Феноменология конфликта. Динамика конфликта ВГУЭС Дисциплина Конфликтология Преподаватель: М.О. Левадняя, к. психол. наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Advertisements

Выполнил:слушатель 832 уч.взвод Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
Динамика конфликта Динамика конфликта Тверь, 2003 Лекция 2.
Социальный конфликт Работу выполнила Хмелёва Любовь Группа 4/3391.
Педагогический час. Конфликт -столкновении интересов, сторон, мнений и сил.
ДИНАМИКА КОНФЛИКТА Энергетика. Баланс сил. Стадии развития.
Лекция 2 КОНФЛИКТ КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ.
Психология конфликта Лекция 15 Психология конфликта План лекции: 1.Конфликт и конфликтная ситуация 2.Виды и функции конфликтов 3.Динамика конфликта 4.Стратегии.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
КОНФЛИКТЫ Классификация конфликтов Классификация конфликтов Фазы и этапы конфликта. Фазы и этапы конфликта. Преодоление конфликта Преодоление конфликта.
Конфликт(от лат. conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно.
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Конфликт. Особенности. Причины. Психологический семинар Ноябрь 2007 г.
Пути решения конфликтов Авторы: Антонова Екатерина и Степанова Дарья Ученицы 10Б класса «Цивильской СОШ 1 им. М.В. Силантьева»
Этапы развития конфликта Презентацию готовил: Курсант 221 уч. гр. А.С.Лопатин.
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
Н ә би Аида. Типы конфликтов : внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Виды конфликтов 1.По сферам проявления: экономические,
(от лат. conflictus столкновение) столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
1 Трудовой Конфликт. Трудовой конфликт это - столкновение противоположных позиций, мнений, оценок и идей, которое люди пытаются разрешить с помощью убеждений.
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ. ФОРМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ КОНФЛИКТА ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА.
Транксрипт:

Феноменология конфликта. Динамика конфликта ВГУЭС Дисциплина Конфликтология Преподаватель: М.О. Левадняя, к. психол. наук

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА - это описание элементов и характеристик конфликта, воспринимаемых, познаваемых опытным путем. Феномен является противоположностью ноумену. Ноумен – это то, что постигается разумом, непосредственно не воспринимается и составляет основу, сущность феномена.

При анализе любого конфликта важно отделять его феноменологическую картину от скрытой за ней информации. Феноменология конфликта проявляется в показателях, критериях и индикаторах, посредством которых оценивается конфликт. Феноменология конфликта является составной частью описательной и объяснительной моделей конфликтной ситуации.

Необходимое/обязательное условие возникновения конфликтов: - восприятие конфликтности ситуации или отношений Теорема Томаса: Если человек определяет ситуацию как конфликтную, она становится конфликтом по своим последствиям

Четыре степени соответствия образа конфликтной ситуации реальности: I степень. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками – значит конфликта как социально-психологического явления нет. II степень. Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, но с существенными отклонениями от действительности – это неадекватно воспринятый конфликт.

III степень. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные – это ложный конфликт. IV степень. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками - это адекватно воспринимаемый конфликт.

Динамика конфликта

Основные стадии развития конфликта 1. Латентный период 2. Инцидент 3. Эскалация 4. Кульминация 5. Завершение конфликта 6. Постконфликтная ситуация

Этапы латентного периода возникновение объективной проблемной ситуации; осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами; возникновение предконфликтной ситуации

Характеристика инцидента Инцидент – это открытое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Инцидент по своему содержанию может быть не связан непосредственно с конфликтной ситуацией, возникать по случайному поводу. Инцидент – это «последняя капля», которая переполняет чашу терпения. Конфликт может закончиться на стадии инцидента.

Эскалация конфликта Эскалация scala (лат.) – лестница. Эскалация – это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие

Признаки эскалации конфликта Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности Вытеснение адекватного восприятия другого образом «врага» Рост эмоционального напряжения Переход от аргументов к претензиям и личным выпадам Применение насилия Поляризация интересов участников конфликта Потеря первоначального предмета разногласий Расширение границ конфликта Увеличение числа участников

Типы протекания стадии эскалации 1. Непрерывная эскалация (постоянно возрастает степень напряженности отношений и сила) 2. Волнообразная эскалация (напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активного противостояния меняются затишьем) 3. Крутая эскалация (резко поднимается до враждебности) 4. Вялая эскалация (медленно разворачивается и держится почти на одном уровне).

Кульминация конфликта Кульминация это пик, высшая точка развития конфликтных отношений. Кульминация наступает тогда, когда эскалация конфликта привела одну или обе стороны к действиям, которые наносят серьезный ущерб делу, которое их связывает. Обычно отражается в каком-то "взрывном эпизоде". При кульминации конфликт достигает такого накала, что обоих или хотя одной стороне становится ясно, что продолжать конфликт просто нет смысла. Кульминация подводит стороны к осознанию необходимости прервать действия и искать выход из конфликта. Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией.

Стадия завершения конфликта Завершение конфликта – это переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта. Завершение конфликта характеризуется тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения конфликта. По характеру завершения конфликта может быть: победным, компромиссным, проигрышным. По форме разрешения конфликта: мирным, насильственным. По функциям конфликта: конструктивным, деструктивным. По полноте решения: полностью решенным, отложенным на время.

Основные способы завершения конфликта: 1) затухание конфликта, 2) устранение (уничтожение) оппонента или двух оппонентов противоборства, 3) устранение или уничтожение объекта конфликта, 4) изменение позиций обеих или одной из сторон конфликта, 5) участие в конфликте третьей стороны, которая способна завершить его путем использования силы, 6) обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его путем третейского суда, 7) переговоры, как самый эффективный способ, 8) перерастания конфликта в другой конфликт.

Характеристика постконфликтной ситуации По окончанию конфликта создается ситуация, которая существенно отличается от той, которая была до и во время конфликта. Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Это явление называется постконфликтный синдром. Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Чаще последствия конфликта бывают одновременно и позитивными, и негативными.