1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2 Функции невербальной коммуникация (1) 1.Передача / дополнение / разъяснение вербальной информации 1. Передача / дополнение.
Advertisements

1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. План. 1.Коммуникация или общение. 2.Средства общения. 3.Невербальное общение. 4.Особенности общения в современном мире.
ЛЕКЦИЯ 9 Психология общения. Структура общения Коммуникативная сторона общения - обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона.
Экстралингвистическая система. Невербальное общение Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой « добавки » к вербальной.
Паравербальная коммуникация и ее элементы. Паравербальная коммуникация - все виды неязыковой (или, точнее, околоязыковой, несловесной) передачи информации.
Невербальные средства общения. Невербальные средства кинесика визуальный контакт (взгляд) направление движения длина паузы частота контакта экспрессивно-выра-
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. План лекции 1. Понятие межкультурной коммуникации 2. Переменные межкультурной коммуникации 3. Теории Э. Холла и Г. Хофстеде.
Общение как обмен информацией. Урок учителя обществознания МОУ «Школа36» Самохиной Татьяны Викторовны.
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ОБЩЕНИЯ. ОБЩЕНИЕ – СЛОЖНЫЙ ПРОЦЕСС ВЫСТУПАЮЩИЙ, КАК : взаимодействие людей ; вид самостоятельной человеческой деятельности ; атрибут.
Общение как обмен информацией Общение сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной.
Общение Материал подготовила А. В. Кукушкина, учитель истории и обществознания.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
С РЕДСТВА КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. П РЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛИ Л АНЦОВА Л.В. Ю РКОВА М.Ю. Ф ИЛИППОВА Р.А. МОУ СОШ 19 Г.В ЫШНИЙ.
ОБЩЕНИЕ 1.Общение как обмен информацией 2.Общение как взаимодействие 3.Общение как понимание.
1 Подготовила: Умярова Г. А. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
В процессе деятельности люди вступают в общение друг с другом В результате деятельности люди общаются, производя некий продукт, поэтому общение можно.
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами.
Транксрипт:

1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения

2 Вербальный канал коммуникации: передача и восприятие сообщения интенция интенция декодирование, раскрытие смысла смысл кодирование текст текст коммуникатор реципиент реципиент сообщение сообщение

3 УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ (Shannon, 1949) Источник информации Устройство кодирования Передатчик Приемник Устройство декодирования Сообщение Канал Адресант, Отправитель, Коммуникатор Адресат, Получатель, Реципиент П о м е х и

4 В человеческом общении информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается. В человеческом общении информация не только передается, но и формируется, уточняется и развивается.

5 Схема диалога Схема диалога сообщение сообщение обратная связь / интерпретация смысла уточнение, дополнение уточнение, дополнение 2-я обратная связь / приращение информации принятие / непринятие приращения принятие / непринятие приращения 3-я обратная связь 3-я обратная связь роль говорящего роль слушающего роль говорящего роль слушающего роль говорящего роль слушающего роль говорящего роль слушающего

6 Специфика обмена информацией между людьми Интерсубъективность Интерсубъективность (S S процесс); Влияние партнеров друг на друга, изменение типа отношений; Влияние партнеров друг на друга, изменение типа отношений; Единая система кодификации и декодификации; Единая система кодификации и декодификации; Коммуникативные барьеры. Коммуникативные барьеры.

7 Коммуникативные барьеры Барьеры, вызванные объективными социальными причинами. Барьеры, вызванные объективными социальными причинами. Принадлежность к различным социальным группам; Принадлежность к различным социальным группам; Социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия. Социальные, политические, религиозные, профессиональные и другие различия. Психологические Психологические Коммуникативные и личностные особенности; Коммуникативные и личностные особенности; Отношения между общающимися; Отношения между общающимися; Неодинаковое понимание ситуации общения и др. Неодинаковое понимание ситуации общения и др.

8 Модель коммуникативного процесса Г. Лассуэлла Кто? (передает сообщение) Кто? (передает сообщение) Что? (передается) Что? (передается) Как? (осуществляется передача) Как? (осуществляется передача) Кому? (направлено сообщение) Кому? (направлено сообщение) С каким эффектом? С каким эффектом? Коммуникатор Коммуникатор Сообщение (текст) Сообщение (текст) Канал Канал Аудитория Аудитория Эффективность Эффективность

9 Коммуникатор 1 Основные характеристики 1. Социально-демографические 2. Индивидуально-личностные: характеристики внешности (физические данные и оформление внешности), характеристики внешности (физические данные и оформление внешности), коммуникативные характеристики (тембр голоса, манера говорить),коммуникативные характеристики (тембр голоса, манера говорить), 3. Внутренние, личностные характеристики (знания, интеллект, эмоциональность, моральные ценности)

10 Сообщение Кульминационная модель Кульминационная модель Антикульминационная модель Антикульминационная модель Пирамидальная модель Пирамидальная модель Одностороннее сообщение – текст, содержащий только аргументы пропагандиста. Двустороннее сообщение – аргументы пропагандиста + контраргументы противника, которые пропагандисту придется разоблачить

11 Функции невербальных средств коммуникации дополнение речи дополнение речи замещение речи замещение речи выражение эмоционального состояния выражение эмоционального состояния выражение отношения выражение отношения к партнеру, к ситуации, к предмету разговора

12 Невербальная коммуникация Невербальная коммуникация включает следующие знаковые системы: Оптико-кинетическую; Оптико-кинетическую; Паралингвистическую и экстралингвистическую; Паралингвистическую и экстралингвистическую; Организацию пространства и времени; Организацию пространства и времени; Визуальный контакт. Визуальный контакт.

13 Мимика – движение мышц лица. Анализируются: произвольные / непроизвольные компоненты; физиологические параметры (тонус, асимметрия, динамика и др.); индивидуальный стиль; культурные / субкультурные особенности. Мимика – движение мышц лица. Анализируются: произвольные / непроизвольные компоненты; физиологические параметры (тонус, асимметрия, динамика и др.); индивидуальный стиль; культурные / субкультурные особенности. Жестикуляция – движение рук или кистей рук. Различают коммуникативные жесты (замещающие элементы языка); описательно-изобразительные (сопровождающие речь); модальные (выражающие отношение). Жестикуляция – движение рук или кистей рук. Различают коммуникативные жесты (замещающие элементы языка); описательно-изобразительные (сопровождающие речь); модальные (выражающие отношение). Пантомимика – положение частей тела: головы, плеч, туловища, рук и ног; осанка, походка. Анализируются: репертуар; выражение статуса и социальных различий; культурная и субкультурная специфика; половые и возрастные различия. Пантомимика – положение частей тела: головы, плеч, туловища, рук и ног; осанка, походка. Анализируются: репертуар; выражение статуса и социальных различий; культурная и субкультурная специфика; половые и возрастные различия. Кинесика: изучение оптико- кинетической системы знаков Кинесика: изучение оптико- кинетической системы знаков

14 Дополняют, замещают, предвосхищают вербальное сообщение. Передают состояние. Трудно контролируются. Связаны со статусными, социальными, полоролевыми различиями. Паралингвистика и экстралингвистика Паралингвистика – ритмико-интонационные стороны речи – высота, длительность, скорость, громкость речи. Наиболее сложное явление - интонация, т.к. она выполняет лингвистическую и нелингвистическую функцию. Паралингвистика – ритмико-интонационные стороны речи – высота, длительность, скорость, громкость речи. Наиболее сложное явление - интонация, т.к. она выполняет лингвистическую и нелингвистическую функцию. Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздохи, шепот и др. Экстралингвистика – включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздохи, шепот и др.

15 Проксемика: изучение организации пространства и времени контакта Дистанция символизирует степень близости и открытости отношений. Существуют культурно обусловленные нормы приближения к партнеру. Хронотопы – это специфические пространственно-временные константы коммуникативных ситуаций.

16 Пространство коммуникации и статус Место символизирует статус. Место символизирует статус. Тот, кто организует пространство, ассоциируется с высоким статусом; Тот, кто организует пространство, ассоциируется с высоким статусом; Участники на неудобных или отдаленных местах ассоциируются с низким статусом (социальная иерархия). Участники на неудобных или отдаленных местах ассоциируются с низким статусом (социальная иерархия). Равенство позиций требует обеспечения одинаково удобных мест. Равенство позиций требует обеспечения одинаково удобных мест.

17 Невербальная коммуникация: контакт глаз Контакт глаз включает обмен взглядами, время фиксации взгляда на партнере и направление взгляда. Зависит от содержания общения, индивидуальных различий, характера отношений, культурных различий. Анализируются: Временные параметры (частота, длительность контакта); Временные параметры (частота, длительность контакта); Пространственные характеристики (направления движения в глаза партнеру, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево); Пространственные характеристики (направления движения в глаза партнеру, в сторону, вверх-вниз, вправо-влево); Степень интенсивности (пристальный взгляд, «скользящий взгляд» и т.д.) Степень интенсивности (пристальный взгляд, «скользящий взгляд» и т.д.) Динамика взглядов (когда собеседник начинает или перестает смотреть). Динамика взглядов (когда собеседник начинает или перестает смотреть).

18 Две методологические проблемы Существует ли универсальная система кодировки – декодировки невербального поведения? Существует ли универсальная система кодировки – декодировки невербального поведения? Как происходит процесс восприятия и интерпретации невербального поведения? Как происходит процесс восприятия и интерпретации невербального поведения?

19 Невербальная коммуникация и проблема кода. Каждая из четырех систем невербальной коммуникации использует свою систему знаковой коммуникации – код. Главная трудность – выделение единиц. Попытки построить систему кодирования: К. Бердвистл. Единица телодвижений человека – кин. Локализация кинов – 8 зон: лицо, голова, руки и ноги (правая и левая), верхняя и нижняя часть тела. Словари телодвижений и количество кинов в культурах. Кин не имеет самостоятельного значения, анализируется вся структура. К. Бердвистл. Единица телодвижений человека – кин. Локализация кинов – 8 зон: лицо, голова, руки и ноги (правая и левая), верхняя и нижняя часть тела. Словари телодвижений и количество кинов в культурах. Кин не имеет самостоятельного значения, анализируется вся структура.

20 Невербальная коммуникация и проблема кода. П. Экман. Запись выражений лица, мимики. FAST – Facial Affect Scoring Technique. Разделение лица на три зоны (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Фиксация эмоций по зонам. Шесть основных эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. П. Экман. Запись выражений лица, мимики. FAST – Facial Affect Scoring Technique. Разделение лица на три зоны (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Фиксация эмоций по зонам. Шесть основных эмоций: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть.

21 Методика FAST: кодирование активности лицевых мышц. Удивление: Брови округлены и высоко подняты Брови округлены и высоко подняты Кожа под бровями натянута Кожа под бровями натянута Горизонтальные морщины на лбу Горизонтальные морщины на лбу Веки раскрыты Веки раскрыты Рот открыт, зубы разъединены Рот открыт, зубы разъединеныОтвращение Верхняя губа приподнята, нижняя слегка выпячена; Верхняя губа приподнята, нижняя слегка выпячена; Нос наморщен; Нос наморщен; Щеки подняты; Щеки подняты; Нижние веки подняты, под ними морщины. Нижние веки подняты, под ними морщины.