КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗЕМЛИН Александр Игоревич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Advertisements

«Практика применения 223- ФЗ: способы осуществления закупок – выбор и порядок проведения»
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении.
Планирование и обоснование закупок по Закону о КС Москва, 2013 Министерство культуры Российской Федерации.
Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках.
СФЕРА ЗАКУПОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.
1 Федеральный закон 94-ФЗ от «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных.
Г. Нижний Ломов 2014 г. Планирование закупок и проведение экспертизы в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в.
Некоторые особенности применения Правил оценки заявок на участие в конкурсе (ПП РФ от вступил в силу )
СПК ПС ОМС 1 Тема 3.3 Порядок проведения конкурса.
СПОСОБЫ ЗАКУПОК Закупка у единственного поставщика (Статья 83) Конкурентные способы Аукцион Запрос котировок (Статья 72) Запрос предложений (Статья 83)
Минфин России Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Обзор административной и судебной практики Службы контроля Ханты-Мансийского.
Государственное профессиональное образовательное учреждение «Коми республиканский агропромышленный техникум»
Управление государственного заказа и организации торгов Воронежской области О внесении изменений в Федеральный закон от ФЗ "О размещении.
3-й Форум юристов стран СНГ Правовые рамки проведения государственных закупок в России : Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ с изм. от
Основные аспекты. Конкурс ОткрытыйЗакрытый Проводится в случае, когда сведения составляют государственную тайну.
Управление государственных закупок Тюменской области.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ Лицу, замещающему должность государственной гражданской службы Республики Коми ПАМЯТКА По противодействию.
Транксрипт:

КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК ЗЕМЛИН Александр Игоревич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru – коррупция – это социальное явление, имеющее негативные последствия для общества; – данное явление в большинстве случаев носит латентный или, как указывается во многих научных публикациях, теневой характер; – все коррупционные правонарушения характеризуются подкупом (продажностью) субъектов, вступающих в данные отношения; – продажность лица указывает на то обстоятельство, что помимо очевидной противоправности деяния существует целенаправленное намерение на получение корыстной выгоды, исходящее из личных мотивов и побуждений субъекта коррупционного отношения; – наличие специального субъекта, который участвует в совершении коррупционного правонарушения и определенным способом получает выгоду от его совершения; – общественно опасные последствия коррупции для общества и государства. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КОРРУПЦИИ

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru – во-первых, это специфическая форма хищения средств федерального бюджета, при которой должностное лицо заказчика, не имея легальной возможности напрямую завладеть частью бюджетных средств, находящихся на счете данной организации в федеральном казначействе, реализует свой преступный умысел на хищение либо путем сговора с соответствующими должностными лицами организации – исполнителя государственного контракта, либо путем вымогательства денежных средств у данной организации в ходе исполнения контракта, в результате чего получает в личное пользование часть перечисленных ей бюджетных средств; – во-вторых, данная сделка носит ясно выраженный коррупционный характер, поскольку получение должностным лицом заказчика вознаграждения за лоббирование интересов коммерческой организации при заключении и исполнении государственного контракта является ничем иным как взяткой, т.е. тем деянием, которое на языке уголовного закона квалифицируется как получение должностным лицом денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) «ОТКАТ» КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА КОРРУПЦИОННОЙ СДЕЛКИ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru 1-й способ: уклонение от проведения конкурсных процедур по выбору поставщика товаров, исполнителя работ 2-й способ: получение части денежных средств, перечисленных исполнителям за фактически не выполненные работы (услуги), путем оформления фиктивных актов приемки. 3-й способ: незаконное получение вознаграждения за послабления при приемке результатов работ, выполненных по заказам государственных организаций 4-й способ: получение денег за работы по государственному контракту, фактически выполненные не подрядчиком, а сотрудниками заказчика в порядке служебного задания 5-й способ: незаконное получение вознаграждения за содействие коммерческим организациям в признании их победителями конкурсов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫХ ДЕЯНИЙ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Наличие значительного числа отсылочных норм и норм «отложенного» действия Основные показатели Плана мероприятий по реализации Закона о контрактной системе КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКОНА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ пп Разделы Плана Количество 1Разработка и принятия актов Правительства Российской Федерации: в 2013 г. в 2014 г. в 2015 г. всего Разработка и принятие ведомственных актов: в 2013 г. в 2014 г. в 2015 г. всего Разработка и представление в Правительство Российской Федерации докладов, в том числе по вопросам реализации полномочий Правительства Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов 19 ИТОГО86

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Наиболее часто встречающиеся коррупциогенные факторы: определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций, а также юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Например, согласно ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе заказчику предоставляется право применять иные методы определения начальной (максимальной) цены контракта «в случае невозможности применения методов, указанных в части 1 настоящей статьи». В данном случае на заказчика возлагается обязанность включить в обоснование цены «обоснование невозможности применения» указанных методов К числу таких методов относятся: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКОНА О ФКС

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц). Пример: норма, предусмотренная ч. 2 ст. 32 Закона, в которой содержится целый «букет» исключений из общих правил оценки заявок на участие в процедурах отбора поставщиков, подрядчиков и исполнителей. Согласно данной норме, при проведении запроса предложений заказчик вправе: – не применять предусмотренные законом критерии оценки заявок, – устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные Законом критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости; – не применять установленные Законом величины значимости критериев Такими критериями являются: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКОНА О ФКС

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru широта дискреционных полномочий, т.е. отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, а также фактора «отсутствие или неполнота административных процедур», т.е. отсутствие порядка совершения органами государственной власти (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. Пример: нормы, содержащиеся в ст. 36 Закона о контрактной системе. Данной статьей предусмотрена возможность отмены заказчиком процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКОНА О ФКС

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru отказ от конкурсных (аукционных) процедур применительно к Закону о контрактной системе находит свое выражение в его нормах, предусматривающих возможность в отдельных случаях осуществлять закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика, т.е. без применения конкурентных процедур Эта форма госзакупок должна носить исключительный характер и применяться только в строго определенных законом случаях. Законом о контрактной системе в ст. 93 предусмотрено 28 случаев закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что является избыточным и не соответствующим мировой практике. В мире существует 5 – 6 общих стандартных условий, допускающих закупки у единственного поставщика: заведомо один источник; срочная закупка; чрезвычайная закупка, дополнительная закупка, некоторые секретные закупки. КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКОНА О ФКС

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права т.е. установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, и «злоупотребление правом заявителя органами государственной власти (их должностными лицами)» – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций. Проявление первого из указанных факторов видится в том, что исполнение участником закупки предусмотренной рассматриваемой нормой обязанности представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта в форме гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, на практике весьма затруднительно, а то и вовсе невозможно. Ни одним правовым актом не предусмотрена обязанность производителя выдавать кому-либо из покупателей своей продукции какие-либо гарантийные письма КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ ЗАКОНА О ФКС

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru заказчик, реализуя противоправный умысел на то, чтобы победителем конкурса (аукциона) стала конкретная организация, может изложить требования конкурсной документации таким образом, чтобы «нужная» организация на фоне иных участников закупки выглядела наиболее выгодно «Заточенность» конкурсной (аукционной) документации под конкретного участника закупки может проявляться: – во-первых, в форме прямого отступления от требований ст. 31 Закона о контрактной системе, содержащей требования к участникам закупки. Например, в нарушение ч. 7 указанной статьи, устанавливающей, что такие требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, заказчик может установить необоснованные исключения из общих правил для определенной категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. – во-вторых, путем субъективного толкования заказчиком правил описания объекта закупки, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, тем более, что в данной статье имеют место формулировки, имеющие расширительное, неоднозначное толкование (например, «при необходимости», «если это возможно», «описание объекта закупки может включать» и др.). – в-третьих, путем установления нереальных или трудновыполнимых сроков исполнения обязательств по государственному контракту. Умышленное искажение содержания конкурсной (аукционной) документации, в том числе и сугубо технического свойства, исполнение документации одним из участников КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ ЭТАПА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРСНОЙ (АУКЦИОННОЙ) ДОКУМЕНТАЦИИ

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru – активное оказание помощи в составлении заявки одному из участников конкурса; – консультирование работников лоббируемой организации по различным вопросам предстоящих торгов; – информирование данной организации о других участниках конкурса, о содержании представленных ими заявок на участие в торгах; – «обработка» членов конкурсной комиссии с целью склонения их к определению победителем конкурса именно этой, а не иной организации; – собирание и распространение порочащих сведений об организациях- конкурентах, подавших заявки на участие в конкурсе; – иные действия. КОРРУПЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ НА ЭТАПЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОСТАВЩИКА

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru пп Наименование стадии Характер нарушений, совершаемых заказчиками 1Подготовка заявок участниками – предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяснений ссылками на документацию о закупке; – прямые контакты и переговоры с поставщиками; – дискриминационные разъяснения или изменения в документацию 2Процедура вскрытия конвертов с заявками – оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов; – сокрытие информации о наличии или об отсутствии необходимых документов; – оглашение несуществующей информации о закупке; – подлог, добавление, изъятие, непринятие заявок на участие в конкурсе 3Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок – необоснованная дискриминация в отношении поставщиков; – необоснованные преференции поставщикам; – разное отношение к разным участникам размещения заказа по одинаковым (схожим) условиям предложений поставщиков: одни из них допускаются, другие нет; – использование необъявленных или недопустимых условий допуска к размещению заказа, критериев отбора 4Заключение контракта – затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа; – необоснованные изменения условий контракта; – затягивание (ускорение) заключения контракта; – запрос недопустимых или необъявленных документов и сведений при заключении контракта; – необоснованный отказ от заключения контракта НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНЫХ ПРОЦЕДУР, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОРРУПЦИИ

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru При первом способе соглашение между конкурентами об условиях участия в торгах реализуется путем либо ограничения участия (конкуренты соглашаются воздержаться от участия в торгах или отозвать свое предложение, чтобы победил определенный участник), либо подачи неконкурентноспособного предложения (конкуренты соглашаются подать предложение с заведомо проигрышной ценой или неприемлемыми условиями, чтобы победил заранее определенный участник). Второй способ в интернет-сообществе получил название «таран». В данном случае на аукцион подается несколько заявок (не менее трех). Одна из них от планируемого победителя, две другие – от фирм-однодневок, не имеющих никаких производственных и даже юридических возможностей для выполнения контракта. Их задача – резко демпинговать в цене с первого же ценового предложения. Эти псевдоучастники имитируют конкуренцию, торгуясь между собой, резко и сразу снижая цену до уровня, на котором добросовестные участники не готовы исполнять контракт, так как ценовые предложения уже находятся ниже себестоимости. В результате добросовестные участники не делают ценовых предложений, понимая, что аукцион ими уже проигран. Однако на последних минутах аукциона потенциальный победитель делает ценовое предложение, очень незначительно отличающееся от участника, занимавшего на тот момент третье место. Аукцион заканчивается с таким распределением мест, при котором две фирмы-однодневки занимают первые два места, третье занимает потенциальный победитель. На этапе рассмотрения вторых частей заявок фирмы, занявшие первые два места, отклоняются из-за отсутствия у них документов или средств КАРТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Признаки недобросовестных участников госзакупок:: – создание организации незадолго до подачи заявки на участие в процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя); – отсутствие документов, подтверждающих полномочия руководителя организации (нередко фирмы-однодневки регистрируются по утерянным паспортам, по паспортам лиц без определенного места жительства, психически больных, престарелых и т.п.); – отсутствие данных о наличии у данной организации производственных и торговых площадей; – отсутствие данных о данной организации в ЕГРЮЛ; б) косвенные признаки: – выступление данной организации в роли посредника; – наличие у организации задолженности по налогам и обязательным платежам; – наличие у организации дебиторской или кредиторской задолженности; – «нулевая» отчетность по сделкам, совершенным за предыдущий период; – регистрация организации по т.н. «массовому» юридическому адресу. УЧАСТИЕ В ГОСЗАКУПКАХ ФИРМ-ОДНОДНЕВОК КАК КОРРУПЦИОГЕННЫЙ ФАКТОР

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru пп Наимен ование стадии Характер нарушений, совершаемых заказчиками 1Админи стрирование государственног о контракта – необоснованно жесткое администрирование исполнения контракта вплоть до вмешательства в хозяйственную деятельность поставщика; – затягивание предоставления информации, необходимых материалов для исполнения заказа со стороны заказчика; – обременение контракта дополнительными неоговоренными заранее условиями; – необоснованное отвлечение поставщика от исполнения контракта; – необоснованное заключение дополнительного соглашения к государственному контракту. При этом его цена может превышать стоимость основного контракта 2Приемк а объекта закупок – необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продукции по контракту; – необоснованное затягивание (ускорение) приемки и оплаты по контракту; – оплата за невыполненный объем работ; – нарушение исполнителем технологического цикла работ; – использование исполнителем материалов, не соответствующих стандартам для данного вида работ. 3Гаранти йный период – отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств; – необоснованные претензии по объемам и срокам гарантий; – изменение заказчиком условий гарантийного обслуживания; – игнорирование гарантийного периода ФОРМЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТОВ

107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК СУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК: ОБЩИЙ ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ КАЗЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРУШЕНИЯМ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМ В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК В ГОРОДЕ МОСКВЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ УЧАСТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ