СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО - И ОНО СТАНЕТ МОИМ НАВСЕГДА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческая площадка, 2012 г. Кожевникова И. В.. По отступлениям от норм литературного языка ( в сочинениях и изложениях ) судят о состоянии речевой подготовки.
Advertisements

Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК И ИХ ИСПРАВЛЕНИЕ Урок-практикум Русский язык, 10 класс Учитель : Ильина О.М.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Нормы литературного языка – это общепризнанные и общепринятые в речевой практике правила употребления слов, словосочетаний и т.д.
Урок русского языка в 11 классе Лексические ошибки Грамматические ошибки Логические ошибки.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Грамматические ошибки следует.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Синтаксическая стилистика. Стилистика Стилистика изучает различные стилистические вопросы речевой деятельности: отбор языковых средств в зависимости от.
Работу выполнили: Сергушев В. А. Лентарев И. Е. Романов В. Д., учащиеся 10 «а» класса Работу выполнили: Сергушев В. А. Лентарев И. Е. Романов В. Д., учащиеся.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного Морфологический разбор.
Речевое оформление сочинения. ТИПЫ ОШИБОК грамматические речевые логические фактические.
Согласование определительного оборота с сочетанием слов («По письмам и мемуарам, написанными современниками А.С. Пушкина, историкам литературы с точностью.
Типы речевых ошибок. Речевая ошибка - ошибка в использовании языковых единиц, чаще всего в употреблении слова. Речевую ошибку можно обнаружить только.
1. группа: язык общения людей в Интернете 2. группа: повседневная речь кунгуряков 3. группа: речь учащихся МОУ СОШ 10.
Тема: «Развитие культуры речи как одной из составляющих коммуникативной компетентности учащихся». Презентацию подготовила учитель русского языка Частоступова.
Автор : Иванова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 г. Москвы Классификация ошибок в русском языке. Грамматические и речевые.
Развитие речи. Деловые бумаги Цели урока: - повторение и углубление сведений об особенностях официально-делового стиля; - формирование умения составлять.
Транксрипт:

СКАЖИ МНЕ - И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ ЭТО - И ОНО СТАНЕТ МОИМ НАВСЕГДА

ЗНАНИЕ НЕ ЕСТЬ СИЛА, ПОКА ОНО НЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ДЕЙСТВИЕ АРИСТОТЕЛЬ

1 июня 2005 года был принят Федеральный закон 53- ФЗ « О государственном языке Российской Федерации » Ст. 1 Закона гласит : « В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык ». П. 6 ст. 1: « При использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке ».

Не являются нормативными слова и выражения, которые относятся к Диалектам Жаргонам Просторечию Арго Инвективной лексике Обсценной лексике

Диалект – это территориально ограниченный пласт русского языка

ЖАРГОН И АРГО жаргон ( франц. jargon) социальная разновидность речи, различают молодёжный и профессиональный жаргон. Молодёжный жаргон имеет возрастные рамки. Профессиональный жаргон не имеет возрастных ограничений в применении. арго ( франц. Argot) социальная разновидность речи, « воровской жаргон », нередко с элементами условности, искусственности и « тайности », а также заимствованиями из других языков.

Инвективная и обсценная лексика инвективная лексика грубое просторечие, ругательство, брань. обсценная лексика матерная лексика ( от лат. « грязный, непристойный »): название частей человеческого тела, физиологических процессов, о которых не принято говорить в обществе из соображений стыдливости.

Наиболее частотными в речи являются следующие типы ошибок : Лексические ( связанные со значением слов и их использованием в речи ) Ошибки в образовании форм слова Синтаксические ошибки : ошибки в построении словосочетаний и предложений Фразеологические ошибки ( неправильное употребление в речи и ошибочное построение устойчивых сочетаний слов ) Стилистические ошибки

Лексические ошибки : употребление слова в несвойственном значении ; смешение паронимов ; лексический анахронизм ; неуместное словотворчество ; не устранённая контекстом многозначность, приводящая к двусмысленности

Употребление слова в несвойственном ему значении. Он пристально ( внимател ьно ) слушал мой рассказ.

Нарушение лексико - семантической сочетаемости слова " Небо стояло светлое " (" стоять " в зн. " иметь место " может только погода, жара ), Данный тип ошибок затрагивает в первую очередь глагол, поэтому частотным оказывается нарушение субъектных и объектных лексико - семантических сочетаемостных связей ( другие семантические связи глагола, например, локативные, нарушаются крайне редко ) Уже будучи преклонным человеком ( человеком преклонного возраста ), он начал заниматься политикой.

Паронимы – частично совпадающие по звучанию слова, имеющие разное значение. Командированный ( о лице, направленном в командировку ) – командировочный ( принадлежащий командированному ). Предоставить – представить : предоставить – 1. отдать в распоряжение, пользование ( предоставить кому - либо слово, помещение ); 2. дать возможность, право что - либо сделать. Представить – доставить, предъявить, сообщить ( представить доказательства, нужные материалы в суд ).

Смешение паронимов " Брови его удивительно поднялись " ( вместо : удивленно ), " Этот роман является типичным образом детективног о жанра " ( вместо : образцом ).

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ( неправильное формообразование ) нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи : а ) нарушение норм формообразования имен существительных : 1) образование формы В. п. неодушевленного существительного, как у одушевленного - " Я попросила ветерка " ( вместо : ветерок );

неправильное формообразование 2 ) образование формы В. п. одушевленного существительного, как у неодушевленного - " Запрягли в сани два медведя " ( вместо : двух медведей ); 3) изменение рода при образовании падежных форм : " пирожок с повидлой " ; 4) склонение несклоняемых существительных : " играть на пианине ", " ехать на метрЕ "; 5) образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот : " поднос чаев "

неправильное формообразование б ) нарушение норм формообразования имен прилагательных : 1) неправильный выбор полной и краткой форм : " Шляпка была полная воды ", " Мальчик был очень полон "; 2) неправильное образование форм степеней сравнения : " Новенькие становятся боевее ", " Она была послабже Пети "; 3) нарушение норм формообразования глагола : " Человек метается по комнате "; 4) нарушение образования деепричастий и причастий : " Ехавши в автобусе ", " Охотник шел, озирая по сторонам "; 5) нарушение норм образования форм местоимений : " Ихний вклад в победу ", " Не хотелось от ее ( книги ) оторваться " и т. п.

Синтаксические ошибки а ) нарушение норм согласования : " Я хочу всех научить теннису - этому очень, на мой взгляд, хорошим, но в то же время очень тяжелым спортом " ( научить чему ? теннису, какому спорту ? хорошему, но очень тяжелому ); б ) нарушение норм управления : " удивляюсь его силой ", " испытываю жажду к славе ", " избежать от верной гибели ", " набраться силами "; в ) нарушение связи между подлежащим и сказуемым : " Не вечно ( ед. ч.) ни лето, ни жара ( форма ед. ч. вместо формы мн. ч.).

Синтаксические ошибки c мешение прямой и косвенной речи речевая недостаточность ( пропуск важного слова ); ошибки в предложениях с деепричастными оборотами ; дублирование подлежащего местоимением ; ошибочная инверсия ( нарушение порядка слов ); ложная однородность ; не устранённая контекстом многозначность, приводящая к двусмысленности

Пропуск необходимых слов и части высказывания : " У Филина много событий, которые играют отрицательную роль " ( пропущен локальный уточнитель " в жизни " и локальный уточнитель второй части высказывания, например, " в его судьбе ").

Смешение прямой и косвенной речи " Он сказал, что я буду бороться " ( имеется в виду один и тот же субъект - " Он сказал, что он будет бороться ")

Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами употребление деепричастного оборота вне связи с субъектом, к которому он относится : " Жизнь должна быть показана такой, как есть, не приукрашивая и не ухудшая ее ».

Инверсия - нарушение прямого порядка слов нарушение порядка слов, приводящее к созданию ложных семантических связей : " Кабинет заставлен столами с небольшими проходами " ( не у столов проходы ).

Фразеологические ошибки Эпентеза – вставка лишнего слова Инверсия – нарушение прямого порядка слов Контаминация – смешение частей разных фразеологизмов Фразеологический анахронизм Смешение фразеологизмов разных стилей речи

Стилистические ошибки Смешение лексики и фразеологии разных стилей речи ; тавтология и плеоназм ; « погоня за красивостью »; неблагозвучие ( какофония )

Смешение лексики и фразеологии разных стилей речи Употребление слов иной стилевой окраски. 1. В нашем городе скверы и парки дислоцированы ( расположены ) очень удачно. 2. А. С. Грибоедов был еще и автором шикарного ( прекрасного ) вальса. 3. В преддверии собрания нам нужно приготовить все необходимые бумажки ( документы, бумаги ). 4. Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито.

Смешение лексики разных стилей речи 1 ) употребление разговорно - просторечных слов в нейтральных контекстах : " Корабль наткнулся на скалу и проткнул себе брюхо "; 2) употребление книжных слов в нейтральных и сниженных контекстах : " Первым делом она достает из холодильника все компоненты супа ».

« Погоня за красивостью » 1) неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики : " На американское посольство напала парочка разбойников и захватила посла "; 2) неудачные метафоры, метонимии, сравнения : " Это - вершина айсберга, на которой плывет в море проблем омская швейная фабрика ".

Тавтология Употребление рядом или близко однокоренных слов ( тавтология – от греческого то же самое слово ). 1. Этот необыкновенный случай случился ( произошел ) со мной в молодости. 2. В этой поэме Н. А. Некрасов запечатлел ( отразил ) свои впечатления о русской деревне. 3. Поэтически описывает поэт Санкт - Петербург.

Плеоназм Употребление лишних слов ( плеоназм - от греческого излишество ). Он рассказал автобиографию своей жизни ( автобиографию, свою биографию ). Поэт испытывал сильную ностальгию по родине ( ностальгию ). Ностальгия в переводе с греческого – это тоска по родине. Расставаясь с гостями из Белоруссии, мы подарили им памятные сувениры ( сувениры ). Сувенир – это подарок, сделанный на память. Мы дорожим каждой минутой времени ( минутой ). Минута – единица времени.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОШИБОК, ИСПРАВЬТЕ ТЕКСТ Фанаты Баха. « У меня мать русская, а отец – юрист ». ( В. В. Жириновский ) Катание на лошадях. Билеты приобретайте прямо у лошадей. « Необходимо сделать всё, чтобы спекулянты не борзели » ( Программа « Вести » от , выступление В. В. Путина ). Ведётся поиск оптимальных путей рассасывания криминогенной обстановки. Хозяева крупных собак знают, что они могут быть отловлены, если не имеют намордника. Справка дана Вершининой А. Г. в том, что ей действительно разрешается продать свое мясо. Фотография Чингисхана.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОШИБОК, ИСПРАВЬТЕ ТЕКСТ : Правые колёса автомобия вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. Из столовой было похищено курей в количестве 200 штук. Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки. Глухов учинил разбой сервиза. Гражданка Сидорова Н. Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. Умерщвление произошло по причине утонутия ( А. П. Чехов ). Борьба с контрабандой погранвойск РФ. Бывали с ним и ранее случаи выпития лишнего.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОШИБОК, ИСПРАВЬТЕ ТЕКСТ : Пожаренная безопасность. Семенной капитал ( вместо « семейный ») Морковь немытая Россия Ваша партия в Гос. Думе держится обиняком В Подмосковье открывается новая кондитерская фабрика. Это подарок всем московским сластолюбцам. Я давно ищу сковородку для яиц из нержавеющей стали.

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОШИБОК, ИСПРАВЬТЕ ТЕКСТ : Встаньте, свидетель, за трибунку. Он говорил : « Ты для меня этикет женщины » ( из воспоминаний А. Пугачёвой ). Бывшая участница шоу « Дом -2», выйдя замуж за миллионера : « И вот наконец сейчас я чувствую себя совершенно гормонально и комфортно ».

Ошибки в языке права : Деятельность арбитражного суда обеспечивает аппарат арбитражного суда ; Вещество, спрятанное в собственном теле лица ;

[1][1] Капинос B. И. 0 критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку : 2- е изд., перераб. М., 1986; Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // РЯШ \No 6; Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи : теория и практика. M., 1994; Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок ( на материале ошибок наборщика ). М., Мучник Б. С. Культура письменной речи. М., 1996; Мучник Б. С. Человек и текст ( основы культуры письменной речи ). М., 1985; Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М., 1982; и др. [2][2] Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, С.3. [3][3] Быстрова Е. А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // РЯШ \No 1; Гаврилова Г. Ф., Редкозубова Г. М. Коммуникативно - речевой аспект изучения сложноподчиненного предложения // РЯШ \No 5; Ипполитова Н. А. Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // РЯШ \No 3; Лепская Н. И. Детская речь в свете теории коммуникации // ВЯ \No 2; Кудрявцева Т. С. Современные подходы к обучению речи // РЯШ \No 3. Литература