Правильно ли мы говорим?. Семененко Семененко Лариса Владимировна, Лариса Владимировна, учитель русского языка и учитель русского языка и литературы литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 6 КЛАССЕ ЯЗЫК МОЙ – ДРУГ МОЙ? МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ 131» Учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Урок - практикум по культуре речи. Тема: «Соблюдение норм современного русского литературного языка.»
Выполнила ученица 5 «а» класса МОУ «ООШ 39» Саблина Елизавета.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Проект «Речь моего класса». Нравственность человека видна в его отношении к слову. Лев Николаевич Толстой.
Употребление местоимений в речи. Цель урока К концу урока вы сможете правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи; составите поздравление.
«Как, умея говорить, Научиться разговаривать». Важнейший способ узнать человека… прислушаться к тому, как он говорит… Язык человека – это его мировоззрение.
1 Слова- паразиты в речи. Мы нынче как бы все глупеем - Все стали как бы забывать, Что как бы даже не умеем Без «как бы» пару слов связать. Добро бы было.
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то, кому-то поможет Твоя доброта, улыбка.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Слова – «паразиты» в речи учащихся 5 класса МОУ Харатская СОШ Выполнил ученик 5 класса МОУ Харатская СОШ Стерехов Михаил Руководитель: Соколова Н.Ю., учитель.
Мал язык, да всем телом владеет. Языком не спеши, а делом не ленись. Дурное слово как смола: пристанет - не отлепишь. Вертит языком, что корова хвостом.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Международное значение русского языка Вводный урок в 9 классе.
Слова-паразиты в речи шестиклассников. Участник проекта. Петрунина Софья 6В класс.
МОУ «Альменевская средняя общеобразовательная школа» Автор проекта: Дахина А.Ш., учитель русского языка и литературы 2011 КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Проблемы культуры речи подростков Будько Снежана, 9 класс МБОУ- Новошарапская СОШ.
Тема : « Особенности публицистического стиля речи» УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МКОУ «ЕКАТЕРИНИНСКАЯ СОШ» КОЛКОВА.
Величайшее богатство народа – его язык! Выполнила ученица 7 «Б» класса Никольская Анастасия.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС Конспект составила учитель русского языка специальной ( коррекционной ) школы - интерната.
«А что такое семья?» Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Словарь Д.Н. Ушакова.
Транксрипт:

Правильно ли мы говорим?

Семененко Семененко Лариса Владимировна, Лариса Владимировна, учитель русского языка и учитель русского языка и литературы литературы Невельской ООШ Невельской ООШ

Цель: Роль стилистики как науки. Роль стилистики как науки. Повышение уровня речевой культуры. Повышение уровня речевой культуры. Применение полученных знаний и умений Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. в собственной речевой практике. Любить родной русский язык. Любить родной русский язык. Уметь: Уметь: Осуществлять речевой контроль. Осуществлять речевой контроль. Редактировать текст. Редактировать текст. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания. Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания. Выразительно читать и рассказывать. Выразительно читать и рассказывать.

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин) «А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин) Наука, которая изучает стили речи и Наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств.

Это Это стилистически стилистически неправильная речь. неправильная речь.

Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая, понятная и интересная. Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая, понятная и интересная. Правильность речи – это основа рече- Правильность речи – это основа рече- вой культуры, то есть умения владеть язы- вой культуры, то есть умения владеть языновыми нормами и использовать вырази- новыми нормами и использовать вырази- тельные средства языка. тельные средства языка.

Сильное кино А.Барто Сильное кино А.Барто …И вот брат начал свой рассказ: -Они ползут, А он им – раз! А тут как раз Она ползла, А он как даст ему Со зла! Она им – раз! Они ей – раз! Но тут как раз Её он спас, Он был с ней заодно. Ух, сильное кино!

Что вы можете сказать о «рассказчике»? Что вы можете сказать о «рассказчике»? Какие слова-сорняки мешают нормаль- Какие слова-сорняки мешают нормаль- ной речи незадачливого «героя»? ной речи незадачливого «героя»? Могла ли сестра понять содержание Могла ли сестра понять содержание фильма? фильма? А вы поняли? А вы поняли?

Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок в рассказе ученика. «В одном…этом, как его…ну…помех- «В одном…этом, как его…ну…помех- стье жил один помехщик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хотелось, и все его боялись…»

1. В одном из своих помехстий ( или имений). 1. В одном из своих помехстий ( или имений). 2. Жил барин ( избавимся от повтора помехстье, помехщик). 2. Жил барин ( избавимся от повтора помехстье, помехщик). 3. »Один помехщик» лишнее один. 3. »Один помехщик» лишнее один. 4. Слова этот, как его, ну – сорняки. 4. Слова этот, как его, ну – сорняки. 5. У фамилии Троекуров есть синонимы : 5. У фамилии Троекуров есть синонимы : Кирила Петрович, он, этот барин. Кирила Петрович, он, этот барин. 6. Здорово богатый – просторечие. 6. Здорово богатый – просторечие. Надо сказать : очень богатый. Надо сказать : очень богатый. 7. Первый союз и не на месте. Выбросить 2-е он. 7. Первый союз и не на месте. Выбросить 2-е он. 8. Самодур – характеристика помехщика. 8. Самодур – характеристика помехщика.

« В одном…этом, как его…ну…помехстье жил один помехщик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хоте- « В одном…этом, как его…ну…помехстье жил один помехщик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого не слушал, он всё делал так, как ему хоте- лось, и все его боялись…» лось, и все его боялись…» «В одном из своих имений жил помехщик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись». «В одном из своих имений жил помехщик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись».

Кто такой редактор? Кто такой редактор? Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи. (Редактировать – проверять и исправлять текст.) 1. Воздвигнута поражающая своим великое- 1. Воздвигнута поражающая своим великое- пием овощная база. 2. Мы с сестрой громом аплодисментов встре- 2. Мы с сестрой громом аплодисментов встретили бабушку. 3. Поведением Кости была возмущена вся об- 3. Поведением Кости была возмущена вся общественность класса.

1. Построена большая овощная 1. Построена большая овощная база. 2. Мы с сестрой радостно встретили 2. Мы с сестрой радостно встретили бабушку. 3. Класс был возмущён поведением 3. Класс был возмущён поведением Кости.

Повторение на коротких отрезках Повторение на коротких отрезках текста одних и тех же слов, выбор неточного слова из двух или нескольких близких по смыслу, небрежность в построении высказывания – всё это принято относить к стилистическим ошибкам.

1. Мы поражались его поразитель- 1. Мы поражались его поразительной памяти. 2. Ближайшего соперника он обо- 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных обогнать ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а 3. Сначала появился лесник, а вскоре появились и все наши ребя- та.

1. Мы удивлялись его поразитель- 1. Мы удивлялись его поразительной памяти. (Ещё варианты?) 2. Ближайшего соперника он обо- 2. Ближайшего соперника он обо- гнал, но остальных опередить ему не удалось. 3. Сначала появился лесник, а 3. Сначала появился лесник, а вскоре – и все наши ребята.

Опасность, которую таят в себе стилистические Опасность, которую таят в себе стилистические ошибки, - это бедность, не выразительность речи. Но они могут также вести к неясности, двусмысленности или же попросту искажать смысл сказанного или написанного: Вдали зеленеют купоросы Вдали зеленеют купоросы ( вместо кипарисы ). ( вместо кипарисы ).

Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский). Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский). «Колидор», «директор»,«маг а зин», «Колидор», «директор»,«маг а зин», «стакан ы », «секёт свекл у », «пекут блины», «портфель».

Как правильно? Как правильно? Почему этот Пет я так говорит? Почему этот Пет я так говорит? От незнания норм литературного От незнания норм литературного языка или в результате небрежного отношения к слову?

Физкультминутка Физкультминутка «Правильно – неправильно» «Правильно – неправильно»

коридор табурет коридор табурет звон и т клади (а не ложи ! ) звон и т клади (а не ложи ! ) красивее повесить красивее повесить св ё кла печёт, сечёт св ё кла печёт, сечёт средства обеспечение средства обеспечение копировать фан е ра, шин е ль копировать фан е ра, шин е ль

Опасность, грозящая языку,- это искажение Опасность, грозящая языку,- это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения. Искалеченные таким образом слова засоряют язык. Важнейшее требование стилистики –правиль- Важнейшее требование стилистики –правильность, точность и ясность, т.е.полное соответствие слов тем понятиям, которые вы должны вы- разить.

Лаконизм (краткость, сжатость речи) Лаконизм (краткость, сжатость речи) «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) Плеоназм (лишние слова) Плеоназм (лишние слова) На горизонте появились ледяные айсберги. На горизонте появились ледяные айсберги.

Найдите лишние слова. Найдите лишние слова. 1. Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 1. Муму очень сильно привязалась к Герасиму. 2. Караван двигался по песчаным барханам. 2. Караван двигался по песчаным барханам. 3. Мы вновь возобновили с ними переписку. 3. Мы вновь возобновили с ними переписку. 4. Я не успел закончить до конца эту работу. 4. Я не успел закончить до конца эту работу. 5. Моя автобиография уместилась на страничке. 5. Моя автобиография уместилась на страничке. 6. Всадники уже приближались ближе к дерев- 6. Всадники уже приближались ближе к дерев-не. 7. На Камчатке много горячих гейзеров. 7. На Камчатке много горячих гейзеров.

1. Сильно 1. Сильно 2. Песчаным 2. Песчаным 3. Вновь 3. Вновь 4. До конца 4. До конца 5. Моя 5. Моя 6. Ближе 6. Ближе 7. Горячих 7.Горячих

Индивидуальная работа Индивидуальная работа

Для домашней работы Для домашней работы 1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень. 2. В зоопарке мы видели весело перелетающих 2. В зоопарке мы видели весело перелетающих с ветки на ветку различных птиц, обезьян, белок, львов и других хищников. 3. Рыбаки возвращались домой с богатым уло- 3. Рыбаки возвращались домой с богатым уловом. Они поймали семь окуней, пять караси- ков, четыре плотвички, маленького щенка и много разных других рыбок помехльче.

Чем стилистика поможет? Чем стилистика поможет? Какова роль стилистики? Какова роль стилистики? Помогла ли вам эта наука? Помогла ли вам эта наука? Правильно ли мы говорим? Правильно ли мы говорим? В чём нравственная роль В чём нравственная роль стилистики?

Что значит «беречь» язык? Что значит «беречь» язык? От кого или от чего? От кого или от чего? Разве у языка есть враги и ему Разве у языка есть враги и ему грозят какие-то опасности?

И.С.Тургенев: И.С.Тургенев: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… » нашими предшественниками… »

Берегите его ! Берегите его ! не портите ! не портите ! не искажайте ! не искажайте ! не засоряйте грубыми словами и не засоряйте грубыми словами и штампами ! штампами ! наш язык – наш язык – великое сокровище народа ! великое сокровище народа !

Избранное из книги «Песнь души» «Песнь души» (стихи учащихся Невельской школы)

«Берегите речь родную…» «Берегите речь родную…» «Не забывайте обо мне! «Не забывайте обо мне! О речи правильной, хорошей…» О речи правильной, хорошей…» «Россия моя самая лучшая! «Россия моя самая лучшая! И язык в ней самый родной!.. » И язык в ней самый родной!.. » А.Спиридонова А.Спиридонова «Русский язык любим, «Русский язык любим, Его навсегда сохраним!..» Его навсегда сохраним!..» «Россия, русское слово! «Россия, русское слово! Как это нам, знакомо!» А.Матвеева Как это нам, знакомо!» А.Матвеева

«Сохраним, сбережём и взлелеем тебя, «Сохраним, сбережём и взлелеем тебя, Наша русская речь дорогая!..» Наша русская речь дорогая!..» И.Сандригайло И.Сандригайло «Русская речь – это наше богатство! «Русская речь – это наше богатство! Сколько красивых есть русских слов!..» Сколько красивых есть русских слов!..» «О русская речь, мы достойны тебя! «О русская речь, мы достойны тебя! Спасём нашу речь от любого огня!» Спасём нашу речь от любого огня!» О.Дроздова О.Дроздова «Да разве можно «Да разве можно Не любить родной язык!..» Л.Гончарова Не любить родной язык!..» Л.Гончарова

«Русский язык знают везде, Даже в самой далёкой стране! На всю Россию славится он. Он – наш отец, а Земля – наш дом! На Земле мы живём, По-русски говорим, Наш русский язык Навсегда сохраним! Мы не забудем его никогда, Он нам поможет везде и всегда!» А.Матвеева А.Матвеева

Д.С.Лихачёв: Д.С.Лихачёв: «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… «…Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо». Но хоть и трудно – это надо, надо».

Нам Стилистика нужна! Нам Стилистика нужна! И для нас она важна! И для нас она важна! Всех Стилистика научит, Всех Стилистика научит, Правильности речи учит! Правильности речи учит! Л.Семененко Л.Семененко