ЛЕКЦИЯ 3 Государственное лицензирование деятельности в области ИАЭ, экспертиза и аттестация ПС Организация государственного надзора за ЯРБ, учетом и контролем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Правовая основа экспертизы безопасности I.Федеральный закон от ФЗ «Об использовании атомной энергии» II.Постановление Правительства Российской.
Advertisements

1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
«Вывод из эксплуатации критического стенда 3» 1. Заводоуправление Завод основан в 1917г. Сегодня ОАО «Машиностроительный завод» - это ведущее предприятие.
Проверки документации и ее применения на соответствие международным и государственным стандартам на системы качества. Назначение экспертов и документирование.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Виды проверок организаций- исполнителей ГОЗ, проводимых контрольным органом, в том числе СМК по ГОСТ РВ
Нормативное правовое обеспечение и организация процедуры лицензирования образовательной деятельности в условиях изменения законодательства Российской Федерации.
Глава 12. Управление системой образования. Государственные регламентации образовательной деятельности.
Реформа системы аккредитации: правовое регулирование Москва, 2014.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан Товарный знак Зарегистрирован в Государственном.
«Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
ЭНЕРГОТЕХАТОМ Концепция безопасности АЭС год.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
1 Государственная политика в области технического регулирования Мигин С.В., Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Круглый.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 3 Государственное лицензирование деятельности в области ИАЭ, экспертиза и аттестация ПС Организация государственного надзора за ЯРБ, учетом и контролем ядерных материалов, физзащитой ядерных материалов и установок Техническое регулирование в области ИАЭ

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СПЕЦИФИКОЙ ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2.1. Последствия ядерной аварии на ОИАЭ могут иметь глобальное воздействие на окружающую среду. Потенциал этого воздействия определяется количеством радиоактивных веществ, которые могут попасть в окружающую среду при ядерной аварии Среди ОИАЭ есть объекты, например, хранилища радиоактивных отходов, нормальная эксплуатация которых должна осуществляться десятки и сотни тысяч лет – масштаб длительности, непредставимый ни для какой иной человеческой деятельности.

2.3. При нормальной эксплуатации количественное воздействие ОИАЭ на окружающую среду значительно ниже допустимых значений, установленных нормами и правилами.

2.4. Технология использования атомной энергии должна предусматривать режим нераспространения ядерных материалов на всех этапах ядерного топливного цикла и производства энергии Среди практически осуществленных на Земле технологий широкомасштабного производства энергии только атомная - способна использоваться в период, скажем, 1000 лет. Все остальные, исключая ГЭС, исчезнут по мере исчерпания запасов органического топлива.

2.6. Технические особенности атомной технологии производства энергии явились причиной создания уникальных международных организаций. К их числу относятся МАГАТЭ, Евратом, WANO координирующие и обобщающие практику использования атомной энергии. На основе этих обобщений разработан ряд международных конвенций, обязующих страны-участницы осуществить согласованные, апробированные мероприятия, важнейшим из которых является образование специализированного государственного органа регулирования ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ) В каждой стране есть такие органы власти, как министерства финансов или иностранных дел. И каждая страна не ограничена в праве упразднить или переименовать любой орган власти. И только органы регулирования ЯРБ непременно должны быть в странах, подписавших конвенции, и должны иметь четко определенный конвенциями комплект функций и полномочий.

2.8. Конвенция о ядерной безопасности, принятая Российской Федерацией в 1996 г., признает, что «существуют сформулированные на международном уровне руководящие принципы безопасности». Эти принципы содержатся в ряде документов МАГАТЭ. К основным принципам относятся: необходимость государственного органа регулирования безопасности; независимость этого органа от любых органов и организаций, использующих атомную энергию; функции регулирующего органа (введение национальных требований по безопасности, оценка ЯРБ и выдача лицензий, система регулирующего контроля и применение санкций для выполнения регулирующих требований и условий действия лицензии) Интеграция европейских государств в рамках ЕС предусматривает создание ряда единых основополагающих документов обязательных для стран ЕС: конституция, экономические правила европейского рынка, правила безопасности при авиаперевозках, правила движения на автодорогах и т.п. И только правила ядерной и радиационной безопасности сохраняются национальными, чтобы не снизить ответственности государств за их обеспечение.

Основные участники безопасного производства электроэнергии

8 Билибинская – 0,05 ГВт Кольская – 1,8 ГВт Ленинградская – 4 ГВт Смоленская – 3 ГВт Курская – 4 ГВт Калининская – 2 ГВт Нововоронежская – 1,8 ГВт Балаковская – 4 ГВт Белоярская – 0,6 ГВт Ростовская –1 ГВт Территория Доля выработки электроэнергии на АЭС в 2003 г., % Россия 16,5 Европейская часть 21 в том числе: Центр и Поволжье 30 Северо-Запад 42 Северный Кавказ 16 Западная Европа 43 Франция 76 США19 Установленная мощность всех 10 АЭС (30 эн.блоков) РФ в 2003 г. – 22,25 ГВт. Доля АЭС в мощности всех электростанций РФ – 11,5%. Действующие АЭС России на АЭС в 2003 г. выработано 148,6 млрд. к Вт.ч. электроэнергии(+6,3% к 2002 г.), что составляет 16,5% от выработки электроэнергии в России; на АЭС в 2003 г. выработано 148,6 млрд. к Вт.ч. электроэнергии(+6,3% к 2002 г.), что составляет 16,5% от выработки электроэнергии в России; темпы роста производства э/энергии на АЭС в 2003 г. превышают темпы роста в традиционной энергетике почти в 2 раза; темпы роста производства э/энергии на АЭС в 2003 г. превышают темпы роста в традиционной энергетике почти в 2 раза; начаты пусковые работы на э/блоке 1 Тяньваньской АЭС в Китае, продолжается сооружение Бушерской АЭС в Иране и АЭС «Куданкулам» в Индии. начаты пусковые работы на э/блоке 1 Тяньваньской АЭС в Китае, продолжается сооружение Бушерской АЭС в Иране и АЭС «Куданкулам» в Индии. на АЭС в 2003 г. выработано 148,6 млрд. к Вт.ч. электроэнергии(+6,3% к 2002 г.), что составляет 16,5% от выработки электроэнергии в России; на АЭС в 2003 г. выработано 148,6 млрд. к Вт.ч. электроэнергии(+6,3% к 2002 г.), что составляет 16,5% от выработки электроэнергии в России; темпы роста производства э/энергии на АЭС в 2003 г. превышают темпы роста в традиционной энергетике почти в 2 раза; темпы роста производства э/энергии на АЭС в 2003 г. превышают темпы роста в традиционной энергетике почти в 2 раза; начаты пусковые работы на э/блоке 1 Тяньваньской АЭС в Китае, продолжается сооружение Бушерской АЭС в Иране и АЭС «Куданкулам» в Индии. начаты пусковые работы на э/блоке 1 Тяньваньской АЭС в Китае, продолжается сооружение Бушерской АЭС в Иране и АЭС «Куданкулам» в Индии. 88

Динамика производства электроэнергии предприятиями Росатома Годовая выработка электроэнергии, миллиардов киловатт-часов Коэффициент использования установленной мощности, %

Сравнение показателей, характеризующих значимость для безопасности нарушений в работе АЭС с использованием шкалы INES, в среднем по отрасли

СФЕРА ВОЗДЕЙСТВИЯ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЛОЩАДКИ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПЛОЩАДКЕ УХУДШЕНИЕ ГЛУБОКОЭШЕЛОНИ- РОВАННОЙ ЗАЩИТЫ 7 КРУПНАЯ АВАРИЯ КРУПНЫЙ ВЫБРОС: КРУПНОМАСШТАБНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ 6 СЕРЬЕЗНАЯ АВАРИЯ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫБРОС: ВЕРОЯТНО, ТРЕБУЕТСЯ ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПЛАНОМ КОНТРМЕР 5 АВАРИЯ С РИСКОМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЛОЩАДКИ ОГРАНИЧЕННЫЙ ВЫБРОС: ВЕРОЯТНО, ТРЕБУЕТСЯ ЧАСТИЧНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПЛАНОМ КОНТРМЕР ТЯЖЕЛОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ АКТИВНОЙ ЗОНЫ РЕАКТОРА / РАДИОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ 4 АВАРИЯ БЕЗ ЗНАЧИТЕЛЬНОГО РИСКА ЗА ПРЕДЕЛАМИ ПЛОЩАДКИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ВЫБРОС: ОБЛУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ ВЕЛИЧИН, СРАВНИМЫХ С УСТАНОВЛЕННЫМИ ПРЕДЕЛАМИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ АКТИВНОЙ ЗОНЫ РЕАКТОРА / РАДИОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ / СМЕРТЕЛЬНОЕ ОБЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА 3 СЕРЬЕЗНЫЙ ИНЦИДЕНТ ОЧЕНЬ МАЛЫЙ ВЫБРОС: ОБЛУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ НА УРОВНЕ ДОЛЕЙ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРЕДЕЛОВ ОБШИРНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ОСТРЫЕ ЛУЧЕВЫЕ ПОРАЖЕНИЯ ПЕРСОНАЛА СОБЫТИЕ БЛИЗКО К АВАРИИ – УРОВНЕЙ (ЭШЕЛОНОВ) ЗАЩИТЫ НЕ ОСТАЛОСЬ 2 ИНЦИДЕНТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ / ПЕРЕОБЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА СОБЫТИЯ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ 1 АНОМАЛИЯ ОТКЛОНЕНИЕ ОТ РАЗРЕШЕННОГО РЕЖИМА ЭКСПЛУАТАЦИИ 0 ОТКЛОНЕНИЕ НЕ СУЩЕСТВЕННО ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ CТРУКТУРА ШКАЛЫ INES

Количество нарушений в работе АЭС, учтенных Концерном Росэнергоатом и НТЦ ЯРБ Количество нарушений

«В сущности, отсутствие сколько-нибудь существенных инцидентов в работе атомных энергоблоков является главным достижением прошедшего десятилетия. Мы все сознавали, что любая серьезная ошибка в эксплуатации могла привести к непоправимым последствиям для атомной энергетики, решить судьбу ее развития.» Из интервью О.М. Сараева (Вестник Концерна «РОСЭНЕРГОАТОМ», 9 (33)/1002)

Суммарные накопленные объемы РАО Минатома на г. (тыс.м 3 )

Частная собственность Государственная, муниципальная и другие виды собственности

Регулирование: Нормы и правила; Лицензировани; Надзор Проектанты Эксплуатирующие организации РОСАТОМ Управление: Учреждение; Ликвидация; Утверждение директоров; Утверждение уставов; Контрольный пакет акций; Договор на передачу ядерных материалов Организации технической поддержки Ростехнадзор Закон об использовании атомной энергии Гражданский кодекс Рекомендации, назначение руководителя ПРИЗНАНИЕ

Закон «Об использовании атомной энергии» Надзор за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии. Ст. 25. Лицензия - это надлежаще оформленный документ, подтверждающий право на осуществление определенного вида деятельности при условии обеспечения безопасности объектов использования атомной энергии и проводимых работ. Ст. 26. В разрешении (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии должны быть указаны владелец разрешения (лицензии), требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ, и срок действия разрешения (лицензии). Ст. 26. Положение о лицензировании Сопровождение выданной лицензии путем проведения инспекций с целью проверки выполнения условий действия лицензии, а также путем внесения в условия действия лицензии необходимых изменений. П. 5. Неотъемлемой частью лицензии являются условия действия лицензии, включающие требования Ростехнадзора по безопасности лицензируемого вида деятельности с учетом его специфических особенностей. П. 24.

Процедура лицензирования рассмотрение заявления о выдаче лицензии и проведение предварительной проверки документов, представленных для получения лицензии; рассмотрение документов, представленных для получения лицензии, включая комплект документов, основывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерной установки, радиационного источника, а также пункта хранения и/или заявленной деятельности; принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии; выдачу лицензии с установлением условий ее действия; сопровождение выданной лицензии путем проведения инспекций по проверке выполнения условий действия лицензии, а также внесения в условия действия лицензии необходимых изменений; изменение срока действия лицензии, приостановление или прекращение действия лицензии.

Кому выдаются лицензии? Эксплуатирующим организациям Организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии

Что указывается в лицензии ? Владелец лицензии Требования и условия, необходимые для обеспечения безопасности при ведении работ Срок действия лицензии

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается уполномоченными на то должностными лицами Ростехнадзора Решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 30 дней с даты завершения экспертизы документов, обосновывающих обеспечение ядерной и радиационной безопасности О принятом решении заявитель уведомляется в письменной форме в 3 - дневный срок со дня принятия решения

Основания для применения санкций нарушение лицензиатом федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области использования атомной энергии; обнаружение недостоверной информации в документах, представленных для получения лицензий; нарушение лицензиатом условий действия лицензии; невыполнение лицензиатом предписании Ростехнадзора или других органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; невыполнение лицензиатом предписаний или распоря- жений государственных органов или приостановление ими деятельности лицензиата в соответствии с законодательством Российской Федерации; подача лицензиатом соответствующего заявления

Условия действия лицензии Неотъемлемой частью лицензии являются условия действия лицензии, включающие требования Ростехнадзора по безопасности лицензируемого вида деятельности с учетом его специфических особенностей При необходимости в лицензии устанавливаются условия перехода от одного этапа работ к другому, а в случае, если лицензируемая деятельность предусматривает обращение с ядерными материалами, - требования о наличии у лицензиата к моменту начала такой деятельности договора со специально уполномоченным государственным органом о передаче лицензиату ядерных материалов в пользование

лицензионные требования к объему и качеству обосновывающих документов сформулированы на современном уровне, а сами обосновывающие документы создавались значительно раньше, в гг проблема соответствия документации реальному состоянию объекта необходимо учитывать опыт эксплуатации объектов формирование условий действия лицензий - это важнейший механизм обратной связи между регулирующим органом и эксплуатирующей организацией

Проводимые мероприятия проверка достоверности сведении, содержащихся в документах экспертиза документов обосновывающих обеспече- ние ядерной и радиационной безопасности объекта и/или заявленной деятельности инспекции на объектах заявителя взаимодействует с заявителем по вопросам устране- ния выявленных недостатков (при необходимости)

НТЦ ЯРБ Заказчик Ростехнадзор НТЦ ЯРБ Заказчик Ростехнадзор Обосновывающие документы Лицензия Утвержденный документ Схемы разработки нормативных документов и отчетов по экспертизе

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫМ УДЕЛЯЕТСЯ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРТИЗ ПО ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЭНЕРГОБЛОКОВ АЭС: ядерная безопасность; надежность и достаточность систем безопасности; надежность барьеров глубокоэшелонированной защиты; безопасная эксплуатация зданий и сооружений при внешних воздействиях природного и техногенного происхождения; прочность и устойчивость систем и элементов, важных для безопасности; анализ безопасности блоков АЭС при проектных и запроектных авариях; пределы и условия безопасной эксплуатации; радиационная безопасность; физическая защита; мероприятия, компенсирующие отступления от требований НД (для действующих блоков).

Полнотекстовая база данных условий действия лицензий Надзор за соблюдением УДЛ УДЛ, направленные на обеспечение безопасности УДЛ, направленные на обоснование безопасности Исключение отступлений от норм и правил Компенсация отступлений от норм и правил Привлечение существующего опыта науки и техники НИР, развивающие существующий опыт науки и техники Международный опыт

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ПРИ ЭКСПЕРТИЗЕ ДОСТОЙНАЯ ОПЛАТА ДОСТАТОЧНОЕ ВРЕМЯ СИСТЕМА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВА ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ДИАЛОГ С ЗАЯВИТЕЛЕМ АВТОРИТЕТ ФИРМЫ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТИЗЫ БД НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ БД РУКОВОДСТВ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ И РТМ БД ЭКСПЕРТОВ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БД ЭКСПЕРТНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО ОБЪЕКТАМ

КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТА ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА ЗНАНИЕ ОБЪЕКТА ЗНАНИЕ НД УМЕНИЕ ПИСАТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ АВТОРИТЕТ

Качественное заключение эксперта покоится на трех О : обоснованность; ответственность; отчетность Направления повышения качества экспертных заключений по безопасности объекта: тщательный комплексный анализ (РГЭ); осуществление оперативного взаимодействия между РГЭ (НОБ); сопоставление экспертных заключений по однотипным объектам (НОБ); РГЭ и НОБ не четко представляют общие проблемы безопасности (НТС)

Организационные мероприятия Научные мероприятия Проблемы улучшения экспертизы Совершенствование заключений экспертов Разработка ПОК заключений экспертов Руководство по экспертизе Рекомендации по формированию УДЛ Совершенствование экспертных заключений по безопасности объекта

выявление отступлений и составление перечня отступлений по каждому НД; классификация каждого отступления в соответствии с принятой системой классификации, обобщение отступлений от различных НД в виде одной проблемы; формулирование дефицитов безопасности для каждой проблемы; оценка влияния на безопасность каждой проблемы; выявление остаточного дефицита безопасности для каждой проблемы; разработка мероприятий по устранению дефицитов безопасности для каждой проблемы. Оценка влияния отступлений от требований НД по безопасности на обеспечение реализации концепции глубокоэшелонированной защиты (ГЭЗ):

Невозможность обеспечения целостности барьеров категорией безопасности составляет проблему безопасности данной категории. Для каждой категории безопасности производится оформление «Проблем» в виде отдельного раздела. Оценка влияния проблемы на безопасность выполняется в 4 этапа. На первом этапе оценивается влияние проблемы на полноту выполнения функций безопасности. На втором этапе определяется частота возникновения исходных событий. На третьем этапе определяются возможные последствия от наличия проблемы по определённым критериям. По результатам оценок, полученных на этих трех этапах, каждая проблема оценивается по четырем критериям, на основе матрицы решений о важности «Проблемы безопасности».

Распределения отступлений по уровням глубокоэшелонированной защиты уровня Наименование уровня Количество отступлений по проблемам безопасности Примечание Всего Категория отступлений Условия размещения АС и предотвращение нарушений нормальной эксплуатации Анализ от-ступлений для уровня 1 ГЭЗ 2Предотвращение проектных аварий системами нормальной эксплуатации Анализ от-ступлений для уровня 2 ГЭЗ 3Предотвращение запроектных аварий системами безопасности Анализ от-ступлений для уровня 3 ГЭЗ 4Управление запроектными авариями Анализ от-ступлений для уровня 4 ГЭЗ 5 Противоаварийное планирование Анализ от-ступлений для уровня 5 ГЭЗ

Количество отступлений по нормативным документам (пример) Наименование документа Количество отступлений Всего Категория отступлений Общие положения обеспечения безопасности атомных станций. ОПБ-88/97. НП ПНАЭ Г Нормы проектирования сейсмостойких атомных станций". НП Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций СП-АС Санитарные и технические требования к проектированию и эксплуатации систем отпуска теплоты от атомных станций СТТ СОТ АС-91. Дополнение к СП АС Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций ПБЯ РУ АС-89 ПНАЭ Г (с изм. 1 от 1999) Требования к управляющим системам, важным для безопасности атомных станций НП Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности АС НП Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций ПНАЭГ

Аттестация направлена на: Упрощение процедур рассмотрения и подготовки решений Федеральной службы по атомному надзору по документам, обосновывающим безопасность ОИАЭ Привлечение внимания к обоснованности результатов расчетов, представляемых на рассмотрение в Федеральную службу по атомному надзору для получения лицензии Повышение качества верификации ПС, используемых для ОИАЭ

Процедура аттестации ПС введена решением Комиссии Госатомнадзора СССР от протокол 4-91 Организация и проведение аттестации ПС поручены НТЦ ЯРБ Положение о Федеральной службе Устав НТЦ ЯРБ Положение об аттестации программных средств, применяемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии (РД–03–17–2001) Требования к составу и содержанию отчета о верификации и обосновании ПС, применяемых для обоснования безопасности ОИАЭ (РД–03–34–2000)

Анализ опыта эксплуатации Эксперименты Расчеты Локальные Интегральные Крупномасштабные Аттестация ПС Разработка ПС Верификация ПС ИБИД реального объекта Переходные процессы ЭО РО ЭО РО СОИРУЗА ДАБ Оценка безопасности объекта Тренажеры ВАБ ОУ

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОСТЕХНАДЗОРА ПРИ АТТЕСТАЦИИ ПС Свободное распространение между организациями ПС, инпутников, методик, БД экспериментов, ИБИД объектов Политика аттестации зарубежных ПС Сертификация пользователей Разработка НТД по верификации Сохранение знаний Программы разработки новых ПС Клуб пользователей ПС

Основные задачи Росатома при аттестации ПС научная обоснованность используемых в ПС методик полнота и достоверность исходных данных, используемых при расчетах количественная оценка точности расчетов с учетом неопределенностей моделей, неточностей в задании исходных данных и т.п. экспериментальная база для верификации ПС (качество, доступность, формат) охват аттестованными ПС всей области использования атомной энергии квалификация пользователей, эксплуатирующих аттестованные ПС финансовая сторона аттестации ПС

Основные принципы организации государственного надзора: независимость Ростехнадзора от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии; разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятель- ность в области использования атомной энергии; открытость государственного надзора за безопасностью взаимодействие с другими органами государственного регули- рования безопасности; осуществление государственного надзора за безопасностью не должно необоснованно ограничивать деятельность эксплуатирующих и иных организаций; дифференцированный подход к выбору объемов и форм государственного надзора.

Органы государственного регулирования безопасности наделены полномочиями осуществлять надзор: за соблюдением норм и правил в области использования атомной энергии, за условиями действия лицензий на право осуществления установленных видов деятельности в области использования атомной энергии; за ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасностью; за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ; за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов. Основные составляющие государственного надзора: получение и анализ информации по вопросам обеспечения безопасности от органов и организаций, выполняющих работы в области использования атомной энергии; проведение органами Ростехнадзора инспекций и анализ их результатов; применение установленных законодательством Российской Федерации санкций в случае нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии.

Принципы применения санкций: санкции применяются к организациям и гражданам, которые должны обеспечивать соблюдение требований к обеспечению безопасности и соблюдать их; любое выявленное нарушение влечет за собой оформление и выдачу предписания; выдача актов-предписаний и предписаний не снимает и не снижает ответственности; применение санкции должно соответствовать характеру и степени влияния допущенных нарушений на обеспечение безопасности; гласность применения санкций; административные санкции к персоналу за совершенные им ошибки, как правило, не применяются; осуществляющие управленческие функции должностные лица несут ответственность за действия подчиненных; применение санкций к эксплуатирующим организациям не должно исключать их одновременное применение к организациям, выполняющим работы и оказывающим услуги.

Информация от государственных органов и эксплуатирующих организаций: о радиационной обстановке и ее изменениях по результатам государственного контроля за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации; о событиях, влияющих на обеспечение ядерной и радиационной безопасности объектов использования атомной энергии, и их последствиях; о состоянии безопасности объектов использования атомной энергии; о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

Была бы нужда, средства всегда найдутся. (Мемориальная надпись на заборе завода в Хенфорде, 1987 год)

Рекомендации Методические указания ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ ФЗ «О сан.-эпид. благополучии населения» ФЗ «О РБН » ФЗ «Об ИАЭ» ФЗ «ОТР» Санитарные правила и нормы Гигиенические нормативы Технические регламенты Федеральные нормы Рекомендации РБ Методические указания по методам контроля ГОСТы, ОСТы, РД, РТМ - Обязательное исполнение - Рекомендательный характер Россия Германия, США, Великобритания Россия Законы Нормативныедокументы Руководства Отраслевые стандарты

Международные и национальные нормы радиационной безопасности Социальное законодательство (в России-санитарное) Техническое законодательство Защита человека Безопасность источника НОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИЯ ОБОСНОВАНИЕ

Федеральные органы власти – участники разработки технических регламентов 1 – Министерство промышленности и энергетики 2 – Департамент технического регулирования 3 – Агентство Ростехрегулирование 4 – Министерство здравоохранения и социального развития 5 – Служба Роспотребнадзор 6 – Медико-биологическое агентство 7 – Агентство Росатом 8 – Служба Ростехнадзор ПРАВИТЕЛЬСТВО

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании 3. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона.

Нет Да 1. Анализ исходных данных и формирование рабочей груп- пы для разработки концепции ТР и ТЗ 2. Разработка концепции ТР и ТЗ 3. Утверждение и согласова- ние концепции ТР и ТЗ 4. Разработка 1-й редакции проекта ТР 5. Соответствует проект ТЗ? 8. Все замечания учтены? 7. Проведение согласитель- ного совещания 9. Разработка окончательной редакции ТР 10. Соответствует проект ТЗ? 15. Рассмотрение проекта ТР межведомственной экспертной комиссией 11. Доработка проекта 19. Рассмотрение проекта ТР экспертной комиссией по техническому регулиро- ванию ЯРБ и опубликова- ние заключения экспертной комиссии в печатном изда- нии ОИВ по техническому регулированию 6. Сводка отзывов на 1-ую редакцию по результатам опубликования 14. Доработка проекта. 13. Публичное обсуждение. 17. Направление проекта ТР в Правительство РФ ое чтение в Государ- ственной Думе Российской Федерации ое чтение в Государ- ственной Думе Российской федерации е чтение в Государст- венной Думе Российской федерации 16. Все замеча- ния учте- ны? 12. Опубликование уведом- ления в печатном издании ФОИВ по тех. регулирова- нию о разработке проекта ТР