Системный подход к оценке местоположения территории как фактор повышения конкурентоспособности муниципальных образований Сачук Татьяна Викторовна, д.э.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
II Красноярский инвестиционный форум П.Г.Щедровицкий, член правления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Политика поляризованного развития:
Advertisements

СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«Уральское созвездие» концепция Заместитель Председателя Правительства Свердловской области Высокинский Александр Геннадьевич © Департамент по местному.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
Информационное обеспечение в менеджменте транспортно-логистических систем туристической отрасли Проф. Козак Л.С., доц. Седой В.Г., доц. Бакулич Е.А.
Нормативно-правовая база, обеспечивающая взаимодействие вуза и участников кластера Эксперт Национального фонда подготовки кадров Туликов Алексей Викторович.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Пространственный аспект государственного регулирования экономики Лекция по дисциплине «Региональное управление»
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Сбытовая политика представляет собой разработку комплекса практических мер по формированию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж туристских.
Инновационное развитие территорий с низким научно- техническим потенциалом д.э.н. В.В. Иванов заместитель главного учёного секретаря Президиума РАН.
Москва, 2009 г.Рожков Григорий Васильевич1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Специальность: «Экономика и управление народным хозяйством»
Диссертация на соискание степени магистра экономики Соискатель – Андрончик И.Г. Научный руководитель – профессор, доктор экономических наук- Лемещенко.
«О формировании транспортно - логистического кластера Пермского края и его образовательной поддержке» Васенин Евгений Ильич директор Пермского государственного.
«Поволжский центр внедрения новаций на базе городского округа Тольятти» Консалтинговое агентство «Комплексные решения» ноябрь 2011 год Концепция.
Транспортная политика преодоления территориальной разобщенности О. Н. Дунаев доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве.
Транксрипт:

Системный подход к оценке местоположения территории как фактор повышения конкурентоспособности муниципальных образований Сачук Татьяна Викторовна, д.э.н., проф., заведующая кафедрой экономики и финансов Карельского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Конкурентоспособность территории 1. Наличие конкурентных преимуществ (на основе дифференциаторов I рода и II рода) - внутренних и/или внешних - объективных и/или субъективных - жестких и/или мягких Конкурентные преимущества обеспечивают дополнительные полезности для клиентов, что определяет наиболее привлекательную для клиентов территорию (место проживания, посещения, ведения деятельности) 2. Уровень использования конкурентных преимуществ во многом зависит от качества территориального менеджмента Задача: Выявить конкурентные преимущества и максимально результативно и эффективно их задействовать для достижения целей социально-экономического развития территории

Местоположение территориального продукта 1. Это объективно существующая, статичная, не подлежащая изменению локализация ресурсов на территории и локализация непосредственно самой территории. - внутренняя локализация ТП отражает как размещены ресурсы на территории - внешняя локализация ТП отражает, где расположена территория (положение по сравнению с другими территориями) 2. Каждая территория является звеном (частью) коммуникативных каналов, элементом системы движения сырьевых, человеческих, материальных, финансовых, информационных потоков, что предполагает взаимодействие с другими территориями Помимо объективных характеристик местоположения ТП могут существовать субъективные (оценочные) суждения клиентов по поводу места (удобное, выгодное, труднодоступное, удаленное)

Внутренняя локализация территориального продукта 1. Сложившаяся система расселения жителей по территории (населенные пункты, статус, количество жителей, удаленность и др.) 2. Имеющиеся производственные, инфраструктурные объекты, сложившаяся внутренняя транспортная сеть и виды транспорта (моногорода, территориально-промышленные комплексы, кластеры и др.) 3. Имеющаяся система исторических, архитектурных и иных объектов, представляющих собой культурную ценность (туристские дестинации, рекреационные зоны и др.) Необходимо оценивать эффект масштаба и эффект опыта. Можно ли сформировать «новые системы» ресурсов и достичь синергетического эффекта?

Внешняя локализация территориального продукта - физико-географический подход - эконом-географический подход - с позиции достижения согласованности действий и комплексного решения политических и социально-экономических задач развития частей страны (федеральные округа, макрорегион) - с учетом административно-территориального деления страны - на основе социо-культурных критериев (социальные сети, «экономические регионы», города-побратимы) Территориальный продукт «вписывается» в разные системы с учетом стратегических целей социально-экономического развития Инициатива создания «новой» системы может исходить от территории Какие полезности создает внешняя локализация в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах?

ТП как звено в коммуникационных каналах, элемент системы движения ресурсов 1. В «магистральном потоке» ресурсов быть не только транзитной территорией, а «точкой остановки», где создается новая стоимость, новые полезности. 2. Развитие горизонтальной кооперации в рамках сопряженных территорий разных МО (закупка, транспортировка, хранение, переработка, продвижение т. д.) прежде всего для МиСБ 3. Формирование из разрозненных элементов ТП разных территорий нового целого (быть отличающейся, ценной востребованной частью единого целого) 4. Достижение агломерационного эффекта (совместное, согласованное, договорное решение общих проблем) 5. Формирование агломерационных (агломеративных) коридоров

Факторы роста конкурентоспособности МО - комплексный подход к сохранению и развитию каркаса населенных пунктов; - формирование зон развития вокруг моногородов; - реализация кластерной политики, «сшивание» кластерного пространства; - организация рекреативной деятельности и создание локальных общественных благ усилиями местного общества (сообщества); - актуализация всех межтерриториальных контактов и создание новых поводов межтерриториального взаимодействия, в том числе в экономической сфере; - выявление возможных точек создания дополнительной стоимости в процессе движения ресурсов по территории; - приоритетная поддержка «сетевых» организаций и проектов; - выявление новых и поддержка существующих «точек внимания», встроенных в «чужие» потоки и проекты (просим принять в «игру»); - формирование агломерационных зон и агломерационных коридоров в процессе согласованно развития и сотрудничества Осознание необходимости, разработка и реализация конкурентной политики МО