Как дошкольника учить решать задачи? Программа «Тропинки» Султанова М. Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема проекта: «Работа над задачей- актуализация мыслительной деятельности младших школьников»
Advertisements

1класс Упражнения для устного счёта Сколько зайцев в корзине? Почему ты так решил? 3.
ЭТАПЫ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ Подготовила: учитель начальных классов школы 58 Январёва Нелли Сергеевна.
Методическая система развивающего обучения математике в 1-4 классах Н. Б. ИСТОМИНА, доктор педагогических наук, профессор.
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики Учитель начальных классов Тарабарова Галина Михайловна.
Умение решать проблемы или задачи - одно из важнейших познавательных универсальных действий. Н.В.Невижина, учитель начальных классов МОУ НШДС 14.
Выполнила: Студентка 45 группы Акайкина Екатерина Смысл действия.
Разгайлова Е. А. Воспитатель МБДОУ 6 Первая квалификационная категория.
«Система работы по формированию навыков табличного умножения у учащихся начальных классов» Автор: Эльсон Е.Р., учитель начальных классов МОУ нач.школа-д/с.
Тема урока: « Геометрические фигуры» 9 февраля 2008 года.
Письменные и устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100. А. А. Крылова МОУ СОШ 2 г. Пестово.
Ф УНКЦИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Работу выполнили учителя МОУ СОШ 3 Гондуркаева Л. Ю. Нечаева Е. В.
Учитель математики Вендрикова И.А.. Всего 34 часа. 1 час в неделю. Математический кружок – это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога,
Организация деятельности учащихся на уроке по теме «НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» Учитель математики Гвоздева Т.В. ГБОУ Сергиевская СОШ 1 «Образовательный центр»
Качественные задачи по физике Иванова М. К. – учитель физики МОУ гимназия 77.
МОУ «Харанжинская СОШ» Организация самостоятельной работы на уроках математики ( из опыта работы учителя математики Сарджанц О.М.)
МНОГОУГОЛЬНИК И ( Стр. 46 – 47 ). МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ: 1. Сколько будет 2 и 2 ? 2. Запиши знак «больше». 3.Из 4 вычесть 1. Запиши ответ. 4.К 2 мышкам.
Сюжетные задачи Автор: Пояркова Ольга Сергеевна Учитель математики МОУ СОШ 4.
Кружок «Умники и умницы» «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле...» Аристотель.
Цель: Проанализировать развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Задачи: 1. Изучить психологию.
Транксрипт:

Как дошкольника учить решать задачи? Программа «Тропинки» Султанова М. Н.

Задачи ЛогическиеКомбинаторныеНестандартные АрифметическиеГеометрические

Решение арифметических задач Проблемы детей при решении задач. задача Плохо ориентируются в условии Выполняют необоснованные действия Не соотносят полученный ответ с реальностью

Задача – это проблемная ситуация, которую мы можем разрешить с помощью средств математики, умозаключений или смекалки. Цель – разрешение жизненной проблемы. Средства – математические понятия (число, фигуры, математические действия)

Традиционный подход (по А.М. Леушиной, 1974 год) Решить арифметическую задачу – значит выполнить арифметические действия, определённые условием задачи. Цель – поиск действия (у нас – решение жизненной проблемы) Т.о. целью становится средство !

В результате Часто действие подбирается наугад. Педагог вынужден искать подсказку – алгоритм. Каждая задача нового типа требует нового алгоритма. В результате вновь действие подбирается наугад.

Задача-пример На первой остановке вышло 3 пассажира из автобуса, на следующей – 2. Сколько всего пассажиров вышло из автобуса? (главное слово «вышли», значит «3-2»).

Исторический подход ( Д. Пойа «Как решать задачу», середина 40- вых годов прошлого века) 1.Нужно ясно ПОНЯТЬ задачу. 2.Составляется ПЛАН решения (анализ). 3.Осуществление плана (синтез) 4.Проверка. Приветствовал метод эвристики (неформальный подход)!

Нужно ли оформлять задачи? В.Ф. Шаталов: «Младшим школьникам проще зафиксировать вначале действие, а потом поставить к нему вопрос». Р.Фрумкина: семантика слова- числительного ребёнка 6 лет не достигает нужного уровня абстракции.

Приёмы, помогающие сформировать образ ситуации задачи Задачи зачитываются и решаются в устной форме, только потом делается наглядная проверка. Решение задач специального вида с разным основанием в счёте.

Формирование образа разделения задачи на три смысловые части Использование жестов для запоминания слов «было», «стало», «осталось». Составление задач по карточкам, разделённым на 3 смысловые части.

Задачи на развитие творческого воображения Дорисуй картину (чтобы кошка не съела мышку). Задачи на смекалку (раздать три яблока 3 сёстрам по 1 яблоку так, чтобы одно осталось в корзине) Комбинаторные задачи Неправильные задачи (у дракона 3, головы, 2 ноги и один хвост. Сколько лет дракону?)

Геометрические задачи Задачи со счётными палочками (сложить 2 треугольника из 5 палочек) Задачи на поиск фигур с наложением (сколько на рисунке квадратов) Задачи на построение (вид сверху, спереди, сбоку) Задачи на смекалку (расставить 4 солдат вокруг склада так, чтобы с каждой стороны было по 2 солдата)

Решение косвенных задач Приём части-целого психолога Н.И. Непомнящей (традиционный подход) Приём формирующий образ части- целого при решении косвенных задач (авторский подход)

Как следует учить решать задачи? Расширять диапазон разнотипности задач! Цель: решение проблемы, а не подбор действия! Критерий ответа к задаче – проверка! Формировать математические образы в процессе активной мыслительной деятельности!