Психологическая диагностика мышления Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ.
Advertisements

Развитие наглядно – образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр. Выполнила.
Воспитатель : Данилова А.Г. 2013г. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
Часть 6 3 класс. Арифметические действия (50 часов) Определение остатков, которые могут получаться при делении на данное число. Наименьший и наибольший.
Аспектное оценивание на уроках истории Приложение 2.
Качественные задачи по физике Иванова М. К. – учитель физики МОУ гимназия 77.
Формирование умения решать задачи.. В программе основного общего образования по математике подчеркивается, что «в ходе преподавания в основной школе …следует.
Универсальные учебные действия это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так.
Именно родители закладывают основы счастья или несчастья в будущем своего ребёнка. В.А. Сухомлинский был твёрдо уверен в том, что воспитание детей надо.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Белова И.Г. Учитель биологии высшей категории МОУ Сургутской СОШ.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО.
Что должен знать будущий первоклассник ?. Внимание выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут; находить 5 – 6 отличий между предметами; удерживать.
Метод пиктограммы
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ГБОУ 246 КАРАБОРЧЕВА М.А. Диагностика уровня развития внимания.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа 1 Основные приемы проведения собственных исследований младших.
Как научить ребенка писать сочинения. Наумова Светлана Петровна, учитель начальных классов, МБОУ Якшур-Бодьинская гимназия
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Транксрипт:

Психологическая диагностика мышления Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум". Выступление Лузан О.А.

* Психологи К. Уейд и К. Таврис считают, что критическое творческое мышление – это способность и стремление оценивать разные утверждения и делать объективные суждения на основе хорошо обоснованных доказательств. Формулирование гипотез, альтернативных путей решения или взглядов – это творческие акты, которые подходят под данное определение. Это способность видеть упущения в аргументах и не поддаваться утверждениям, не имеющим достаточных оснований. Ведь необходимость критического мышления возникает тогда, когда появляется потребность проверять достоверность суждений, высказываемых людьми – или нами самими, или другими.

Критический ум избегает поверхностных выводов и обобщений, стремится заглянуть вглубь, избегает категорических подходов по схеме «или-или». Научиться мыслить критически означает, во-первых, следовать правилам логики, а во-вторых, также учитывать ряд следующих общих психологических моментов. Задавайтесь вопросами, интересуйтесь. Корректно определите или переформулируйте проблему. Отличайте факты от мнений. Исследуйте факты, доказательства и надежность их источников. Анализируйте идеи, предложения, традиции и предубеждения. Избегайте эмоциональных объяснений. Не упрощайте настолько, чтобы утратить сущность. Учитывайте другие объяснения. Будьте терпимы к неопределенности. Занимайте критическую позицию (перспективу). Мыслите нестандартно, нешаблонно.

Методики диагностики мышления, их описание, достоинства и недостатки Метод наблюдения. Метод беседы. Анкетирование. Лабораторный эксперимент. Масса недостатков. Необходимо создавать помехи. Тестирование. Необходима всегда норма для выборки. Самонаблюдение. Моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно. Обычно математическое, абстрактное моделирование. Психофизиологические методы. Показатели сложности, степени заинтересованности. Вживание электродов. Желательно пользоваться всегда батареей методов. Конкретные методы практически всегда диагностируют те или иные свойства мышления.

Правильны ответы на вопросов Ребенок готов к школе На 17-14Средняя готовность На 14-13Необходимы дополнительные обследования От 13 и ниже Подготовка ниже нормы Примеры методик для исследования уровня мышления +- Позволяет выявить уровень словесно-логического мышления. Позволяет сэкономить время, т.к. не требует раздаточного материала. Позволяет выявить уровень словарного запаса. Проверить правильность составления предложений. Проводится индивидуально. Тест: на проверку словесно-логического мышления Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы: Кто больше: лошадь или собака? Утром люди завтракают, а вечером? Днем на улице светло, а ночью? Небо голубое, а трава? Черешня, груша, сливы, яблоки - что это? Почему шлагбаум опускают раньше, чем идет поезд? Москва, Санкт-Петербург, Казань-это? Который сейчас час? Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это…, маленькая овечка – это…? На кого похожа собака - на кошку или на курицу? Для чего на всех автомобилях есть тормоза? Чем похожи молоток и топор? Чем отличаются гвоздь и винт? Что общего между белкой и кошкой? Что такое футбол, теннис, прыжки в высоту? Какие ты знаешь виды транспорта? Чем отличаются старый от молодого человека? Для чего занимаются спортом? почему считается плохо, если кто-то не хочет работать? Для чего на конверте марка? Выводы об уровне развития

Замечани е Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп. 10 баллов Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. Очень высокий 8-9 баллов Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. Высокий 6-7 баллов Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. Средний 4-5 баллов Ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 балла Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. Низкий 0-1 балл Ребенок за 3 минуты не справился с заданием.Очень низкий +- Позволяет исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Позволяет проводить работу в группе. Не велика по времени. Требует Раздаточно го материала. Методика «Исключение четвертого лишнего» Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Стимульный материал: картинки с изображением 4 предметов, один из которых не подходит к остальным по следующим признакам: 1) по величине; 2) по форме; 3) по цвету; 4) по родовой категории (дикие – домашние животные, овощи – фрукты, одежда, мебель и др. – 4 шт. от простого к сложному). Процедура проведения методики: ребенку предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и, почему является лишним». На решение задачи отводится 3 минуты. Выводы об уровне развития Замечан ие Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп. 10 б Ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее, чем 1 минута, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними. Очень высокий 8-9 б Ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 минут. Высокий 6-7 б Ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2 минут. Средний 4-5 б Ребенок решил задачу за время от 2 до 2,5 минут. 2-3 б Ребенок решил задачу за время от 2,5 до 3 минут. Низкий 0-1 б Ребенок за 3 минуты не справился с заданием. Очень низкий

Методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн) Цель: исследование развития логического мышления, речи, способности к обобщению. Стимульный материал: серии сюжетных картин (3-6) с изображением последовательности событий 2 варианта: а) картинки с явным смыслом сюжета – по деталям изображения можно восстановить причинно-следственные и временные отношения; б) картинки со скрытым смыслом сюжета – когда требуется привлечь определенные знания о закономерностях явлений природы и окружающей действительности. Процедура проведения методики: перед ребенком кладут произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ. Задание состоит из двух частей: 1)выкладывание последовательности событий картинок; 2) устный рассказ по ним. После того, как ребенок разложил все картинки, экспериментатор записывает в протоколе (например, 5, 4, 1, 2, 3), и затем просит ребенка рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок допустил ошибки, ему задают вопросы, цель которых помочь выявить допущенные ошибки. Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картин перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

Методика «Нелепицы» Цель: оценка образно-логического мышления ребенка. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Стимульный материал: картинки с нелепым содержанием 2 варианта: а) бытовые ситуации; б) природные явления. Процедура проведения: вначале ребенку показывают первую картинку, в ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций на бытовую тему. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Примечание. Обе части инструкции нелепицы выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинок и выполнения задания ограничено 3 минутами. За это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Методика «Классификация» (авторы: Шуберт А.М., Иванова А.Я.) Техника проведения. Для работы с детьми младшего возраста необходимы следующие карточки: 1 – женщина, 2 – стол, 3 – брюки, 4 – школьник, 5 – стул, 6 – пальто, 7 – кровать, 8 – мужчина, 9 – рукавицы, 10 – младенец, 11 – шапка, 12 – шкаф. Для работы с детьми среднего и старшего возраста необходимы следующие карточки: 1 – моряк, 2 – свинья, 3 – платье, 4 – ландыш, 5 – лиса, 6 – куртка, 7 – мак, 8 – уборщица, 9 – голубь, 10 – яблоко, 11 – книги, 12 – бабочка, 13 – ребенок, 14 – дерево, 15 – кастрюля. Номера карточек соответствуют порядку их предъявления. Работа условно разделена на три этапа.

Методика 1 Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины. Ребенку дают лист с изображением шести пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой в варежке. Количество сравниваемых признаков 4 (цвет, расположение и размеры элементов узора, положение большого пальца). Инструкция "Посмотри, как ребята перепутали свои варежки. Помоги им разобраться и найти все пары варежек". Оценка выполнения не может подобрать ни одной пары 0 баллов; правильно подобрал одну пару 1 балл; правильно подобрал две пары 2 балла; правильно подобрал 3-6 пар 3 балла. Если ребенок не выполняет задание, можно предположить, что у него недостаточно развито либо логическое или образное мышление, либо произвольное внимание. В этом случае необходимо провести экспресс- диагностику, предложив ребенку простое задание на внимание (сравнение двух несложных картинок на поиск различий). Результаты этой пробы оцениваются качественно (баллы не подсчитываются) и имеют вспомогательное значение. Вне зависимости от результатов выполнения ребенком задания на внимание переходят к следующей методике, направленной на диагностику развития логического мышления.

Методика 2 (методика "свободная классификация") Ребенку предъявляют 16 карточек с изображением людей, вещей, животных и растений и просят его самостоятельно разложить их по группам. Основание для классификации не задается, ребенок должен выбрать его сам. При подборе экспериментального материала необходимо исходить из того, что предложенные ребенку карточки не должны иметь других оснований для классификации, кроме указанных выше. Инструкция "Попробуй разложить эти карточки по 4 группам (кучкам) так, чтобы каждую группу (кучку) можно было назвать одним словом". Если ребенок испытывает затруднения или не справляется с заданием, ему оказывают помощь: не поясняя словами, раскладывают перед ним первые 4 карточки по одной из каждой группы и предлагают так же разложить все остальные. Если такая подсказка не навела ребенка на мысль о том, каким должно быть основание для классификации, необходимо назвать это основание и снова предложить ребенку разложить карточки по уже указанным группам. если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Оценка выполнения невыполнение задания после всех видов помощи 0 баллов; выполнение после словесного указания оснований для классификации 1 балл; выполнение после показа первых 4 карточек без словесного пояснения 2 балла; выполнение по основной инструкции 3 балла. высокие результаты по обоим заданиям (в сумме составляют от 4 до 6 баллов) свидетельствуют о хорошем развитии логического и образного мышления, произвольного внимания и восприятия цвета, формы, величины. Суммарная оценка, равная 2 баллам, считается положительной, но скорее является показателем "зоны ближайшего развития" ребенка; если ребенок не справился с заданием 1, но выполнил контрольное задание на внимание и задание 2 (свободная классификация), можно предположить слабость образного мышления, что нередко является следствием неправильной подготовки к школе, форсированного, излишне раннего обучения чтению, письму, счету в ущерб специфическим дошкольным видам детской деятельности; если ребенок не справился с обоими заданиями, то можно предположить, что развитие его мышления не соответствует уровню, необходимому для успешного обучения в школе.

Методика "Обведи контур" Цель Оценить наглядно-действенное мышление Оборудование Рисунки 1,2,3, карандаш для ребенка, ручка для психолога, секундомер Инструкция Детям показывают рисунки и говорят: «Как можно быстрее и как можно точнее соедини прямыми линиями фигуры в нижней части рисунка так, как это сделано в верхней части» Все линии необходимо стараться делать прямыми и точно соединять углы фигур. Желательно также, чтобы контуры фигур были воспроизведены в тех же самых местах, где они изображены на рисунках - образцах. Оцениваться в итоге выполнения задания будут аккуратность, точность и скорость работы.

Оценка результатов Оценки даются в баллах в зависимости от скорости и качества (точности) выполнения задания 10 баллов - ребенок затратил на выполнение всего задания меньше чем 90 сек. Причем все линии на рисунках прямые и точно соединяют углы фигур. Все линии следуют точно по заданным контурам. 8-9 баллов - на выполнение задания ушло от 90 до 105 сек. При этом имеет место хотя бы один из следующих недостатков: одна или две линии не являются вполне прямыми в двух или в трех случаях начертанные линии не вполне правильно соединяют углы фигур от двух до четырех линий выходят за пределы контура от четырех до пяти углов соединены неточно 6-7 баллов - на выполнение всего задания в целом ушло от 105 до 120 сек. При этом дополнительно обнаружен хотя бы один из следующих недочетов: три или четыре линии непрямые от четырех до шести углов соединены не вполне точно от пяти до шести линий выходят за пределы контура от шести до семи углов соединены не вполне точно 4-5 баллов - на выполнение задания затрачено от 120 до 135 сек. Имеется хотя бы один из следующих недочетов: пять или шесть линий не являются вполне прямыми от семи до десяти углов соединены не вполне правильно есть семь или восемь линий, которые не являются вполне прямыми имеется от восьми до десяти углов которые соединены не вполне точно 2-3 балла - на выполнение задания ушло от 135 до 150 сек. Отмечен хотя бы один из следующих недостатков: от семи до десяти линий непрямые от одиннадцати до двадцати углов соединены не вполне правильно от девяти до восемнадцати линий выходят за пределы контура от одиннадцати до семнадцати углов соединены не вполне правильно 0-1 балл - на выполнение задания ушло более 150 сек. Почти все линии, за исключением одной или двух, не являются прямыми почти все углы, за исключением одного или двух, соединены неправильно Выводы об уровне развития мышления 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 4-7 баллов - средний, 2-3 балла - низкий, 0-1 балл - очень низкий

* Методика "Исключение слов" * Цель: методика направлена на исследование аналитико- синтетической деятельности больных, их умения обобщать дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий смелый, храбрый, отважный, злой, решительный Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий молоко, сливки, сыр, сало, сметана скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий лист, почка, кора, дерево, сук дом, сарай, изба, хижина, здание береза, сосна, дерево, дуб, ель ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать

* Методика диагностики развития мышления А.З. Зака * Инструкция. «Вам предлагается решить 22 задачи. Задачи 1-4 простые, для их решения нужно лишь внимательно прочитать условие. В задачах 5-10 использованы искусственные слова, они заменяют обычные. Когда вы будете их решать, то можете в уме заменить искусственные слова реальными. Задачи сказочные. Их надо решить, используя только те (хотя и необычные) сведения о животных, которые даны в задачах. В задачах нужно в ответе написать только одно имя. В задачах 17 и 18 - одно или два, в зависимости от того, кто как считает. В задачах обязательно два имени, в задачах три имени, даже если одно имя будет повторяться два раза». Задания теста (стимульный материал) * Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех? * Саша сильнее, чем: Вера. Вера сильнее, чем Лиза. Кто сильнее всех? Миша темнее, чем Коля. Миша светлее, чем Вова. Кто темнее всех? * Вера тяжелее, чем Катя. Вера легче, чем Оля. Кто легче всех? * Собака легче, чем жук. Собака тяжелее, чем слон. Кто легче всех? * Лошадь ниже, чем муха. Лошадь выше, чем жираф. Кто выше всех? * Попов на 68 лет младше, чем Бобров. Попов на два года старше, чем Семенов. Кто младше всех? * Уткин на 3 кг легче, чем Гусев. Уткин на 74 кг тяжелее, чем Комаров. Кто тяжелее всех? Успешное решение ребенком всех задач позволяет говорить об относительно высоком уровне сформированности у него теоретического способа решения проблем.

* Игра «Исправляем ошибки» * Цель игры: развитие критического мышления, самоконтроля, внимания, умения обосновать свою точку зрения. * Условия игры. Все учащиеся класса делятся на несколько команд и жюри, в которое входит учитель и несколько учеников. Каждой команде выдаются одни и те же задания с математическими примерами и определениями, в которых допущены ошибки, с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников каждой из команд. * При составлении заданий используется картотека типичных ошибок. * Та команда, которая первой успела подготовиться, дает свою версию ошибки. Если её ответ был неверным, с точки зрения других команд или жюри, то другим командам дается возможность доказать свою точку зрения. За верный ответ команде присваивается балл (или несколько баллов, в зависимости от сложности задания). Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. * Такую игру чаще используют при проведении повторительно- обобщающих уроков.

* Методика «Выделение существенных признаков» Методика на выявление уровня логичности мышления, а также умения сохранять направленность и устойчивость способов рассуждения (С.Я.Рубинштейн). Тестовый материал: 1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля) 2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода) 3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед) 4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены) 5. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

Стартовая диагностика 2 класс: Задание 2 * Как ты понимаешь выражение «глухая ночь»?_________________________________ * Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?________________ * Закончите предложение: «Летняя ночь была теплая, как…»______________________ * О чём идёт речь в предложении: «Белый пар над рекой расстилается?»____________ * Фунт муки стоит 12 копеек. Сколько стоят 2 пятикопеечные булки?______________ Задание 3 * Книга, ручка, радио, карандаш * Копейка, рубль, песня, монета * Самолёт, корабль, берег, поезд * Берёза, тополь, цветы, осина * Воробей, синица, обезьяна, стриж