Автор проекта: Лешко Т.И. воспитатель высшей квалификационной категории 2013 г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка «Алёнушка» Педагогический проект
Любят ребята живой уголок- Каждую птицу и каждый цветок И.Молчанов- Сибирский. Срок реализации: октябрь-декабрь Тип проекта: информационно- исследовательский Вид проекта: долгосрочный групповой
Родители Дети 2младшей группы. проекта проекта Участники Воспитатель
Проблема Для чего нужны птицы? Для чего нужны птицам крылья, клюв ноги, оперение, хвост?
Актуальность В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно именно сейчас разбудить в детях интерес к живой природе. С этой целью и был разработан проект «Удивительный мир птиц.» Проект поможет выделить существенные и отличительные признаки, выделить группы домашних и диких птиц, показать приспособляемость разных птиц к среде обитания, начать формирование понятий "перелетные и неперелетные птицы". Раскрыть значение птиц в жизни человека, показать их помощь человеку, пробудить у детей желание помогать птицам в трудное время.
Цель проекта: Расширить знания детей о птицах, их образе жизни, поведении, и связи с окружающей средой. Выяснить роль человека в жизни птиц.
Модель интеграции образовательных областей при реализации проекта СоциализацияКоммуникацияХудожественное творчествоМузыкаПознаниеФизическая культура
Задачи Развивающие Образовательные Воспитательные Воспитывать у детей бережное заботливое отношение к птицам, чувство сопричастности к окружающей природе. Формировать представления детей о птицах. -закрепить название птиц и частей их тела, способы передвижения,чем питаются, где живут. -выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе с нами; Формировать причинно- следственные связи и закономерности в природных условиях Развивать у детей навыки исследовательской деятельности. Развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество и коммуникативность.
Тема исследований « У кого какие клювы», «Как устроены перья у птиц», «Почему птицы могут летать», « Из чего птицы строят гнезда», «Зачем утки такие лапки», «Почему первые птицы не летали»…
Этапы реализации проекта: I этап – организационный. Изучение методической литературы по данной теме. Сбор информации необходимого материала по теме Постановка целей, задач; Вовлечение родителей и детей в процесс решения процесс поставленных задач. Создание условий для реализации проекта II этап – основной ( практический) III этап – заключительный Подведения итогов проекта. Обобщения материалов проекта. презентация. Организация работы через занятие,самостоятельную деятельность с применением эффективных методов и приемов, оказывается практическая помощь детям. Формируя знания, умения,навыки.
Формы и методы реализации проекта -Наблюдение -Ведение календаря природы -Чтение художественной литературы -Разучивание стихов -Рассматривание иллюстраций и картин художников -Прослушивание аудиозаписи голосов птиц -интегрированные занятия; -создание игровых-ситуации; -Труд в уголке природы. -Театрализованная деятельность -Продуктивная деятельность. - беседы; - Выставки рисунков и поделок; - экскурсии; - просмотр мультфильмов; - викторина; - консультации.
Ожидаемые результаты дети Обогатился словарь детей, знают стихи, Оформление и пополнение изо уголка пособиями о птицах. Выставка рисунков и поделок: «Птицы наши друзья», оформление альбома « Удивительный мир» Расширение знаний детей о жизни птиц, воспитание гуманного, заботливого отношения к миру природы и окружающего мира в целом. Повышение у детей познавательной активности, самостоятельности, творчества, коммуникативности
Необходимые условия реализации проекта - материально-техническое (материалы для рисования, лепки, аппликации, книги о птицах, дидактические игры по теме проекта, наглядно-дидактический материал «Редкие птицы Липецкой области», «Добро пожаловать в экологию», картина «Заповедник Галичья гора») - методическое (пособие «Мир природы и ребёнок» под ред. Маневцовой, Саморуковой; пособие «Птицы леса», «Городские животные» авт. Е.Т. Бровкина, «Стихи-загадки для детей», авт. Н.Гуляр, С. Н. Николаева. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Экология. Конспекты занятий.)
План мероприятий на октябрь- декабрь 2013г Мероприятия Сроки проведения1Беседа «Кто такие птицах» Рассматривание альбома «Все о птицах» Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушке Д игра «Найди пару» 1 неделя октября 2Беседа « Чем птицы похожи между собой» конструирование гнезда из веточек, драматизация сказки про птиц, Д/игры: « Угадай кто это», 2 неделя октября 3Беседа«Нужны ли нам птицы? Д/игры« Четвёртый лишний», пословицы и поговорки о птицах, Рисование «Сорока" 3 неделя октября 4Беседа« Чем и как кормить птиц» Разгадывание загадок о птицах Д/ игра « Исправь ошибку» Лепка «Лепим лебедя» 4 неделя октября
5 Просмотр презентации «Какие разные птицы» Чтение художественной литературы «В. Сутеев « Цыплёнок и утёнок», Исследование « У кого какие клювы» Д\и «Назови птицу с нужным звуком», 1 неделя ноября 6 Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила следы) Сюжетная игра «Птичка". Разучивание стихотворения «Села птичка на окошко Рисование на манке «Чьи следы» 2 неделя ноября 7 Беседа « Наши зимние гости» Д\и « Улетает – не улетает» Чтение художественной литературы «В. Сутеев « Петух и краски», конструирование гнезда из веточек, 3 неделя ноября 8 Беседа «Что для птиц страшнее голод или холод» Чтение стихотворения « Пришла зима холодная», Игровые упражнения «Покажи птицу» 4 неделя ноября 9 Беседа «Как помочь нашим маленьким друзьям – птицам?» Лепка пастиллинография «Корм для птичек» 1 неделя декабря Раскрашивание силуэтов птиц Слушание: «Голоса птиц». Чтение: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».
10 Просмотр презентации «хищные птицы» оформление коллажа «Пернатые друзья»; Д\и « Четвёртый лишний», вечер загадок про птиц. 2 неделя декабря 11 Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах». Аппликация «Воробей». П/и «Воробушки и кот»; Оформление фотоальбома (совместно с родителями) 3 неделя декабря 12 выставка рисунков и аппликаций «Птицы наши друзья» Фотоальбом «Удивительные птицы» Экспозиция «Лебеди на озере» 4 неделя декабря
Методическая литература. И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников. М.В.Трофимова. И учёба и игра… Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей. О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир. О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года. Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края. В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Дидактический материал С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир» «Зимующие и перелётные птицы» «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира. Разрезные картинки.
Основные направления реализации проекта: Проектная паутинка
«
Работа с родителями: Беседы и консультации с родителями. Оформление мини выставки художники о птицах «Удивительный мир птиц» Составление и оформление книжки –малышки «Загадки о птицах» Совместная работа родителей и детей (аппликация) «Птицы нашей страны» Оформление альбома «Удивительные птицы»(Экзотические птицы) Помощь в оформлении мини – музея «Пернатые друзья» -экспозиции «Птичий двор», «Птенчики в гнездышке» Подбор книг для групповой библиотеки. Рекомендации по домашнему чтению.
Продукт проектной деятельности Выставка рисунков и аппликаций. «Птицы наши друзья» Выставка познавательной и художественной литературы о птицах "Мир птиц; Выпуск экологической газеты «Берегите птиц» Оформление экспозиции:- «Птичий двор»; «Птенчики в гнездышке» Оформление альбома «Удивительные птицы», в который вошли изображения экзотических птиц и стихи о них. Оформление результата виде презентации. Открытие мини- музея «Пернатые соседи»
Презентация проекта: Выставка рисунков и аппликаций. «Птицы наши друзья» Альбом «Удивительные птицы» Мини –музей «пернатые соседи» Презентация проекта «Удивительный мир птиц»
Путь распространения инновационного опыта Распространение опыта среди профессионального сообщества ( семинары, практикумы) Публикация инновационного опыта в сети Интернета и периодической печати Распространение опыта педагогов в рамках дошкольного учреждения (педагогический совет, семинары практикумы) Участие в научно – практических конференциях
Информационные ресурсы: 1. С. А. Веретенникова Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, «Дошкольное воспитание» "Энциклопедия для детей", изд. "Аванта+", Москва, 1993г. 4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. 7. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г. 9. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
Исследование
С целью решения поставленной проблемы, создан Живой уголок Обитатели уголка Аквариумные рыбки Комнатные растения Попугай и канарейка Орудие труда по уходу за растениями обитателями природы Фартук, лейка, поилка, сочок, щетка. Календарь природы, Календарь наблюдения за птицами. Информационно дидактический материал Энциклопедия, альбом, открытки Фонотека с голосами птиц Дидактические игры
Рассматривание иллюстраций о развитие птиц
Кто чем питается
У кого какие клювы
Собери птичку
Художественный салон
Мы рисуем птиц
Творческая мастерская
Совместная деятельность воспитателя,родителей с детьми