Симферополь, апрель 2014 г. Основные положения антикоррупционного законодательства в Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственному гражданскому (муниципальному) служащему об основах антикоррупционного поведения ПАМЯТКА.
Advertisements

ПАМЯТКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ ГРАЖДАНСКОМУ СЛУЖАЩЕМУ МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ РК ОБ ОСНОВАХ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Государственная гражданская служба в Российской Федерации и противодействие коррупции.
Антикоррупционная политика государства должна основываться на принципе неотвратимости наказания за правонарушения – В.В. ПУТИН Ответственность за коррупционные.
Ростов, май 2014 г. Антикоррупционные стандарты. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Основные запреты, ограничения и.
Правовые акты по вопросу противодействия коррупции.
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО- НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ханты-Мансийск 2014.
Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Внедрение антикоррупционных стандартов, регламентирующих вопросы противодействия коррупции,
«Соблюдение ограничений, запретов, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по недопущению поведения, которое.
Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции и правовая база противодействия коррупции Рехлов Андрей Сергеевич Начальник.
О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, И ИНЫХ ЛИЦ ИХ ДОХОДАМ О КОНТРОЛЕ ЗА СООТВЕТСТВИЕМ РАСХОДОВ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ.
Деятельность комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов КРАСНОЯРСК, 27 марта.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Организация работы подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике.
Правительство Свердловской области Министерство социальной политики Свердловской области Обязанности государственных гражданских служащих и руководителей.
1 Меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Главном управлении Минюста России по Ставропольского края. Внедрение антикоррупционных.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДАРЕНИЮ ПОДАРКОВ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ В СВЯЗИ С ИХ ДОЛЖНОСТНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ ИЛИ В СВЯЗИ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМИ СЛУЖЕБНЫХ.
Типовые блок-схемы осуществления отдельных процедур в сфере противодействия коррупции.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
Построение системы противодействия коррупции в органах местного самоуправления Пермского края.
Г. Москва 01 апреля 2014 г.. 2 Нормативно - правовые акты, регламентирующие обязанность представления федеральными государственными служащими сведений.
Транксрипт:

Симферополь, апрель 2014 г. Основные положения антикоррупционного законодательства в Российской Федерации

5.2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Уголовно-правовые средства противодействия коррупции. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности Борьба с преступлениями коррупционной направленности регулируется: Уголовным кодексом Российской Федерации; Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности"; другими федеральными законами, определяющими полномочия правоохранительных органов. В соответствии со ст. 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. В борьбе со взяточничеством эффективным мероприятием является оперативный эксперимент с целях: выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; проверки и оценки собранных данных; получения новых данных об обстоятельствах их совершения, а также лицах, причастных к этому.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Уголовно-правовые средства противодействия коррупции. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности Преступления коррупционной направленности: Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает пяти лет лишения свободы и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Уголовно-правовые средства противодействия коррупции. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности Преступления коррупционной направленности: Преступления совершаются несколькими лицами совместно, в соучастии. Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Главная фигура – исполнитель. Нет исполнителя – нет соучастия. Меры уголовного преследования Как уже было показано ранее, в числе антикоррупционных уголовно-правовых мер в УК России закреплено четыре вида взятки в зависимости от их размера: простая взятка - до 25 тысяч рублей; взятка в значительном размере - от 25 тысяч рублей до 150 тысяч рублей; взятка в крупном размере - от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей; взятка в особо крупном размере - свыше 1 миллиона рублей.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Уголовно-правовые средства противодействия коррупции. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности Меры уголовного преследования не менее двадцати пяти тысяч рублей В числе наказаний - штраф до стократной суммы взятки, но не менее двадцати пяти тысяч рублей и не более пятисот миллионов рублей. Суд может также назначить лишение свободы до 12 лет со штрафом. Назначенное наказание не может быть условным. Выделено в отдельный самостоятельный состав (ст УК России) посредничество во взяточничестве, под которым понимается: а) непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; б) способствование взяткополучателю и взяткодателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки. За особо крупную взятку (например, 1,5 млн. руб.) теперь наказываются: взяткополучатель - штрафом в размере от 120 млн. до 150 млн. руб., а взяткодатель - штрафом в размере от 105 млн. до 135 млн. руб. До внесения изменений максимальный размер штрафа за получение взятки составлял 1 млн. руб., за дачу взятки тыс. руб. Должностное лицо, получившее взятку в 25 т. р. может быть оштрафовано на сумму от 625 тыс. руб. до 1 млн. 250 тыс. руб., а лицо, давшее эту взятку, - на сумму от 375 тыс. до 750 тыс. руб.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Основные коррупционные риски на государственной службе Минтруд России: примеры функций государственных органов, при реализации которых высока вероятность совершения коррупционных правонарушений размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд; осуществление государственного надзора и контроля; организация продажи приватизируемого федерального имущества, иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности; подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов; подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов; лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия; проведение государственной экспертизы и выдача заключений и т.д.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Основные запреты, ограничения и требования к служебному поведению на государственной службе Соблюдение ограничений и запретов составляют элемент правового статуса государственных гражданских служащих Запреты на госслужбе - требования не совершать какое-либо общественно вредные действия, распространяются на лиц, замещающих должности государственной службы Ограничения – постановка в определенные рамки, установка заданных границ, распространяются на лиц, замещающих должности государственной службы и поступающих на государственную службу Соблюдение ограничений и запретов достигается комплексом мер, осуществляемых в государственных органах, определяющую роль в организации играют руководители всех уровней и подразделения по вопросам государственной службы и кадров Целый ряд установленных действующим законодательством обязанностей, запретов и ограничений имеют важнейшее значение с точки зрения профилактики и противодействия коррупции.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Основные антикоррупционные обязанности, запреты, ограничения Государственный служащий Обязан Не имеет права Представлять сведения о доходах/ расходах / имуществе / обязательствах Урегулировать конфликты интересов Передавать ценные бумаги в доверительное управление Участвовать на платной основе в управлении коммерческими организациями Осуществлять предпринимательскую деятельность Получать подарки Иметь счета в иностранных банках и иностранные финансовые инструменты

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Ограничения, связанные с государственной гражданской службой признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным органом; близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; несоблюдения ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Запреты на государственной службе По своей сущности запреты - государственно-властные веления, основная цель которых - предотвратить возможные нежелательные действия, которые могут причинить вред интересам граждан, государства и общества в целом. Запреты необходимы для того, чтобы недостатки осуществляющей властные полномочия личности не превратились бы в пороки государственной власти. При помощи правовых запретов ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а лишь действия, являющиеся вредными для общества, необоснованно ущемляющие интересы граждан. Использование должностного положения использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства МТО, другое государственное. имущество, а также передавать их другим лицам; разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения конфиденциального характера, или служебную информацию; принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с ними; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, в т. ч. по вопросам референдума; использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;публично выражать отношение создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных и религиозных объединений (за исключением профсоюзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать их созданию.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Запреты на государственной службе Замещение должности замещать должность гражданской службы в случаях избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, определенного в 2-ФКЗ, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы; допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Запреты на государственной службе Получение доходов участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; осуществлять предпринимательскую деятельность; приобретать в случаях, установленных ФЗ, ценные бумаги, по которым может быть получен доход; получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физ.и юр. лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ; выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности между органами государственной власти РФ и органами государственной власти других государств, международных организаций.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Запреты на государственной службе После увольнения замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления ими входили в его должностные обязанности (требуется согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов: в соответствии с КОАП: работодатель обязан сообщить в течение 10 дней о данном факте, в случае нарушения - штраф до 0.5 млн. руб.). Несоблюдение требования сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы гражданином, замещавшим должности государственной службы, входящие в соответствующий перечень, при заключении трудовых договоров на выполнение работ в организации, отдельные функции государственного управления которой входили в его должностные обязанности влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ. разглашать или использовать в интересах организаций или физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей Примечание: Статья КОАП: Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных ФЗ от ФЗ "О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 4000; на должностных лиц - от до 50000; на юридических лиц - от до рублей

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Требования к служебному поведению государственного служащего Государственный служащий обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа; не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; соблюдать ограничения для гражданских служащих; соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп (конфессий) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа; соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Представление государственными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера В соответствии с Указами Президента РФ от , 559 сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденным формам справок: гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. гражданами - при назначении на предусмотренные перечнем должностей должности государственной службы; государственными служащими, замещающими должности государственной службы, предусмотренные перечнем должностей (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации) - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным; государственными служащими, замещающими предусмотренные перечнем должностей должности государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Контроль за расходами Федеральный закон от ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность, расходов его супруги и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки, определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Контроль за расходами Контроль за расходами служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя: истребование от служащего сведений: о совершении служащим, его супругой и несовершеннолетними детьми сделки по приобретению земельных участков и других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за три последних года, предшествующих совершению сделки; об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки, проверку достоверности и полноты сведений; определение соответствия расходов служащего, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, связанных с совершением одной сделки, их общему доходу за три года.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Контроль за расходами Непосредственно контроль за расходами осуществляется подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений того государственного органа, который назначает на должность соответствующего государственного служащего, по основаниям и в порядке, схожих с контролем за доходами. Контроль за расходами служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может осуществляться Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами по решению Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации либо должностного лица, определяемого Президентом Российской Федерации В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления такого контроля, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля, в органы прокуратуры Российской Федерации

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Контроль за расходами Прокурор при получении соответствующих материалов, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, иных объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы. повседневной практической Однако действенность механизма противодействия коррупции зависит не только и не сколько от нормативной правовой базы, а прежде всего от повседневной практической работы государственных органов по реализации нормативных предписаний.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе КОНФЛИКТ (лат. conflictus – столкновение) – столкновение сторон, мнений, противоположно направленных интересов. ИНТЕРЕС – активная направленность деятельности человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как получение блага. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА –– возможность получения неосновательных доходов в денежной или натуральной форме, материальной или иной выгоды должностным лицом, членами его семьи, родственниками или другими гражданами или организациями, с которыми его связывают дружеские или деловые отношения. ПРИЧИНЫ и УСЛОВИЯ, способствующие проявлению конфликта интересовПРИЧИНЫ и УСЛОВИЯ, способствующие проявлению конфликта интересов участие госслужащего, его родственников или лиц, с которыми он поддерживает отношения, основанные на нравственных (фактические брачные, интимные, дружеские и иные отношения) или имущественных обязательствах, в деятельности коммерческой организации или осуществление родственниками и иными лицами предпринимательской деятельности - если отдельные функции управления этой организацией или в соответствующей сфере деятельности входят в должностные обязанности государственного служащего; участие госслужащего в работе комиссии по размещению госзаказа или в организации размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, либо его возможность иным образом, в том числе косвенно, влиять на определение победителя конкурса - если госслужащий, родственники и иные лица связаны с лицом, участвующим в конкурсе: состоят в трудовых отношениях, имеют обязательства имущественного характера)

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе Основные причины возникновения конфликта интересов Основные причины возникновения конфликта интересов Неудовлетворенная потребность; Социальное неравенство; Различная степень участия во власти; Несовпадение целей и интересов. Условия, способствующие возникновению конфликта интересов Условия, способствующие возникновению конфликта интересов Неопределенность служебной компетенции Дублирование полномочий государственных служащих Недостаточное информирование о деятельности органов государственной власти Наличие противоречий между нормативными правовыми актами органов власти различного уровня, включение в них положений, способствующих созданию условий для коррупционного поведения Пробелы в правовом регулировании, чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества, вторжение в компетенцию других органов власти Несовпадение между законодательно установленными принципами государственной службы, порядком поступления на нее, ее прохождением и реальным осуществлением управленческой, кадровой и организационной политики в органе государственной власти

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе Условия, способствующие возникновению конфликта интересов Условия, способствующие возникновению конфликта интересов Низкая ответственность за: невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, ненадлежащий контроль за государственным служащим на стадии исполнения им должностных обязанностей, несоблюдение служебной и организационной дисциплины Слабое использование моральных и материальных ресурсов мотивации государственного служащего, дискриминация и неодинаковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций, необъективность и неэффективность системы оплаты труда Отсутствие реальной защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность Отсутствие критериев, позволяющих выявить ситуацию возникшего либо предполагаемого конфликта интересов

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе Меры, предусмотренные законодательством по предупреждению конфликта интересов Меры, предусмотренные законодательством по предупреждению конфликта интересов Права и обязанности; Запреты и ограничения; Требования к служебному поведению Урегулирование конфликта интересов включает:Урегулирование конфликта интересов включает: Предупреждение возникновения конфликта интересов Выявление потенциального конфликта интересов Предотвращение негативных последствий конфликта интересов Пути выявления конфликта интересов:Пути выявления конфликта интересов: Личные заявления государственных служащих о конфликте интересов (своему непосредственному руководителю: о возникшем конфликте интересов гражданский служащий обязан сообщить как только ему станет об этом известно) Заявления физических или юридических лиц, считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственных служащих Анализ информационных материалов, предоставляемых государственным служащим о себе в соответствии с законом о государственной службе Заявления третьих лиц, считающих, что имеет место конфликт интересов, который может нанести ущерб интересам государства или граждан

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе Урегулирование конфликта интересов на государственной службе Урегулирование конфликта интересов на государственной службе В случае, если гражданский служащий владеет ценными бумагами, акциями, в целях предотвращения конфликта интересов, он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации В случае, если государственный служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам государственный служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства, он обязан: урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.); уведомить (в письменной форме) представителя нанимателя и непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности Вымогательством является коррупционный факт, когда государственный служащий, обладающий полномочиями препятствовать кому-либо в получении специальных разрешений на определенные виды деятельности, воспользовался этим для получения взятки.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе Ключевые области урегулирования конфликта интересов на государственной службе Ключевые области урегулирования конфликта интересов на государственной службе (Минтруд России)(Минтруд России) Выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего. Выполнение иной оплачиваемой работы. Владение ценными бумагами, банковскими вкладами. Получение подарков и услуг. Имущественные обязательства и судебные разбирательства. Взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы. Явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Выявление и устранение причин и условий конфликта интересов на государственной службе Методы предотвращения негативных последствий конфликта интересов ДО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ: Усиление контроля за выполнением служащим обязанностей, в ходе которых возникает конфликт интересов Исключение участия служащего в принятии решений по вопросам, с которым связано возникновение конфликта интересов Отстранение служащего от обязанностей, в ходе которых возникает конфликт интересов, в период его урегулирования ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ В случае установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка, привлечение служащего к дисциплинарной ответственности В случае установления признаков административного нарушения или состава преступления передать информацию в правоохранительные органы

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Контроль за исполнением запрета на открытие счетов и хранение средств и ценностей за пределами России Федеральный закон от ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" устанавливается запрет лицам, принимающим по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности России, открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, определяются категории лиц, в отношении которых устанавливается данный запрет, порядок осуществления проверки соблюдения указанными лицами данного запрета и меры ответственности за его нарушение.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Уведомление федеральными государственными служащими представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О противодействии коррупции» 273-ФЗ государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Неуведомление об этих случаях является правонарушением и влечет за собой увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации Уведомление представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений осуществляется письменно путем передачи его уполномоченному представителем нанимателя (работодателем) государственному или муниципальному служащему или направления такого уведомления по почте. Перечень сведений, подлежащих отражению в уведомлении, должен содержать: - фамилию, имя, отчество, должность, место жительства и телефон лица, направившего уведомление; - описание обстоятельств, при которых стало известно о случаях обращения к государственному или муниципальному служащему в связи с исполнением им служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (дата, место, время, другие условия). При этом указывается и фамилия, имя, отчество и должность служащего, которого склоняют к совершению коррупционных правонарушений; - подробные сведения о коррупционных правонарушениях, которые должен был бы совершить государственный или муниципальный служащий по просьбе обратившихся лиц; - все известные сведения о физическом (юридическом) лице, склоняющем к коррупционному правонарушению; -способ и обстоятельства склонения к коррупционному правонарушению, а также информацию об отказе (согласии) принять предложение лица о совершении коррупционного правонарушения.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Защита заявителей о коррупции В соответствии с ч. 4 ст. 9 ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 21 Указа Президента РФ от N 309 к лицу, замещающему должность в государственном органе, сообщившему в правоохранительные или иные государственные органы или СМИ о ставших ему известными фактах коррупции, меры дисциплинарной ответственности применяются (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Основные виды ответственности за коррупционные правонарушения В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», за совершение коррупционных правонарушений винновые физические лица могут быть привлечены к ответственности: уголовной (коррупционная преступность); административной (административные коррупционные правонарушения); дисциплинарной (дисциплинарные коррупционные проступки); гражданско-правовой (гражданско-правовые коррупционные деликты). За совершение коррупционных правонарушений юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации могут нести граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии Виды коррупционных правонарушений влекущих увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия Виды коррупционных правонарушений влекущих увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия Виды коррупционных правонарушений влекущих увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия непринятие как гражданским служащим, так и представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов невыполнение должным образом обязанности представления сведений о доходах, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом осуществления предпринимательской деятельности вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения; применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или ФЗ.статья Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим взыскания.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции При применении взысканий за коррупционные правонарушения учитывается характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. В полномочия комиссии по соблюдению требований государственных служащих к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов входит рассмотрение вопросов о нарушении гражданскими служащими положений кодекса этики и служебного поведения гражданских служащих.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Нормативно-правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением проверок и деятельностью комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Указ Президента РФ от "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"). "Типовое положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа" (утв. Аппаратом Правительства РФ N 647 п-П16)

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Деятельность комиссий по соблюдению требований государственных служащих к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Комиссии создаются: в федеральных государственных органах; в государственных территориальных органах Основная задача комиссии – содействие государственным органам: в обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов); в осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции. При обращении гражданина, замещавшего должность государственной службы, в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о даче согласия на трудоустройство в организацию, отдельные функции государственного управления которой входили в его должностные обязанности, комиссия обязана рассмотреть данное обращение в течение 7 дней.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Деятельность комиссий по соблюдению требований государственных служащих к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов По итогам рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание, комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности если установлено, что сведения, представленные государственным служащим являются недостоверными и (или) неполными; государственный служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов; причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не является уважительной; причина непредставления государственным служащим сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных сведений. Виды правонарушений: Преступление - подтверждено совершение общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Гражданско-правовой проступок - причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Деятельность комиссий по соблюдению требований государственных служащих к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Комиссия по соблюдению требований федеральных государственных служащих к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов В случае установления признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) государственного служащего информация об этом представляется руководителю государственного органа для решения вопроса о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ. факта совершения государственным служащим действия (факта бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председатель комиссии обязан передать информацию о совершении указанного действия (бездействии) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в 3-дневный срок, при необходимости - немедленно.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Деятельность комиссий по соблюдению требований государственных служащих к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Особенности организации работы аттестационной комиссии при рассмотрении вопросов соблюдения требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (рекомендации) Не рекомендуется совмещать рассмотрение на одном заседании вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов, и вопросов, связанных с аттестацией Члены аттестационной комиссии, включенные в нее для рассмотрения указанных вопросов, не приглашаются для рассмотрения других вопросов, отнесенных к компетенции аттестационных комиссий соответствующих органов Работа осуществляется с учетом особенностей, обусловленных спецификой деятельности соответствующего государственного органа, и с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Применение к служащему мер юридической ответственности осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Информационные технологии в системе мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений Информационная политика в области профилактики и противодействия коррупции Реализация единых требований к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции (Утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 октября 2013 г. 530 н в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июля 2013 г. 613 «Вопросы противодействия коррупции») Обеспечение полноты, достоверности, актуальности и доступности официальной правовой информации в области профилактики и противодействия коррупции в электронном виде; совершенствование межведомственного электронного взаимодействия деятельности государственных органов в области профилактики и противодействия коррупции; обеспечение открытости и доступности информации о деятельности федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений; универсализация технологий получения достоверной информации о деятельности государственных органов в сфере противодействия коррупции; повышение уровня компьютерной грамотности государственных служащих, в том числе в области противодействия коррупции.

2. Правовые основы и технологии профилактики и противодействия коррупции Информационные технологии в системе мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений Информационная политика в области профилактики и противодействия коррупции Содержание раздела по вопросам противодействия коррупции на официальных сайтах государственных органов (на примере конкретных государственных органов ) 1. Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции; 2. Антикоррупционная экспертиза; 3. Методические материалы; 4. Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения; 5. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 6. Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия); 7. Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

Спасибо за внимание!