ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ «О Б ИТОГАХ ПРОХОЖДЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ОСЕННЕ - ЗИМНЕГО ПЕРИОДА 2009 – 2010 ГОДОВ И ЗАДАЧАХ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ОСЕННЕ - ЗИМНИЙ ПЕРИОД 2010 – 2011 ГОДОВ » 22 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА О функционировании и развитии оптового рынка электроэнергии и мощности Председатель Правления НП «Совет рынка» Д.В. Пономарев
Динамика цен на ОРЭМ 2 Европа и Урал Индекс равновесных цен РСВ Итоговая цена КОМ ОЗП 2008 – 2009ОЗП 2009 – 2010 Сибирь Индекс равновесных цен РСВ
Статистика задолженности на ОРЭМ в 2009 – 2010 годах Прирост задолженности в 2009 году – млн. рублей Снижение задолженности в 2010 году – млн. рублей млн. руб. с НДС Динамика задолженности на оптовом рынке в 2009 – 2010 годах Снижение задолженности вызвано следующими факторами: реструктуризация и начало погашения задолженности крупнейших должников поставка потребителям Северо- Кавказского региона с 2010 года 100% балансовых объемов электроэнергии по регулируемым ценам деятельность НП «Совет рынка» по лишению статуса субъекта ОРЭМ неплательщиков 3
Основные должники на ОРЭМ Компании, лишенные статуса субъекта ОРЭМ: с 1 декабря 2009 года: ЗАО «НОРЭМ» с 1 апреля 2010 года: ЗАО «Центральная энергосбытовая компания» ОАО «Энергоавиакосмос» п/п Участник ОРЭМ Гарантирующие поставщики 1 Гарантирующие поставщики Северокавказского региона 2 ОАО "Тываэнергосбыт" 3 ОАО "Кольская энергосбытовая компания" Независимые энергосбытовые компании 1 ОАО "Нижноватомэнергосбыт" Генерирующие компании 1 ООО "Ноябрьская парогазовая электрическая станция" 2 ОАО "Испытательный стенд Ивановской ГРЭС" Участники, в отношении которых Правлением НП "Совет рынка" принято решение о лишении статуса субъекта ОРЭМ 1 ОАО "Костромской завод Мотордеталь" 2 ООО "Русэнерготрейд" Участники ОРЭМ, длительность задолженности которых превышает два расчетных периода 4
Работа по улучшению платежной дисциплины на розничных рынках По состоянию на 1 апреля 2010 года задолженность на розничных рынках составила 116 млрд. рублей, в том числе: Основные причины задолженности: последствия экономического кризиса слабая нормативная база розничного рынка организационная структура сбыта и технологические препятствия по отключениям низкая эффективность работы администраций регионов с потребителями В целях повышения уровня платежей на розничном рынке: внесен в ГД пакет законопроектов, направленных на усиление платежной дисциплины (поправки в Уголовный кодекс, КоАП и федеральный закон «Об электроэнергетике») разработан и в целом согласован проект постановления Правительства РФ по порядку смены гарантирующих поставщиков разработан пакет документов по регулированию розничного рынка непромышленныепромышленныебюджетныенаселениесельскохозяйственные 59,723,714,915,12,7 5
Повышение платежной дисциплины в регионах Северного Кавказа Меры по снижению задолженности и повышению уровня платежей: подписание соглашений о реструктуризации накопленной к 2010 году задолженности с поставщиками оптового рынка предоставление бюджетных субсидий на оплату электроэнергии малоимущим слоям населения, у которых расходы на оплату данных услуг превышают 10% от совокупного дохода семьи внесение изменений в федеральный закон 36-ФЗ, предусматривающих продление права потребителей Северокавказского региона приобретать 100% балансовых объемов по регулируемым ценам после 2010 года ограничение роли перепродавцов электроэнергии: - передача в управление единой эксплуатирующей организации муниципальных сетей - установка систем учета - перевод договоров с потребителями на единого для региона ГП 6
Система финансовых гарантий Поставщики Покупатели ЗАО «ЦФР» - перепродавец Финансовая гарантия 100% оплата электрической энергии Договор купли – продажи (А) Свободный договор Договор купли – продажи (В) Виды финансовых гарантий банковская гарантия покрытый аккредитив поручительство поставщика электрической энергии и мощности на оптовом рынке Условия перехода к системе финансовых гарантий*: новая система распространяется только на текущие платежи обязательное условие – на момент запуска системы старая задолженность должна быть погашена или реструктуризирована изменение системы договоров на рынке – договоры комиссии заменяются договорами купли- продажи для снижения объема финансовых гарантий, зависящих от срока лишения статуса, необходимо сократить срок процедуры смены ГП развитие системы свободных двусторонних договоров 7
Подготовка долгосрочного рынка мощности вступление в силу постановления по ДРМ формирование перечня ДПМ утверждение методик, необходимых для проведения КОМ определения спроса и планового коэффициента резервирования критерии введения предельных уровней в ЗСП учет технических параметров в КОМ 1 октября 2010 года проведение КОМ на 2011 год Системный оператор публикует информацию для КОМ: ЗСП и перетоки ЗСП с предельным уровнем спрос по ЗСП техническиепараметры по ЗСП поставщики представляют в ФСТ сведения для установления цен на мощность подача в ФАС ходатайств (при условии вступления в силу постановления об антимонопольном контроле) за 15 дней до КОМ до 1 июля 2010 года подача заявок на КОМ Разработка и принятие регламентов Заключение ДПМ 10 сентября 2010 года 20 июля 2010 года 20 мая 2010 года 20 апреля 2010 года 8 (!!)
Подготовка к 1 января 2011 Ключевые вопросы в связи переходом порядок установления цен для населения сохранение неценовых зон порядок трансляции цен оптового рынка на розничные в условиях ограниченной конкуренции Указанные решения могут быть приняты только в рамках изменения ФЗ-35 об электроэнергетике. После этого потребуется принять целый ряд постановлений по изменению правил ОРЭМ и розничного рынка 9 С 1 января 2011 года все поставки электроэнергии и мощности должны быть оплачены по свободной цене за исключением объемов, поставляемых населению
Ценовая система рынков ОРЭМ Рынок электроэнергии Рынок производных финансовых инструментов Рынок мощности Рынок системных услуг Оптовый рынок Функционирует с 1 сентября 2006 года Переходная модель функционирует с 1 июля 2008 года Долгосрочный рынок мощности запускается с 2011 года Запускается с 2011 года Находится в разработке – этот сегмент рынка необходим в дополнение к «физическим» свободным договорам. Введение такого рынка позволит: создать дополнительные механизмы хеджирования рыночных рисков на оптовом рынке устранить риски, связанные с: – использованием свободных договоров в качестве финансовых инструментов срочных сделок (ФИСС) и признанием свободных договоров и сделок в обеспечение свободных договоров недействительными, как не создающих предусмотренных условиями сделок правовых последствий – отсутствием у АТС и ЦФР лицензий для организации торговли ФИСС – особым порядком бухгалтерского и налогового учета ФИСС 10
Этика на рынке и система урегулирование споров ! Нормативная база и организационные процедуры на рынках находятся в стадии становления, в силу этого обладает рядом лакун и нестыковок ! Ряд участников нарушает деловую этику, используя инструменты рынка для недобросовестного обогащения, оправдывая свои действия возможностями, которые дают правила рынка ЭТО НЕДОПУСТИМО! предлагаем разработать и принять правила этики на оптовом рынке создать систему урегулирования споров между участниками рынка и между участниками рынка и инфраструктурой как по вопросам ОРЭМ, так и по вопросам этики