Социально – психологические характеристики личности лидера. Основные концепции лидерства Проворова Т.А. Пермь, 2014г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Advertisements

Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
"Поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой"
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
МОДУЛЬ 6: КОМАНДА И РАБОТА В КОМАНДЕ. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ Понять термины команда и работа в команде Изучить, как развивать доверие при работе в команде Понять.
Положение личности в группе В группе происходит дифференциация – разделение на участников, занимающих разное положение в системе межличностных отношений.
Лидерство Глоссарий. Лидерство - в широком смысле - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Возможности применения опыта психологии управления в работе современного преподавателя И. В. Головнева, канд. психол. наук, доцент, ХГУ-НУА,
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Вовлеченность ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОТРУДНИКА Работа и результаты СОТРУДНИК МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ЗНАЕТ ЧТО ДЕЛАТЬ ХОЧЕТ ДЕЛАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПАНИИ.
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
МЕНЕДЖМЕНТ. Основные проблемы и трудности эффективного делегирования
Результаты опроса участников выставок НТТМ об эффективности деятельности движения Всероссийский выставочный центр Российский союз молодых ученых Всероссийская.
ОТНОШЕНИЕ К РЕКЛАМЕ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ПЕРМЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ октябрь 2007.
Коммуникативная компетентность педагогов Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ 4.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Управление коллективом Работа в команде. Стиль руководства.
Изучение мотивации обучения школьников МБОУ «Березницкая СОШ» 2012 – 2013 учебный год.
Транксрипт:

Социально – психологические характеристики личности лидера. Основные концепции лидерства Проворова Т.А. Пермь, 2014г.

Мир лидеров Государство Бизнес Социум Какая из этих сфер берет на себя в целом заботу об обществе?

Интеграция вполне осуществима, если лидеры всех институтов возьмут на себя ответственность руководства вне стен (руководство собственными организациями и ответственность за общество вне стен своей организации).

Стороны интеграции Финансовая (поддержка независимых общественных организаций со стороны государства и бизнеса). Функциональная (налаживание партнёрства между институтами различных типов для решения общих задач) Персональная (работа людей на добровольной основе в общественных организациях).

Новый тип мышления в процессе интеграции Лидеры несут ответственность за: успех своей организации (это требует специализации, концентрации, ограничений); общество в целом (уважение других ценностей, убеждённость, приверженность общему благу).

Дискуссия Существует ли конфликт между 3 секторами: государственным, частным, социальным? Возможна ли интеграция между ними? Какую роль играют лидеры в этой интеграции? Как объединить усилия в корне различных групп, чтобы достичь общего блага?

Упражнение «Дракон»

«Каждый из нас рождается гением. Но, к сожалению, большинство, так и умирает посредственностями». Робин Шарма «Чтобы достичь успеха, превышающего твои самые смелые ожидания, нужно для начала иметь эти смелые ожидания». Ральф Чарелл «Пример собственных достижений – лучший дар, какой только человек может преподнести окружающим» Айн Ренд Как эти высказывания можно соотнести с лидерством? Какие особенности, выделенные в этих цитатах, могут помочь стать лидером в своей области, в жизни?

Организационный процесс Формальная организация, спланированная руководителем Спонтанное взаимодействие, не спланированное руководителем Неформальная организация Командные группы Рабочие группы КомитетыНеформаль ные группы

Формальные связи определяются соответствующими структурами, инструкциями и должностными обязанностями каждого члена коллектива. Неформальные – психологическими взаимосвязями между людьми.

Модель профессиональных компетенций руководителя БИЗНЕС ЛИДЕРСТВОЛИЧНОСТЬИНТЕЛЛЕКТКОММУНИКА ЦИЯ Деловая проницательн ость Знание бизнеса компании Глобальное видение ситуации в компании Знание ситуации на рынке Ориентация на потребности клиента Принятие рисков Формирование стратегии Управление командой Мотивация сотрудников Развитие персонала Стремление к превосходным результатам Уверенность в себе Инициативност ь Устойчивость к стрессу Ответственност ь Аналитическо е мышление Внимание к деталям Эффективное принятие решений Инициатива Планирование и организация Эффективная работа с информацией Построение и поддержание партнерских отношений Общение и взаимодейств ие Влияние Переговоры Понимание компании Работа в команде

Неформальная коммуникативная система Поскольку в организации между работниками возникают неформальные отношения, то можно говорить о неформальной коммуникативной системе. Формой неформальной коммуникации являются сплетни и слухи. При этом информация: во-первых, искажается, во-вторых, процесс передачи информации осуществляется во всех направлениях: каждый работник организации становится источником новой информации. Поэтому неформальная коммуникативная система принимает форму виноградная ветви

Типы лидерства Формальное Неформальное (связано со структурой организации) Инструментальное Экспрессивное Ориентация на решение групповых задач Социально-эмоциональное, подчёркивающее солидарность.

Определение лидерства Лидерство – это естественный социально- психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы (Л.Д. Столяренко). Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя усилия на достижение целей организации (М. Мескон и др.).

Кто может быть лидером? Лидером может быть любой человек, но превосходящий всех, хотя бы по одному параметру (Ф.Ф. Аунапу). Важно, не что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами (Л.Д. Столяренко). Необходимо побуждать и развивать лидерский потенциал в каждом работнике организации, вместо того, чтобы побуждать людей к соперничеству (Робин Шарма).

Компоненты лидерства в группе: эмоциональный лидер(сердце группы) – человек, к которому каждый член в группе может обратиться за сочувствием «поплакаться в жилетку»; деловой лидер (руки группы) – с кем хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех; к информационному лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

В чем разница между руководителем и лидером? Всегда ли эффективные лидеры являются эффективными руководителями?

Почему человек становится лидером?

Концепция «черт». Лидер обладает определёнными свойствами: уверенность в себе; Острый и гибкий ум; Компетентность, как доскональное знание своего дела; Сильная воля; Умения понять особенности психологии людей; Организаторские способности;

Ситуативная теория. Лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситации имеет качества, необходимые для разрешения этой ситуации.

Ситуационно-должностной подход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит не пол, а должность. Следовательно, мужчины и женщины, занимающие сходные должности и успешно выполняющие сходные лидерские роли, не должны значительно отличаться друг от друга ни по поведению, ни по факторам эффективности.

Статусная теория (или теория ранговых ожиданий), созданная Дж. Бергером, отождествляет восприятие того или иного человека в группе и их статус в обществе. Так, если статус мужчин в обществе в целом выше, чем женщин, то и первичное восприятие женщины группой ниже, а мужчины – выше. Поэтому женщине приходится тратить намного больше усилий для карьерного роста в достижении равных с мужчиной успехов.

Модель обмена «лидер – исследователь» Поведенческая динамическая модель обмена «лидер – исследователь» (Г. Граен) основой успешного лидерства считает умение устанавливать тесные позитивные отношения с людьми. Эта модель связана с другой концепцией, крайне популярной в настоящее время – концепцией трансформационного лидерства (Б. Басс и Дж. Хант). Согласно обеим концепциям, тесные деловые отношения могут быть основаны на уподоблении (сходстве) людей. Поэтому-то женщине трудно достичь лидерства в мужской компании. На первое место в отношениях выходят отнюдь не ее деловые качества.

Функции лидера и руководителя Коммуникационная Информационная Принятия значимых решений Предпринимательская Планирования Организации Мотивации контроля

Дискуссия Обязательно ли руководитель должным быть лидером?

Новые качества лидера завтрашнего дня Глобальное мышление Учет многообразия культур Владение современными технологиями Ориентированность на партнёрство Способность к распределению руководства Какие качества лидера вы считаете наиболее важными из всех рассмотренных?

«Единственный способ остаться на плаву в современных условиях состоит в том, чтобы развивать в сотрудниках всех уровней способность быть лидером во всем, что они делают. Это касается абсолютно всех – от вахтёра до генерального директора. Нужно, чтобы каждый провялят качества лидера и принимал на себя ответственность за успех компании… Поощрять лидерство на всех уровнях необходимо и некоммерческим организациям…, правительствам и неправительственным организациям, городским и районным органам самоуправления…» Робин Шарма

Тестирование Опросник Айзенка по определению темперамента Инструкция: Вам предлагается несколько вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.

1.Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? 2.Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать? 3.Считаете ли вы себя беззаботным человеком? 4.Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений? 5.Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? 6.Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно? 7.Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения? 8.Быстро ли вы обычно действуете и говорите? 9.Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? 10.Верно ли, что на «спор» вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен? 12.Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя? 13.Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента? 14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить? 15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми? 16. Верно ли, что вас легко задеть? 17. Любите ли вы часто бывать в компании? 18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими? 19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость? 20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли вы мечтаете? 22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же? 23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими? 24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты? 25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании? 26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела? 27. Слывете ли вы человеком живым и веселым? 28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше? 29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании? 30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли? 32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге, чем спросить у людей? 33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение? 34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточения? 35. Бывают ли у вас приступы дрожи? 36. Всегда ли вы говорите правду? 37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом? 38. Раздражительны ли вы? 39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия? 40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? 42. Опаздываете ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо? 43. Часто ли вам снятся кошмары? 44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком? 45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли? 46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями? 47. Вы нервный человек? 48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые явно вам не нравятся? 49. Вы уверенный в себе человек? 50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу? 52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других? 53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? 54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? 55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? 56. Любите ли вы подшутить над другими? 57. Страдаете ли вы бессонницей?

Обработка результатов Ложь: «ДА» 6, 24, 36, «НЕТ» 12, 18, 30, 42, 48, 54. Нейротизм: «ДА» 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55. Интра (экста) версия «ДА» 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 29, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56. «НЕТ» 5,15,20,32,34,41,51

Холерик Высокая скорость (движений, мыслей, эмоций) Открытость, прямота, общительность Высокая работоспособность Поспешность, суетливость Перепады настроения Стремится к лидерству Может быть конфликтным

Руководитель-холерик Стремление к директивному стилю управления Требование к оперативному решению задач Высокий контроль Вспыльчивость, раздражительность Трудоголизм Амбициозность

Задачи руководителя-холерика Антистрессовая поддержка Вырабатывать в себе самоконтроль, выдержку Лояльность к подчиненным Прием на работу не только кандидатов своего темперамента, но и других

Как работать с руководителем- холериком Демонстрировать подчиненное положение, не противодействовать Открыто не спорить Сохранять спокойствие и самообладание, если руководитель проявляет резкость Привыкать к высоким скоростям Вырабатывать в себе трудоголизм Держать эмоциональную дистанцию Не обижаться

Как руководить подчиненным-холериком Создавать условия для самостоятельности Перспектива роста (удовлетворение потребности в лидерстве) Новые задачи, а лучше - проблемы Инновации Ставить амбициозные цели Творчество в работе Использовать на прорывах, внедрении нового Командировки, завязывание новых контактов Хорошо работает в паре с сангвиником и флегматиком Не совместим с меланхоликом и холериком Любит учиться Уважать самолюбие

Флегматик Медлительный (долго усваивает новую информацию, но прочно и надолго) Вдумчивый, основательный Консервативный, имеет длительную адаптацию к новому Закрытый, склонный к уединению Избегает конфликтов Не рвется в лидеры, скорее, ведомый Хорошо работает в условиях монотонности Настойчивый, упрямый Спокойный, но накапливающий неудовлетворенность Могут быть редкие, но неожиданные эмоциональные «взрывы»

Руководитель- флегматик Лояльный стиль с низким контролем Частое делегирование Затягивание решений Стремление удержать достигнутые позиции Внутреннее сопротивление инновациям, консерватизм

Задачи руководителя- флегматика Стимулировать у себя интерес к новому Повышать внутреннюю скорость В компании – больше молодых и амбициозных

Как работать с руководителем- флегматиком Создает условия для самостоятельности и инициативы Нуждается в регулярных отчетах, как идет выполнение задачи Подчиненному-холерику не перебивать и не торопиться Стараться не получать отказов

Как управлять подчиненным- флегматиком Использовать на монотонных участках работы Задачи с большим массивом информации Давать достаточно времени, не торопить В стрессовой ситуации может сохранять самообладание При формулировании задания давать время для вопросов, обсуждения, записи Контроль за выполнением, стимулировать, подгонять При затягивании говорить о следующей задаче Не ставить на участки, где необходима высокая скорость и общительность Стабильный

Меланхолик Чувствительный, обидчивый, ранимый Высокая утомляемость Расстраивается при неудачах Часто имеет страх перед ошибками Низкая стресс-устойчивость (теряет самообладание в напряженной ситуации) Долго и тяжело переживает несправедливую критику руководителя Тяжело переживает конфликты Имеет склонность к самоанализу и самообвинениям Проявляет интуицию в отношениях с людьми Стремится к позитивной атмосфере

Задачи руководителя- меланхолика Руководитель редко имеет меланхолический темперамент Нуждается в поддержке

Как руководить подчиненным- меланхоликом Нуждается в поддержке и позитивной оценке Эмоционально зависим от руководителя Ведомый (не назначать руководителем) Нельзя публично критиковать и допускать резкость В переговорах – хороший наблюдатель Умеет хорошо поддерживать При позитивных отношениях – преданный, стабильный Не ставить на участки с повышенной напряженностью, риском, интенсивным общением

Сангвиник Энергичный, активный Деятельный, деловитый Высокая работоспособность и выносливость Трудоголик, но также – жизнелюбивый Эффективный самоконтроль Мотиваторы: карьера, заработок Высокая стресс-устойчивость («толстокожий»)

Задачи руководителя-сангвиника Вырабатывать социальную чувствительность (эмпатию) Больше внимания персоналу

Как работать с руководителем- сангвиником Высокий профессионализм Формально-деловые отношения Выносливость Общие интересы и участие в неформальных «тусовках»

Как руководить подчиненным- сангвиником Создавать хорошие перспективы в зарплате и карьере Использовать организаторские способности (создает команду) Увлекать новым заданием, проектом Контролировать, стимулировать Загружать делами Строить формально-деловые отношения Объективная критика

Новые истоки руководства Государство. Госструктуры бюрократичны, неэффективны, не приносят результатов. Бизнес. Представители бизнеса заинтересованы только в быстром получении прибыли. Социум. Руководители некоммерческих организации недостаточно решительны и влиятельны. Эффективность партнёрства обусловлена не структурой, а процессом – процессом объединения людей с целью сотрудничества. Новые люди руководства вырастают на почве высоких технологий, в результате партнёрских отношений между государством, бизнесом и общественностью. Сотрудничество побуждает людей к лидерству.

Упражнение «Зеркало»

Спасибо Фото на память