«Логарифмы. Решение логарифмических уравнений» Урок систематизации и обобщения знаний по алгебре и началам анализа в 11 классе «Логарифмы. Решение логарифмических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. Александров А.Д.
Advertisements

Логические задачи со сказочным сюжетом
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. Конфуций.
Логарифмические уравнения и методы их решения. Проверка домашнего задания.
Показательная и логарифмическая функция Обобщающий урок.
Открытый урок по теме: «Логарифмические неравенства и системы». Автор: Кузнецов А.Ю. - учитель математики.
«Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное.
Урок - эстафета: «Логарифм и его свойства». Учиться можно только весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. Анатоль Франс.
Логарифм. Логарифмическая функция. Решение логарифмических уравнений и неравенств.
Учиться надо весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом. Анатоль Франс.
Логарифмическая функция и ее применение. Урок повторения и обобщения.
На тему «Логарифмы». Вычислить: log = 49 log 7 5 = log 5 log 4 log 3 81= 8 log = = Вычислить: = =0.
«Учиться можно только весело……Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» Анатоль Франс.
Урок – повторение. Тема : Логарифмическая функция. Учителя математики МОУ СОШ 73 Антиповой Е.В.
Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. Александров А.Д.
Просто «думать» не умеет никто. Думать можно только над конкретным вопросом. Умение решать задачи в большой мере сводится к обучению тому, над чем надо.
11 класс Логарифмы. Логарифмическая функция (урок обобщения и систематизации знаний)
Свойства степени с натуральным показателем МБОУ СОШ 108 им. Ю.В. Андропова Учитель математики: Чирок Ю.А.
Понятие обратной функции. Определение логарифмической функции
О БОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «Л ОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ »
Транксрипт:

«Логарифмы. Решение логарифмических уравнений» Урок систематизации и обобщения знаний по алгебре и началам анализа в 11 классе «Логарифмы. Решение логарифмических уравнений» Учитель математики Петрова Г.Б. НОУ «Православная классическая гимназия имени Андрея Рублева» г.о. Электросталь Московской области

Цели урока Образовательные 1. Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмов, логарифмической функции; применять их при решении логарифмических уравнений; уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений. Развивающие Воспитательные 2. Развивающие – развитие сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся. Формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки, способствовать развитию исследовательской и творческой деятельности учащихся. 3. Воспитательные - воспитание познавательной активности. Воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в математике не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.

Сегодня на уроке мы будем повторять, Все о логарифмах подробно вспоминать, Логарифмические уравнения с О.Д.З. решать, Задания ЕГЭ С части разбирать. Эпиграф: «Усердие все превозмогает» Цели урока

Лист самооценки п/п Этапы работы ДостиженияКоличество баллов 1 Устная работа 1 балл. Воспроизведение опорных знаний 2 Исследовательская работа 6 баллов. Исследование влияния преобразований логарифмических выражений на их О.Д.З. 3 Диктант По 1 баллу за верное выполнение каждого задания, max17 баллов. Знание свойств логарифмической функции 4 Самостоятельная работа 1-4 балла. Умения учащихся применять разные методы при решении логарифмических уравнений 5 Логарифмический софизм 2 ˃ 3 2 балла. Умения учащихся применять свойства логарифмов 6 Дополнительное задание 2-9 баллов. Работа поискового характера. Умение решать нестандартные уравнения. Итоговое количество баллов ____ Оценка ____ Критерии оценивания: «3» 10 – 15 баллов, «4» 16 – 30 баллов, «5» более 30 баллов. Фамилия, имя _________________________

Логарифмом b по основанию a называется __________________, в которую надо возвести __________, чтобы получить _______. Значение основания a должно быть ________. Число b принимает _______________ значения. Логарифм по основанию 10 называется ___________. Логарифм по основанию e называется _____________.

Логарифм по основанию 10 называется десятичным. Логарифм по основанию e называется натуральным.

Свойства логарифмов

График логарифмической функции

Устная работа п/п ВыраженияОтветы НЮБЕПГТИВР 30140,60,

Историческая справка. Джон Непер Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».

Исследовательская работа «Исследование влияния преобразований логарифмических выражений на их область допустимых значений» Вопросы: Что происходит с ОДЗ при замене log 2 (x(x+3)) на log 2 x + log 2 (x +3)? Что происходит с ОДЗ при обратной замене? В каком случае могут потеряться корни? В каком случае могут образоваться посторонние корни?

Задания 1. Найдите ОДЗ уравнения log 5 (3x – 2) + log 5 (x – 7) = 2 + log Преобразуйте уравнение, используя свойства логарифмов. 3. Найдите ОДЗ полученного уравнения и сравните её с исходной. Как изменилась ОДЗ (расширилась или сузилась)? 4. Решите уравнение. 5. Выполните проверку. Дайте ответ. 6. Появились ли в ходе решения посторонние корни? Объясните причину их появления.

Решение

Вопросы: 1 ) Что происходит с ОДЗ при замене log 2 (x(x+3)) на log 2 x + log 2 (x +3)? 2) Что происходит с ОДЗ при обратной замене? 3) В каком случае могут потеряться корни? 4) В каком случае могут образоваться посторонние корни? Ответы: 1) ОДЗ сужается. 2) ОДЗ расширяется. 3) При сужении ОДЗ. 4) При расширении ОДЗ.

Выводы: Некоторые формулы действий с логарифмами обладают тем свойством, что при их использовании О.Д.З. уравнения либо расширяется, либо – сужается. И если первую ситуацию легко исправить проверкой истинности равенства для найденных значений, то вторая ситуация совершенно недопустима, так как может привести к потере решений.

Диктант по свойствам логарифмической функции 1 Логарифмическая функция у = log a x определена при любом х 2 Функция у = log a x определена при а > 0, а 1, х > 0 3 Областью определения логарифмической функции является множество R 4 Областью значений логарифмической функции является множество R 5 Логарифмическая функция – четная 6 Логарифмическая функция – нечетная 7 Функция у = log a x – возрастающая при а >1 8 Функция у = log a x при 0 ˂ a ˂ 1 возрастающая 9 Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0) 10 График функции у = log а x пересекается с осью ОХ 11 График логарифмической функции находится лишь в верхней полуплоскости 12 График логарифмической функции симметричен относительно ОХ 13 График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0) 14 График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях 15 Существует логарифм отрицательного числа 16 Существует логарифм дробного положительного числа 17 График логарифмической функции проходит через точку (0; 0)

1 Логарифмическая функция у = log a x определена при любом х 2 Функция у = log a x определена при а > 0, а 1, х > 0 3 Областью определения логарифмической функции является множество R 4 Областью значений логарифмической функции является множество R 5 Логарифмическая функция – четная 6 Логарифмическая функция – нечетная 7 Функция у = log a x – возрастающая при а >1 8 Функция у = log a x при 0 ˂ a ˂ 1 возрастающая 9 Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0) 10 График функции у = log а x пересекается с осью ОХ 11 График логарифмической функции находится лишь в верхней полуплоскости 12 График логарифмической функции симметричен относительно ОХ 13 График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0) 14 График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях 15 Существует логарифм отрицательного числа 16 Существует логарифм дробного положительного числа 17 График логарифмической функции проходит через точку (0; 0)

Ответы 1 Логарифмическая функция у = log a x определена при любом х - 2 Функция у = log a x определена при а > 0, а 1, х > Областью определения логарифмической функции является множество R - 4 Областью значений логарифмической функции является множество R + 5 Логарифмическая функция – четная - 6 Логарифмическая функция – нечетная - 7 Функция у = log a x – возрастающая при а >1 + 8 Функция у = log a x при 0 ˂ a ˂ 1 возрастающая - 9 Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0) - 10 График функции у = log а x пересекается с осью ОХ + 11 График логарифмической функции находится лишь в верхней полуплоскости - 12 График логарифмической функции симметричен относительно ОХ - 13 График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0) + 14 График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях + 15 Существует логарифм отрицательного числа - 16 Существует логарифм дробного положительного числа + 17 График логарифмической функции проходит через точку (0; 0) -

Способы решения логарифмических уравнений

Самостоятельная работа

Решение

Логарифмический софизм 2>3 Рассмотрим верное неравенство: 1/4 >1/8. Преобразуем его к виду: (1/2) 2 >(1/2) 3, Большему значению соответствует больший логарифм, значит: lg (1/2) 2 >lg(1/2) 3. По свойству логарифма: 2lg(1/2)>3lg(1/2). После деления на lg(1/2) имеем: 2>3. В чем состоит ошибка этого доказательства?

Решение Ошибка в том, что при сокращении на lg1/2 не был изменен знак неравенства (> на

Домашнее задание. Найдите ошибки!

Ответы домашнего задания

Ода логарифму Сегодня тема: логарифмы. И это вам совсем не рифмы, Не повесть это, не рассказ, То - математика! Весь сказ! Что логарифмом называем? Так-так, так-так… Опять не знаем?! Кто "показатель" там сказал? Ну, молодец! Ты угадал! Чего, скажите, коль не трудно? Кто там шепнул: «О, как занудно»?! Конечно, степени, друзья. Что возвести должна всё ж я? О, нет: не икс, не бэ, конечно. Перебирать что ль бесконечно? Так и урок пройдёт опять. Так кто же хочет всё же «пять»? «Я знаю! Это - основанье!», - Вдруг слышу гордое признанье. Внезапно зазвенел звонок… Ура! Закончился урок!

«Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия – пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, А математика способна достичь всех этих целей». Так сказал американский математик Морис Клайн.

1. Вычисление итогового количества баллов. 2. Самооценка своей работы на уроке. 3. Сдача листов самооценки. Итоги урока

Лист успеха Вид работы Устная работа Исследовательская работа Диктант Самостоятельная работа Логарифмический софизм Дополнительное задание Итог Мнение ученика Можешь ли воспроизвести опорные знания? Владеешь ли элементами исследования? Можешь ли рассказать другим? Все ли понятно?Было ли интересно?Было ли трудно? Итоговое мнение Ф.И. обучающегося _______________________

Итоги урока Что было сегодня необычного? С какими трудностями вы встретились? Что понравилось? Что взяли с урока? Кому и в чем помог разобраться сегодняшний урок?

Дополнительное задание

Решение

Решения