 1 г. Липецк Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: учитель начальных классов первой категории Нетесова Наталья Юрьевна.
Advertisements

Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 26 комбинированного вида "Особенности организации изобразительной деятельности в детском.
Ханты-мансийского автономного округа – Югры Муниципальное образование Кондинский район Управление образования Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Презентация по методической теме учителя начальных классов: КГУ «Нагорненской основной школы»: Мялик Татьяны Петровны.
Пусть эта «Книжкина неделя» Пусть эта «Книжкина неделя» Продлится только до апреля. Продлится только до апреля. Но вы, читающий народ, Но вы, читающий.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 «ТЕРЕМОК»
Консультация для воспитателей МДОУ д/с «Сказка» с Тростянка «Проектный метод в деятельности ДОУ»
Грамматика ума Развитие интеллектуальных способностей детей через сенсорно-математическую деятельность Учитель – дефектолог 1 квалификационной категории.
Активизация мыслительной активности ребенка в развивающих математических играх. Мамкова С.В.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Развитие творческого мышления учащихся. Обработка информации полушариями головного мозга Левое полушарие Правое полушарие последовательнонелинейно линейноглобально.
Подготовила педагог-психолог ГБОУ детский сад 486 Копылова Марина Евгеньевна.
Группа 4 «СОЛНЫШКО». С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые : солнце.
Психолого-педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе Назаренко Лариса Николаевна, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МОАУ.
Игра «Придумай предложение» Цель: Развитие мышления, способность к синтезу, свободы речи. Ход игры: Ведущий называет слово и просит следующего игрока.
Мини-музей ложки.. Казань-город музеев. Однако часто ли Казань-город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили,
Совместная работа детского сада и семьи, как одно из условий успешного саморазвития детей дошкольного возраста Личностно- ориентированные технологии в.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Транксрипт:

Ресурсный центр «Психологическое сопровождение педагогического процесса» ДОУ 1 г. Липецк Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий» Из опыта работы педагога-психолога ДОУ 62 г. Липецка Костиной Н.М. Место проведения: ДОУ 62 Дата: ноября 2013 г.

План работы 1. Актуальные задачи дошкольного образования на современном этапе. Заведующая ДОУ 62 Сидорова Г.В. 2. Роль игровых технологий в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Игровые технологии, способствующие развитию: конвергентного мышления; конвергентного мышления; дивергентного мышления; дивергентного мышления; творческого воображения. творческого воображения. Педагог-психолог ДОУ 62 Костина Н.М. Педагог-психолог ДОУ 62 Костина Н.М. 4. Практическое занятие «Волшебный лес». Педагог-психолог ДОУ 62 Костина Н.М. Педагог-психолог ДОУ 62 Костина Н.М. 5. Подведение итогов.

«Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Декарт Рене Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста остается одним из самых актуальным на сегодняшний день. Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста остается одним из самых актуальным на сегодняшний день. В течение пяти последних лет наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве. В течение пяти последних лет наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве.

Важное условие успешности данной работы - скоординированные действия всех педагогов, участвующих в работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников. На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации поставленных задач. Важное условие успешности данной работы - скоординированные действия всех педагогов, участвующих в работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников. На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации поставленных задач.

Новое качество образования предъявляет и новые требования: к психологическому содержанию к психологическому содержанию образовательной среды, образовательной среды, деятельности педагога-психолога, деятельности педагога-психолога, к повышению психологизации воспитательно-образовательного процесса. к повышению психологизации воспитательно-образовательного процесса.

Психотехнологии игровые методы (ролевые и имитационные игры); игровые методы (ролевые и имитационные игры); релаксационные методы; релаксационные методы; интеллектуальные игры (на развитие познавательной активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности); интеллектуальные игры (на развитие познавательной активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности); разнообразные психогимнастические упражнения; разнообразные психогимнастические упражнения; арт – терапевтические техники, приемы и методы, методы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности; арт – терапевтические техники, приемы и методы, методы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности; игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации; игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации; рефлексия. рефлексия.

«Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам» «Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам» Дж. Лешли Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем. Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Приоритеты в работе с детьми развивающий характер обучения, развивающий характер обучения, создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание ситуации успеха для каждого ребенка, доверие (откровенность); доверие (откровенность); безоценочное восприятие личности ребенка; безоценочное восприятие личности ребенка; расширение форм взаимодействия взрослых с детьми расширение форм взаимодействия взрослых с детьми создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; включение родителей в педагогический процесс. включение родителей в педагогический процесс.

Уровень развития интеллектуально- творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода. Уровень развития интеллектуально- творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода.

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Эрик Берн

В программе, предлагаемой Вашему вниманию, можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. В программе, предлагаемой Вашему вниманию, можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально- творческих характеристик ребенка. Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально- творческих характеристик ребенка.

Первый блок. Игры, способствующие развитию конвергентного мышления Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем. Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

Невербальные конвергентные задачи. Задание. «Дорисуй недостающую фигуру» Задание. «Дорисуй недостающую фигуру»

Задание. «Заполни квадрат». Задание. «Заполни квадрат».

Найди закономерность в расположении фигур и нарисуй недостающие фигуры в пустых клеточках.

Логическая цепочка «Найди нужную фигуру».

«Заполни квадрат»

«Подбери фигуре пару».

Игра «Подбор» КАКАЯ БАБОЧКА ПОДХОДИТ ДЛЯ КРУГА 6? БАБОЧКА ПОДХОДИТ ДЛЯ КРУГА 2? НАЙДИ ЕЁ НА КАРТИНКЕ СЛЕВА. НАЙДИ ЕЁ НА КАРТИНКЕ СПРАВА.

«Сложи квадрат» - игры по методике Никитина Б.П.

«Сложи узор» - игры по методике Никитина Б.П.

«Квадрат Воскобовича»

«Собери пирамидку»

«Сложи картинку»

Вербальные задачи «Найди пару» Школа - обучение, больница - … лечение Школа - обучение, больница - … лечение Птица - гнездо, человек - … дом Птица - гнездо, человек - … дом Композитор - музыка, художник … картины Композитор - музыка, художник … картины День - солнце, ночь … луна День - солнце, ночь … луна Снег - лыжи, лед - …коньки Снег - лыжи, лед - …коньки Кошка - котенок, овца - … ягненок Кошка - котенок, овца - … ягненок Птица - крылья, рыба - …плавники Птица - крылья, рыба - …плавники Опера - пение, балет - … танец Опера - пение, балет - … танец Саша - Александр, Коля - … Николай и пр. Саша - Александр, Коля - … Николай и пр.

Мурка бегает быстрее Барсика, Барсик бегает быстрее Кузи. Кто из этих кошек бегает быстрее всех? Мурка бегает быстрее Барсика, Барсик бегает быстрее Кузи. Кто из этих кошек бегает быстрее всех? Ястреб летает быстрее воробья, ястреб летает медленнее сокола. Какая из этих птиц летает быстрее всех? Ястреб летает быстрее воробья, ястреб летает медленнее сокола. Какая из этих птиц летает быстрее всех?

Разгадывание ребусов

Второй блок. Игры, способствующие развитию дивергентного мышления (от лат. Divergentis – расходящийся в разные стороны) - альтернативное, отступающее от логики. Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

Невербальные дивергентные задания. Коллаж.

Дивергентные задачи на развитие пространственного мышления – преобразование фигур. 1. Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата.

2. Переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата

3. Переложите 2 спички так, чтобы теленок смотрел в другую сторону. При этом он должен оставаться веселым, т.е. его хвост должен быть направлен вверх.

ИГРОТЕКА «ВЕСЕЛЫЙ КОНСТРУКТОР» «Танграм»

«Пифагор»

«Монгольская игра»

«Колумбово яйцо»

«Вьетнамская игра»

«Волшебный круг»

Задания на объемно-пространственное мышление Создание архитектурных моделей (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные) из различных видов конструктора. Создание архитектурных моделей (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные) из различных видов конструктора.

Вербальные дивергентные задачи. АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

Кто больше заметит небылиц Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия. Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов. Игровые действия. Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

«ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ………. При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишки Все как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

АЗБУКА ИГРЫ. ИГРОБАНК «Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

«Чей дом?» Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др. Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

«Складушки - вычиталки» Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

«Треснувшая пластинка» В нее можно играть и в комнате, и на прогулке. Играющие избирают вожака, а тот дает каждому из них смешное имя (Шпунтик, Пузырек, Пончик). Затем он начинает задавать одному из игроков вопросы, на которые нужно отвечать только своим «именем», как паролем. Отвечать надо быстро - в течение трех секунд, задержки наказываются штрафным очком либо фантиком. При этом ни в коем случае нельзя смеяться. Даже если все вокруг покатываются со смеху. Улыбнулся - значит проиграл. Если водящий улыбнулся, то его заменяют. Кто ошибется, тот попадется, Кто засмеется, тому плохо придется!

Итак: /вопросы водящего/ -Кто ты? -Метла! -А это что у тебя? (водящий показывает на руки игрока) -Метлы! -А это что?(показывает на волосы) -Метлы! -А зубы ты чем чистишь? -Метлой. -А чем пишешь и рисуешь в тетради и альбоме? - Метлой -А чем ешь суп? - Метлою… Другому игроку вожак задает другие вопросы. Победитель тот; у кого меньше штрафных очков.

Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения (третий блок) Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; легкость генерирования идей; способность к эмпатии; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма)и др. умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма)и др.

АЗБУКА ФАНТАЗИРОВАНИЯ ФАНБУКА «Аналогии» – Ребята, вы надели треугольные волшебные очки, и все вокруг стало вдруг «треугольным». Назовите, какие предметы треугольной формы вы видите вокруг себя? Порисуем треугольные предметы. Что получится, если к треугольнику подрисовать одну палочку? Две? Подумайте, что можно изобразить с помощью треугольника? Овала? Круга Прямоугольника?

«Дорисуй картинку»

«Рыцарь Вообразилии» Ребенку необходимо определить, на что похожи изображения на рисунках, назвать образы и придумать какую-то фантастическую историю.

Сказки Еще одно отличное средство развития творческого воображения – это сочинение сказок, рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки. Еще одно отличное средство развития творческого воображения – это сочинение сказок, рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки. Перевирание сказок. Перевирание сказок. Шла по лесу Красная Шапочка, а навстречу ей идет Винни- Пух.. Вплетая одного героя за другим в действие сказки, и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес. Сказка наоборот. Сказка наоборот. Золушка – лентяйка и злюка. Волк – няня для козлят.

Что может произойти, если... "... дождь будет идти, не переставая" "... дождь будет идти, не переставая" "... люди научатся летать, как птицы" "... люди научатся летать, как птицы" "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом" "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом" "... оживут все сказочные герои" "... оживут все сказочные герои" "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок" "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок"

Мозговой штурм для детей Придумайте дом будущего? Придумайте дом будущего? Как не ссориться с мамой? Как не ссориться с мамой? Как можно поприветствовать человека? Как можно поприветствовать человека? Как украсить группу к Новому году? Как украсить группу к Новому году? Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть? Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Спасибо за внимание !