Профессор Климова С. М.. Философии нет без истории философии ; Античная философия – совокупность филос. учений др. греческого и др. римского обществ с.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Advertisements

Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Повторение домашнего задания Письменные ответы к тексту на с. 25. Собеседование по тексту «Специфика мифологического мышления» Вопросы 1-5 на с. 24.
История философских и политико-правовых учений. Занятие 1.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Материалисты Новикова, Шуленина, Трубочева. Что такое МАТЕРИАЛИЗМ Материали́зм филос. мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. 2 Античная философия.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
Объективный идеализм Платона ( д.н.э.). Современником Демокрита является Платон - ученик Сократа. ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ - девиз Сократа. понятия шире.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Автор: Барышникова Дарья 8 класс АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ВЛИЯНИЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ НА РИМСКУЮ. КАК ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ИЗМЕНИЛО ВЗГЛЯДЫ ЛЮДЕЙ НА МИР?
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии..
Раздел «онтология и теория познания» Лекция 2. Онтология как философское учение о бытии. Бесплатные презентации.
История философско- политических учений Занятие 2: Философия Античности.
φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Транксрипт:

Профессор Климова С. М.

Философии нет без истории философии ; Античная философия – совокупность филос. учений др. греческого и др. римского обществ с конца VII до н. э. - IV в. н. э.; « колыбель » всех наук ; « Запад есть Запад – Восток есть Восток »… понятия не географические, а культурно - исторические ; древние греки – прародители Западной цивилизации, племена которых во II- м тыс. до н. э. пришли в Северное Средиземноморье, находясь на ступени позднего варварства. В основном племена ахейцев и дворян основали здесь цивилизацию нового типа, определяющую сегодня экономический, политический и духовный облик почти всего мира.

ВОСТОК - Деспотия (Despoteia – неограниченная власть ) – вертикаль власти ; огромный аппарат чиновников живет за счет труда земли. общины : землия принадлежит общине – община государству – главенство деспота ( отец ); Государство решает проблему водоснабжения ( система орошения землии ) и военной защиты ; община – формирует кровно - родственные отношения и тотальную зависимость членов общины : Китай : НЕБО - Император - подданные – « Не о чем молиться тому, кто провинился перед Небом » ЗАПАД – горизонтальная модель ; уход от варварства к цивилизации через героическую эпоху ( эпоха царей ): ахейцы в Аттике создали народную форму правления ( собрание ) – избирали старейшин ( архонтов ) и басилеев - военных предводителей ; власть не наследуется, она дарится лучшему и выбирается на собрании. XVIII-XVII веках до н. э – кризис такой формы власти

Имущественное расслоение ; торговля ; обмен ; переход наследования по принципу отцовского права ( от отца к сыну ); должность басилея наследуется – политическое расслоение ; появление государства как объединение нескольких родов свободных и независимых семей ; Легенда о Тесее – основателе синойкизма объединение нескольких племен в единый народ под эгидой центральной власти в городе Афины. «Syn» - вместе, и «oikeo» населяю - « совместное поселение » - одинаковые права для представителей нескольких племён в качестве граждан единого государства ; подчинение единым писаным законам, - создание полиса – объединение племен в единый народ ; Солон – основатель демократия ( власть на основе имущественного ценза ) – аристократический ареопаг соединен с Советом 400- х – народная воля. Клисфен – утвердил демократию – власть народа – вооруженных свободных греков ( к сер. V в. до н. э. только 1/3), остальные – рабы и метеки ( поражение в политических правах – иностранцы, переселенцы ). Государство западного типа предполагает зависимость власти от народа, способность народа к волеизъявлению государство западного типа уже на первой ступени своего формирования предполагает зависимость власти от народа и способность народа на политическое волеизъявление.

Теория « агоры » ( др.- греч. γορά - базарная площадь ) – связь частной собственности и полисной демократии : демократия и рынок – родные сестры ! др.- греч. Навыки в ораторском искусстве : от мифа к Логосу – от коллективного мышления к индивидуальному ; Две формы философии : софистика ( наука о чем угодно ) и логика ( теория аргументации ). Рациональная теория А. Боннара (« Греческая цивилизация » (1958): философия родилась из науки – наука из практики ! Концепция многовесельного корабля М. К Петрова ; море цивилизовало греков ! Петров М. К. « Пираты Эгейского моря и личность » ( М., 1995)

« Куда ж Вы, скажите ? Откуда к нам прибыли влажной дорогой ? Дело ль какое у вас ? Или без дела скитаетесь всюду, Взад и вперед по морям. Как добычники вольные мчатся, Жизнью играя своей и беды приключая народам » ( Гомер. Одиссея ). Линейное письмо B – Крито - Микенская цивилизация – социально - профессиональный институт - XV-IX в. до н. э. ( таблички – материал ) Алфавитное письмо греко в – около VII в. до н. э. ( материал – камень, кожа, папирус, пергамент. Бумага – революция письма ). Грамотность тотальная ( даже рабы ) – « слепая творческая способность или частная собственность на мысль » ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ЯЗЫКАМИ НЕТ !

ВЫВОДЫ : язык переходит от профессионального кода к личностному – универсальному коду : грамотность – всеобщее свойство грека. Скачок произошел между веками при трансформации триады : государство - землиеделие - пиратство. Пираты ( λησται, πειράω - пробовать, испытать ) – нечто среднее между нападающими и защищающими. Мышление свободно, когда оно не привязано к месту – идея транзиторного сознания. Греки учились обороняться – не только землиеделие, но и военная подготовка – норма жизни.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ : « Философия как любовь к мудрости » - определение Пифагора (VI в. до н. э.) или Платона (IV в. до н. э.). « Название мудреца, Федр, по - моему, для него слишком громко и пристало только Богу. Любитель мудрости – философ, или что - нибудь в этом роде, больше ему подходит и будет ладно звучать » ( Платон « Федр »). Философия – синоним слова « наука » вплоть до XIX в. Философия – первая наука или метафизика – гр. μετά τά φυσικά – то, что после физики; учение о первоначалах и первоосновах всякого бытия; иногда употребляется как синоним слова «философия» или «онтология»

Λόγος – слово, речь, рас- сказ, разум, мысль, истина, порядок, мера, закон Mythoς – слово, речь, превращенные в «слух» (слух-вслух, толки), молва, сказка, вымысел Миф – это бессознательная поэзия.

Коллективный способ мышления ; Вещи и явления суть символы, за которыми « стоит » воля богов ; Постулирует « истины » без доказательств ; Герои мифов « вещают » от имени богов ; равнодушие к противоречиям ; Вечность мифологического компонента коллективного и индивидуального сознания ; Отличие от религии – в « слитности » естественного и сверхъестественных миров – боги « живут » среди людей – Олимп – реальное место и обиталище богов.; Исторический циклизм мифомышления ( идея вечного возвращения ) Сугубо индивидуальная рефлексия ; Истины обязательно д. б. доказаны – аргументированы и логически обоснованы ; Философ вещает от своего имени или от имени БОЖЕСТВЕННОГО ЛОГОСА ( идеи ) закона, порядка Отличие от религии – в разнице « предметов » и критической рефлексии, противоположной вере.

ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД – НАТУРФИЛОСОФСКИЙ (VII-VI вв. до н. э.) СОКРАТИЧЕСКИЙ ИЛИ ПЛАТОНОВСКИЙ (V-IV вв. до н. э.) ОТ АРИСТОТЕЛЯ к НЕОПЛАТОНИЗМУ ( ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ) (IV-III вв. до н. э. – IV-V вв. н. э.)

Милетская : Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – поиск субстанции (substantia – лат. под - лежащее, лежащее в основе – латинский перевод греческого πόστασις ). Природные субстанции : ВОДА, ОГОНЬ. ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, АПЕЙРОН, АТОМЫ ЛОГОС и ДАО : познаваемость Логоса и непознаваемость Дао – два обращения к АБСОЛЮТУ : вечная активность и великое « недеяние » – два способа мышления. Активность поиска ЛОГОСА и активное недеяние ДАО. ЛОГОС И ДАО – как ПУТЬ ( РИТА -rta ) познания АБСОЛЮТА

Парменид: «Бытие есть – небытия нет»: Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать; Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо. Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием (в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет. Парменид: «Бытие есть – небытия нет»: Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать; Если бы дело обстояло иначе, сущее было бы не-сущим, а не-сущее – сущим, что явно нелепо. Сущее не может быть несуществующим, не-сущее же не может существовать При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия. Два бытия не могут быть отделены друг от друга ни каким-то третьим бытием (в таком случае все три составляли бы сплошное единое бытие), ни небытием, поскольку небытия нет.

БЫТИЕ - вечное, неподвижное, неизменное, неразложимое: Полное Замкнутое Всегда в настоящем Беспредельное Одно Одно и есть синоним Истины – можно извлечь один смысл и одну истину, не впадая в дурную повторяемость слов и ошибок. МИР МНЕНИЯ – ТОЛПЫ – ЖИЗНЬ ПО ВНЕШНЕМУ АБРИСУ Демокрит: «В мнение сладкое и горькое, в действительности – атомы и пустота». Атомы и пустота – это новый поворот в понимании Единого – Бытия. Важнейший метод познания – ПРИЧИННОСТЬ – детерминизм Логос – более общее понятие, чем причина. БЫТИЕ - вечное, неподвижное, неизменное, неразложимое: Полное Замкнутое Всегда в настоящем Беспредельное Одно Одно и есть синоним Истины – можно извлечь один смысл и одну истину, не впадая в дурную повторяемость слов и ошибок. МИР МНЕНИЯ – ТОЛПЫ – ЖИЗНЬ ПО ВНЕШНЕМУ АБРИСУ Демокрит: «В мнение сладкое и горькое, в действительности – атомы и пустота». Атомы и пустота – это новый поворот в понимании Единого – Бытия. Важнейший метод познания – ПРИЧИННОСТЬ – детерминизм Логос – более общее понятие, чем причина.

Сократический - новый - метод познания: путь движения мысли от низших понятий к высшим путем диалектического раздвоения мысли. Научное познание – изучение сущности, то есть поиск идеального первоначала: рождение логики как науки о мышлении Мышление не может быть аналогичным: со-знание (со- весть) вслух, слушание себя (внешнее слушание и внутреннее – слышать голос внутри себя) и другого одновременно. Интроспекция – самоанализ, дан как живое ПЕРЕЖИВАНИЕ философия – это теория – (θεωρία - по гр. смотр, присутствие, посольство) – ЖИЗНЬ. М. Хайдеггер назвал греческую Теорию Da-Sein (наличное бытие, существование, при-сутствие), которое впереди Sein (сущности). Теория – смотр за собой! Рефлексия. Специфика сократического метода – это встреча с Другим – другое Я. Философия создает ТЕОРИЮ, когда она движется по логике жизни, сквозь жизнь, восходя к высотам истины. Сократический - новый - метод познания: путь движения мысли от низших понятий к высшим путем диалектического раздвоения мысли. Научное познание – изучение сущности, то есть поиск идеального первоначала: рождение логики как науки о мышлении Мышление не может быть аналогичным: со-знание (со- весть) вслух, слушание себя (внешнее слушание и внутреннее – слышать голос внутри себя) и другого одновременно. Интроспекция – самоанализ, дан как живое ПЕРЕЖИВАНИЕ философия – это теория – (θεωρία - по гр. смотр, присутствие, посольство) – ЖИЗНЬ. М. Хайдеггер назвал греческую Теорию Da-Sein (наличное бытие, существование, при-сутствие), которое впереди Sein (сущности). Теория – смотр за собой! Рефлексия. Специфика сократического метода – это встреча с Другим – другое Я. Философия создает ТЕОРИЮ, когда она движется по логике жизни, сквозь жизнь, восходя к высотам истины.

Сократический метод – это встреча с Другим – РАЗ- ДВОЕНИЕ: Я и Другой (Другой – собеседник, Я сам, Бог) Майевтика – не передача готового знания (многознания), а помощь в рождении мысли –– принятие родов мысли! Самостоятельно рожденная мысль – это главное. Предназначение философии – присутствовать при рождении чужой мысли (повивальное искусство). Обязательное условие – сочувственное понимание Другого (диалог начинается с поиска точек совпадения) Демон Сократа – природа внутреннего диалога – прообраз совести (весть изнутри) Сознание» (равно как греч. syneidos и лат. conscientia, означавшие одновременно «сознание» и «совесть ») указывает на совместность знания. Я знаю, что ничего не знаю и познай самого себя – базис для диалога! Монолог статичен, диалог – открывает истину как процесс. Сократический метод – это встреча с Другим – РАЗ- ДВОЕНИЕ: Я и Другой (Другой – собеседник, Я сам, Бог) Майевтика – не передача готового знания (многознания), а помощь в рождении мысли –– принятие родов мысли! Самостоятельно рожденная мысль – это главное. Предназначение философии – присутствовать при рождении чужой мысли (повивальное искусство). Обязательное условие – сочувственное понимание Другого (диалог начинается с поиска точек совпадения) Демон Сократа – природа внутреннего диалога – прообраз совести (весть изнутри) Сознание» (равно как греч. syneidos и лат. conscientia, означавшие одновременно «сознание» и «совесть ») указывает на совместность знания. Я знаю, что ничего не знаю и познай самого себя – базис для диалога! Монолог статичен, диалог – открывает истину как процесс.

Софизм - тонкая игра слов или замаскированные логические ошибки ; Парадоксы : Протагор и студент Парадокс лжеца Б. Рассел – парадокс теория множеств « Пусть К – множество всех множеств, которое не содержит себя в качестве своего элемент : входит ли оно в множество или нет ?» Протагор « Истина »: « Мера всех вещей – человек, существующих вещей – что они существуют, а не существующих – что они не существуют ». Каждый сам за себя ! Польза частному человеку – вот единственная ценность философии и науки !

Эристика – софистические споры. Диалектика – искусство вести спор, рассуждение как умение ставить и задавать вопросы и давать ответы. « Диалектика происходит от того, что люди сходятся и сообща разбирают предметы по родам ». Диалог - анамнесис – припоминание души « Познавать – восстанавливать знания, тебе уже принадлежащие. И называя это припоминанием, мы бы, пожалуй, употребили правильное слово » ( Платон. « Федон »). Полемос ( полемика ) – это борьба, ( война ): схватка с бытием и самим собой, в этой схватке поймёшь, кто раб, а кто свободен. Добр тот, кто ЗНАЕТ, что такое ДОБРО : знание – это не дар, а искусство.

Сократ не учитель, а философ ! Знания, которые ты вспомнил, надо связать путем общих понятий и определений. Через конкретное и частное идем к выяснению всеобщего ( сущности ), которое есть не мертвые абстракции, а основание моей ( индивидуальной ) добродетельной ( истинной ) жизни. Метод Сократа : 1. Принцип незнания 2. ирония в отношении к всезнанию ( ирония – притворство ) и самоирония 3. майевтика 4. согласие собеседников с логикой Сократа Закончил жизнь в тюрьме, приняв смертельный яд в « награду » за мудрость. Умер за « неведомого Бога ».

Ученик Сократа ; основатель Академии Платоновская философия – это поиск вечного в текущей реке времени. Вечные сущности Платон именовал « идеями ». « Идея » (idea, eidos « наружность », « внешний вид » вещи – видимость, открытая чувствам поверхность бытия. Платон изменил значение : « идея » – это незримая суть вещей и вместе с тем идеал, которому стремится уподобиться всякая вещь и которым руководствуется в своих действиях разумный человек. Общая цель Бытия – Благо. Телесная вещь – материальна и разрушима – смертна. Тела приходят в этот мир и со временем уходят в небытие – вечен лишь космос в целом. ПЕРВОМАТЕРИЯ – вечна, тела – смертны ( небытие )

Человеческая душа - важнейшая идея, на время заключенная в оболочку тела. Разум – способ воспарения в миру идей, не привязываясь к телу. У кого это получается – философ, у кого нет – раб или ремесленник ; Умный не боится смерти ( смертно лишь тело ), а душа – вечна и свободна. Истинная жизнь души в размышлении, философии. Познание ИДЕИ или идеального. Платон провел грань между двумя кругами обитающих в душе « мыслей »: ощущения и чувственные образы явлений – это одно, идеи же – нечто другое. Первые, говоря языком математиков - « переменные » всякого знания, вторые – его « константы ».

Мир идей – объективный мир сверхчувственного БЫТИЯ. Миром правят идеи, а не тела или желания ; идеи и материя – это бытие и небытие - идеи первичны. Чувственный мир – нечто среднее между ними. Мир идей - активное, мужское начало, материи – пассивное женское, вещи – их производство. Мир чувственных вещей – мир бытования, становления, генезиса – единство противоположностей. Идеи Платона – Бытие Парменида – вечные, неизменные, единые ; иерархия идей – высоких и низких : высшие – ИСТИНА - ДОБРО - КРАСОТА = БЛАГО ; идеи физических явлений и процессов ; идеи животного и человека ; идеи вещей созданных – искусственных. Их копии – в чувственном мире. Души – посредники между мирами.

РАФАЭЛЬ « Афинская Школа »( )

Аристотель – энциклопедист, систематизатор наук, основатель Ликея, перипатетики. Критика Платона – преодоление третьего человека ; общее и единичное, сущность и явление могут существовать не иначе как слитно. « идея лошади » = реальной лошади и отрыва быть не может. « За небесный мир » Платона – мираж. Аристотель снова поворачивает философию лицом к чувственно воспринимаемому миру и стремится логически обосновать опытное знание. Чувственное познание ; разумное познание. Категории – всеобщее, предельно общие понятия : 10 категорий - Сущность ; количество и качество ; место и время ; положение, состояние, обладание ; действие и страдание ; В категориях реальное сливается воедино с мыслимым, и это их тождество получает у Аристотеля определение « истины ». ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ.