Шнякина О.В. Тема урока: Азот и его оксиды Урок изучения нового материала (в 9 кл.) МОУ«Средняя общеобразовательная школа 36» Азот в переводе с греческого.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Азот – "безжизненный" элемент, но важная составная часть жизни на Земле. Цели урока: Повторить и закрепить знания учащихся по строению атома и молекулы.
Advertisements

АЗОТ И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ.. Азот. Порядковый номер 7. 2 период 5 группа, главная подгруппа.
АЗОТ СОЕДИНЕНИЯ АЗОТА N2N2. ТАКОЙ БЕЗЖИЗНЕННЫЙ И ЖИВОЙ… Хотя азот означает не поддерживающий жизни, на самом деле это - необходимый для жизнедеятельности.
Азот. Азот в природе. АЗОТ В ПРИРОДЕ АТМОСФЕРНЫЙ N 2 ; NO 2 В СОСТАВЕ ЖИВЫХ БЕЛКОВ ОРГАНИЗМОВ, В МИНЕРАЛАХ И ПОЧВЕ ВАЖНЕЙШИЕ АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ АММОФОС.
Открытый урок по химии в 9 классе Тема урока: Подготовила Тюленева С.А. учитель химии -2010г-
«Безжизненный» газ Иванова Г.А.
Тема урока: Азот Базарно-Карабулакский район Саратовской области.
НЕМЕТАЛЛЫ АЗОТ. ЦЕЛИ : Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР. Показать.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Выполнила: Абузярова И.В. учитель химии МОУ СОШ с.Засечное.
Азот Положение в периодической системе Азот – элемент главной подгруппы пятой группы второго периода.
Азот Положение в периодической системе Азот – элемент главной подгруппы пятой группы второго периода.
Азот: положение в П.С.Э., строение атома, нахождение в природе, получение и свойства. Применение азота.
АЗОТ Презентация к уроку химии в 9 классе Автор: Антонова С.О. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Луга.
АЗОТ К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот 1772 г. Д.Резерфорд описал получение и свойства 1787 г. Лавуазье предложил название азот – «безжизненный» ( а –
Обобщающий урок «Подгруппа азота». ЦЕЛИ : Обобщить и систематизировать знания по теме «Подгруппа азота» Продолжить развитие навыков составления уравнений.
Общая характеристика элементов V-а подгруппы Азот Аммиак Оксид азота (I) Оксид азота (II) Оксид азота (III) Оксид азота (IV) Оксид азота (V) Азотистая.
Учитель Страшко Р.А. в соавторстве с ученицами 9 класса А ГБОУ СОШ 871 Генераловой Татьяной, Гаевской Анфисой, Абаюшкиной Татьяной. Москва, 2013.
Тема урока «Азот и его свойства». 9 класс. О.С.Габриэлян.
АЗОТ Урок химии 9 класс Васинева И.Г.. ЦЕЛИ : o Сформировать представление о строении атома и молекулы азота. o Рассмотреть физические и химические свойства.
НЕМЕТАЛЛЫ ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 1772 г. К.Шееле и Г.Кавендиш получили азот Д.Резерфорд описал получение и свойства 1787 г. Лавуазье предложил название азот.
Транксрипт:

Шнякина О.В. Тема урока: Азот и его оксиды Урок изучения нового материала (в 9 кл.) МОУ«Средняя общеобразовательная школа 36» Азот в переводе с греческого означает «безжизненный».

Шнякина О.В. Цель урока Образовательная: Рассмотреть строение атома азота. Физические свойства. Изучить химические свойства, способы получения и применение азота и его соединений. Развивающая: Продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать и объяснять свойства, устанавливать причинно- следственные связи. Воспитательная: Развивать умения работать в коллективе.

Шнякина О.В. Оборудование к уроку Оборудование: стакан, пробирки, держатель для пробирок, компьютер, проектор, экран, учебник. Реактивы : NaNO 2, HCl, H 2 O. Техника безопасности

Шнякина О.В. План урока Характеристика элемента азота по положению в таблице Д.И.Менделеева. Состав и строение азота, оксидов азота. Физические свойства азота. Химические свойства азота. Получение и применение азота и его соединений.

Шнякина О.В. Ход урока 1. Организационный момент (психологический настрой) - 2 мин. 2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т е актуализация знаний и практических и умственных умений- 2 мин. 3. Изучение нового материала - 31 мин. 4. Закрепление материала, изученного на данном уроке - 6 мин. 5. Подведение итогов урока - 2 мин. 6. Задание на дом (дифференцированное ) -2 мин.

Шнякина О.В. Из истории открытия В первые азот был открыт английским ученым Д.Резерфордом в 1772 г. А.Л.Лавуазье совместно с другими учеными в 1787 г. предложил термин «азот», что в переводе с греческого означает «безжизненный». Но не прошло и полувека, как выяснилось, что «безжизненный» азот – это один из элементов жизни, входящий в состав белков. Азот входит в состав живых организмов – как растительных, так и животных: он имеется в каждой живой клетке, в белковых ее веществах. Жизнь без азота невозможна. Несмотря на неисчерпаемые запасы азота в атмосфере, ни животные, ни большинство растений непосредственно из воздуха усваивать свободный азот не могут.

Шнякина О.В. Азот находится во втором периоде, в пятой группе, главной подгруппе.

Шнякина О.В. Строение атома азота 1. Электронная конфигурация атома азота. +7 N ))…2s 2 2p Размещение электронов по орбиталям Это типичный неметалл, p- элемент. Степень окисления азота в соединениях -3,0,+ 1,+2,+3,+4,+5.

Шнякина О.В. Молекула азота очень устойчива (три ковалентные связи) – низкая реакционная способность. Фильм 1 Фильм 2

Шнякина О.В. Физические свойства азота Азот – это бесцветный, без вкуса, без запаха газ. При t = C конденсируется в бесцветную жидкость. В твердом состоянии- белый. Плохо растворим в воде. Азот – наибольшая составляющая воздуха. N2N2 O2O2

Шнякина О.В. Загадка Предупреждаю вас заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мною дышат.

Шнякина О.В. Химические свойства азота Восстановитель N 2 0 2N +2 Окислитель N 2 0 2N -3 Высокая температура (электрическая дуга, С) N О 2 0 = 2N +2 О -2 – Q (в природе во время грозы) 1.С водородом (t, каt.p) N H 2 0 = 2N -3 H С активными металлами а) при комнатной температуре только с литием 6Li 0 +N 2 0 = 2Li 3 +1 N -3 нитрид лития Нитриды твердые вещества, легко гидролизующиеся водой. Азот относительно легко реагирует со щелочными и щелочноземельными металлами, образуя нитриды. С активными – в обычных условиях, со всеми остальными – при сильной температуре.

Шнякина О.В. Химические свойства азота

Шнякина О.В. Получение азота В промышленности получают его из жидкого воздуха. В лаборатории азот получают разложением нитритов аммония и калия. NaNO 2 + NH 4 Cl = NaCl + NH 4 NO 2 NH 4 NO 2 = N 2 + 2H 2 O Фильм 2

Шнякина О.В. Применение азота Азот – компонент химических удобрений и инсектицидных средств, используемых в сельском хозяйстве. Его соединения оказались полезными в фармацевтике и в производстве взрывчатых веществ. Азот также используется в качестве защитной среды при резке и сварке металлов. Соединения азота используются и в производстве красителей. Фильм 3

Шнякина О.В.

Применение азота Азот очень важен для роста растений, т.к. он поддерживает развитие листьев и стеблей. Бобовые растения (например, клевер и люпин) могут поглощать азот непосредственно из атмосферы. Другие же растения не могут использовать азот, содержащийся в воздухе. Азот поступает в почву из продуктов жизнедеятельности травоядных животных и из останков растений и животных. Соединения азота вновь превращаются в свободный азот денитрифицирующими бактериями. Фильм 4

Шнякина О.В. Применение азота Основное количество получаемого азота используется в процессах получения аммиака, оксидов азота, азотной кислоты. Азот используется как газ, создающий инертную атмосферу для хранения и перевозки чувствительных к воздуху и влаге огнеопасных продуктов, при формировании полиамидных волокон, наполнения электроламп, производстве листового стекла, полупроводников, витамина А и т.д. Жидкий азот используют для хранения в охлажденном состоянии крови, бычьего семени (с целью выведения племенного скота) и некоторых пищевых продуктов. Азот – компонент химических удобрений и инсектицидных средств, используемых в сельском хозяйстве. Его соединения оказались полезными в фармацевтике и в производстве взрывчатых веществ. Азот также используется в качестве защитной среды при резке и сварке металлов. Соединения азота используются и в производстве красителей.

Шнякина О.В.

Круговорот азота в природе Можно выделить три круга изменений, претерпеваемых азотом: большой круг – атмосферный азот нитрификация в почве разложение нитратов денитрифицирующими бактериями атмосферный азот; малый круг – животное разложение тела животного и его отбросов с образованием аммиака окисление NH 3 в НNO 2 окисление НNO 2 в НNO 3 и образование нитратов усвоение солей растениями с образованием растительного белка образование животного белка возвращение растительного и животного белка в почву; второй малый (подземный) круг – почвенные нитраты бактерии, потребляющие селитру, белок тела бактерий разложение тела бактерий с образованием нитратов.

Шнякина О.В. Оксиды азота Оксид азота N2O (I)- бесцветный газ со слабым сладковатым запахом, несолеобразующий оксид. В смеси с кислородом оказывает наркотическое действие и применяется для наркоза. В больших количествах действует возбуждающе, от чего получил название «веселящий газ». Получают при разложении нитрата аммония NH4NO3 = N2O +2H2O

Шнякина О.В. Оксиды азота Наиболее важными оксидами является оксид азота (II) и оксид азота (IY). Оксид азота NO (II) – бесцветный газ, не имеющий запаха, несолеобразующий оксид. Сильно ядовит. Образуется в воздухе во время грозы: N2 + O2 = 2NO - Q В промышленности получают при каталитическом окисление аммиака: 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O В лаборатории NO может быть получен действием разбавленной азотной кислотой на медь 3Cu + 8HNO3разб. = 3Cu (NO3)2 + 2NO + 4H2O Применяется в производстве азотной кислоты.

Шнякина О.В. Оксиды азота Оксид азота NO2 (IY)- бурый газ с характерным запахом. Я д о в и т. Применяют для получения азотной кислоты в промышленности 4NO2 + О2+2H2O = 4HNO3. В лаборатории NO2 получают взаимодействием меди с концентрированной азотной кислотой Cu + 4HNO3конц. = Cu (NO3)2 + 2NO2 + 2H2O. Техника безопасности. При отравлении оксидами азота необходимо оказать первую помощь. Первая помощь состоит в приеме внутрь большого количества молока, вдыхание чистого кислорода.

Шнякина О.В. Тест. 1. Где больше всего азота: А) в почве; Б) в воздухе; В) в воде; Г) в космосе. 2. Каково содержание азота в воздухе: А) 21%; Б) 1%; В) 78%; Г) 70%. 3. Какова роль азота воздуха для человека: А) служит для дыхания; Б) входит в состав важных биологических веществ; В) является инертной средой для организма. 4. Выберите цепочку превращений, по которой азот попадает в почву: А) N 2, NO, NO 2, HNO 3 ; Б) N 2, NH 3, NH 4 OH; В) N 2, NH 3, NO, NO 2, HNO Выберите формулу аммиака: А) N 2 ; Б) NO 2 ; В) NH 3 ; Г) HNO 3.