Некоторые аспекты экономико-правового регулирования образовательной деятельности в ДОО О. В. Лукашева, кан.экон.наук, зав.каф. экономики и правового обеспечения образовательной деятельности ГБОУ КК ККИДППО
Новеллы в нормативном правовом регулировании дошкольного образования
! Ч. 5 ст. 108 Федерального закона 273-ФЗ предусматривает, что наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.
Наименование должно содержать Организационно-правовую форму Тип образовательной организации Указание на собственника имущества (для АУ)
Наименование ОО К числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие: указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное), предусмотренный Законом о некоммерческих организациях; указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг; указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, содержание образовательной программы, специальные условия реализации программ и (или) особые образовательные потребности обучающихся) или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования; включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством РФ; использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного.
Содержание устава Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 25. Устав образовательной организации. Ч. 2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Дополнительное включение норм ФЗ РФ«О некоммерческих организациях» ФЗ РФ«Об автономных учреждениях»
ФЗ «О некоммерческих организациях» наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (в рассматриваемом случае – учредителя или учредителей), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.
Размещение информации об образовательной организации на сайте в сети «Интернет» Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 29. Информационная открытость образовательной организации Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении» (утратило силу! ) Постановление Правительства Российской Федерации от «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»
Изменения в закупочной деятельности ДОО: вступление в силу 44-ФЗ и 223-ФЗ для ДОО
Федеральный закон от ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в сравнении с Федеральным законом 94-ФЗ
Что не меняется: Подход к централизации закупок Тезисы о комиссиях (когда, кем создаются, требования к членам, виды комиссий, замена члена комиссии, кворум); Национальный режим; Сохранены требования к УРЗ (участникам процедур закупок); Штрафные санкции за просрочку обязательств по контракту; Возможность отмены процедуры закупки; Размер обеспечения заявок на участие в торгах; Положения по уклонистам – о подаче сведений в РНП; Размер обеспечения исполнения контракта и права / обязанности заказчика по его установлению; Положения по реестру контрактов, реестру недобросовестных поставщиков; Случаи закупки у единственного поставщика; Возможность обжалования действия (бездействия) заказчика, комиссий.
94-ФЗ44-ФЗ Закупки бюджетных учреждений Автономные учреждения – не подпадают под действие 94-ФЗ (закупают по 223-ФЗ); Казенные и бюджетные учреждения – по 94-ФЗ (бюджетные – особенности по НИ и ОКР) Бюджетные учреждения – по 44-ФЗ: в рамках выполнения гос. или мун. задания, заключенных ими контрактов (договоров), за счет бюджетных инвестиций (субсидий на капитальные вложения) Автономные учреждения – расходование субсидии на капитальные вложения Бюджетные учреждения могут без 44-ФЗ – если осуществляют: -привлечение 3-х лиц в ходе исполнения контрактов (договоров) (осуществляют по 223-ФЗ); -расходование внебюджетных, грантовых средств (осуществляют по 223-ФЗ); -деятельность по НИОКРам, технологическим работам за счет грантов (осуществляют по 223-ФЗ).
ст ФЗ Уровни возможной централизации государственных и муниципальных закупок: Базовая централизация (или централизация функций определения поставщиков). Предметная централизация. Ведомственная централизация.
Федеральный закон РФ от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Принципы для заказчиков по 223-ФЗ информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Правовая основа закупки (ч.1 ст ФЗ) Конституция РФ ГК РФ223-ФЗДругие фед. законы Положение о закупках Регламентирует закупочную деятельность Должно содержать требования к осуществлению закупок, в т.ч. Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупки) Условия применения процедур закупок Порядок заключения и исполнения договоров
Нормативное подушевое финансирование
Принципы нормативно-подушевого финансирования учреждений дошкольного образования: образовательные услуги в объеме ФГОС вне зависимости от формы собственности дошкольных учреждений финансируются за счет средств субъекта РФ, социальные услуги оплачиваются родителями и дотируются за счет средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния родителей, расходы по развитию и содержанию материальной базы несет собственник
Основные идеи методических рекомендаций, заключаются в следующем: планирование должно осуществляться на основе определения стоимости стандартной бюджетной услуги в расчете на одного воспитанника; необходим учет специфики контингента воспитанников; норматив должен учитывать законодательно определенные натуральные нормы (санитарные, наполняемость групп и др.); методика расчета должна учитывать региональные особенности.
21 Разработки на уровне учредителя: 1.Методика расчета нормативов затрат на оказание услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и созданию условий для осуществления присмотра и ухода; 2.Методика расчета нормативов затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, из категорий семей, для которых установлены льготы по снижению или отмене родительской платы. 3.Методика расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях. 4.Порядок установления категорий родителей (законных представителей), которые освобождаются от оплаты услуг по присмотру и уходу или для которых размер платы снижается, а также порядок снижения размера платы.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: новеллы в правовом регулировании педагогической деятельности в ДО в свете введения ФГОС ДО
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» ! вступает в силу с 1 января 2015 года
Сфера нормативного регулирования Профессиональный стандарт будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Требования к образованию Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности образовательной организации
Воспитательная деятельность Трудовые действия Необходимые умения Необходимые знания Другие характеристики (соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики)
Переход ДОО на эффективный контракт как условие развития кадрового потенциала ДО и соответственно формирования нового качества дошкольного образования в соответствие с ФГОС ДО
Нормативная правовая база Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы» Распоряжение Правительства РФ от N 2620-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2013 г. N 138 Об утверждении и организации выполнения плана мероприятий по реализации «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышений эффективности здравоохранения, образования и науки, социального обслуживания населения в годах в федеральныз государственныз учреждениях, подведомственных Минтруду России.
Нормативная правовая база Письмо Минобрнауки от N АП-1073/02 «Рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений в сфере образования, их руководителей и отдельных категорий работников» Постановление Правительства РФ от N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год Приказ Минтруда России 167н от 26 апреля 2013 г. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта
Сфера действия Программы Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Реализация Программы осуществляется: -в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений; -в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации – в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации; -в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления.
Основные задачи Программы совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений развитие кадрового потенциала работников учреждений создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761
Определение «Эффективного контракта» Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы: должностные обязанности условия оплаты труда показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг меры социальной поддержки
Основанием для трудовых отношений является ТРУДОВОЙ ДОГОВОР (ст. 56 Трудового кодекса РФ) Обязательные для включения условия (ст. 57): место работы; трудовая функция; дата начала работы; условия оплаты труда; режим рабочего времени и времени отдыха; определяющие характер работы условия; условия об обязательном социальном страховании
Дополнения в трудовой договор должностные обязанности (для определения случаев выполнения работников дополнительной работы за дополнительную оплату); показатели и критерии оценки труда; зависимость заработной платы от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (т.е. стимулирующая оплата за результат)
При введении «эффективного контракта» предусматривается: оформление дополнительного соглашения к действующему трудовому договору (уведомление не позднее, чем за 2 месяца) или заключение соответствующего нового трудового договора ! Если в трудовом договоре отсутствовали условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, необходимо их включить в дополнительное соглашение
Примерные направления для разработки показателей эффективности деятельности педагогических работников ДОО Реализация дополнительных проектов (экскурсионные и экспедиционные программы, групповые и индивидуальные учебные проекты обучающихся, социальные проекты, др.) Организация (участие) системных исследований, мониторинга индивидуальных достижений обучающихся Реализация мероприятий, обеспечивающих взаимодействие с родителями обучающихся Участие педагога в разработке и реализации основной образовательной программы Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы Работа с детьми из социально неблагополучных семей Создание элементов образовательной инфраструктуры (оформление кабинета, музея и пр.)
При оформлении трудовых отношений с работником учреждения рекомендуется пересмотреть на предмет актуальности: систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок); систему нормирования труда; условия труда работников по итогам аттестации рабочих мест, а также иные особые условия труда работников; режим рабочего времени и времени отдыха; штатное расписание учреждения; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы.
Этапы реализации Программы I этап ( годы) II этап ( годы) III этап ( годы) В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные планом мероприятий Программы
I этап ( годы) формирование нормативной правовой базы для реализации Программы повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 реализация мероприятий по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников учреждений организация федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 актуализация нормативной правовой базы для оценки эффективности труда работников заключение трудовых договоров в связи с введением эффективного контракта введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений
II этап ( годы) актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) заключение трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта совершенствование квалификационных требований к работникам (разработка профессиональных стандартов) с учетом современных требований к качеству услуг, а также установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам
III этап ( годы) завершение работы по заключению трудовых договоров с работниками учреждений в связи с введением эффективного контракта обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761, и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации.
Спасибо за внимание!