1. Алгебраические методы решения Если исходить из определения неравенства, в котором в обеих частях записаны выражения с переменной, то при решении неравенств.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Харитоненко Н. В учитель математики МБОУ СОШ 3 с. Александров Гай ЕГЭ – 2012 С 3.
Advertisements

Решение логарифмических уравнений учитель : МОУСОШ 17 г. Краснодара Аблёзгова Наталия Александровна.
«Л ОГАРИФМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ » учитель : МБОУСОШ 37 г. Новокузнецк Кривошеева Любовь Валерьевна.
titlemaster_med
Абсолютная величина Уравнения с модулем. Определение модуля Модулем (абсолютной величиной) действительного числа х, т.е. | x|, называется само это число,
Логарифмические задания на едином государственном экзамене.
Руководитель: учитель математики Ускова Н.Н. МОУ лицей г.
Работу над проектом выполнила ученица 10 класса Сизова И.Р.
Содержание 1. Определение 2. Свойства модуля 3. Уравнение вида |f(x)| = a 4. Уравнение вида |f(x)| = g(x) 5. Уравнение вида |f(x)| = |g(x)| 6. Метод замены.
Подготовка к ЕГЭ ЛОГАРИФМЫ. Свойства функции у = log a х, a > 1: D(f) = (0; + ); не является ни четной, ни нечетной; возрастает на (0; + ); не ограничена.
Логарифмические уравнения. Это важно знать! Логарифмическим уравнением называют уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма Например: log 2.
Работу выполнил: Кудинов Виктор, 10 класс ГОУ СОШ 1266 г. Москвы. Руководитель: Хавжу Инна Сергеевна, учитель математики.
«МЕТОД РЕШЕНИЯ ХОРОШ, ЕСЛИ С САМОГО НАЧАЛА МЫ МОЖЕМ ПРЕДВИДЕТЬ – И ВПОСЛЕДСТВИИ ПОДТВЕРДИТЬ, ЧТО, СЛЕДУЯ ЭТОМУ МЕТОДУ, МЫ ДОСТИГНЕМ ЦЕЛИ.» ЛЕЙБНИЦ Различные.
Ребята, мы рассмотрели основные принципы решения уравнений с одной переменой, теперь давайте рассмотрим неравенства с одной переменой. Вообще, что такое.
Определение: Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение.
§ 10. Показательная и логарифмическая функции. Показательная функция Логарифмы Логарифмическая функция.
Степень и логарифм числа. Показательная и логарифмическая функция. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Системы двух уравнений с двумя переменными Каждая пара значений переменных, образующая в верное равенство каждое уравнение системы, называется решением.
Решение некоторых неравенств. МБОУ г. Мурманска гимназия 3 Шахова Татьяна Александровна.
12 класс экстернат. Корень п – ой степени. Определение квадратного корня из числа а Это такое число, квадрат которого равен а Обозначение:
Транксрипт:

1. Алгебраические методы решения Если исходить из определения неравенства, в котором в обеих частях записаны выражения с переменной, то при решении неравенств используют преобразования (возведение в четную или нечетную степень, логарифмирование, потенцирование), позволяющие привести неравенство к более простому виду. В процессе преобразований множество решений исходного неравенства либо не меняется, либо расширяется (можно получить посторонние решения), либо сужается (можно потерять решения). Поэтому важно знать, какие преобразования неравенства являются равносильными и при каких условиях.

1.1. Сведение неравенства к равносильной системе или совокупности систем Как правило, преобразования используют для того, чтобы в неравенстве освободиться от знаков корней, от знаков модуля, от степеней, от знаков логарифма. Поэтому ниже приведены схемы решения некоторых стандартных неравенств определенного вида. При этом отметим, что на практике некоторые цепочки преобразований делают короче, пропуская некоторые очевидные преобразования. Например, вместо длинной цепочки преобразований

В общем случае, если решение неравенства не укладывается в стандартную схему, ход решения разбивают на несколько логически возможных случаев.

Пример 1. (МИОО, 2009). Решите неравенство Решение. Так как x 2 - 6x + 9 = (x-3) 2, то область допустимых значений переменной x определяется условиями: Исходное неравенство при полученных ограничениях для переменной x равносильно неравенству

при x = 2 или x = 4. Значит, с учетом полученных ранее ограничений, x = 2 – решение, так как в этом случае левая часть неравенства (1) равна нулю.

На числовой прямой Ox дано графическое представление решения последнего неравенства. 3 _ + _ + x10 Замечание. При решении неравенства использован метод интервалов. С учетом полученных ранее ограничений записываем ответ.

Пример 2. (МИЭТ, 2000). Решите неравенство Решение. Выполняя равносильные преобразования данного неравенства, получим:

Неравенства, содержащие иррациональные выражения Приведем некоторые стандартные схемы для решения иррациональных неравенств, в которых используют возведение в натуральную степень обеих частей неравенства.

Пример 3. Решите неравенство Решение. Если 2 - x > 0 или 2 - x = 0, то исходное неравенство не выполняется, так как Пусть 2 - x > 0, тогда при возведении обеих частей неравенства в квадрат получим на ее области определения и при условии 2 - x > 0 равносильное неравенство.

x x x На рис. представлен способ графической интерпретации получения решения последней системы неравенств. В итоге получаем

Пример 4. (МИЭТ, 1999). Решите неравенство Решение. Используя схему (6), получим, что данное неравенство равносильно совокупности двух систем: Для системы (I) имеем:

Первое неравенство системы (I) приводим к виду: На числовой прямой Ox дано графическое представление решения первого неравенства системы (I). _ + _ + x 0 +

Тогда решением системы (I) все значения Для системы (II) имеем: x 03 Следовательно, решением системы (II) будет Объединяя решения (I) и (II), получаем ответ.

При решении данного в примере 4 неравенства использован формальный переход к равносильной совокупности по схеме (6). Рассмотрим содержательную сторону этого перехода. Если, то обе части неравенства неотрицательны. После возведения в квадрат обеих частей неравенства получим на его области определения и при условии равносильное не равенство, то есть систему неравенств

Пусть x 2 -2x - 3 < 0. Так как, то исходное неравенство выполняется на области его определения, т.е. получаем систему неравенств

Пример 5. (МИОО, 2009). Решите неравенство Решение. Выполняя равносильные переходы, получим

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств. x

Пример 6. Решите неравенство Решение. Обозначим. Тогда выразим x = t и приведем данное неравенство к виду Так как t + 2 > 0, то получаем равносильное неравенство 2t >t 2 + 4t + 4 или t 2 - 4t +3 > 0 при Отсюда получаем

Возвращаемся к переменной x :

Пример 7. (МИЭТ, 2002). Решите неравенство Решение. Область определения данного неравенства определяется условиями: Запишем исходное неравенство в следующем виде

Так как на области определения исходного неравенства, то, умножив обе части неравенства (*) на получим неравенство, равносильное исходному: Левая и правая части последнего неравенства неотрицательны при - 0,5

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств. x 4 8 С учетом условия - 0,5 < x < 8 получаем ответ.

Неравенства, содержащие показательные выражения Приведем некоторые стандартные схемы для решения показательных неравенств, в которых используют логарифмирование обеих частей неравенства.

В частности:

Пример 8. Решите неравенство Решение. 1-й способ. Область допустимых значений переменной x определяется условием: При допустимых значениях переменной преобразуем левую часть данного неравенства

Получаем неравенство 2-й способ. Так как то, используя схему (12), получаем:

Замечание. При решении неравенства log 2 (x 2 -1)

Пример 9. Решите неравенство (x 2 + x +1) x

При решении данного неравенства использован формальный переход к равносильной совокупности по схеме (9). Рассмотрим содержательную сторону этого перехода. Выражение (x 2 + x +1) x положительно, так как x 2 + x +1 > 0 при всех значениях x э R. Прологарифмируем обе части данного неравенства lg(x 2 + x +1) x < lg1x lg(x 2 + x +1)

Неравенства, содержащие логарифмические выражения Приведем некоторые стандартные схемы для решения логарифмических неравенств, в которых используют потенцирование обеих частей неравенства. В частности: Если число a >1, то

Если число 0 < a < 1, то В частности: Если число a >1, то Если число 0 < a < 1, то

Пример 10. Решите неравенство log 0.1 (x 2 +x-2)>log 0.1 (x+3) Решение. Так как основание 0,1 логарифмов, стоящих в обеих частях неравенства, удовлетворяют условию 0 < 0,1 < 1, то, используя схему (19), получаем, что данное неравенство равносильно системе На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств. x -2 1

Пример 11. (МИОО, 2009). Решите неравенство Решение. Выполняя равносильные переходы, получим, что данное неравенство равносильно следующей системе неравенств В соответствии со схемой (17) для решения необходимо рассмотреть только случай, когда основание больше единицы, поэтому полученная система равносильна следующей

На рис. представлена графическая интерпретация получения решения последней системы неравенств. _ + _ + x x

Пример 12. (ЕГЭ 2010). Решите неравенство Решение. В соответствии с определением логарифма, входящие в неравенство выражения имеют смысл при выполнении условий:

Так как при допустимых значениях переменной x по свойствам логарифма справедливы равенства: то исходное неравенство приводится к виду Последнее неравенство равносильно совокупности двух систем на множестве

С учетом области определения данного неравенства получаем ответ.

Неравенства, содержащие выражения с модулями Пример 13. (МИЭТ, 2002). Решите неравенство Решение. Данное неравенство равносильно совокупности двух систем:

Приведем некоторые стандартные схемы для решения неравенств с модулями, которые опираются на определение модуля, его геометрический смысл и свойства.

Пример 14. Решите неравенство Решение. Используя схему (20) получаем, что данное неравенство равносильно системе неравенств или после приведения подобных членов

Пример 15. Решите неравенство Решение. Данное неравенство равносильно следующему Используя схему (23), получаем, что это неравенство, а значит и исходное, равносильно совокупности неравенств

Пример 16. Решите неравенство Решение. Используя схему (22), получаем, что данное неравенство равносильно совокупности неравенств Используя схемы (20) и (22), получаем, что эта совокупность равносильна следующей.

Для решения неравенств вида: где символ \/ заменяет один из знаков неравенств: применяют метод промежутков. Для этого находят ОДЗ неравенства, определяют точки разрыва функций f 1 (x), f 2 (x), ……, f n (x) и находят корни совокупности уравнений

На каждом из промежутков, на которые найденные точки разбивают ОДЗ, функции, стоящие под знаком модуля, имеют постоянный знак. Поэтому исходное неравенство на каждом промежутке заменяется на неравенство, не содержащее знаков абсолютной величины и равносильное исходному. Пример 17. Решите неравенство Решение. Решением совокупности являются числа 1 и 2. Эти числа разбивают числовую прямую на три промежутка

Освобождаясь от знаков модулей, с учетом знаков выражений под знаком модуля решим данное неравенство на каждом из этих промежутков +_ X-1 X-2 1 2X + + _ _ Если x 3 + x, x < 0. Получаем, что x < 0 есть решение исходного неравенства на рассматриваемом промежутке. Если, то исходное неравенство равносильно неравенству x -1- x + 2 > 3+ x, x

Если, то исходное неравенство равносильно неравенству x -1+ x - 2 > 3+ x, x > 6. Получаем, что x > 6 есть решение исходного уравнения на рассматриваемом промежутке. Объединяя полученные решения, запишем ответ.

Расщепление неравенств Если левая часть неравенства представляет собой произведение двух выражений, а правая часть равна нулю, то схема решения неравенства опирается на правило знаков при умножении (делении) положительных или отрицательных чисел.

Пример 18. Решите неравенство Решение. Приведем данное неравенство к следующему виду: В соответствии со схемой полученное неравенство равносильно совокупности систем (I) и (II):

Решим каждое неравенство системы (I). Для неравенства (1) имеем: Для неравенства (2) имеем:

Значит все значения x принадлежат (0; 1] – решения системы (I). Найдем решение системы (II). Для неравенства (3), используя решение (1), имеем:

Значит все значения– решения системы (II). Объединяя решения систем (I) и (II), получаем ответ. Для неравенства (4), используя решение (2) и учитывая ограничения имеем:

Используемая литература: Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Методы решения неравенств с одной переменной.