Разработка проекта стандартных положений в нормативных актах для внедрения процедуры конкуренции при присуждении объектов/концессий для проектов малых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об электроэнергетике Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года 588.
Advertisements

Студент 3 курса з/о Группы ЭЗ-31 Мамытов С.А 1. Предпосылки: высокий уровень физического износа коммунальных сетей государственная и муниципальная монополия.
Республиканское унитарное предприятие электроэнергетики «ОДУ» Влияние объектов малой и возобновляемой энергетики на эффективность работы Белорусской энергосистемы.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Прогресс в выполнении дорожной карты подписанной в Астане КЫРГЫЗСТАН Г-жа. Касымова Гульсара Заседание Координаторов по странам и Участников рабочих групп.
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
1 Министерство экономики Ульяновской области Директор департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области Гаршина Алёна.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Мамбеталиева Татту Краткий обзор на 1 января 2003 года население Кыргызской Республики составляет 5.1 млн. человек. В сельской местности проживает 64%,
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
Регулирование межсетевых взаимоотношений. Тарифная политика. Н.А. Абдрашев Начальник ФЭО ОАО «Кыргызтелеком»
Основные подходы и проблемы во введении в Москве платы за подключение к системе централизованного теплоснабжения. Разработка Положения о подключении тепловых.
1 Механизмы реализации энергосберегающих мероприятий в распределительных тепловых сетях Первый заместитель Председателя РЭК Удмуртской Республики Кашин.
План действий по реформированию энергетического сектора Заседание Наблюдательного совета по инициативе прозрачности ТЭК при Министерстве энергетики и промышленности.
Транксрипт:

Разработка проекта стандартных положений в нормативных актах для внедрения процедуры конкуренции при присуждении объектов/концессий для проектов малых ГЭС Эксперт Джусупов К.К.

Техническое задание Разработка проекта стандартных положений для внедрения в нормативные акты процедуры конкуренции при присуждении объектов/концессий для проектов малых ГЭС. При разработке проекта учесть передовой международный опыт, который поддерживает инвесторов в данном секторе энергетики. Разработка проекта стандартных положений для внедрения в нормативные акты процедуры конкуренции при присуждении объектов/концессий для проектов малых ГЭС. При разработке проекта учесть передовой международный опыт, который поддерживает инвесторов в данном секторе энергетики. Проведение консультаций и получение письменных замечаний, предложений от заинтересованных лиц и организаций по основным разработанным предложениям. Проведение консультаций и получение письменных замечаний, предложений от заинтересованных лиц и организаций по основным разработанным предложениям. При разработке предложений учитывать гендерные аспекты использования возобновляемых источников энергии в Кыргызстане. При разработке предложений учитывать гендерные аспекты использования возобновляемых источников энергии в Кыргызстане. Представление для комментариев результатов работы и подача на рассмотрение национальным экспертам ПРООН. Представление для комментариев результатов работы и подача на рассмотрение национальным экспертам ПРООН. Подготовка и представление презентации по разработанным проектам стандартных положений на круглом столе по улучшению институциональных и законодательных рамок в Кыргызстане для развития малой гидроэнергетики и ВИЭ. Подготовка и представление презентации по разработанным проектам стандартных положений на круглом столе по улучшению институциональных и законодательных рамок в Кыргызстане для развития малой гидроэнергетики и ВИЭ. Обобщение и анализ результатов коммуникативного меороприятия, доработка проекта с учетом полученных предложений. Обобщение и анализ результатов коммуникативного меороприятия, доработка проекта с учетом полученных предложений. Представление окончательной версии разработанного проекта стандартного положения. Представление окончательной версии разработанного проекта стандартного положения.

2 Обзор электроэнергетической отрасли Кыргызстана История становления энергетического сектора Компания «Кыргызэнергохолдинг» была создана на базе действующих энергетических объектов в соответствии с Постановлением Правительства Кыргызской Республики 592 от 10 декабря 1993 года. «Кыргызэнергохолдинг» осуществлял свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета с входящими в его состав 16 различными предприятиями, которые занимались производством, передачей и распределением электро- и тепло энергии на территории республики. В состав компании входили также три акционерных общества, специализирующихся на проектных и строительных работах. С 1996 года введено корпоративное управление компаниями, и «Кыргызэнергохолдинг» преобразовался в акционерное общество (АО) «Кыргызэнерго». В 1997 году Правительством КР (Постановлением ПКР 239 от 23 апреля 1997 г.) была разработана и принята программа «Разгосударствление и приватизация акционерного общества «Кыргызэнерго», согласно которой из состава АО «Кыргызэнерго» были выделены компании по функциональному признаку. Цепь подачи электроэнергии от ее производства до поставки конечным потребителям была разделена по выработке, передаче и распределению электроэнергии. Структура электроэнергетики Кыргызстана в настоящее время Основными направлениями развития четырех региональных распределительных компаний «Северэлектро», «Востокэлектро», «Ошэлектро» и «Жалал- Абадэлектро» являются: Качественное и бесперебойное энергоснабжение абонентов; Проведение модернизации и реконструкции существующих линий и подстанций напряжением 35-0,4 кВ; Проведение мероприятий по упорядочиванию учета электрической энергии в сетях напряжением 35-0,4 кВ; Сокращение дебиторской и кредиторской задолженностей и потерь электроэнергии.

3 Крупнейшие электростанции Кыргызстана Электростанции Установленная мощность, МВт Токтогульская ГЭС1 200 Курпсайская ГЭС800 Таш-Кумырская ГЭС450 Шамалды-Сайская ГЭС240 Уч-Курганская ГЭС180 Ат-Башинская ГЭС40 Бишкекская ТЭЦ666 Ошская ТЭЦ50 Итого Обзор электроэнергетической отрасли Кыргызстана Общий обзор Вырабатывающая компания ОАО "Электрические станции" объединяет 8 электростанций общей установленной мощностью 3640 МВт, и 93,72 % акций являются государственной собственностью. Это каскад Токтогульских ГЭС, ТЭЦ гг. Бишкек и Ош, Ат-Башинская ГЭС, предприятие строящихся ГЭС. ОАО «Электрические станции» является основным производителем электрической и тепловой энергии в Кыргызстане. Значительный объем электроэнергии в Кыргызстане производится на ГЭС, порядка 90%, ее себестоимость существенно ниже по сравнению с другими источниками электроэнергии. Передача электроэнергии от вырабатывающей компании до распределительной компании осуществляется ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» (НЭСК). НЭСК –передающая энергокомпания, в состав которой входят 6 территориальных предприятий высоковольтных электрических сетей (ПВЭС), которые эксплуатируют электрические сети напряжением кВ, с пакетом акций 93,72 % государственной собственности. Основными задачами ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана» являются осуществление передачи электроэнергии по Национальной электрической сети напряжением кВ для субъектов рынка, оперативно-диспетчерское управление Национальной электрической сетью и режимами межгосударственных и внутриреспубликанских перетоков электрической энергии и мощности. 4 электрораспределительные компании разделены по региональному признаку: - ОАО «Северэлектро», охватывающее Чуйскую, Таласскую области и г.Бишкек, ОАО «Востокэлектро» с охватом Иссык-Кульской и Нарынской областей, ОАО «Ошэлектро» по Ошской и Баткенской области, ОАО «Жалал-Абадэлектро» по Жалал-Абадской области. Государственное управление в электроэнергетике осуществляется Правительством Кыргызской Республики через Министерство государственного имущества КР и Министерство энергетики КР Источник: МЭ Источник: МЭМР

4 Обзор электроэнергетической отрасли Кыргызстана Регулирование рынка электроэнергии Регулирование рынка электроэнергии осуществляется Министерством Энергетики (МЭ), основным административным органом, а также Государственным департаментом по регулированию ТЭК, которое устанавливает тарифы на электроэнергию. Нормативно-правовая база отрасли В соответствии со статьей 6 Закона КР «О естественных и разрешенных монополиях в Кыргызской Республике» Госдепартамент регулирует и контролирует деятельность организаций ТЭК, осуществляющих производственно- хозяйственную деятельность, независимо от формы собственности, в целях предоставления потребителям электрической, тепловой энергии, природного газа и топливных ресурсов по экономически обоснованным ценам на территории Кыргызской Республики. Согласно закону «Об энергетике» на регуляторный орган возложены следующие основные функции и полномочия: выдавать лицензии на право производства, передачи, распределения и продажи электро-, теплоэнергии и природного газа в соответствии с законодательством КР; устанавливать экономически обоснованные и социально приемлемые механизмы цено-и тарифообразования и утверждать тарифы на электро-, теплоэнергию и природный газ; проводить политику демонополизации производителей, содействовать развитию конкуренции, обеспечивая равные возможности и условия доступа всех конкурентов к линиям электропередачи и газоснабжающим системам; проводить в жизнь стандарты и нормативные документы предоставления услуг потребителям энергетических ресурсов в соответствии с законодательством КР и осуществлять контроль за их исполнением; Тарифное регулирование Основные принципы тарифной политики в Кыргызской республике на основании статьи 9 Закона «Об энергетике»: - тарифы должны отражать полную стоимость производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии, включая затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание, а также возмещение инвестируемого капитала; - тарифы для каждой группы потребителей должны отражать все затраты на электро- и теплоснабжение по данной категории потребителей; - существующее перекрестное субсидирование из одной группы потребителей в другую группу должно постепенно исключаться; - субсидии должны быть направлены непосредственно потребителям (населению) с низким доходом через правительственные программы социальной защиты. Действующие тарифы на электроэнергию для населения были снижены в апреле 2010 года с 1.5 сома до 0.7 сом за 1 к Втч, для промышленных предприятий и бюджетных организаций тариф остался на прежнем уровне 1,5 сома за 1 к Втч электроэнергии с учетом налогов. С октября до конца 2010 года были установлены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО «ЭС» для распределительных энергетических компаний без учета налогов: Наименование компании Ед. изм.Тарифы 1ОАО «Северэлектро»тыйын/к Втч 40,2 2ОАО «Востокэлектро»тыйын/к Втч 36,3 3ОАО «Ошэлектро»тыйын/к Втч 25,7 4ОАО «Жалал-Абадэлектро»тыйын/к Втч 23,2

5 Обзор электроэнергетической отрасли Кыргызстана Изношенность оборудования и инвестиции в отрасль Одной из главных проблем Кыргызской электроэнергетики является изношенность оборудования. Около 60% оборудования на электростанциях было произведено более 30 лет назад, 40% - более 40 лет назад. Необходимо разработать план мероприятий развития электроэнергетической отрасли Кыргызстана до 2015 года. При этом необходимый объем инвестиций в электроэнергетику составляет порядка 3.0 млрд. долл. США. Ввод в работу Камбаратинских ГЭС 1 и 2, общей мощностью 2260 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии более 6 млрд. к Втч, позволит использовать Токтогульский гидроэнергетический узел в энергетическом и в ирригационном режимах. Предварительные расчеты показывают, что для реабилитации Бишкекской ТЭЦ-1, производящей более 60% тепловой энергии, потребуются финансовые средства в объеме более 10 млрд.сомов, а для модернизации Уч-Курганской ГЭС – более 1 млрд.сомов. Для развития национальной системообразующей сети инвестиции составляют около 1 млрд. долл. США, в том числе: - Строительство подстанции 500/220 кВ Кемин и воздушной высоковольтной линии электропередач (ВЛ 500 кВ) Север-Юг; - Строительство подстанции 500/220 Датка и ВЛ 220 кВ; - Строительство ВЛ 500 кВ «Датка –Худжанд»; - Улучшение электроснабжения Баткенской области; - Укрепление и вынос трасс ЛЭП; - Техническое переоснащение высоковольтных электрических сетей; - Модернизация и техническое переоснащение распределительных сетей; - Внедрение системы АСКУЭ для НЭСК. Производство и потребление электроэнергии В 2010 году планируется произвести 12.3 млрд. к Втч из них на ТЭЦ г. Бишкек 0,9 млрд. к Втч, на экспорт передать 1,4 млрд. к Втч, из них в счет долгов КЕГОК 0,5 млрд. к Втч, и осуществить полезный отпуск для распределительных компаний 8.7 млрд. к Втч. Основным потребителем является бытовой сектор из-за использования электроэнергии в качестве отопления, далее идет промышленность и бюджетный сектор. Объем экспорта энергии зависит от водного режима и составляет в год от 0.8 до 2.5 млрд. к Втч при цене от 0.01 до 0.04 $ за 1 к Втч. Взаимоотношения Кыргызстана с Казахстаном и Узбекистаном, в части регулирования использования водных ресурсов реки Нарын и поставок энергоносителей, осуществляются на основе ежегодных межправительственных двусторонних и многосторонних соглашений. Производство электроэнергии по типу топлива % Водные ресурсы 90% Уголь 8% Газ 1% Мазут 1% Источник: МЭ

6 Проблемы электроэнергетической отрасли Кыргызстана Низкая привлекательность для вложения инвестиций в объекты малых и средних ГЭС. Отсутствие механизмов доплат к существующим тарифам на производимую электроэнергию от возобновляемых источников энергии. Частые отключения электроэнергии в отдаленных сельских регионах. Недостаточный объем инвестиций в строительство малых ГЭС. С момента реструктуризации энергетической отрасли практически не вкладывались средства на модернизацию и на капитальный ремонт оборудования отрасли, что в последнее время приводит к массовым отключениям абонентов и авариям на линиях и не исполняется Национальная энергетическая программа по надежному и бесперебойному обеспечению электроэнергией потребителей республики. Дефицит генерирующих мощностей для новых объектов и добывающих предприятиях в горнорудной отрасли. Рост цен на органическое топливо и увеличение себестоимости производства тепловой и электрической энергии на ТЭЦ. Изношенность оборудования на существующих крупных, средних и малых ГЭС. Низкое практическое освоение потенциала гидроэнергоресурсов малых рек и водотоков.. Основной целью работы является появление конкуренции, привлечение инвестиций и создание условий для сбалансированного и комплексного развития энергетического сектора Веерные отключения потребителей электроэнергии во время маловодья на каскаде Токтогульских ГЭС, в результате чего несут убытки многие промышленные предприятия и другие субъекты. Высокий уровень потерь в распределительных компаниях, что составляет порядка 2,0 млрд. к Втч электроэнергии в год. Взаимоотношения Кыргызстана с Узбекистаном, в части параллельной работы энергетической системы Центральной Азии, что может повлечь за собой сокращение поставок кыргызской электроэнергии потребителям севера республики или увеличение стоимости транзита электроэнергии по территории Республики Узбекистан (стоимость транзита э/н в действующем договоре 7 млн. долларов США).

7 Предложения по привлечению инвестиций в малые ГЭС с внедрением процедур конкуренции Основная концепция Реконструкция действующих малых ГЭС (Чакан ГЭС); Восстановление ранее действовавших малых ГЭС (ввод новой мощности 22 МВт); Строительство малых ГЭС в новых створах рек (178 МВт); Строительство малых ГЭС на существующих водохозяйственных объектах (75Мвт). Источники финансирования: а) привлечение акционерного капитала; б) местные инвестиции и кредиты; в) инвестиции иностранных фирм и компаний; г) технические кредиты; д) долевое участие государства, предприятий и организаций, коммерческих структур и частных лиц; е) государственные кредиты. Тарифы: необходимо провести расчеты минимально допустимых тарифов с целью привлечения местных и зарубежных инвесторов, исходя из условий максимально допустимого срока окупаемости капиталовложений в пределах 7-10 лет.

8 Проект положений по улучшению институциональных и законодательных рамок в Кыргызстане для развития малой гидроэнергетики и ВИЭ. «Положение о порядке строительства, приемки и технологического присоединения малых гидроэлектростанций к электрическим сетям» Министерству энергетики Кыргызской Республики создать рабочую группу из заинтересованных сторон с участием представителей Дирекции проекта по развитию малой и средней энергетики, Ассоциации ВИЭ для работы по подготовке к ежегодной публикации в средствах массовой информации перечьня малых гидроэлектростанций, строительство которых планируется в предстоящие годы. «Положение о проведении тендера на строительство малых гидроэлектростанций методом продажи на конкурсе» Минэнерго КР устанавливает квалификационные требования и перечень обязательств по отношению к объекту тендера, которые должен принять на себя победитель. Условия конкурса устанавливает МЭ и может включать в себя следующие обязательства Победителя в отношении объекта тендера: - сумма предлагаемых инвестиций; - социальная программа в области заработной платы, уровня занятости, использования объектов социальной сферы; - выход на новые рынки сбыта электроэнергии; - внедрение эффективного менеджмента, повышение квалификации кадров; - обязательства по защите окружающей среды; Формирование конкурсной комиссии (МЭ, ДМГЭС, АВИЭ и др) Участие физических и юридических лиц в конкурсе