Школа – лаборатория инновационного развития «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Advertisements

Учитель начальных классов Образование высшее Педагогический стаж 16 лет Квалификационная категория высшая МОУ СОШ 1 Эртильского муниципального района Воронежской.
Научный руководитель: Носова Н.В., зав. кафедрой ЕН и МО ИРО Кировской области, к.п.н.
(48352) ДОСТИЖЕНИЯ УЧИТЕЛЯ Юдина Е.М. занимается повышением квалификации: Курсы «Актуальные проблемы организации учебно- воспитательного процесса.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ЧУВАШСКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней.
« Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе внедрения в практику работы школы элементов народной педагогики ».
Патриотическое воспитание «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» «Человек только тогда становится гражданином,
Цель: Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Омской области, России. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Задачи:
Актуальность Программы Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении.
Воспитателя МДОУ «Детский сад 98 комбинированного вида»
Роль краеведческой работы в повышении уровня воспитанности школьников.
Организационно- методические мероприятия на учебный год МОУ «Информационно-методический центр» 2011.
Гвоздева Т.А. учитель начальных классов МБОУ МО Плавский район «Молочно-Дворская СОШ»
МОУ СОШ 4 Город ЛИСКИ Воронежской области «Учить не всех, а каждого!» Учитель биологии МОУ СОШ 4 высшей квалификационной категории Стаж работы 19 лет Председатель.
Основной целью воспитательной работы в МОУ сош им. Карла Маркса является личностно- ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и.
Муниципальная Старогольчихинская основная общеобразовательная школа.
Транксрипт:

Школа – лаборатория инновационного развития «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования»

«Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. Народ- воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы». «Напрасно мы хотим выдумать воспитание: воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ. Народ- воспитатель, народ-педагог талантлив во все века. Можно с уверенностью утверждать, что в опыте наших отцов и дедов заложены зерна такой мудрости, что и в наш век прорастут и дадут добрые всходы». К.Д. Ушинский

В апреле 2006 года Терская средняя школа приказом администрации Мичуринского района объявлена муниципальной экспериментальной площадкой по проекту «Школа народной культуры с этнокультурным (русским) компонентом образования»

2007 г. победа в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы Школа - лаборатория инновационного развития

Наличием контингента уч-ся, лишенных в большинстве своем возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к ценностям национальной культуры. Наличием заинтересованности данной проблемой педагогического коллектива. Согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы. Наличием связей школы с внешкольными учреждениями. Наличием положительных результатов работы, заложивших основу для дальнейшей работы по освоению русской культуры.

создание творческого коллектива единомышленников; создание творческого коллектива единомышленников; обеспечение содружества детей, педагогов, родителей, где взрослые становятся ближайшими и надежными союзниками в интересной работе; обеспечение содружества детей, педагогов, родителей, где взрослые становятся ближайшими и надежными союзниками в интересной работе; широкий выбор видов деятельности; широкий выбор видов деятельности; погружение ребенка в мир творчества в результате занятий в студиях, кружках, секциях, мастерских, где всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытий; погружение ребенка в мир творчества в результате занятий в студиях, кружках, секциях, мастерских, где всегда есть место для фантазии, изобретательности, открытий; организация персональных и коллективных выставок детских творений (поделки, рисунки, игрушки, сочинения, стихи), где демонстрируется творческая индивидуальность каждого, его неповторимость; организация персональных и коллективных выставок детских творений (поделки, рисунки, игрушки, сочинения, стихи), где демонстрируется творческая индивидуальность каждого, его неповторимость; разработка и организация зрелищных праздников, в которых дети становятся творцами игровых действий; разработка и организация зрелищных праздников, в которых дети становятся творцами игровых действий; создание нравственной атмосферы праздника, где создаются благоприятные условия для творчества и раскрытия интересов и способностей каждого, а ребенок оценивается не по факту участия, а по желанию проявить свое творчество, открыть себя как Личность. создание нравственной атмосферы праздника, где создаются благоприятные условия для творчества и раскрытия интересов и способностей каждого, а ребенок оценивается не по факту участия, а по желанию проявить свое творчество, открыть себя как Личность. педагоги стремятся школу сделать домом для детей, чтобы в ней нашел место, чувствовал себя комфортно каждый ребенок независимо от своих индивидуальных способностей. педагоги стремятся школу сделать домом для детей, чтобы в ней нашел место, чувствовал себя комфортно каждый ребенок независимо от своих индивидуальных способностей.

формирование творческой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русской культуры, имеющей сознательную нравственную позицию, способной проектировать и строить свою жизнь на основе ценностей русской культуры

Предметы этнокультурного компонента: Мир народной культуры (интегрированный курс народоведение + художественный труд) – 2-4 классы. Основы православной культуры – 5 класс Духовное краеведение Тамбовщины - 5 класс « Основы семейно – родовой культуры» - 7 класс (в рамках исторического краеведения)

«Святыни Тамбовской земли» - элективный курс для уч-ся 9 класса. «Литературная жизнь Тамбовского края 17 – 21 вв» - элективный курс для уч-ся 9 класса. «Этническая история народов мира» - спецкурс для уч-ся 10 кл. «Свадебная поэзия и ее отражение в произведениях русских поэтов XIX -XX вв» - спецкурс для уч-ся 11 класса. «История русского языка» – элективный курс для уч-ся 10 класса «Язык русских пословиц» – элективный курс для уч-ся 8 класса « Развитие традиций русской литературы » – элективный курс для уч – ся 11 класса «Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века» - элективный курс для уч-ся 10 класса «Народные традиции в технике резьбы по дереву» - элективный курс для уч-ся 8 – 9 классов

На уроках русского языка и литературы учителями Быковой Н.В. И Семенюк Т.Г. успешно решаются задачи: речевого, эстетического, духовно- нравственного развития школьников; формирования у учащихся ценностного отношения к родному языку, осознание ими своей причастности к сохранению чистоты, уникальности, выразительности и музыкальности русской речи.

И где, как не на уроках литературы, мы можем говорить о самобытной русской культуре, духовно – нравственных ценностях, которые открываются для нас в православной вере, добре, трудолюбии.

Одной из ведущих идей естественнонаучного образования является усиление его значения в области воспитания учащихся на традициях русской культуры. На уроках математики учителя Попова О.С., Волостных Н.И., Лютикова И.В. знакомят учащихся с русскими старинными учебниками математики, русскими математическими школами и академиями, со старинными русскими мерами, учат решать задачи с использованием старинных мер с переводом их в современные.

Программы, отражающие вклад русских ученых в развитие науки и техники, разработаны учителем химии и биологии Гаврилиной Н.А.. В содержание этнокультурного образования по географии учителем Подольской О.Е. включен материал, связанный с краеведением, историей, экономическими особенностями Центрально – черноземного района, в частности Тамбовской области.

Важное значение в этнокультурном образовании школьников имеет и образовательная область «Искусство». На уроках изобразительного искусства, музыки и МХК успешно решаются задачи ознакомления с русским искусством, искусством других народов России и мировым художественным наследием.

Программа по технологии (учитель Толкачева Т.А.) знакомит учащихся с традиционным русским рукоделием, русской кухней, современной российской модой и старинным русским костюмом, изделиями русских мастеров.

20 Вариативная часть учебного плана широко используется для предметов и спецкурсов культурологического характера. В начальной школе – это интегрированный курс «Мир народной культуры», включающий в себя народоведение и художественный труд. Образовательно-воспитательными задачами этого курса являются: приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них патриотического чувства; формирование уважительного отношения к человеку труда; развитие у детей умственных и физических, музыкальных и поэтических способностей; воспитание у детей любви к родному краю, ощущения исторической преемственности поколений; направление творческой деятельности учащихся на освоение традиционной культуры своего народа; создание микросреды естественного бытования фольклора.

«Мир народной культуры (народоведение) учитель Гончарова Г.А.

Мир народной культуры (художественный труд) учитель Семенюк Т.Г.

Одним из путей решения проблемы духовно – нравственного воспитания школьников стало введение в 2007 г. в учебный план курса «Основы православной культуры». Данный курс позволил школьникам увидеть православие в России не только как религию, но и как образ мысли, стиль поведения, культуру. Роль православной культуры в школе – утверждение нравственности и духовности, воссоздание таких понятий как вера, долг, верность.

Ведущая стратегия воспитания – приобщение ребёнка к русской культуре г. В воспитательной работе русский этнокультурный компонент представлен очень разнообразно: Дополнительное образование: работа кружков, мастерских, объединений; Проведение народных праздников; Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность Работа школьного музея Исследовательская деятельность Патриотическое воспитание школьников

Фольклорно-краеведческое объединение «Жаворонок» Руководитель: Гончарова Г.А.

«Народная мозаика» Дополнительная образовательная программа для детей в возрасте лет Руководитель: Толкачева Т.А. Срок обучения – 3 года Составитель: педагог дополнительного образования детей Толкачева Татьяна Александровна Программа включает 3 раздела: Работа с глиной Работа с солёным тестом Декоративно-прикладное искусство

Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. Победители Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку» Щербаков Никита и Шурыгина Дарья (научный руководитель: Гончарова Г.А.)

г. Народные праздники В школе установилась традиция проведения театрализованных представлений, школьных капустников, вечеров, праздников, в которых значительное место занимает фольклорная составляющая. Большой интерес вызывают рождественские праздники, святки с колядованием и ряжеными, «Масленица», «Троица», «Дожинки», «Народные ноябрьские праздники», «Михайлов день» и другие.

г.

г. Реализация регионального компонента в учебном плане школы, изучение истории и культуры родного края, участие в экскурсиях, походах, археологических раскопках, знакомство с памятниками русской культурной архитектуры, организация встреч с краеведами, забота о памятниках культуры – вот основные направления деятельности школы по развитию краеведческой работы.

г.

Руководитель школьного музея Гончарова Г.А. Работа школьного музея Силами музейной группы учащихся школы собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям: история школы, история села, изучение малой родины. На сегодняшний день музей располагает несколькими десятками предметов быта предыдущих столетий, среди которых утварь, тканые и металлические изделия.

Ежегодно активисты музея выступают с программами на областных смотрах-конкурсах музеев, залов, комнат и становятся победителями.

г. По инициативе школьников был установлен памятный знак на месте порушенного храма.

г. Патриотическое воспитание школьников Данное направление в работе реализуется через проведение Вахты Памяти, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок; смотров, конкурсов, фестивалей, военно-спортивных игр «Зарница, «Зарничка», создание мемориальных стендов и школьной книги Памяти села Терское, книги долгожителей с.Терское и мн.другое

г.

Мониторинг экспериментальной деятельности показал, что: этнокультурный компонент успешно внедрен в учебный план школы; вырос уровень воспитанности школьников; разработаны и внедряются образовательные программы духовно- нравственной направленности (элективные курсы, программы дополнительного образования и т.п.); увеличилось число учеников-участников олимпиад и конкурсов, стремящихся личными достижениями поддержать статус школы; организовано участие в конкурсах, направленных на повышение статуса русского языка, что позволило учащимся школы стать победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе; занять 1, 2, 3 места в районе в олимпиаде «Русский медвежонок»; созданы подборки классных часов и внеклассных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся; в системе проводятся внеклассные мероприятия, нацеленные на становление у школьников ценностных ориентиров демократической и гуманистической направленности; разработаны уроки и внеклассные мероприятия по краеведческому компоненту, гражданской направленности;

отработана система повышения квалификации педагогов по данному направлению; работают творческие группы педагогов по духовно- нравственному воспитанию детей в урочное и внеурочное время

Пропаганда опыта экспериментальной работы ведется через участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах.

Для педагогов района и области организуются семинары на базе школы

Опыт экспериментальной работы школы размещен в Интернете на сайте «Тамбов Вики», сайте ИМЦ Мичуринского района, представлен в брошюрах, выпущенных Тамбовским институтом повышения квалификации и районным методическим центром.

Неоднократно школа получала Дипломы и Благодарственные письма по результатам опытно – экспериментальной деятельности