Развитие инженерного образования и технической подготовки в России 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Данилин А.В., зам.начальника управления образовательных стандартов и программ НИТУ «МИСиС» Образовательные стандарты НИТУ «МИСиС»: Опыт.
Advertisements

Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Материалы к совещанию по вопросам обеспечения отечественной промышленности квалифицированными инженерно-техническими кадрами Докладчик: Генеральный директор.
Модернизация системы педагогического образования Министерство образования и науки Российской Федерации Директор департамента государственной политики в.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Министерство образования и науки Красноярского края Подготовка конкурентоспособных рабочих и специалистов среднего звена в контексте реализации инвестиционных.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ С(А)ФУ НА ГГ.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Краевой колледж предпринимательства» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТ. Модель Кафедра Инженерной экономики – специализация и Цель – специализация и концентрация специалистов при реализации базовых экономических.
LOGO Министерство образования Красноярского края Практика взаимодействия «КОЛЛДЕЖ-ВУЗ- РАБОТОДАТЕЛЬ» Из опыта работы КГБПОУ «Красноярский колледж радиоэлектроники.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Комплексный план мероприятий взаимодействия ДОгМ с Департаментом культуры города Москвы Московский стандарт качества как инструмент формирования системы.
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Транксрипт:

Развитие инженерного образования и технической подготовки в России 1

Дефицит инженерных кадров в РФ Кого учат в вузах Исследование «Эксперт РА» Кто нужен промышленности

История инженерного образования Конец ХХ века: модуляризация, «системы систем», науки о сложности Материализация Ремесленники, ученые- универсалы, цеховая культура Макетирование Создание начертательной геометрии как языка инженера Парижская политехническая школа Борьба «Цеха» и «Школы» Моделирование Выделение профессиональной группы менеджеров из инженеров, контролирующих технологию и производство Развитие инженерных специализаций и прикладной науки Развитие автоматизации, усиление роли и места фундаментальной науки Системная инженерия

Мировые тенденции инженерии Автоматизация традиционных инженерных функций и рутинных интеллектуальных операций Системная инженерия Управление жизненным циклом Экономическая эффективность и снижение издержек Глобализация рынков и гиперконкуренция Сверхсложные и гиперсложные проблемы Современная инженерия Быстрое и интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий Размывание отраслевых границ Общемировые условия:

Проблемы инженерного образования в России Причины: Со стороны промышленности: большое количество предприятий полного цикла («советское наследие»), ориентация на создание региональных (внутрироссийских) промышленных кластеров ориентация на конкуренцию с мировыми лидерами промышленности, а не на глобальную кооперацию значительное влияние ОПК на развитие инженерии Со стороны образования: отсутствие работы со студентами по формированию понимания устройства инженерной деятельности и инсталляции глобального контекста в ней ориентация на российский рынок труда узкая специализация выпускников отсутствие управленческой и кросс-коммуникационной подготовки отсутствие практики международной кооперации на стадии обучения Основная проблема инженерии и инженерного образования России – отсутствие готовности и компетенций встраиваться в глобальные технологические цепочки и систему мирового разделения труда в условиях глобальности систем и технических решений

Проблемы выпускников инженерных вузов в России Незнание иностранного языка Неумение работать в команде Отсутствие уважения к интеллектуальному труду и интеллектуальной собственности Слабая устойчивость к информационной перегрузке Отсутствие понимания потребностей потребителя Отсутствие способности вести эффективную коммуникацию Боязнь брать на себя лидерство в вопросах запуска и инициирования проектов

Основные вызовы Сокращение потребности в кадрах и повышение требований к специалистам: при массовом выпуске инженеров структура подготовки и компетенции специалистов не соответствуют потребностям высокотехнологичной индустрии. Необходимость в постоянном повышении квалификации кадров по всей линейке: современные российские вузы слабо адаптированы под задачу обеспечения непрерывного повышения квалификации специалистов 7

ТРИ ТИПА ВОСТРЕБОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Квалифицированный техник» – тот, кто способен работать со сложной техникой. Должен знать основы программирования (для работы с оборудованием с ЧПУ), основы электроники, технологии быстрого прототипирования. «Линейный инженер» – тот, кто выполняет рутинную интеллектуальную работу и создает отдельные элементы комплексных систем. Работает со сложными системами, поэтому должен владеть основами системной инженерии, набором нетехнических навыков (softskills: работа в команде, международная коммуникация, английский язык, знание международных стандартов), PLM-системы, пакеты цифрового проектирования. «Инновационный инженер» («инженер-конструктор»)–системный инженер, главная компетенция которого – задумывать и проектировать большие системы междисциплинарного характера (в т.ч. «умные» системы), управлять процессом их создания в полном жизненном цикле. Востребованные компетенции: владение системной инженерией, способность задумать сложную систему, набор нетехнических навыков (softskills: управление проектами, управление командой, работа в гиперконкурентной среде). 8

Структура подготовки инженерных кадров (ВПО) Проблемой является не количество, а структура и качество подготовки инженерных кадров Общее количество инженерных вузов – 392 Контингент студентов, обучающихся на инженерных направлениях подготовки и специальностях – 1,7 млн. (34% от общего числа студентов) Доля выпускников школ, поступивших на инженерные специальности в 2012 г. - 49%. Поддержка инфраструктуры инженерного образования на гг. – 440,2 млрд. рублей 9

Основные компетенции современного инженера Владение современными методами и инструментами разработки систем и реализации интегрированных системных решений Владение методами и инструментами анализа систем (включая моделирование, анализ надежности, анализ рисков, анализ технико- экономических характеристик и т.п.) Владение навыками цифрового проектирования Владение процессным подходом, навыками управления производством Умение управлять изменениями Умение управлять жизненным циклом изделия (в т.ч. экономикой жизненного цикла) Умение налаживать эффективное взаимодействие, работу в команде Владение навыками эффективной коммуникации (в т.ч. на английском языке) 10

Ключевые решения Создание профессиональных и образовательных стандартов, совершенствование образовательных программ и технологий Развитие практикоорентированного обучения на рабочем месте Подготовка инженеров высшего уровня Организация переподготовки кадров за счет средств государственных программ 11

Меры Минобрнауки России по развитию инженерного образования 1.Формирование когорты ведущих вузов из числа вузов, программы развития которых поддержаны из средств федерального бюджета (ФУ, НИУ, ПСР) 2.Совершенствование содержания и структуры профессионального образования (обновленный ФГОС, прикладной бакалавриат) 3.Новый порядок формирования контрольных цифр приема граждан, учитывающий потребности ОПК и отраслей промышленности регионов. 4.Реализация Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на

Образовательные программы для инженеров БАКАЛАВРИАТ Английский язык Базовая инженерная подготовка Развитие личностных качеств Расширенная практика Формирование основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенции (навыки коммуникации, поиска и анализа информации, самообразования, командной работы и т.д.) МАГИСТРАТУРА Углубленная профессиональная подготовка Многопрофильная инженерно- техническая практика Развитие системного мышление Постановка технологий управления жизненным циклом Управленческая подготовка Предпринимательская подготовка Подготовка специалистов (исследователей, системных интеграторов, технологических предпринимателей), способных к решению наиболее сложных профессиональных задач, организации новых областей деятельности, проектной инженерии, исследованиям и управлению ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ Управленческая подготовка Предпринимательская подготовка Подготовка инженеров-управленцев и технологических предпринимателей высшего уровня

Это образовательная квалификация присваиваемая выпускнику, закончившему основную образовательную программу высшего образования уровня бакалавриата, обладающего компетенциями по решению технологических задач в различных сферах социально-экономической деятельности, готового приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза. Основные отличительные особенности программ прикладного бакалавриата связаны с ориентацией на конкретного работодателя, который: принимает непосредственное участие в проектировании и реализации образовательных программ, организует производственные практики, объем которых увеличен в полтора - два раза в сравнении с программами академического бакалавриата. В программы прикладного бакалавриата встраивается дуальное обучение: предусмотрено присвоение квалификаций рабочего или должности служащего по профилю подготовки; в структуру программ заложены элементы сопряжения с профессиональными программами соответствующего профиля (программы СПО) 14

Распределение КЦП

Перечень мер 1. Правительству Российской Федерации при формировании и корректировке Государственных программ Российской Федерации по развитию промышленности предусматривать разделы, касающиеся кадрового обеспечения соответствующих отраслей экономики, а также его финансового обеспечения. 2. Правительству Российской Федерации с целью повышения эффективности расходования средств федерального бюджета обеспечить учет приоритетов экономической модернизации при распределении бюджетных мест в вузы на инженерные направления подготовки и специальности, предусмотрев повышенные нормативы финансового обеспечения и особые требования к вузам. 3. Правительству Российской Федерации с целью повышения практико- ориентированности инженерного образования обеспечить модернизацию Федеральных государственных образовательных стандартов, предусмотрев совмещение теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии. Российскому союзу промышленников и предпринимателей, компаниям с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50 % акций, рассмотреть возможность создания образовательных структур, реализующих инновационные образовательные программы высшего образования инженерного профиля. 16

СПАСИБО ЗА ВНИАНИЕ! 17