СТАНДАРТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ КАРТЕЛЕЙ. ПОЗИЦИЯ ФАС РОССИИ Москва, 2014 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О работе ФАС России по противодействию картелям в 2012 году Андрей Цариковский, статс-секретарь - заместитель руководителя ФАС России Москва, 3 апреля.
Advertisements

Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Ростов-на-Дону2011 Доклад на тему: «Применение судами антимонопольного законодательства»
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Саратов, 2013 г. Инициативы ФАС России в сфере интеллектуальной собственности ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Н.Н. Карташов, начальник Управления контроля.
Казань, 2009 Взаимодействие ФАС России с правоохранительными органами в рамках борьбы с картелями ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Андрей Цыганов, заместитель.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Административные разбирательства.
Практика рассмотрения Свердловским УФАС России жалоб по Закону о закупках в порядке ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЧАСТИЕ В КАРТЕЛЕ.
Айдын Бикебаев Айдын Бикебаев, Старший Партнер Соотношение понятий «антиконкурентные согласованные действия» и «антиконкурентные соглашения» Айдын Бикебаев,
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности в судах. Некоторые проблемы применения КоАП РФ « Актуальные.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
Проверки соблюдения требований Федерального закона 94-ФЗ.
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Кудрин Дмитрий Александрович 7-8 июня 2012 года Европейско-Азиатский правовой конгресс Шестая сессия г. Екатеринбург Проблемы пресечения злоупотребления.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по Кировской области АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВДЕНИЯ.
Лекция 5. Доказательства в уголовном судопроизводстве.
Транксрипт:

СТАНДАРТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ КАРТЕЛЕЙ. ПОЗИЦИЯ ФАС РОССИИ Москва, 2014 г. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

СТАНДАРТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ 2 Стандарт доказывания можно определить как совокупность критериев, на основании которых устанавливается, для процессуальных целей, имел ли место определенный факт. Для установления факта суд или административный орган, имеющий правомочие на установление фактов применяет эти критерии к набору доказательств, представленных в судебном или административном процессе. Для романо-германской системы права, в том числе и для российского законодательства, термин "стандарт доказывания" не характерен. Общее правило: решение должно приниматься на основании свободной оценки доказательств и внутреннего убеждения. В англо-саксонском праве принято понятие стандарта доказывания как критерия для установления фактов на основе оценки представленных доказательств. Стандарт доказывания не преследует цель установить истину. Это лишь показатель того, смогли ли стороны успешно выполнить возложенное на них бремя доказывания.

СТАНДАРТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ – АНГЛИЯ, США 3 В Англии существуют два стандарта доказывания, известные под названиями «баланс вероятностей» и «за пределами разумных сомнений». В США используются три стандарта: «перевес доказательств», «ясные и убедительные доказательства» и «за пределами разумных сомнений». Исторически это обусловлено тем, что факты устанавливаются присяжными, и существует насущная необходимость выработать конструктивный критерий для оценки доказательств. Поэтому стандарт доказывания должен быть относительно ясно сформулирован, чтобы судья мог разъяснить его присяжным, которым надлежит этот критерий применять.

«СТАНДАРТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ» – ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 4 Практика судов ЕС не содержит единого стандарта доказывания, а акцентирует внимание на качестве представленных доказательств. Суды ЕС требуют от Европейской Комиссии: -достаточно точные и последовательные доказательства, подтверждающие твердое убеждение в том, что предполагаемое правонарушение имело место (JFE Engineering and Others v Commission); -требуемая точность и убедительность не является установлением какого-либо условия необходимого стандарта доказывания, а лишь акцентирует внимание на истинном назначении доказательств, целью которых является убедительное выяснение обстоятельств спора (Commission v Tetra Laval); -Интересны также и следующие выводы судов: -- ошибка ЕК в определении рынка не влияет на наличие правонарушения (Mannesmannröhren-Werke v Commission); -для квалификации компании как участника картеля её не обязательно конкурировать с другими участниками картеля (Marine Hoses v Commission). Анализ судебных решений ЕС позволяет сделать вывод о том, что для судов ЕС важно наличие: 1. Соглашения между конкурентами. 2.Причинно-следственной связи между соглашениями и поведением конкурентов на рынке.

«СТАНДАРТЫ ДОКАЗЫВАНИЯ» – РОССИЯ 5 В российском праве впервые принцип оценки доказательств на основании внутреннего убеждения появился в российском праве в 1864 году в Уставе уголовного судопроизводства. В настоящее время принцип оценки доказательств на основании внутреннего убеждения судьи содержится во всех процессуальных кодексах России, а также в КоАП (ст. 17 УПК РФ, ст. 71 АПК РФ, ст. 67 ГПК РФ, ст КоАП). Аналогичный подход к оценке доказательств вытекает из положений ст. 49 Закона о защите конкуренции. Этот принцип имеет субъективный характер, то есть в качестве критерия оценки доказательств выступает внутреннее убеждение судьи или представителей административного органа. Но, при этом в законодательстве России закреплены и объективные правила доказывания.

ПРАВИЛА ДОКАЗЫВАНИЯ 6 Объективные правила доказывания в российском праве: 1. определение предмета доказывания – предмет доказывания либо прямо закреплен в законе (ст.73 УПК РФ, ст КоАП) либо закреплена процедура его определения (ч. 2 ст. 65 АПК РФ); 2. презумпции и преюдиции; 3. определение бремени доказывания; 4. относимость и допустимость доказательств. Законодательство о борьбе с картелями в России комплексное: 1. определение картеля и запрет на картели закреплены в ст. 11 Закона о защите конкуренции; 2. ответственность за картели установлена в ст КоАП и ст. 178 УК РФ; 3. процедура доказывания картелей закреплена Законом о защите конкуренции; 4. решение антимонопольного органа по делам о картелях можно обжаловать в арбитражный суд; 5. процедура привлечения к ответственности хозяйствующих субъектов закреплена в КоАП; 6. процедура привлечения к ответственности физических лиц определена в УПК РФ; 7. такое комплексное регулирование и определяет объективные правила доказывания картелей.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ 7 Предмет доказывания по делам о картелях определен Законом о защите конкуренции. Какие обстоятельства подлежат обязательному доказыванию по делам о картелях: а) наличие устного или письменного соглашения, запрещенного ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции (закон не говорит о соглашениях, заключенных путем конклюдентных действий, но в судебных решениях о возможности заключения таких соглашений говорится); б) предмет соглашения - товар (товары) в отношении которых заключено соглашение, а в случае сговоров на торгах – предмет торгов; в) территория действия соглашения; г) время действия соглашения; д) состав участников соглашения (хозяйствующих субъектов – конкурентов); е) наличие последствий, указанных в ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции либо возможности наступления таких последствий; ж) в случае наступления последствий, подлежит доказыванию причинно- следственная связь между соглашением и наступившими последствиями. Примечание: для доказывания нарушений по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не требуется анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов. При этом географические и товарные границы рынка необходимо определять исходя из материалов дела, учитывая то, как эти границы были определены самими участниками соглашения.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПРЕЗУМПЦИИ И ПРЕЮДИЦИИ 8 - презумпция невиновности – ни хозяйствующий субъект, ни его должностные лица считаются невиновными, пока в установленном порядке не будет доказано наличие картеля и их виновность; - презумпция ограничения конкуренции картелями; - преюдициальное значение решений антимонопольного органа и судебных актов (ст. 44, 48 Закона о защите конкуренции).

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: БРЕМЯ ДОКАЗЫВАНИЯ 9 Бремя доказывания по антимонопольным и административным делам, а также в арбитражном процессе лежит на ФАС России. В уголовном процессе бремя доказывания лежит на стороне обвинения.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ОТНОСИМОСТЬ И ДОПУСТИМОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ 10 Требования к доказательствам, их относимости и допустимости доказательств закреплены в Законе о защите конкуренции, КоАП, АПК РФ и УПК РФ. Доказательства по делам о картелях проходят, как правило, двойную проверку: при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией ФАС России и, в случае обжалования, при рассмотрении дела в арбитражном суде.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 11 О ПРЕДМЕТЕ ДОКАЗЫВАНИЯ Постановление Президиума ВАС РФ от /10 по делу Кемеровского УФАС 2/А (соглашение, направленное на установление одинаковых розничных цен на алкогольную продукцию). «При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности наличия соглашения от противоречит статье 4 Закона о защите конкуренции, в которой факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством». «Из взаимосвязанных положений статей 11, 12, 13 Закона о защите конкуренции следует, что соглашения, которые приводят или могут привести к перечисленным в части 1 статьи 11 последствиям, запрещаются. При таких обстоятельствах вывод суда кассационной инстанции о необходимости доказывания антимонопольным органом фактического исполнения участниками союза условий соглашения от несостоятелен, поскольку нарушение состоит в достижении участниками союза договоренности, которая приводит или может привести к перечисленным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции последствиям».

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 12 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от А /2010 по делу Коми УФАС А02-02/10 (сговор на торгах – оказание охранных услуг) «При нарушении хозяйствующим субъектом пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции возможность наступления последствий в виде влияния на конкуренцию презюмируется, следовательно, не доказывается». Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от А10-134/2009 по делу Бурятского УФАС России 02-03/2008 (установление и поддержание цен на бензин) «Для квалификации нарушения по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не требуется анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов. Достаточно определить продуктовые и географические границы товарного рынка».

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 13 О ДОКАЗЫВАНИИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ Определение от 6 сентября 2013 г /12 «О передаче дела в Президиум ВАС Российской Федерации» Запрещенная статьей 11 Закона координация является незаконным (неправомерным) действием (правонарушением), а потому в законодательстве не определено и не может быть определено, какие доказательства ее подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов.статьей 11 Отсутствие подлинных документов, подтверждающих совершение запрещенных действий, и надлежащим образом заверенных копий не может быть само по себе основанием для вывода о недоказанности их совершения. Статья 75Статья 75 АПК РФ не исключает, а статья 89 названного Кодекса прямо допускает представление в суд любых документов и материалов в качестве доказательств, если они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения спора. И такие документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме.статья 89 Представленные ФАС России доказательства подлежали оценке наряду с другими доказательствами в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.статьи 71

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 14 Решение Арбитражного суда города Москвы от по делу А /13 («минтаевый» картель) Следует учитывать, что поскольку картелем является соглашение, запрещенное законом и влекущее административную либо уголовную ответственность, случаи заключения формальных (документальных) картельных соглашений чрезвычайно редки. Соглашения заключаются (достигаются) посредством устных договоренностей, электронной переписки либо конклюдентных действий участников картеля, не являющихся его инициаторами. Согласно статьям 25, 45 Закона о защите конкуренции в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом рассматриваются документы, сведения, объяснения, информация в письменной и устной форме, включая служебную переписку в электронном виде.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 15 Решение Арбитражного суда г. Москвы по делу А /12 от 30 ноября 2012 (соглашение на рынке многофункционального модификатора для резиновых смесей на основе гексахлорпараксилола - гепсола). Суд подтвердил, что выводы, сделанные ФАС России при рассмотрении дела 1 11/ соответствуют материалам дела о нарушении антимонопольного законодательства и свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Скоропусковский синтез» и ООО «Химкомплект» (правопредшественник ООО «Лига») нарушения п.п.1, 3 ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое привело к установлению и поддержанию цен, а также разделу товарного рынка многофункционального модификатора для резиновых смесей на основе гексахлорпараксилола (гепсола, гексола) по объему продажи и составу покупателей на территории РФ. Такие выводы были сделаны антимонопольным органом и судом на основании совокупности прямых и косвенных доказательств, полученных в ходе внеплановых проверок хозяйствующих субъектов документов, объяснений должностных лиц и данных экономического анализа.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 16 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от Ф /11/ (сговор на торгах по поставке автотехники) Рассматривая дело о сговоре на торгах, «суд кассационной инстанции пришел к выводу, что применение судами пункта 2 постановления Пленума от N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" возможно не только к согласованным действиям, но и при доказывании соглашений». Пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", разъясняет возможность доказывания согласованных действий через их результат в отсутствие документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.

ДЕЛА О КАРТЕЛЯХ: ПОДХОДЫ СУДОВ 17 Решение Арбитражного суда города Москвы по делу А /12 от 07 декабря 2012 (сговор на электронных торгах по закупке продуктов питания для ФСИН России) Рассматривая дело, суд пришел к выводам, что Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в Гражданском Кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ). В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», указано, что согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Данный пункт постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации применим и к доказыванию соглашений, поскольку разъясняет возможность доказывания как согласованных действий, так и соглашений через их результат в отсутствие документального подтверждения договоренности об их совершении. Иное применение указанных разъяснений будет являться неверным толкованием норм материального права…. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! fas.gov.ru (eng) fasovka emc.fas.gov.ru 18