ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ План: 1. Возникновение философии. 2. Греческая философия до Сократа. 3. Философия Сократа, Платона, Аристотеля. 4. Философия римлян и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Advertisements

Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Философия Макиенко Марина Алексеевна. 2 Античная философия.
АПОРИИ ЗЕНОНА. В V веке до н. э. в Древней Греции жил знаменитый философ Зено́н Элейский. Он стал знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать.
1 Философия и наука Античности Философия и наука Античности.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Картины мира мыслителей древности. Фалес (7 – 6 века до н. э.) Всё существующее возникло из некоего влажного первовещества, или «воды». Из этого единого.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Досакратовский этап античной философии (VI - V вв. до н. э.) 1.Истоки античной философии. 2.Милетская школа. 3.Гераклит - стихийный диалектик 4.Пифагор.
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Презентация к уроку биологии в 11 классе Учитель биологии Ранкайтис Н. Г. МБОУ СОШ 2 г. Макарова Сахалинской области.
Ранняя греческая натурфилософия Кафедра философии.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. В самом общем смысле.
Выполнила: Морозова Дарья, Г-3. Космоцентризм - система философских взглядов, появившаяся в Древней Греции ( с 6 века до н.э. по шестое столетие н.э.),
Основы философии Тема 2 Ранняя греческая натурфилософия МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Транксрипт:

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНИХ План: 1. Возникновение философии. 2. Греческая философия до Сократа. 3. Философия Сократа, Платона, Аристотеля. 4. Философия римлян и греков после Аристотеля. Литература: ГУМЕР 1. Волков Г. Н. У колыбели науки. М., Гусев Д. Популярная философия [Электронный ресурс] // URL: (дата обращения 10 мая 2013 года).

Периодизация истории древнегреческой философии Первый – архаический, то есть древнейший, охватывает время примерно с VII по V вв. до н.э. Второй – классический, датируется V-IV вв. до н.э. Третий – эллинистический, начавшийся с похода эллинов на Восток, то есть с завоевания (эллинизации) Востока, и охватывает период с III по II вв. до н.э.

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА *Фалес ( ) – вода *Анаксимен ( ) – воздух *Анаксимандр ( ) – апейрон Фалес и Анаксимен совершили отвлечение, абстракцию, чтобы понять природу в одной простой чувственной сущности – вода, воздух… У них онтологический монизм связан с гносеологическим монизмом: всё знание надо сводить к одной единой основе. Анаксимандр пошёл дальше: его абстракция выше, первоэлемент мира не природная стихия, а некий апейрон – бесконечное, безграничное… Эсхатология – учение о конце света, всё поглотит апейрон… Милетцы пытаются с помощью абстрагирования освободить мышление от всего чувственного, непостоянного, найти умопостигаемую первочастицу мира.

ГЕРАКЛИТ «ТЁМНЫЙ» ИЗ ЭФЕСА ( гг. до н.э.) 1. Первооснова мира – огонь, символизирующий изменчивость… 2. Мир пронизан Логосом-огнем. λόγος – слово (речь), смысл (основание), разум (мышление)… Мир в своей основе разумен. Разумен и Человек. Следовательно, …мир познаваем. А как его познать? Чувством познается только непосредственное бытие, т.е. то что ощущается, а разумом – Логос… 3. Всё течёт… В одну и ту же реку нельзя войти дважды… Изменения – это переход из одной противоположности в другую. «Борьба противоположностей – отец всего и царь над всем». Эта борьба – есть гармония. Борьба противоположностей растворяется в гармонии. Самовосстанавливающаяся гармония лука и лиры.

ЛОГОГРАМА ВОЗЗРЕНИЙ ГЕРАКЛИТА

ПИФАГОР И ПИФАГОРЕЙЦЫ ИЛИ ИОНИЙЦЫ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА VI – НАЧАЛО V вв. до н.э.) Числа – основа всего сущего. Число есть сущность всех вещей. Число – основа мироздания. Число имеет несколько значений: интеллектуальное и пространственное... ДЕЛАЕМ ТАБЛИЧКУ Число Геометрическое выражение Значение 1Точка Единица …

ПИФАГОРЕЙЦЫ… ТАБЛИЦА Если есть одно, то всегда есть и второе. Здоровье – болезнь, излишек – недостаток. Появляется число два. В пространстве два – это прямая линия. Троица или число три. Единица возвращается к своему началу. Троица дает понятие «всё». Один, два и множество. Три в пространстве означает плоскость. Четыре – тетрис. Тетрада считалась завершением чисел. Четыре элемента (земля, вода, огонь, воздух), четыре стороны света. Четырем в пространстве соответствует само пространство – объем, объемные фигуры.

Числа… Пространство… Гармония Далее следует число десять. Десять это другая форма тетрады. Десять это тетрактида (четверица) – совершеннейшее число, так как содержит в себе все предшествующие числа: = 10. (декада). Числа представляют собой определения абстрактного пространства… Но Человек живёт в Мире… Как он должен жить? *Высшая этическая цель – «очищение» (катарсис): для тела – через вегетарианство, для души через познание музыкально- числовой гармонии космоса. Гармония сфер – учение о музыкальном звучании планет, символически выраженная в «тетрактиде» («четверице»), т. е. сумме первых четырёх чисел = 10, содержащей основные музыкальные интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3). Смысл жизни? - Познание гармонии целого…

ЭЛЕАТЫ… Ксенофан из Колофона Парменид Зенон Элейский *У милетцев субстанция еще имеет физическую природу *У пифагорейцев – математическую *У элеатов она философична: эта субстанция – бытие. КСЕНОФАН (ок. 570 – после 478 до н.э.) Ксенофан был первым, определившим абсолютное существо как единое и назвавшим его богом: «Вселенная – едина, и бог присутствует во всех вещах: он неизменен, не имеет ни начала, ни средины, ни конца». Ксенофан пантеист – он считает богом природу. Он критикует религию: не боги создали людей, а наоборот, люди придумали богов…

ПАРМЕНИД ЭЛЕЙСКИЙ (род ок. 515 до н.э.-?) *Всё – бытие, Всё было, есть и будет всегда… *Небытия не существует… *Без бытия, без Сущего нет и Мышления. Мышление высказывается о Сущем. И в этом смысле Бытие и Мышление тождественны. Нет разницы между мыслью о предмете и предметом мысли. *Но познание может быть разным: а)путь мнения – это путь чувственного познания (ложный путь ибо чувствам верить нельзя); б)путь истины – это путь разума. (Кажется вещи возникают. Но откуда возникло А? Из В? Но это значит, что А было в В, значит В не было В. Значит никакого возникновения не может быть.) Парменид, такими образом, положил начало науки о …

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) Апории… (апория – безвыходное положение)… «Дихотомия»: Движение не может начаться, потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца, но чтобы дойти до половины пути, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности. Получается, чтобы попасть из одной точки в другую, надо пройти бесконечное количество отрезков пути, а это невозможно. «Ахиллес и Черепаха»: Быстрое (Ахиллес) никогда не настигнет Медленное (черепаху). Ведь когда Ахиллес придет в ту точку, которую занимала в момент старта как Быстрого, так и Медленного Медленное, то Медленное отойдет от своего исходного положения на такую часть первоначального расстояния между Быстрым и Медленным, на сколько скорость Медленного меньше скорости Быстрого. = если пространство непрерывно, то движение не может ни начаться ни закончится…

ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ «Стрела»… Летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет в каждое мгновение всегда покоится. А значит движения нет, стрела неподвижна, так как из суммы состояний покоя движение никак не может возникнуть. = движение невозможно и при допущении прерывности пространства. Эпихеремы – краткие умозаключения, состоящие из тезиса и антитезиса… Первая эпихерема. Определенное количество вещей – конечно и бесконечно. Каждую вещь можно поделить на бесконечное число частей, и каждое множество частей можно объединить до конечного числа. Поэтому любое конечное число вещей и конечно и бесконечно. Вторая эпихерема. Сущее может быть малым настолько, что не имеет величины, и большим настолько, чтобы быть бесконечным по величине. Если другие мыслители утверждали, то Зенон Элейский первый стал доказывать, и таким образом на практике пытался применить диалектику.

ПУШКИН: ДВИЖЕНЬЯ НЕТ… Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

ДЕМОКРИТ( гг. до н. э.) Итак: элеаты: мир неизменен Гераклит: всё течёт… Демокрит примирил элейскую и гераклитовскую точки зрения: *Подобно Гераклиту он считал, что все в мире находится в движении, изменяется и делится на части *Вслед за элеатами, полагал, что Бытие неделимо и неизменно. ??? Движение мира выражается в делении мира на части, но это деление имеет предел - …

ДЕМОКРИТ Атомисты. «Атомос» по-гречески: неделимый, индивидуум. Мир вещей и явлений состоит из атомов (бытия и пустоты (небытия). Бытие вечно и неизменно, но не меняется не мир (он изменчив), а его первооснова – атомы. Допущение атомов возникло из наблюдения постепенного, незаметного истирания золотой монеты или мраморных ступеней, распространения запаха,, высыхания влажного… Это значит, что тела состоят из мельчайших, недоступных чувственному восприятию частиц. Допущение пустоты возникло из наблюдений за сгущением и разряжением, проницаемостью (вода проникает через ткань), разницей в весе разных по объему тел. Все атомы абсолютно одинаковы, различия вещей, их свойств – это различия комбинаций атомов.

АНАКСАГОР ( гг. до н.э.) Первоначало – не стихии…, а «гомеомерии» – семена вещей…, упавшие на Землю из Космоса. Все вещи состоят из гомомерий. В каждой вещи – все гомеомерии, поэтому все вещи однородны. Но пропорции гомомерий у разных типов вещей разные. Сами по себе гомеомерии пассивны, а творец мира – Нус – разум, рассудок, приведший гомеомерии в движение…

ЭМПЕДОКЛ ИЗ АГРИГЕНТА( гг. до н.э.). 4 реальных первоэлемента: к огню Гераклита, воде и воздуху милетцев + земля 2 идеальных первоэлемента: любовь (филия), вражда (ней кос) – соединяют, разъединяют… Как называется взгляд, согласно которому в основе мира несколько элементов? – …. Каждая вещь возникает посредством какого-то взаимодействия четырех элементов. Эти стихии основа всякого изменения и движения. Эмпедокл интересовался биологической проблематикой...: С развитием человека появлялись различные комбинации человеческих органов и частей тела. Многие комбинации погибли, а некоторые выжили. Это своеобразный прообраз естественного отбора.

СОФИСТЫ… …учили прежде всего риторике – различным приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем. Но для того, чтобы во всех интеллектуальных ситуациях выходить победителем, требовалось иметь способность и доказывать, и опровергать все, что угодно. Софизмы – правдоподобные доказательства заведомо ложных положений… -У тебя есть то, что ты не терял? -Ну да… -Ты не терял рогов – у тебя рога… -Ты знаешь того, кто стоит за этим покрывалом? -Нет… -Там твой отец, ты не знаешь своего отца -Что лучше вечное блаженство или бутерброд? -Конечно блаженство! -Да? И что же может быть лучше вечного блаженства? -Ничто!!! -А ведь бутерброд лучше, чем «ничто», значит он лучше вечного блаженства …

ЧЕЛОВЕК – МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ… Истин много. Каждый человек – сам себе истина. Протагор Абдерский: «Человек есть мера всех вещей». Другими словами, как кому кажется, то для каждого и есть истина, которая, таким образом, совершенно субъективна (зависит от субъекта – человека). Любое воззрение настолько же истинно, насколько ложно. Обо всем можно сказать: «Это и так и не так одновременно». Подобный взгляд называется субъективизмом. Но если нет ничего общепринятого, тогда никто не может быть ни абсолютно прав, ни абсолютно неправ, ни о чем нельзя сказать определенно, и все в мире относительно. Таким образом, из субъективизма софистов вытекает релятивизм – положение об относительности всего сущего и мыслимого (relativus в переводе с латыни означает – относительный). Заслуга софистов в том, что они поставили вопрос о познаваемости мира, положили начало гносеологии

СОКРАТ ( до н.э.) Истина – одна. Найти ее мы не можем. Единственное, что я знаю – это то, что я не знаю истины. Надо размышлять, искать самому… - эвристика… Надо помогать в этих поисках другим… - майевтика… … Сократики… Аристипп (киренская школа)… живи настоящим, получай удовольствие – это главная цель жизни – гедонизм Диоген (киники)… природа гармонична и совершенна, цивилизация полна противоречий и зла, анархизм, «назад, к природе!»

ПЛАТОН АФИНСКИЙ ( до н.э.) Элеаты: мир неподвижен… Гераклит: мир в движении… Демокрит: мир делится, движется, но только до атома, атом неизменен и Бытие неизменно. Платон: изменения, движение существуют только в нашем «земном» мире, в нашем восприятии вещей, высший мир, мир идей, мир умопостигаемый неизменен. Именно этот высший мир – настоящий, а тот, что видим мы, не более чем тени его идей. «Пещера Платона»: мы сидим в пещере спиной к входу и смотрим на ее стену. За нами в солнечных лучах проходят какие- то животные, пролетают птицы, растут цветы. Мы же видим на стене пещеры тени данных предметов, но поскольку сидим спиной к выходу, не знаем об их существовании – нам кажется, что наблюдаемые тени и есть предметы и представляют собой единственно возможную реальность…

ПЛАТОН – ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ Теория врожденных идей Человек – существо трансграничное. Он живет в Пещере, но после смерти Душа его уходит в высший мир, мир идей. Там она созерцает идеи, приобщаясь к истинному знанию. Через какое-то время Душа возвращается в Пещеру. Здесь она вселяется в какое-нибудь новое тело и забывает высший мир. Поскольку Душе знаком высший мир, мир идей то процесс познания мира – это процесс припоминания, узнавания забытого… Изучать же низший мир бессмысленно – ведь это тени… познание не чувственный, а исключительно рациональныйпроцесс.

ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПЛАТОНА Душа человека состоит из трех частей: *разумной, *аффективной (или эмоциональной), *вожделеющей. Данное сочетание в каждом человеке не равномерное: *если преобладает разумная часть души, человек – философ, *если эмоциональная, он – воин, *если вожделеющая, он – земледелец или ремесленник. Идеальное общество – общество трех сословий, каждое из которых должно заниматься тем, к чему предопределено своей природой: *философы должны управлять государством; *храбрые, сильные и мужественные воины – его защищать; *кто хорошо умеет обрабатывать землю или изготавливать ремесленные изделия – должны трудиться и кормить государство.

ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПЛАТОНА Принципы идеального общества: *разделение труда между сословиями (каждому – свое) *отрицание демократии (правят философы) *отсутствие частной собственности (жены и дети тоже общие – нет зависти и раздоров) Утопический («у» – не, «топос» – место) полис Платона

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИР ( ДО Н.Э.) По своему интерпретирует Платона, завершает классическую философию древних греков: *Платон слишком противопоставил друг другу мир идей и мир вещей. *Необходимо предположить, что предмет и его идея существуют вместе, в единстве. *Платоновская идея = аристотелевской форме. *Бесформенная материя заключенная в форму = реальная вещь. У Платона два мира – низший обыденный и высший мир – мир идей. *У Аристотеля материя сосуществует с формами в одном мире… Например, форма лошади (или идея лошади – как сказал бы Платон) вселяется в никакой, то есть бесформенный, кусок материи и появляется телесная, конкретная лошадь, которую мы перед собой видим; а форма, допустим, цветка встраивается в другую ничего из себя не представляющую частицу материи, и делает из нее вполне материальный цветок, имеющий определенное строение, цвет, аромат и другие свойства.

ЕЩЕ РАЗ… *если у Платона мир идей и мир вещей существуют отдельно друг от друга… *то у Аристотеля мир форм и мир материи образуют одно целое, которым и является окружающий нас мир… Однако решающая роль в существующем мире принадлежит именно формам. Без них материя – ничто, и они приводят ее к состоянию упорядоченности, правильности и мировой гармонии. Материя есть всего лишь возможность Бытия, форма же из этой потенции создает действительность. Низменная материя – строительный материал. Сущность вещей - форма из данной основы создает подлинное существование.

АРИСТОТЕЛЬ О ПОЗНАНИИ МИРА У Платона низший мир – всего лишь тени, изучать их незачем. Знание не в окружающем мире, а исключительно в сознании человека – это знание надо только «вспомнить»… У Аристотеля любая форма находится обязательно в единстве с материей, значит надо изучать вещи, без знания о которых невозможно знание о формах… Знание, таким образом, выводится не из ума, а из окружающей действительности… … Движение есть переход возможности в действительность – соединение материи и формы. Причина движения вещи – воздействие на нее другой вещи, но на нее, в свою очередь, действует третья… А где же начало движения? Это конечная причина – Бог (Благо), причина всех причин, которая сама причины не имеет (космологическое доказательство бытия Божия).

К ЛОГОФОРМЕ АРИСТОТЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ Силлогизм –это умозаключение, в котором из двух посылок (высказываний) следует заключение (новое высказывание). А=В, В=С А=С Индукция движение мысли от частного к общему. Дедукция – движение мысли от общего к частному. … Все науки делятся на… теоретические дающие знания ради знания (физика, логика) практические (этика, политика) творческие (поэтика) В логике – см. выше… В этике : добродетели нравственные и дианоэтические (интеллектуальные)

АРИСТОТЕЛЬ ОБ ОБЩЕСТВЕ Человек – существо социальное и политическое. Поэтому ради блага человека … *возникла семья, *селения, *государство… Общество состоит из… *зажиточных, *средних *неимущих… И общество и государство тем прочнее, чем больше в нем доля «средних»

АРИСТОТЕЛЬ О ФОРМАХ ГОСУДАРСТВА Монархия… тирания Тирания – аристократия Аристократия – полития Полития – демократия Деморкатия – охлократия Охлократия – … монархия

ОСОБЕННОСТИ МИРОПОНИМАНИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ ЭПОХИ Эллинистический период 338 до н.э. (год военной победы Македонии над Грецией) – 30 до н.э. (гибель последнего эллинистического государства – эллинистического Египет, оккупированного римскими войсками) Римский период *… до 3-4 века новой эры (до времени становления и распространения христианства). Эллинистическая культура – это синтез греческой и восточной. Эллинистический человек – это не человек суверенного полиса, а подданный в громадных монархических государствах, затерянный среди миллионов ему подобных. Он больше не участвует в управлении своим государством. Свобода личности выступает лишь в виде индивидуализма и эгоизма. ОТСЮДА ЭВДЕМОНИЯ – ФИЛОСОФИЯ, ИЩУЩАЯ СЧАСТЬЯ

ЭПИКУР И ЭПИКУРЕЙЦЫ Вслед за Демокритом рассуждает об атомах… Но по каким законам они взаимодействуют… Наверное и случайность регулирует их движение? Этика базируется на идее случайности. Цель её: сделать человека счастливым. Прежде всего надо избавиться от страхов (боги, смерть, рок…)… И стремиться к счастью… Что же есть «счастье»? Счастье = удовольствие цель человека стремиться к удовольствиям в этом случайном мире. Удовольствие – это отсутствие страданий в двух формах: телесных, душевных (атараксия). Классификация удовольствий: естественные и необходимые (связанные с поддержанием жизни); естественные, но не необходимые (превышающие естественные потребности); не естественные и не необходимые (вредные).

НО ЭТО НЕ ГЕДОНИЗМ АРИСТИППА… Во-первых, стремление к удовольствиям должно быть разумным: надо уметь и отказаться иной раз от чего-то соблазнительного и претерпеть, если требуется, какое-нибудь страдание. Во-вторых, из трех групп необходимо выбирать только первую, удовольствия же второго и третьего вида следует отбросить как совершенно пустые и бессмысленные. В-третьих, самое отсутствие страданий уже есть удовольствие. В-четвертых - и это главное - счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих.

СТОИКИ Зенон Китионский или Зенон Стоик ( до н.э.) Человек является частицей мироздания. Что больше: часть или целое? Конечно – целое. А что чему подчиняется: часть – целому или же целое – части? Конечно, часть подчиняется целому. Каждый из нас, поэтому, подчиняется мирозданию, малым элементом которого он является, нас ведет Рок… «Подчиняющегося – ведёт, сопротивляющегося – тащит!» Ничего не желать, ни к чему не стремиться, никому не обязываться, даже себе. Стоицизм развился и у римлян (Эпиктет, Марк Аврелий). Сенека (4 до н.э. – 65 н. э.) *Изменить в жизни, в сущности, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело в жизни – твердо стоять против ударов судьбы. Несчастлив лишь тот, кто сам считает себя несчастным. *Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать. *Совесть – это интуиция добра и зла.

СКЕПТИКИ ПИРРОН ( до н.э.) Все философы почти во всём противоречили друг другу, мы не можем знать, что такое мир, что такое составляющие его вещи и происходящие процессы. Всякая вещь есть «это» не более чем она есть «то». Всё есть и не есть в равной степени. На провокационный вопрос: «А не умер ли ты, Пиррон?» – Пиррон твердо отвечал: «Не знаю». Иначе говоря все вещи непознаваемы, надо воздерживаться от каких-либо суждений. Полное воздержание от суждений – эпохэ (остановка).

Информации, пожалуй, многовато. Выдели общее и особенное для каждого из этапов развития философии античной эпохи. Чем эта, подчас наивная, философия может быть интересна сегодня? СВОИ ЗНАНИЯ МОЖНО ПРОВЕРИТЬ НА САЙТЕ historic.ucoz.ru