Эмоциональное выгорание педагогов Л. Д. Постоева, педагог - психолог.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ Семинар Подготовил: Учитель биологии Фурсова, Н. А. МБОУ «СОШ 7» Г. Кемерово.
Advertisements

Эмоциональное выгорание, по определению Н.Е.Водопьяновой, это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных.
Эмоциональное выгорание Причины и пути коррекции.
Новикова Татьяна Олеговна, старший преподаватель ООИУУ.
Эмоциональное выгорание педагогов Давайте учиться не « гореть » Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой И таким сильным испытанием, как.
Аспирантка РАГС при Президенте РФ, кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности г.
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов». СРЦН «КАНСКИЙ»
СТРЕСС – неспецифическая реакция организма, возникающая в ответ на экстремальные воздействия, требующие перестройки организма Виды СТРЕССА: информационный.
«Эмоциональная культура педагогического общения» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Гондалева А. М.
Профессиональная деформация. Профессиональная деформация - это психологические изменения, которые начинают негативно влиять на профессиональную деятельность.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Комплексы упражнений для проведения физкультминуток, для снятия напряжения рук, шеи, туловища и глаз.
Эмоциональное выгорание учителей. Эмоциональное выгорание – это: o выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного.
Эмоциональное выгорание педагога.. Понятие «эмоционального выгорания». Состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности Состояние.
Назовите тему нашей встречи? Тема занятия: « Королевская осанка»
Здоровьесберегающий потенциал современного урока Учитель русского языка и литературы МБОУ - лицей 10 г. Белгород Казьмина Вера Ивановна.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ НА МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ. Д ЕВИЗ : Здоровье – это драгоценность, и притом единственная, ради которой действительно стоит не жалеть.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая.
Ребенок и эмоции «Как помочь ребенку справиться с эмоциями?»
Мир эмоций Правила работы в группе 1. Активная работа на занятии каждого. 2. Относиться друг к другу с уважением, доброжелательно. 3. Недопустимы насмешки.
Транксрипт:

Эмоциональное выгорание педагогов Л. Д. Постоева, педагог - психолог

это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. Её можно рассматривать в аспекте личностной деформации, происходящей под влиянием профессиональных стрессов. Н. Е. Водопьянова

Чувства : усталость от всего, подавленность, незащищённость, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределённых неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным. Мысли : о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оценённости окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве. Действия : критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление всё делать очень хорошо или совсем не стараться.

Один из них – это неэффективный стиль руководства : либо излишне жёсткий « мужской », либо излишне мягкий « женский », нередко нечёткий и неуправляемо эмоциональный. « Мужской » стиль руководства не обеспечивает людям необходимой эмоциональной поддержки, усиливает чувство незащищённости. А « женский » поднимает уровень тревоги до непереносимого, поскольку неопределённые требования ставят под угрозу реализацию перфекционизма, а значит целостность собственной личности. Также угрозой перфекционизму является работа в условиях временного дефицита. Поскольку такие люди будут стараться всё делать хорошо, недостаток времени приведёт их не только к эмоциональной, но и к физической перегрузке и опять - таки появлению психосоматики. Третий момент – это отсутствие сплочённого социального окружения, которое могло бы оказать поддержку, способствовать усилению « Я » человека за счёт присоединения к сильному « МЫ » и, таким образом, снизить риск эмоционального выгорания.

Стаж педагогической деятельности. Чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем от 30 до 40 лет. У молодых педагогов, как и у педагогов с 10- летним стажем, проявление эмоционального выгорания является невысоким. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года : Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям. Ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями ( ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы ).

Высокая эмоциональная включённость в работу. Временные рамки деятельности ( занятие, окончание года ). Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда. Организационные моменты педагогической деятельности : нагрузка, моральное и материальное стимулирование. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии ( постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни ); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Опыт успешного преодоления профессионального стресса ; способность конструктивно меняться в напряженных условиях ; высокая мобильность ; открытость ; общительность ; самостоятельность ; стремление опираться на собственные силы. Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Сложите руки « в замок » за спиной. Так как отрицательные эмоции « живут » на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. Сложите руки « в замок » перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти ( во время потягивания происходит выброс « гормона счастья »). Улыбнитесь ! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние. Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания : сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание : спокойное, ровное. Дышите по схеме « »: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.

Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться ; глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг : природу, красивые лица, рукотворные шедевры ; слухом – чтобы слышать прекрасное : музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость. Мышечная разрядка отрицательных эмоций ( пешие прогулки, физические упражнения ). Например : в течение 10 минут утром и вечером ( под музыку, как бы танцуя ), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько возможно и при поворотах делая махи руками и моргая. Это средство от нервно - психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности ( из альтернативной индийской медицины ).

Учтите, что стрессы реже « пристают » к человеку, который умеет дурачиться, или, как говорят, « валять дурака ». Например, дома побоксируйте с воображаемым противником, состройте самому себе рожицу перед зеркалом, наденьте на себя что - нибудь экстравагантное, поиграйте с игрушкой вашего ребенка … Одна из биологически активных точек, надавливание на которую успокаивает нервную систему, находится в центре нижней части подбородка, другая – на тыльной стороне правой и левой рук между большим и указательным пальцами, причем ближе к указательному пальцу. Надавливают как на одну, так и на другую точку кончиком большого пальца колебательными движениями сначала слегка, потом сильнее ( до появления легкой боли ) не менее 3 минут. Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения : при переутомлении и нервном истощении – « Утро » Грига, « Полонез » Огинского ; при снижении сосредоточенности внимания – « Времена года » Чайковского, « Грезы » Шумана и др. произведения.

Автоматическая смена слайдов

на каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвящённый себе, своему отдыху, здоровью. Это : время рекреации ( восстановления физических сил организма ); время релаксации ( расслабления ); время катарсиса ( чувственной разрядки, очищения ), способ переключения мыслей ( вместо переживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение ).

Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор : опустить руки, позволить себе « сгореть на работе » или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь, наше здоровье – это наше здоровье.

Иоганн Себастьян Бах. Сюита 2; Хухлаева О. В. Давайте учиться не « гореть »; Фотографии из личного архива Постоевой Л.;