Минфин России Государственные программы Российской Федерации: первые результаты и перспективы развития Глимбовская Елена Викторовна советник государственной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Минфин России О ходе работы с государственными программами Российской Федерации БУСАРОВА Анна Владимировна к.э.н., начальник Отдела программно-целевых.
Advertisements

Заместитель председателя бюджетного комитета Департамента финансов Томской области -начальник отдела бюджетной политики Е.В. Овчинникова Департамент финансов.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Минфин России Вопросы формирования и реализации государственных (муниципальных) программ. Формирование бюджетов в программном формате БЕГЧИН Николай Аркадьевич.
Минфин России Опыт и проблемы перехода к программным бюджетам БЕГЧИН Николай Аркадьевич начальник Отдела программно-целевых методов бюджетного планирования.
Об участии Ставропольского края в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации в 2013 году Министерство.
Контроль реализации государственных программ Российской Федерации в Федеральном казначействе Заместитель начальника Управления внутреннего контроля (аудита)
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Государственные программы: инструмент реализации ключевых национальных приоритетов Правительство Российской Федерации 1.
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Особенности формирования и ведения сводной бюджетной росписи Заместитель начальника сводного бюджетного отдела министерства финансов Краснодарского края.
О ПЕРЕХОДЕ НА ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ.
Основные подходы к разработке проекта Закона Томской области «О стратегическом планировании в Томской области» Антонов Андрей Александрович - заместитель.
Минфин России Формирование бюджетов в программном формате – нормативное регулирование и федеральный опыт БЕГЧИН Николай Аркадьевич.
ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
Министерство регионального развития Российской Федерации О мерах по реализации Федерального закона от 2 декабря 2013 г. 349-ФЗ «О федеральном бюджете на.
Об основных подходах к формированию государственных программ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ 24 июня 2011 г. г. Улан-Удэ Докладчик: Жамсаранова.
Порядок разработки и реализации государственных программ Ярмальчук Мария Васильевна, заместитель начальника отдела анализа деятельности субъектов бюджетного.
Об особенностях формирования системы стратегического планирования регионального развития в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ.
Транксрипт:

Минфин России Государственные программы Российской Федерации: первые результаты и перспективы развития Глимбовская Елена Викторовна советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса, к.э.н.

М ] ф 2 СТРАТЕГИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ГП 1 Нормативно-правовое регулирование - контроль, -лицензирование, -тарифы -налоговые льготы и т.д Цели, конечные результаты ФЦПпГП ФОИВ 1 ФОИВ 2 Отв. исполнитель 1. вытекают из долгосрочной стратегии развития и являются инструментом достижения ее целей; 2. объединяют все инструменты политики (регулирование, бюджетные расходы) по достижению цели; 3. объединяют иные инструменты программно-целевого планирования; 4. включают финансовую оценку всех ресурсов, обеспечивающих достижение соответствующих целей; 5. предъявляют требования ко всем субъектам, оказывающим влияние на реализацию государственной программы. Отв. исполнитель Концепция государственных программ Российской Федерации Государственные программы:

М ] ф 3 Модель внедрения государственных программ Концепция долгосрочного развития до 2020 года Долгосрочный прогноз социально- экономического развития Долгосрочная бюджетная стратегия - «потолки» расходов по ГП Отраслевые стратегии Государственные программы Российской Федерации цели, задачи бюджетные ограничения Министерство экономического развития Министерство финансов

М ] ф 4 Нормативно-правовая и методическая база для разработки государственных программ Российской Федерации Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. 588); Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (приказ Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. 690); Перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 11 ноября 2010 г р); ______________________________________________________ Федеральный закон от 7 мая 2013 г. 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

М ] ф 5 Перечень государственных программ Российской Федерации I. Новое качество жизни (13 программ)II. Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ)III. Обеспечение национальной безопасности (2 программы)IV. Сбалансированное региональное развитие (6 программ)V. Эффективное государство (4 программы) распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г р

М ] ф 6 Утверждены на Утверждены в I квартале 2013 года Доступная среда на годы Информационное общество ( годы) Государственная программа развития сельского хозяйства Развитие атомного энергопромышленного комплекса Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Развитие образования Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России Развитие здравоохранения Социальная поддержка граждан Содействие занятости населения Развитие культуры и туризма Развитие науки и технологий Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности Развитие авиационной промышленности Развитие судостроительной промышленности Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности Космическая деятельность России Развитие транспортной системы Охрана окружающей среды Развитие лесного хозяйства Развитие Северо-Кавказского федерального округа Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности Противодействие незаконному обороту наркотиков Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Развитие физической культуры и спорта Экономическое развитие и инновационная экономика Развитие рыбохозяйственного комплекса Развитие внешнеэкономической деятельности Воспроизводство и использование природных ресурсов Энергоэффективность и развитие энергетики Обеспечение государственной безопасности Региональная политика и федеративные отношения Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Управление федеральным имуществом Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Внешнеполитическая деятельность Юстиция Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года Перечень государственных программ Российской Федерации Особые сроки утверждения: Развитие пенсионной системы Обеспечение обороноспособности страны Новая государственная программа: Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации

М ] ф 7 Структура «программных» расходов федерального бюджета в 2014 году по направлениям

М ] ф 8 Структура «программных» расходов федерального бюджета в 2014 году по государственным программам 30,5% 26,0% 13,2% 11,3% 6,5% 3,0% 2,6% 2,2% 90,8% 3,6% 2,6% 1,7% 1,3% 36,1% 8,4% 8,0% 7,2% 7,1% 6,9% 6,4% 5,5% 3,5% 3,1% 2,7% 65,2% 26,1% 6,6% 2,0% Новое качество жизни Инновационное развитие и модернизация экономики Сбалансированное региональное развитие Эффективное государство

М ] ф 9 Ответственный исполнитель ГП Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 5 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 4 Министерство регионального развития Российской Федерации 4 Министерство экономического развития Российской Федерации 3 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 3 Министерство финансов Российской Федерации 2 Министерство образования и науки Российской Федерации 2 Министерство сельского хозяйства Российской Федерации 2 Министерство здравоохранения Российской Федерации 1 Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 1 Министерство внутренних дел Российской Федерации 1 Министерство иностранных дел Российской Федерации 1 Министерство культуры Российской Федерации 1 Министерство обороны Российской Федерации 1 Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 1 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 1 Министерство спорта Российской Федерации 1 Министерство транспорта Российской Федерации 1 Министерство энергетики Российской Федерации 1 Министерство юстиции Российской Федерации 1 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 1 Госкорпорация «Росатом» 1 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 1 Федеральная служба безопасности Российской Федерации 1 Федеральное космическое агентство 1

М ] ф 10 Структура государственной программы Российской Федерации соисполнители участники

М ] ф 11 Наименование государственных программ Кол-во подпрограмм Кол-во входящих ФЦП Наличие «обеспечи- вающей» подпрограммы Кол-во основных мероприятий Кол-во входящих ВЦП Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Социальная поддержка граждан Энергоэффективность и развитие энергетики Развитие здравоохранения Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности Примеры структур государственных программ

М ] ф 12 Бюджетный кодекс Российской Федерации (федеральный закон от 7 мая 2013 г. 104-ФЗ) [1] Статья 179. Долгосрочные целевые программы Государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы С момента утверждения закона: 1. ГП (МП), сроки их реализации, порядки разработки и реализации, порядок ежегодной оценки эффективности утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования 2.… Государственные программы субъекта РФ (МП), предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, а также изменения в ранее утвержденные государственные программы субъекта Российской Федерации (муниципальные программы) подлежат утверждению в сроки, установленные законом субъекта (актом представительного органа МО)

М ] ф 13 Бюджетный кодекс Российской Федерации (федеральный закон от 7 мая 2013 г. 104-ФЗ) [2] 3. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации ГП (МП) утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным актом, утвердившим программу. 4. ГП (МП) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию ГП субъекта РФ (МП), направленных на достижение целей, соответствующих ГП. Условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой. 5. ГП (МП) подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее двух трёх месяцев со дня вступления его в силу.

М ] ф 14 Порядок и Методические указания (постановление Правительства Российской Федерации от приказ Минэкономразвития России от ) Утверждаемая часть ГП: 1. Паспорт 2. Паспорта подпрограмм и ФЦП 3. Текстовая часть ГП – 2 раздела 4. Таблицы – приложения к государственной программе – в разрезе подпрограмм по ВЦП и основным мероприятиям: –показатели ГП и пГП; –данные о ВЦП и основных мероприятиях; –основные меры правового регулирования; –ресурсное обеспечение за счет средств федерального бюджета в разрезе подпрограмм (ФЦП), основных мероприятий (ВЦП). Дополнительные и обосновывающие материалы: –детальный план-график реализации ГП на 3 года + укрупненный план для контроля Правительством РФ на 3 года; –расширенная текстовая часть, в т.ч. по подпрограммам + табличные приложения; –оценка расходов за счет всех источников; –предложения по выделению дополнительных объемов бюджетных ассигнований. В соответствии с бюджетом и «потолками»

М ] ф 15 Изменения государственных программ в 2014 году государственные программы подлежали приведению в соответствие с законом о бюджете до 1 мая 2014 года (федеральный закон от 3 февраля 2014 г. 1-ФЗ); представление в Правительство Российской Федерации проектов государственных программ Российской Федерации до 1 апреля 2014 года (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. 3); доработка государственных программ с учетом оценки предельных расходов на их реализацию в годах (поручение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2014 г. ДМ- П )

М ] ф 16 Возможность корректировки параметров финансового обеспечения реализации государственных программ в течение финансового года В ходе исполнения федерального бюджета показатели финансового обеспечения реализации государственной программы, в том числе ее подпрограмм и основных мероприятий, могут отличаться от показателей, утвержденных в составе государственной программы, в пределах и по основаниям, предусмотренных для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации). При подготовке предложений о внесении изменений в сводную бюджетную роспись, предусматривающих уточнение объемов бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ ГРБС направляет указанные предложения ответственным исполнителям соответствующих государственных программ. Ответственный исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанного предложения принимает решение о его согласовании или об отклонении. При непредставлении такого решения в указанный срок предложение считается согласованным ответственным исполнителем (постановление Правительства РФ от «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»)

М ] ф 17 Изменение параметров бюджета Изменение показателей сводной бюджетной росписи Внесение изменений в закон (решение) о бюджете Корректировка гос. (мун.) программ не требуется Показатели гос. (мун.) программ не меняются Корректировка гос. (мун.) программ не требуется Показатели гос. (мун.) программ не меняются Требуется корректировка гос. (мун.) программ Показатели гос. (мун.) изменяются

М ] ф 18 Мониторинг реализации государственных программ Содержание ПериодСроки План реализации программы перечень контрольных событий с указанием сроков очередной финансовый год и плановый период до 1 декабря – разработка; до 20 декабря – утверждение Правительством РФ Детальный план-график реализации программы перечень мероприятий и контрольных событий с указанием сроков; ожидаемые результаты мероприятий; бюджетные ассигнования очередной финансовый год и плановый период разработка одновременно с планом реализации; утверждение ответственным исполнителем в течение месяца после утверждения плана реализации Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы достигнутые результаты; сведения о выполнении контрольных событий и мероприятий; анализ факторов, повлиявших на ход реализации; данные о бюджетных ассигнованиях отчетный год до 1 марта – разработка и представление в Минфин России, Минэкономразвития России, Правительство РФ Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации результаты реализации программы; бюджетные ассигнования отчетный год в соответствии с решениями Правительства РФ Сводный годовой доклад сведения об основных результатах реализации программ; достигнутые результаты; расходные обязательства; оценка деятельности ответственных исполнителей отчетный год до 1 апреля – разработка Минэкономразвития России и представление в Правительство РФ

М ] ф 19 Макроэкономические факторы продолжающаяся стагнация мировой экономики; замедление экономического роста и снижение инвестиционной активности Природно- климатические факторы крупномасштабное наводнение на Дальнем Востоке Организационно- управленческие факторы низкая эффективность межведомственного взаимодействия; недостаточный контроль ответственных исполнителей за ходом реализации программ Факторы, повлиявшие Факторы, повлиявшие на ход реализации государственных программ Российской Федерации в 2013 году По данным Минэкономразвития России

М ] ф 20 Сводная оценка эффективности реализации государственных программ в 2013 году Уровень Программа Степень выполнения контрольных событий Степень достижения показателей Уровень кассового исполнения Высокий Социальная поддержка граждан 100% 99,1% Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 100%91,3%99,9% Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах 100%92,0%97,3% Низкий Развитие науки и технологий 66,7%93,0%99,1% Развитие рыбохозяйственного комплекса 82,4%80,1%99,4% Развитие лесного хозяйства 66,7%89,9%99,8% По данным Минэкономразвития России

М ] ф 21 Бюджетный кодекс Российской Федерации (федеральный закон от 7 мая 2013 г. 104-ФЗ) Статья Пункт Законом (решением) о бюджете устанавливаются утверждаются: … распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, и видам группам (группам и подгруппам) видов расходов в ведомственной структуре расходов либо по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммнным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммнным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных соответственно настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. (изменения будут применяться начиная с составления и исполнения бюджетов на 2014 год ( годы)

Глава РПр Целевая статья ВР Гп Пгп Направление расходов (мероприятие) ХХХХХХХХХХХХХХХХХ 1. Разрядность кода не изменяется (20 знаков). 2. Структура кода вцелом не изменяется ( ). 3. Новая структура кода целевой статьи (2-1-4). Структура кода целевой статьи федерального бюджета Цифровой код – 1,2, … 9Буквенно-цифровой код – 1,2,… 9, Б, Г, Д, …

М ] ф 23 Структура государственной программы и ее отражение в бюджетной классификации Государственная программа Подпрограмма 1Подпрограмма 2ФЦП ВЦП 1 … Основное мероприятие 1 ВЦП m Основное мероприятие n … … Мероприя- тие 1 Мероприя- тие k … Мероприя- тие 1 Мероприя- тие l X Код классификации расходов Аналит. код

М ] ф 24 Выбор формата бюджета (с бюджетов на годы) Федеральный бюджет (ст. 205 и 207 Бюджетного кодекса) Федеральный бюджет (ст. 205 и 207 Бюджетного кодекса) Программная структура Ведомственная структура + Бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты) (устанавливается законом субъекта РФ, ст Бюджетного кодекса) Бюджеты субъектов РФ (местные бюджеты) (устанавливается законом субъекта РФ, ст Бюджетного кодекса) Программная структура + Ведомственная структура Функциональная структура + Ведомственная структура Право выбора ИЛИ

М ] ф 25 Выбор формата бюджета (с бюджетов на годы) Федеральный бюджет (ст. 205 и 207 БК РФ ) Федеральный бюджет (ст. 205 и 207 БК РФ ) Программная структура Ведомственная структура + Местные бюджеты (ст БК РФ; закон субъекта РФ ) Местные бюджеты (ст БК РФ; закон субъекта РФ ) Программная структура + Ведомственная структура Функциональная структура + Ведомственная структура ИЛИ Бюджеты субъектов РФ (ст БК РФ ) Бюджеты субъектов РФ (ст БК РФ ) Программная структура Ведомственная структура + Право выбора Программная структура Ведомственная структура +

М ] ф 26 Непрограммные направления Судебная система Администрация Президента Аппарат Правительства Государственная Дума Совет Федерации Прокуратура Следственный комитет Счетная палата

М ] ф 27 Программная структура федерального бюджета в годах 3 482, , , , , , , ,4 2,9 1,5 1,4 768,9 774,6 788,2 836, , , , ,3 861,2 953, , , , , , , , , , ,2 751,3 723,1 651,5 791,8 0, , , , , , , , , год 2015 год 2016 год 2017 год Прочие непрограммные расходы Закрытые расходы, включая обеспечение обороноспособности страны Финансовое обеспечение развития пенсионной системы Расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть) V.Эффективное государство (4 программы) IV.Сбалансированное региональное развитие (5 программ) III.Обеспечение национальной безопасности (1 программа) II.Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ) I.Новое качество жизни (12 программ) Расходы на реализацию государственных программ Расходы на непрограммную деятельность 8 387,3 (59,9%) , , , , ,9 (56,3%) 8 549,8 (55,0%) 8 815,5 (53,9%) 5 614,3 (40,1%) 6 530,0 (43,7%) 7 003,2 (45,0%) 7 524,8 (46,1%) Млрд. рублей

М ] ф 28 Процедура рассмотрения и утверждения государственных программ Российской Федерации с 1 января 2014 года 1. Проект федерального закона о федеральном бюджете представляется в программной структуре. Одновременно с проектом федерального закона в Государственную Думу представляются паспорта государственных программ. 2. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает и утверждает распределение бюджетных ассигнований по государственным программам и по ведомствам. 3. После утверждения федерального закона о федеральном бюджете вносятся изменения в государственные программы. БК РФ (в ред. 104-ФЗ) постановление Правительства РФ от г. 588* * распределение бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ (подпрограмм) утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

М ] ф 29 Планируемые изменения в законодательном регулировании парламентский контроль государственных программ субъектов РФ (муниципальных программ); обязательность формирования региональных бюджетов на гг. и далее в программном формате (местные бюджеты – по усмотрению субъекта РФ); рассмотрение предложений по изменению государственных программ одновременно с проектом бюджета; персональная ответственность должностных лиц ОИВ СРФ за достижение результатов государственных программ; увеличение срока приведения в соответствие программ в соответствие с законом (решением) о бюджете с 1 марта до 1 апреля.

М ] ф 30 Основные направления совершенствования «программного» бюджета Совершенствование методологии формирования государственных программ Интеграция процессов формирования проекта бюджета и государственных программ Доработка порядка принятия бюджетных решений в рамках государственных программ обеспечение полноты учета инструментов государственной политики (налоговые льготы, регулирование и т.п.) внедрение проектного управления учет результатов оценки эффективности при формировании бюджета учет рисков одновременное представление в парламент проекта бюджета и изменений в программы, отражающих результаты использования бюджетных средств обсуждение программ в комитетах Государственной Думы и Совета Федерации синхронизация процедур внесения изменений в бюджет и программы планирование всех расходов на основе единых подходов формирование долгосрочных бюджетных прогнозов расширение полномочий ФОИВ по перераспределению средств внутри программ исполнение решений в пределах ресурсов, выделенных на программу

М ] ф 31 Отражение основных мероприятий в классификации расходов Глава Раздел Под- раздел Целевая статья Вид расходов КОСГУ ОМ (анали- тически) ГППП Направление расходов ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Федеральный бюджет гг., гг. Глава Раздел Под- раздел Целевая статья Вид расходов КОСГУ (учет и отчетность) ГПППОМ Направление расходов ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ Федеральный бюджет гг., вариант

Минфин России Спасибо за внимание! Глимбовская Елена Викторовна Начальник отдела программно-целевых методов бюджетного планирования Департамент бюджетной политики