Доступ к судебной информации. Проблемы и решения. Юрий Тригубович. Новосибирск. 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЩЕНИЯ. ЖАЛОБЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ ВЛАСТИ М.Б.Горный
Advertisements

Лектор Кочергина Елена Викторовна. 2 мая 2006 года N 59-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА 8-ФЗ «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Законодательное обеспечение открытости деятельности органов местного самоуправления Панасюк Алексей Михайлович заместитель руководителя аппарата Комитета.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Обращение граждан в органы местного самоуправления. Правотворческая инициатива граждан. Публичные слушания.
Горюнов Н.П. заместитель начальника ДСПНПО Обеспечение открытости и прозрачности информации о деятельности государственных организаций: правовое регулирование.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Минэкономразвития России «Динамика степени доступности информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, публикуемой на официальных.
АУ СОН ТО и ДПО «Областной геронтологический центр» Права и обязанности поставщиков социальных услуг (Ст. 11, 12 Федерального закона Российской Федерации.
Правовые основы участия общественности в госуправлении.
Законодательная и нормативная база правового регулирования вопросов защиты персональных данных. Руководящие документы по защите персональных данных Законодательная.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Современные проблемы правоприменительной практики в сфере доступа к официальной информации Павлов Иван Юрьевич канд.юрид.наук адвокат Председатель Совета.
2 Ст Федерального закона от ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Приказ Минэкономразвития России от
Работа с обращениями физических и юридических лиц по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования и защиты прав участников.
Транксрипт:

Доступ к судебной информации. Проблемы и решения. Юрий Тригубович. Новосибирск

Информации, как и денег, много не бывает! С чего начинается поиск судебной информации? 1. Сайты судебных органов: а) судебный департамент. б) совет судей. в) квалификационная коллегия. 2. Сайты судов: а) арбитражный суд б) военный суд в) суд общей юрисдикции г) мировой суд

Законы, регулирующие информационные взаимоотношения судебной системы и СМИ Конституция РФ, ст. 29 Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Закон «О СМИ» Ст. 47 Права журналиста Журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию.

Законы, регулирующие информационные взаимоотношения судебной системы и СМИ Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации Статья 8. Право на доступ к информации Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Законы, регулирующие информационные взаимоотношения судебной системы и СМИ Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. Статья 8. Права пользователей информацией. Статья 18. Запрос информации о деятельности судов.

Закон о доступе к судебной информации Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. Основное: 1. Свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом; 2. Соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

Закон о доступе к судебной информации Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов. 1. Присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании; 3. Размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"); (в ред. Федерального закона от N 200-ФЗ)

Закон о доступе к судебной информации Статья 8. Права пользователей информацией 1. Не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен; 2. Обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

Закон о доступе к судебной информации Статья 18. Запрос информации о деятельности судов. 1. Запрос рассматривается в 30-дневный срок со дня регистрации. Если предоставление информации невозможно в указанный срок, в течение 7 дней со дня регистрации пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать 15 дней сверх установленного законом срока. 2. Если запрос не относится к деятельности суда, Судебного департамента, органа Судебного департамента или органа судейского сообщества, то об этом в течение 7 дней со дня регистрации пользователю информацией. Возможность переадресации запроса устанавливается актами, регулирующими вопросы делопроизводства соответственно в судах, Судебном департаменте, органах Судебного департамента, органах судейского сообщества. 3. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу по сети "Интернет", а также к ответу на такой запрос. (В редакции ФЗ от N 200-ФЗ)

Закон о доступе к судебной информации На запрос СМИ или журналиста судебные органы, органы судебного департамента или судейского сообщества обязаны дать ответ в течение СЕМИ дней.

Нормативные акты, регламентирующие применение ФЗ 262 ИХ - СЕМЬ: 1. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от N 173 «Об утверждении Временного регламента размещения информации о деятельности мировых судей на официальных сайтах органов Судебного департамента в субъектах Российской Федерации»; 2. «Порядок организации доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации» (утв. Приказом Верховного Суда РФ от ) включает в себя: а) «Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в сети Интернет», б) «Положение о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда Российской Федерации»,

Нормативные акты, регламентирующие применение ФЗ 262 в) «Положение о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации с редакциями средств массовой информации», г) «Положение о порядке направления, регистрации и обработки запросов, поступающих в Верховный Суд Российской Федерации в виде электронных документов по сети Интернет». 3. Постановление Президиума Совета судей РФ от N 253 (ред. от ) Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции»; 4. Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от N 102 (ред. от ) «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями и запросами граждан и организаций в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

Нормативные акты, регламентирующие применение ФЗ Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от N 71 (ред. от ) «Об утверждении Регламента размещения информации о деятельности судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в сети «Интернет». 6. Постановление Президиума Совета судей РФ от N 229 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции поступающих в электронной форме обращений граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и (или) органов местного самоуправления».

Нормативные акты, регламентирующие применение ФЗ 262 Главный документ для СМИ Постановление Верховного суда РФ от «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов».

Суд должен: Обеспечить участие журналистов в открытых судебных заседаниях. Обеспечить всем присутствующим равные права для фиксации процесса с помощью виде-, фотосъемки, аудиозаписи, а также трансляции в сети «Интернет». Предоставить текст судебного акта даже при наличии в нем информации ограниченного доступа, но исключив из него информацию ограниченного доступа.

Постановление Верховного суда РФ от «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов». Суд может: Оповещать СМИ и журналистов о предстоящих процессах, представляющих общественный интерес. Публиковать в СМИ информацию о судебных постановлениях, представляющих общественный интерес. Содействовать представителям СМИ в организации видеотрансляций судебных процессов.

Постановление Верховного суда РФ от «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов». Суд не вправе: Требовать уведомления о письменной (интернет-трансляции) и аудиозаписи судебного процесса. Запретить фото-, киносъемку, видеозапись, трансляцию судебного процесса, если он придет к выводу, что они не приведут к нарушению прав и законных интересов участников процесса.

Кодекс судейской этики Судья должен: Способствовать профессиональному освещению в СМИ работы суда и судей. Не делать комментариев по существу дел, по которым не принято окончательных судебных актов. При этом судья вправе разъяснить принятый им судебный акт. Проявлять сдержанность и корректность при комментировании решений своих коллег.

Проблемы журналистского сообщества В СМИ мало журналистов, ориентирующихся в правовой тематике. Отсутствует культура судебной журналистики. В штате СМИ нет юристов.

Проблемы судейского сообщества Недоверие к СМИ Ложное понимание независимости суда Высокая зарплата и страх перед дисквалификацией Другое…

В итоге – проблемы в поле информационного взаимодействия Информация однообразна, подается однобоко. Процессы, представляющие общественный интерес, проходят мимо прессы. В СМИ отсутствует системная и квалифицированная работа по освещению деятельности судебного сообщества.

Опыт информационного взаимодействия. Пути решения. Живое общение. «Круглый стол». Пресс-конференция. Обращение в органы судейского сообщества: совет судей, квалификационная коллегия. Обращение в судебный департамент. Запрос о деятельности судов в РФ Судебная жалоба.

Сопутствующие процессы Живое общение – позволяет ориентироваться во внутренних процессах судебной системы. «Круглый стол», пресс-конференция – Эффективные способы выявления, обсуждения и решения проблем взаимодействия.

Запрос Запрос должен быть оформлен: Насколько возможно, кратко! Со ссылками на законодательные акты! Вопросы не должны быть двусмысленными! Лучшая форма запроса – «Один вопрос – один запрос».

Что делать, если на запрос не отвечают «по существу»? Оставить всё, как есть. Направить повторный запрос. Обратиться с жалобой в органы судейского сообщества. Направить жалобу председателю суда. Написать заявление на имя Генпрокурора РФ. Обратиться с жалобой в суд.

Минусы и плюсы МИНУСЫ Оставить всё, как есть – нулевой результат. Направить повторный запрос – процесс затягивается. Обратиться с жалобой в органы судейского сообщества – непредсказуемый результат и отказ в квалификационной коллегии. Направить жалобу председателю суда – непредсказуемый результат. Написать заявление на имя Генпрокурора РФ – непредсказуемый результат. Обратиться с жалобой в суд – отказ в рассмотрении.

Минусы и плюсы ПЛЮСЫ Оставить всё, как есть – экономия времени. Направить повторный запрос – дополнительная информация. Обратиться с жалобой в органы судейского сообщества. Направить жалобу председателю суда. Написать заявление на имя Генпрокурора РФ. Обратиться с жалобой в суд. Приобретение опыта, дополнительная информация.

Плюсов больше, чем минусов! Независимо от результатов «информационной борьбы» с судебной системой, информация о судье, проигнорировавшего запросы СМИ, ляжет в личное дело судьи. Журналист приобретает бесценный опыт информационного взаимодействия с судейским сообществом.

Опыт 1 Факты: Мировой судья Анна Тупикина не допустила на открытый судебный процесс журналиста без ходатайства одной из сторон. (Нарушение ст. 10 «Гласность суда» Гражданско-процессуального кодекса РФ). Запрос на имя Тупикиной с вопросом: «Действительно ли Вы не допустили журналиста в открытое судебное заседание?».

Опыт (Продолжение.) Первый ответ судьи Тупикиной на запрос: «Действующее законодательство не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения». (Нарушение ст.47 Закона «О СМИ».) Второй ответ судьи Тупикиной на повторный запрос: «Вами запрашивается информация относительно судопроизводства по находящемуся в моем производстве гражданскому делу, не рассмотренному по существу, по которому Вы не являетесь участником процесса». (О сути процесса в запросах вопросов не ставилось).

Опыт (Продолжение.) Жалоба в районный суд на действие (бездействие) судьи Тупикиной с требованием предоставить ответ на запрос. Жалоба оставлена без рассмотрения.

Опыт (Продолжение.) Жалоба в апелляционную коллегию областного суда на решение районного суда. В рассмотрении жалобы отказано. Жалоба в кассационную коллегию областного суда на решение апелляционного суда. В передаче жалобы на рассмотрение кассационной коллегии – отказано. Здесь явно нужно что-то сказать: и что же делать в таких случаях дальше?

Что делать дальше? Продолжать искать пути получения информации: Жалоба Генпрокурору РФ! Обращение на имя председателя районного суда того района, на территории которого располагается судебный участок судьи! Обращение в Квалификационную коллегию судей региона с просьбой о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности! И ДР.

Опыт 2 Запрос на имя председателя суда Заельцовского района Нины Ерёменко. Вопрос: «Какой конкретно ПУНКТ ч.5 ст. 15 ФЗ 262 дало основания не размещать решение суда о признании книги «Тайны управления человечеством…» в сети Интернет? Ответ Ерёменко: «Полагаю, что указание Вами в повторном запросе на то, что на первый запрос Вам дан ответ не по существу, а по некоторым пунктам и вовсе ответ не дан - не соответствует действительности. То, что Вы не удовлетворены содержанием данного ответа, не может свидетельствовать о его неполноте». А ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ????????

Выводы: 1. Даже отрицательный опыт способствует созданию методики эффективного информационного взаимодействия суда и СМИ. 2. Эффективность взаимодействия повышается в случае организации «круглых столов» и пресс- конференций.

Полезные ссылки Конституция РФ, ст htm htm Закон «О СМИ», ст. 47 ( Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации Пленум ВС РФ от «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов» W;n=139119http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n= Кодекс судейской этики,

Еще несколько полезных ссылок Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» Sudrf.ru «Рос Правосудие» rospravosudie.com ИПС «Актоскоп» actoscope.com Решение судов reshenia-sudov.ru Поиск решений судов общей юрисдикции gcourts.ru практика-судебная.рф Информационное агентство «Судебные Решения РФ» Судебные Решения.рф СПС «Право.ru» docs.pravo.ru Решения и постановления судов сresheniya-sudov.ru «Криминальная хроника и судебный репортаж». Издание Центра защиты прав СМИ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!