Система подготовки к ЕГЭ по математике Рулева Т.Г.(идентификатор 296750) – учитель математики МОУ СОШ 42 г. Петрозаводск Республика Карелия Решение задач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система подготовки к ЕГЭ по математике Рулева Т.Г. МОУ СОШ 42 г. Петрозаводск Республика Карелия Решение задач на смеси, растворы и сплавы.
Advertisements

Система подготовки к ЕГЭ по математике Учитель математики МОУ «Среднетатмышская ОСШ» Канашского района ЧР Петрова Ирина Николаевна 2010 г. Тема: «Решение.
СМЕСИ, РАСТВОРЫ И СПЛАВЫ Экономический профессиональный лицей Санкт-Петербурга Преподаватель: Майя Васильевна Федорова.
Нестандартные способы решения задач на смеси и сплавы Автор: Немченко Марина Германовна, учитель математики МАОУ лицея 6 г. Тамбова.
Задачи на смеси и сплавы Учитель математики Байгулова Нина Витальевна МАОУ СОШ 58 Посёлок Мулино Володарский район Нижегородская область.
Математика на 5 «+» Подготовка к ГИА (задачи 2 части) Задачи на процентное содержание и концентрацию Подготовила учитель математики Кашкаха Н.В. МБОУ СОШ.
Решение задач на смеси и сплавы Выполнил: Рыбаченко Иван, ученик 8 Б класса, МБОУ «Промышленновская СОШ 56». Руководитель: Майорова Р.В.
Учитель методист РСШ С.И. Абрамова с.Ракиты 2012 г.
ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ В 13 МКОУ «Зыряновская СОШ» Заринский район Алтайский край Учитель математики Степина Татьяна Сергеевна золото серебро 2 3 ЕГЭ.
Занятие 8 «Задачи на смеси, растворы, сплавы» элективного курса по математике «Процентные расчёты на каждый день» Учитель математики Чернитовского филиала.
Работа ученицы 7 класса Г МОУ «СОШ 24»г. Северодвинска Лысковской Татьяны Учитель математики Паршева В.В. 2008г.
Презентация к уроку по алгебре (11 класс) по теме: Презентация "Решение задач на растворы и сплавы"
Различные виды задач на проценты Учитель-репетитор Екатерина Васильевна Карпенко
З АДАЧИ НА СМЕСИ. Смешивание веществ разных концентраций.
Метод Пирсона при решении задач на смеси и сплавы Н.М. Чичерова учитель математики МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки Нижегородская обл.
Решение задач на смеси, растворы и сплавы. Учитель математики МОУ СОШ 2 г. Кирсанова И. А. Глушкова Кирсанов, 2006 г.
Проценты вокруг нас Мастер-класс учителя математики общеобразовательной средней школы- гимназии 2 г. Актобе Власовой Натальи Николаевны.
Учитель методист РСШ С.И. Абрамова с.Ракиты 2013 г.
Решение прикладных задач по математике Скрябина Валентина Витальевна учитель математики.
Решение задач на смеси, сплавы, растворы. Решение задач на смеси, сплавы, растворы. Обучающий проект по решению задач в 8-9 классах Подготовила: учитель.
Транксрипт:

Система подготовки к ЕГЭ по математике Рулева Т.Г.(идентификатор ) – учитель математики МОУ СОШ 42 г. Петрозаводск Республика Карелия Решение задач на смеси, растворы и сплавы

Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, газообразные или твердые вещества, или разбавлять что-либо водой. В задачах такого типа эти операции приходится проводить мысленно и выполнять расчеты.

У учеников задачи на смеси вызывают затруднения. Дело в том, что таким задачам в школьном курсе уделяется мало внимания. Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы, включаются в варианты ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы.

«Закон сохранения объема или массы» Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав (раствор), то V = V 1 + V 2 – сохраняется объем; m = m 1 + m 2 – сохраняется масса. Примеры: Если сплав содержит свинец и медь в отношении 4:7, то в этом сплаве 4/11 частей от массы сплава составляет масса свинца, а 7/11- масса меди. Если имеется 40%-й раствор соли, то в этом растворе 0,4 объема занимает «чистая» соль. Значит, объемная концентрация соли в растворе равна 0,4.

Немного теории Абсолютное содержание вещества в смеси – это количество вещества, выраженное в единицах измерения (грамм, литр и др.) Относительное содержание вещества в смеси – это отношение абсолютного содержания и общей массы (объему) смеси. Часто относительное содержание вещества в смеси называют концентрацией или процентным содержанием. Сумма концентраций всех компонентов смеси равна 1.

Задача 1

Задача 2

Имеются сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2: 3, а в другом в отношении 3: 7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5: 11? По этой схеме уравнение х + у =1 показывает массу нового сплава. Определяем массу золота в каждом сплаве и получаем уравнение *х + * у = * 1 Аналогично массу серебра и получаем уравнение * х + * у = * 1 Записываем одну из систем: х + у = 1 х + у = х + у = 1 х + у = Решая ее, получаем х = 0,125 и у = 0,875 Ответ: 125 г золота и 875 г серебра. Золото: Серебро = 3: 7 Золото: Серебро = 5: 11 Золото: Серебро = 2: 3 Х кгУ кг

Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200 г сплава, содержащего 30% меди? 1. Изобразим сплавы в виде прямоугольников М С М С + = х(г) (200 –х) (г) 200 (г) 0,15 х + 0,65(200 – х) = 0,3 *200 х = Обозначим М С М С + = х(г) у(г) 200(г) х + у = 200 0,15 х + 0,65 у =0,3 *200 х = 140 и у = 60 Ответ: 140 г меди и 60 г свинца 15% 65% 30% 15% 65% 30%

Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять? Решение 1: аналитическая модель. Обозначим x массу первого раствора, тогда масса второго (600 - x). Составим уравнение: 30x + 10* (600 - x) = 600 *15 x = 150 Решение 2: с использованием графика. Приравнивание площадей равновеликих прямоугольников: 15x = 5 (600- x) x =150 Ответ: 150 г 30% и 450 г 10% раствора П (%) x m(г) S 1 = S 2 S1S1 S2S2 600

Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить 140 т стали с содержанием 30% никеля? С использованием графика: (приравнивание площадей равновеликих прямоугольников) 10*х = 25*(140 – х) х = – 100 = 40 Ответ: 100 т и 40 т n (%) x m(г) S 1 = S 2 S1S1 S2S2 140

Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%? Найдем массу соли в 30 кг морской воды: 30*0,05 = 1,5 (кг) Пусть надо добавить х кг пресной воды. (30 + х) кг – масса морской воды после добавления пресной. 1,5/(30+х) – концентрация соли в морской воде после добавления пресной воды. По условию, концентрация соли в воде после добавления стала 1,5%=0,015. Составим уравнение: 1,5/(30+х)=0,015 0,015(30 + х)=1,5 х = х 0 Следовательно, 70 кг пресной воды надо добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли была 1,5%. Ответ: 70 кг пресной воды. Соль, кг Раствор, кг Концентрация 1,5305% = у/30, у=1,5 1,530 + х 1,5%= 1,5/(30+х)

Имеется два кислотных раствора: один 20%, другой 30%. Взяли 0,5 л первого и 1,5 л второго раствора и образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в новом растворе? Так как первый раствор 20 % - й, то в нем 0,2 объема занимает «чистая» кислота. Так как объем первого раствора равен 0,5 л, то в этом количестве содержится 0,2*0,5=0,1 л «чистой» кислоты. Аналогично во втором растворе будет содержаться 0,3*1,5=0,45 л «чистой» кислоты. При смешивании обоих растворов получим 0,5+1,5=2 л кислотного раствора, в котором 0,1+0,45=0,55 л «чистой» кислоты. Отсюда следует, что концентрация кислоты в новом растворе есть отношение 0,55:2=0,275, т.е.27,5%. Ответ: концентрация кислоты в новом растворе 27,5%

Старинный способ решения задач на смешивание двух веществ У некоторого человека были на продажу масла двух сортов: одно ценою 10 гривен за ведро, другое же 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро масла ценою 7 гривен? Из схемы делаем заключение, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого, т.е. для получения одного ведра ценою 7 гривен нужно взять дорогого масла 1/4 ведра, а дешевого масла 3/

Способ Л.Ф.Магницкого для трех веществ Некто имеет чай трех сортов –цейлонский по 5 гривен за фунт, индийский по 8 гривен за фунт и китайский по 12 гривен за фунт. В каких долях нужно смешать эти сорта, чтобы получить чай стоимостью 6 гривен за фунт? Взять 6+2=8 частей чая ценой по 5 гривен и по одной части ценой 8 гривен и 12 гривен за один фунт. Возьмем 8/10 фунта чая ценой по 5 гривен за фунт и по 1/10 фунта чая ценой 8 и 12 гривен за фунт, то получим 1 фунт чая ценой 8/10*5 + 1/10*8 + 1/10*12 = 6 гривен /8 1 1/10

Сплавили два слитка серебра: 75 г 600-й и 150 г 864-й пробы. Определить пробу сплава. Пусть проба сплава равна х. Составим диагональную схему: Получаем: (864 – х) : (х – 600) = 75 : – 2 х = х – 600 х = 776. Ответ: сплав 776-й пробы.

«Правило креста» При решении задач на смешивание растворов разных концентраций используется «правило креста». В точке пересечения двух прямых обозначают концентрацию смеси. У концов этих прямых слева от точки пересечения указывают концентрации составных частей смеси, а справа – разности концентраций смеси и ее составных частей: Например, для приготовления 30 г 80%-го раствора H 3 PO 4 требуется взять 20 г 90%-го и 10 г 60%-го растворов кислоты.

Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием меди 8%? Аналитическая модель: Переведем проценты в дроби: 6%=0,06; 11%=0,11; 8%=0,08 Пусть надо взять х т «бедной» руды, которая будет содержать 0,06 х т меди, а «богатой» руды надо взять (20-х) т, которая будет содержать 0,11(20 - х) т меди. Так как получившиеся 20 т руды будут содержать 20*0,08 т меди, то получим уравнение: 0,06 х + 0,11(20 - х) = 20*0,08. Решив уравнение, получим х = 12. Ответ: 12 т руды с 6% содержанием меди

От двух кусков сплава с массами 3 кг и 2 кг и с концентрацией меди 0,6 и 0,8 отрезали по куску равной массы. Каждый из отрезанных кусков сплавлен с остатком другого куска, после чего концентрация меди в обоих сплавах стала одинаковой. Какова масса каждого из отрезанных кусков? Обозначим массу отрезанного куска х (кг). Так как в обоих сплавах концентрация меди после двух операция стала одинаковой, то массы сплавов и массы меди в этих сплавах пропорциональны. Первоначально массы меди в сплавах равны 0,6*3(кг) и 0,8*2(кг). После того, как отрезали куски массой х(кг), содержание меди стало 0,6(3-х) и 0,8(2-х), а после сплавления 0,6(3-х) + 0,8 х и 0,8(2-х) +0,6 х =, х = 1,2 Ответ: 1,2 кг 1,8+0,3 х 23 m м (кг) m c (кг) 1,6-0,2 х

Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 11 кг больше, чем цинка. Этот кусок латуни сплавили с 12 кг меди и получили латунь, в котором 75% меди. Сколько килограммов меди было в куске латуни первоначально? Обозначим искомую величину за х. Тогда масса первоначального куска латуни 2 х – 11, а его содержание меди составляет р = процентов. Поскольку «бедность» куска меди 100%, то по правилу квадрата получаем: =, х = 22,5 Ответ: 22,5 кг меди было в куске латуни. р р

В бидон налили 4 л молока трехпроцентной жирности и 6 л молока шестипроцентной жирности. Сколько процентов составляет жирность молока в бидоне? Обозначим искомую величину за Х. По правилу квадрата получим: Составим пропорцию: =, х = 4,8 Ответ: 4,8 % - жирность молока х х 6 х - 3

Задачи для самостоятельной работы 1. К 200 г раствора содержащего 60% соли, добавили 300 г раствора, содержащего 50% той же соли. Сколько процентов соли содержится в получившемся растворе? 2. В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10% и 20%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения раствора с массовой долей соли 12% массой 300 г? 3. К 400 г 20% раствора добавили 120 г соли. Сколько процентов соли содержит получившийся раствор?

Задачи для самостоятельной работы 4. К 30 кг морской воды, содержащей 5% соли добавили 70 кг пресной воды. Сколько процентов соли содержится в полученной воде? 5. На предприятии доля сотрудников с высшим образованием составляла 80%. После того как на работу было принято 30 новых специалистов с высшим образованием, их доля увеличилась до 85%. Сколько всех сотрудников теперь работает на предприятии?

С 2004 года изменился характер текстовых задач в КИМах ЕГЭ. Стали включаться задачи, сюжеты которых близки к реальным ситуациям (экономическим, финансовым, деловым, игровым, и пр.) Решение этих задач основывается на использовании различных математических моделей: уравнений, неравенств, их систем с привлечением процентов, арифметической и геометрической прогрессий, производной и др. В таких задачах были представлены различные типы сюжетов: «на сплавы и смеси», «на концентрацию», «на покупки», «на проценты».

Тренировочные варианты ЕГЭ и задачи на смеси и сплавы 1. Сплавили 2 кг сплава цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6 кг сплава цинка и меди, содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию меди в получившемся сплаве. 100% 2 100% 6 20% 40% 100% 2+6 0,4+2,4 35% цинка в получившемся сплаве, значит меди – 65%. Ответ: 65% меди в новом сплаве. 2,4 0,4 35%

Тренировочные варианты ЕГЭ и задачи на смеси и сплавы 2. Для приготовления маринада необходим 2%-ый раствор уксуса. Сколько нужно добавить воды в 100 г 9%-го раствора уксуса, чтобы получить раствор для маринада? Решение: В 100 г 9%-го раствора содержится 9 г уксуса. Если 9 г уксуса составляют 2% раствора, то вся масса раствора равна (9:2)*100 = 450(г). Значит, надо добавить 450 – 100 = 350(г) воды. Ответ: 350 г воды

Тренировочные варианты ЕГЭ и задачи на смеси 3. Объемы ежемесячной продажи компьютеров в первом, втором и третьем магазинах относятся как 7: 5: 10. В связи с сокращением торговых площадей планируется уменьшить месячную продажу компьютеров в первом магазине на 11% и во втором – 15%. На сколько процентов нужно увеличить месячную продажу компьютеров в третьем магазине, чтобы суммарный объем продаваемых за месяц компьютеров не изменился?

Решение задачи 3 Обозначим объемы продаж в первом в первом, во втором и третьем магазинах 7 х, 5 х и 10 х соответственно. Тогда намечаемый объем продаж в первом и втором магазинах будет 0,89*7 х и 0,85*5 х соответственно. Пусть требуемый объем продаж в третьем магазине равен у*10 х. Получаем уравнение 0,89*7 х + 0,85*5 х + у*10 х = 7 х + 5 х+ 10 х. Отсюда 10 у = 22 – 0,89 * 7 – 0,85*5, т.е, у = 1,152. Значит, объем продаж в третьем магазине надо увеличить на 0,152 прежнего объема, т. е, на 15,2%. Ответ: 15,2

Задачи из ЕГЭ ( г.г.) 1. В бидон налили 7 литров молока однопроцентной жирности и 3 литра молока шестипроцентной жирности. Какова жирность полученного молока (в процентах)? 2. В трех литрах воды размешали 5 чайных ложек удобрения, а в семи литрах- две. Оба раствора слили в один и получили раствор нужной концентрации. Сколько чайных ложек удобрения нужно размешать в 30 литрах воды для получения раствора удобрения такой же концентрации? 3. Масса первого сплава на 3 кг больше массы второго сплава. Первый сплав содержит 10% цинка, второй 40% цинка. Новый сплав, полученный из двух первоначальных, содержит 20% цинка. Определите массу нового сплава. 4. Набор химических реактивов состоит из трех веществ. Массы первого, второго и третьего веществ в этом наборе относятся как 3:7:10. Массу первого вещества увеличили на 8%, а второго – на 4%. На сколько процентов надо уменьшить массу третьего вещества, чтобы масса всего набора не изменилась? 5. У кузнеца имеется два одинаковых по массе бронзовых бруска. В одном олово составляет 43% массы, а в другом медь составляет 43% массы. Сколько процентов олова будет содержать сплав, полученный при переплавке этих брусков?

«Только из союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи». Антуан Де Сент-Экзюпери «При единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается». Саллюстий Гай Крисп