Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Advertisements

ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ педагог-психолог МОУ СОШ 19 Е.Г.Солоненко.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Педагог-психолог МБОУ «СОШ 1 » г.Черногорск а Рассказова Е.Ю.
Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый самый благородный размышление; второй самый легкий подражание; третий самый горький опыт. Счастье.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ Выполнили студентки 2-ФППд Емельяненко А.А. Хамитова А.В.
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. ФАКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Социальный фактор: непризнание истинных заслуг профессионала, несоответствие требований.
Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное.
Психология (для факультета ГМУ) Преподаватель Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения.
Стресс и профессиональное выгорание Цели Предоставить информацию о синдроме «Эмоционального выгорания» и понятии «стресс»; Информировать.
Эмоциональное выгорание Доцент кафедры психотерапии и сексологии РМАПО кмн, психотерапевт высшей категории Захаров Роман Иванович.
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
Положительное влияние занятий в бассейне на психофизическое развитие детей дошкольного возраста. Выполнила: инструктор по плаванию Любимова Евгения Валерьевна.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Что влияет на моё здоровье ? Исследовательская работа на тему « Психологические расстройства : тревога, стресс, депрессия » Лукаш Анны.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Владивосток 2014 Общая психология Корнилова Дарья Сергеевна старший преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин специальность клиническая психология Блок 2: «Психические состояния»

Тема 15: «Проявление психических состояний. Методы регуляции психических состояний»

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции : Явление опустошения в профессиональной деятельности. Явление « эмоционального сгорания » Явление монотонии. Методы регуляции психических состояний. Методы прямой регуляции психического состояния. Методы опосредованного влияния на психическое состояние. Самоуправление психическим состоянием.

Опустошение – это постепенный процесс, при котором некогда продуктивный и ответственный работник совершенно теряет интерес к работе.

Четыре стадии синдрома опустошения. Завышенные ожидания и идеализм. Признаками являются : восторженное отношение к работе, самоотверженность и увлеченность, высокая активность. Пессимизм и раннее разочарование в работе. Признаками являются : физическая и моральная усталость, отчаяние, разочарование, скука, ранние признаки стресса. Самоотстранение и изоляция. Признаки : уклонение от контактов, гнев и враждебность, сильный негативизм, депрессия и другие эмоциональные нарушения, сильная физическая и моральная усталость, множество признаков стресса. Необратимая отчужденность и утрата интереса. Признаки : очень низкая самооценка, устойчивое негативное отношение к работе, полное эмоциональное истощение, ярко выраженные признаки физического и морального стресса.

Синдром эмоционального выгорания - понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергером в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми В 1981 году С. Маслач детализирует проявление данного синдрома : чувство эмоционального истощения, изнеможения ( человек чувствует невозможность отдаваться работе так, как это было прежде ); дегуманизация, деперсонализация ( тенденция развивать негативное отношение к клиентам ); негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства.

Е. Махер в 1983 году в своем обзоре обобщает перечень симптомов « эмоционального сгорания »: усталость, утомление, истощение психосоматические недомогания бессонница негативное отношение к клиентам негативное отношение к самой работе скудность репертуара рабочих действий злоупотребления химическими агентами : табаком, кофе, алкоголем, наркотиками отсутствие аппетита или переедание негативная « Я - концепция » агрессивные чувства : раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев упадническое настроение и связанные с ним эмоции : цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности переживание чувства вины.

Монотония - функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе. Характеризуется снижением тонуса и восприимчивости, ослаблением сознательного контроля, ухудшением внимания и памяти, стереотипизацией действий, появлением ощущений скуки и потери интереса к работе. Продуктивностьдеятельности лишь на некоторое время восстанавливается за счет включения особых волевых усилий.

Большой проблемой в профессиональном труде играет проблема монотонии. Монотония снижает уровень работоспособности и препятствует дальнейшему росту производительности труда. Субъективно состояние монотонии переживается как чувство апатии, скуки, вялости, сонливости, притупление остроты восприятия, уменьшение бдительности, переоценка временных интервалов, снижение мышечного тонуса, снижение возбудимости и лабильности анализаторов, снижение активности симпатической нервной системы и усиление активности парасимпатической нервной системы. Состояние монотонии сопровождается периодическими колебаниями качества работы. Это дает основание ряду авторов выделять волнообразный характер « кривой работы » как существенный признак развивающегося состояния монотонии.

Методы регуляции психических состояний. Психические состояния, являясь фоном, на котором протекает вся жизнедеятельность человека, поведение человека, его деятельность и даже функционирование организма. Поэтому умение регулировать свое психическое состояние произвольно, по собственному желанию, перерастает в умение управлять своими взаимоотношениями с другими людьми и поведением, позволяет оказывать целенаправленное влияние на деятельность, предохраняет организм от нервно - психических перегрузок. По мнению Габдреевой Г. Ш. можно выделить два блока регуляции : Внешний блок регуляции – открытая часть функциональной системы, обеспечивающая выбор оптимальных межличностных отношений, деятельности и психического состояния. Внутренний блок определяет процессы, направленные на сохранение гомеостаза в относительно закрытой части системы, отвечающей за приспособительную деятельность организма.

Методы регуляции психического состояния. Осуществлять регуляцию психических состояний возможно несколькими путями. Так, изменение в психические состояния можно вносить непосредственно « прямым » путем, и опосредованно – через близкие уровни, благодаря « нисходящим » и « восходящим » их влияниям.

Методы прямой регуляции психического состояния. Применение психофармакологических средств. Поворотной вехой в фармакотерапии заболеваний, проявляющихся прежде всего в нарушении функций эмоциональной сферы, явилась разработка таких препаратов, как аминазин и резерпин. Эти средства, созданные для лечения болезней, стали широко применяться для коррекции эмоционального состояния здоровых людей. Чрезмерное увлечение препаратами имеет нежелательные последствия : сонливость, чрезмерное возбуждение, затруднение мышления, снижение трудоспособности. При этом нарушаются свойственные здоровому человеку эмоциональные реакции, что сказывается на его поведении, происходит обеднение эмоциональной сферы, искажение самооценки и прочие изменения в структуре личности. кроме того, использование препаратов ведет к привыканию, что заставляет человека увеличивать дозы препарата.

Функциональная музыка как средство регуляции психического состояния. Музыка сама по себе не несет конкретной информации, но влияет на эмоциональную сферу. Она может тонизировать человека, настраивая его на борьбу, создавать настроение. После экспериментальных исследований девятнадцатого века было установлено, что музыка способна воздействовать на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы, причем частота пульса, дыхательных движений и сердцебиения зависит от высоты, силы, тембра музыкального произведения, а также от характера музыки и сочетания с определенным темпом. Ученые доказали, что музыка повышает чувствительность периферического зрения, изменяет тонус мышц, повышает его работоспособность. Таким образом, умело использованная музыка в руках человека может стать эффективным средством управления психическим состоянием.

Чтение художественной литературы как средство регуляции психического состояния. Библиотерапия, или либеро психотерапия – метод психотерапии, предложенный В. М. Бехтеревым. Его физиологическая сущность раскрыта И. П. Павловым и К. И. Платоновым. Чтение художественной литературы оказывает влияние на психическое состояние человека. Читая, человек вовлекается в мир, созданный писателем, становится как бы соучастником событий. Действие конкретного литературного произведения строго индивидуально и связано со многими факторами : личными особенностями восприятия человека, его общим развитием, уровнем интеллекта, эрудицией, психическим состоянием. Но каждый человек имеет свои предпочтения, любимые книги, и часто они приходят на помощь в трудную ситуацию.

Методы опосредованного влияния на психическое состояние. Трудотерапия. Труд является источником положительных эмоций – он создает бодрое настроение, приносит моральное удовлетворение, держит человека в определенном физиологическом и психическом напряжении, расширяет его кругозор, укрепляет волю, характер, воспитывает моральные качества. Труд отвлекает человека от ненужных, навязчивых мыслей и ощущений. В процессе творческого труда утомление, вялость, скука уступают место положительным эмоциям. Имитационные игры Оказывать влияние на психическое состояние человека можно и через изменение структуры личности путем формирования определенных черт характера. Эту задачу решает активный метод самоуправления – имаготерапия, или « имитационные ( ролевые ) игры »

Внушение и самовнушение как метод регуляции жизнедеятельности человека. Внушение, в основе которого лежит воздействие на эмоциональную сферу человека, на подсознательные механизмы его психики и характер мыслительных процессов, известно давно. В общем виде В. Н. Куликов представляет внушение как психическое воздействие, которое осуществляется с помощью речи и неречевых средств и отличается сниженной аргументацией. Внушение применяется человеком при сниженной степени осознанности и критичности и становится его внутренней установкой, которая направляет, регулирует, стимулирует психическую деятельность и физическую активность, реализуемую при той или иной степени автоматизма.

Самоуправление психическим состоянием. Аутогенная тренировка. Деятельность наших внутренних органов регулируется вегетативной нервной системой, которая осуществляет свои функции до некоторой степени самостоятельно. Один из путей, позволяющий повлиять на непроизвольные функции организма : использование соответствующих представлений, с которыми раньше у человека были связаны те или иные эмоциональные состояния. Все наши эмоции проявляются в определенном изменении мышечного тонуса. Характерно, что релаксация мышц всегда является показателем положительных эмоций, состояния покоя, радости, уравновешенности. Кроме того, глубокое мышечное расслабление способно ослабить или даже прекратить отрицательные эмоции вместе с сопровождающими их изменениями во внутренних органах.

Процесс самовнушения осуществляется путем многократного повторения слов или определенных словесных формулировок. Важно, чтобы все внушения формулировались в утвердительной форме без частицы « не ». Язык должен быть простым и каждое слово понятным. Формулы носят индивидуальный характер. Их построение, основано на использовании принципа обратной связи, которая существует между словами и реальными фактами, породившими эти слова. Для построения формул необходимо : Выделить несколько « критических » ситуаций, для разрешения которых в первую очередь требуется способность к психическому самовнушению. Надо вспомнить и подробно описать свое состояние в момент наибольшего подъема сил, наивысшей работоспособности, возникавшее в такой напряженной ситуации, где требуется психическое самоуправление.

Опираясь на знание этих ощущений, необходимо подготовить формулу « оптимального состояния », самовнушение которой в момент полной мышечной релаксации должно воспроизвести психическое состояние близкое к требуемому. При этом следует помнить, что формулы должны вбирать в себя только тот круг мыслей и чувств, которые требуются для мобилизации себя в конкретной ситуации.