Развитие общественных институтов Предварительные предложения для обновления Концепции социально- экономического развития России на период до 2020 г. Экспертная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие общественных институтов Предварительные предложения для обновления Концепции социально- экономического развития России на период до 2020 г. Экспертная.
Advertisements

«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Общественный контроль и экспертиза Блок 1. Обеспечить широкое и действенное участие некоммерческих негосударственных организаций (НКНГО) в принятии общественно.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
О реализации мер по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций Новосибирск, 25 мая 2015 г.
Развитие общественных институтов Предварительные предложения по направлению «Общественный контроль» Экспертная группа 16 Подготовлено НП «Юристы за гражданское.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Новосибирск, 12 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
О разработке нормативно-правовых актов и/или планов их подготовки в рамках конкурсов региональных программ поддержки СО НКО в годах Якимец В.Н.,
Точки развития СОНКО. Самый низкий уровень по занятым в негосударственном некоммерческом секторе и участию граждан в добровольческой деятельности по сравнению.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
«Добрый город» современный фандрайзинг для решения социальных проблем территории.
Проф. Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Москва, 2012.
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Чукалин Илья Владимирович, заместитель директора департамента инновационного развития Санкт-Петербург, 14 декабря 2012 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Заместитель директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Министерства экономического развития Российской Федерации А.Е.
1 Проект «Социальная карта Российской Федерации» Проект соответствует качественным и количественным критериям отбора проектов АСИ и может быть допущен.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования.
Транксрипт:

Развитие общественных институтов Предварительные предложения для обновления Концепции социально- экономического развития России на период до 2020 г. Экспертная группа 16 Руководител и: Елена Тополева-Солдунова, Михаил Федотов

Общественные институты Общественные (гражданские) институты – прежде всего, НКО (негосударственные некоммерческие организации) и неформальные практики самоорганизации граждан. Основная задача группы – показать потенциал общественных институтов для социально-экономического развития страны Структура российского третьего сектора (по данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, 2010 г.) О бщее число негосударственных некоммерческих организаций составляет 360 тыс. ( п о данным Росстата на ). Из них реально действующих приблизительно 38%, т.е. 136 тыс.

Повышение общественного доверия и легитимности государственной политики Своевременное выявление социальных проблем Снижение социальных рисков Профилактика протестных настроений в обществе Снижение разрыва между богатыми и бедными Снижение уровня бедности

Конкурентоспособность российского общества и государства в глобальном соревновании (модернизация) Раскрытие человеческого потенциала Создание условий для самореализации Рост конструктивной гражданской активности Формирование социального капитала Формирование ценностных ориентиров в обществе

Общественные институты: функции и потребности в ресурсах Функции Общественные институты НКО + неформальные инициативы Независимые аналитические центры Ресурсные центры Центры публичной политики Сервисные НКО Ресурсы Артикуляция и внедрение новых ценностей Законодательные Содействие конструктивной социальной активности, вовлечение общества в инновационную деятельность Материально -технические Общественный контроль и экспертиза Кадровые Коммуникации между обществом и властью Институциональн ые Социальные услуги Развитие благотворительности и добровольчества

Развитие последних лет. Некоторые результаты Формализованы отношения сектора и государства на федеральном уровне Приняты законы и программы, поддерживающие развитие НКО Ведется прямое и опосредованное финансирование деятельности НКО Ведется самоорганизация и сетевое строительство НКО На разных уровнях создаются механизмы учета мнения граждан и их объединений при принятии решений Происходит самоорганизация граждан по месту жительства

Стоп-факторы (ограничения) развития Со стороны органов власти: Неустойчивая и непоследовательная политика в отношениях с сектором Неоправданный страх «цветных» революций Завышенная оценка риска нецелевого использования налоговых льгот и других преференций Коррупционные интересы государственных служащих Недооценка квалификации работников и переоценка риска некачественного исполнения социальных услуг Со стороны граждан: Сильная атомизация общества, приоритетность решения индивидуальных проблем Неверие в возможность повлиять на принятие решений Низкое доверие к разного рода институтам, в том числе общественным Со стороны организаций и самодеятельных объединений граждан: Недостаток и нестабильность источников финансирования Сравнительно небольшой опыт отстаивания интересов Недостаточно развитая инфраструктура поддержки Плохо налаженная система передачи опыта Недостаточный/неравномерный профессионализм, качество экспертной деятельности Недостаточная прозрачность, подотчетность, саморегулирование Неумение вовлекать граждан в свою деятельность Слабое взаимодействие между НКО и самодеятельными инициативами

Нежелательные сценарии Рост социальной активности граждан опережает рост материального обеспечения сектора и общественной поддержки НКО Развитие протестных движений, деструктивных акций, социальный и религиозный экстремизм Рост материального обеспечения организаций сильно опережает рост социальной активности, правовой и организационной компетентности лидеров НКО и гражданских объединений Сектор превращается в бюрократическое и коррупциогенное болото, лишаясь при этом общественной поддержки Рост финансовых ресурсов в основном за счет одного из спонсоров (государства, бизнеса, иностранных фондов, граждан) Зависимость от одного из стейкхолдеров сковывает инициативу и лишает организации возможности маневра Рост социальной активности опережает развитие демократических социальных практик, государство медленно делегирует полномочия и стремится к тотальному контролю над общественной инициативой Превращение сектора в придаток государства, потеря потенциала самостоятельного развития, уход во внешнюю или внутреннюю эмиграцию Государство делает вид, что поддерживает сектор, социальная активность проявляется в показных мероприятиях без реальных результатов Стагнация, перерастающая в стихийный и неконтролируемый развал, закрепление в обществе тотального недоверия всех ко всем

Артикуляция и внедрение новых ценностей и моделей поведения. Повышение человеческого потенциала, формирование ценностного консенсуса и воспитание гражданина Продвижение норм современной светской морали, профессиональной этики Продвижение ценностей благотворительности и добровольчества, взаимопомощи Продвижение ценностей саморазвития, самопомощи, участия в принятии решений Внедрение социально-инновационного подхода в образовательную деятельность, начиная со средней школы Содействие ликвидации информационного неравенства

Партнерский сценарий Высокий уровень гражданской активности Сильный уровень воздействия государства на гражданское общество Высокий уровень поддержки государством организаций гражданского общества Государство - в настоящее время доминирующий субъект развития общественного сектора в России, поскольку пока общественные институты только начинают выстраивать связи с гражданами и ресурс институциональной гражданской активности пока невелик.

Зоны интересов власти, которые могут быть реализованы с использованием ресурсов гражданских институтов Повышение общественного доверия и легитимности государственной политики Наличие многофункционального партнера, разделение ответственности государства и общественного сектора Оптимизация государственных расходов (инвестиций) в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Конкурентоспособность российского общества и государства в глобальном соревновании

Общественный контроль Участие общественных институтов в принятии решений и мониторинге их реализации и оценке эффективности Признание и продвижение мировых индексов и показателей развития Внедрение национальной системы индикаторов модернизационного развития Внедрение системы оценки эффективности государственных социальных инвестиций Совершенствование существующих общественных советов, общественных слушаний: разработка модельных регламентов и типовых решений для общественных приемных, call-центров, общественных слушаний Мониторинг реализации решений, принятых по итогам общественной экспертизы (с использованием системы показателей) Обязательные совместные обсуждения официальных и альтернативных отчетов о деятельности органов власти (Shadow reports и публичные отчеты власти)

Расширение доступа НКО к рынку социальных услуг Передача части ресурсов государства в некоммерческий сектор (частичное разгосударствление) Развитие конкурентных механизмов прямого и косвенного финансового обеспечения оказания социально значимых услуг Создание условий для развития социального предпринимательства Стимулирование и закрепление процедур участия НКО в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, включая описанные в 131–ФЗ Разработка и принятие федеральных стандартов государственных и региональных социальных программ Разработка регламента оказания социальных услуг (добровольная сертификация) Снятие ограничений на получение НКО лицензий на отдельные виды деятельности Разукрупнение лотов при проведении тендеров, налоговые льготы, единые тарифы ЖКХ и пр. Конкурс региональных программ развития социальных услуг Разработка организационно-правовых механизмов получения банковских кредитов НКО, участвующих в социальном заказе

Ресурсы: законодательство Разработать и принять закон «об одном проценте» (1% НДФЛ каждый может направить в НКО) Разработать и принять законы: Об общественном контроле О гражданской экспертизе О волонтерской деятельности Об общественном телевидении О государственном социальном заказе Внести поправки в Налоговый кодекс: льготы по налогу на прибыль для бизнеса, жертвующего на эндаументы и благотворительность Внести поправки в Закон об оценочной деятельности

Ресурсы: материально-экономические Дальнейшее развитие программы поддержки социально ориентированных НКО (к 2020 г. – 10 млрд руб.) Финансирование информационных кампаний (пример: пропаганда ЗОЖ), направленных на развитие волонтерства и благотворительности, проявление инициативы (около 100 млн руб. в год) Создание программ/передач/рубрик в государственных СМИ, посвященных общественным институтам и ценностям, которые они продвигают При утверждении сметы расходов на реализацию государственных и муниципальных программ установление обязательной доли расходов на независимый мониторинг и оценку реализации таких программ со стороны НКО (например, 5%).

Ресурсы: кадры Развитие образовательного компонента Программы поддержки СО НКО Разработка и утверждение федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Негосударственный некоммерческий сектор» Включение в программы вузов, образовательных учреждений системы Академии государственной службы, направлений, связанных с общественными институтами

Первоочередные шаги: гг. Развитие благотворительности и добровольчества - Дальнейшая реализация Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества - Ежегодный аналитический отчет о реализации Концепции, ежегодный пересмотр плана для корректировки приоритетов - В перспективе – принятие закона об 1% НДФЛ на благотворительность

Первоочередные шаги ( гг.) Общественный контроль: Полномасштабная реализация практики проведения в каждом субъекте РФ публичных слушаний о проекте бюджета на следующий год, ежегодной отчетности за предыдущий финансовый год и регулярного участия представителей гражданского общества в рабочих группах по разработке соответствующих правовых документов. Стимулирование (для МСУ) или организация (для государственного уровня) оформления и закрепления процедур участия НКО в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Первоочередные шаги: Развитие нормативной правовой базы, регулирующей заказ государственных (муниципальных) услуг у НКО: - выделение закупок услуг у ННКО как особой категории заказа; - подготовка инструкций и модельных актов для регионов и муниципалитетов, регулирующих заказ услуг (работ). Развитие нормативной правовой базы в области целевых потребительских субсидий целевых средств населению на приобретение населением услуг Создание условий для стимулирования частных и корпоративных благотворителей НКО: - разработка организационно-правовых механизмов получения финансово-имущественных ресурсов (в т.ч. банковских кредитов) НКО, участвующими в социальном заказе - распространение на НКО механизмов финансовой поддержки (прямое финансирование по определенным критериям, страхование рисков и т.п.).

Первоочередные шаги: Вовлечение общества в инновационную деятельность повышение конструктивной социальной активности; публичное оформление и признание норм современной светской морали, трудовой (профессиональной) этики, культуры общественного поведения; создание широкой сети социально-профессиональных объединений; развертывание сети центров социальных инноваций; создание и расширение общественных институтов развития и модернизации

Контакты – Елена Тополева (руководитель группы) – Михаил Федотов (руководитель группы) – Ольга Дроздова (ответственный секретарь группы) – Елена Дубченко (административный секретарь)