Лектор: Алексей Николаевич Патракеев – Генеральный директор ООО "Корпорация ЖКХ" 11 февраля 2014 г. Вебинар "Квалификация правовых оснований, для отказа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фирма «1С», 2012 г. Стандарт раскрытия информации предприятиями жилищно-коммунального комплекса Иван Никиточкин.
Advertisements

Докладчик: Тельтевский Максим Сергеевич, эксперт по юридическим вопросам СРО НП «Содружество ЖКХ» г.Иркутск Требования, предьявляемые при лицензировании.
Докладчик: Дамешек Михаил Львович, генеральный директор СРО НП «Содружество ЖКХ» г.Иркутск Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
«Виды проверок и полномочия должностных лиц органов государственного жилищного надзора»
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Взаимодействие между краевым государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Государственная жилищная инспекция Республики Марий Эл Лицензирование деятельности по управлению МКД.
Лицензирование деятельности по управлению МКД. Лицензированию подлежит деятельность по управлению многоквартирными домами – выполнение работ и (или) оказание.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области Об опыте правоприменительной.
Правительство Ленинградской области Комитет государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области Лицензирование деятельности по управлению.
ЗАКОН КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 мая ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ.
Нормативно - правовое обеспечение лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля Похабова Светлана Валерьевна, главный специалист.
Обзор жилищного законодательства Российской Федерации.
ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМИ ДОМАМИ Генцлер Ирина Валентиновна Институт экономики города июнь.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Лицензирование образовательной деятельности – это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного.
Транксрипт:

Лектор: Алексей Николаевич Патракеев – Генеральный директор ООО "Корпорация ЖКХ" 11 февраля 2014 г. Вебинар "Квалификация правовых оснований, для отказа в предоставлении (аннулирования) лицензии на управление многоквартирными домами"

2 I. Последние изменения законодательства в сфере лицензирования деятельности по управлению МКД Особенности получения лицензии для управления МКД. Лицензионные требования и лицензионный контроль Лицензионная комиссия

Нормативно-правовые акты, регулирующие лицензирование деятельности по управлению МКД 1.«Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. постановлением Правительства РФ от г. N1110) 2.«Методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. приказом Минстроя России от г. N 658/пр.) 3. «Методические рекомендации по разработке административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 1.«Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. постановлением Правительства РФ от г. N1110) 2.«Методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. приказом Минстроя России от г. N 658/пр.) 3. «Методические рекомендации по разработке административного регламента по предоставлению государственной услуги по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 3

4.«Методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 5.«Формы документов, используемые при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 6.«Порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена» (утв. Приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 4.«Методические рекомендации по разработке административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 5.«Формы документов, используемые при лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 6.«Порядок проведения квалификационного экзамена, порядок определения результатов квалификационного экзамена» (утв. Приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 4

7.«Порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов» (утв. приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 8.«Форма квалификационного аттестата» (утв. приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 9.«Перечень вопросов, предлагаемых лицу претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене» (утв. приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 7.«Порядок выдачи и аннулирования квалификационного аттестата, порядок ведения реестра квалификационных аттестатов» (утв. приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 8.«Форма квалификационного аттестата» (утв. приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 9.«Перечень вопросов, предлагаемых лицу претендующему на получение квалификационного аттестата, на квалификационном экзамене» (утв. приказом Минстроя России от г. N 789/пр.) 5

Ключевые дополнения в процедуры лицензирования, введённые последними нормативно-правовыми актами Введены дополнительные лицензионные требования к управляющим организациям (УО) сверх требований, определяемых Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), многократно расширяющие ответственность УО за их соблюдение Введён дополнительный объект лицензионного контроля органами государственного жилищного надзора (ОГЖН) дополнительно к соблюдению лицензионных требований – принимаемые УО меры по соблюдению лицензионных требований Установлены детализированные процедуры лицензионного контроля с акцентом на документарные проверки – запрос и проверка ОГЖН документов, которыми УО должны оформляться принятые меры по соблюдению лицензионных требований и факты выполнения лицензионных требований Введены дополнительные лицензионные требования к управляющим организациям (УО) сверх требований, определяемых Жилищным кодексом Российской Федерации (ЖК РФ), многократно расширяющие ответственность УО за их соблюдение Введён дополнительный объект лицензионного контроля органами государственного жилищного надзора (ОГЖН) дополнительно к соблюдению лицензионных требований – принимаемые УО меры по соблюдению лицензионных требований Установлены детализированные процедуры лицензионного контроля с акцентом на документарные проверки – запрос и проверка ОГЖН документов, которыми УО должны оформляться принятые меры по соблюдению лицензионных требований и факты выполнения лицензионных требований 6

Особенности лицензирования деятельности по управлению МКД Лицензирование деятельности по управлению МКД осуществляется Органом государственного жилищного надзора (далее - ОГЖН). Решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД принимает лицензионная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия субъекта РФ) На дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии УО должно соответствовать лицензионному требованию, предусмотренному п.6 ч. 1 ст.193 ЖК РФ Лицензирование деятельности по управлению МКД осуществляется Органом государственного жилищного надзора (далее - ОГЖН). Решение о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД принимает лицензионная комиссия субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия субъекта РФ) На дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии УО должно соответствовать лицензионному требованию, предусмотренному п.6 ч. 1 ст.193 ЖК РФ 7

Лицензионные требования к деятельности по управлению МКД 1. Соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ 2. Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ 3. Соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ по раскрытию информации о деятельности УО 1. Соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ 2. Исполнение обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ 3. Соблюдение требований, предусмотренных ч.1 ст.193 ЖК РФ по раскрытию информации о деятельности УО 8

Лицензионные требования, предъявляемые к УО на момент подачи заявления на предоставление лицензии регистрация УО в качестве юридического лица на территории РФ; наличие у должностного лица УО квалификационного аттестата; отсутствие у должностного лица УО неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ регистрация УО в качестве юридического лица на территории РФ; наличие у должностного лица УО квалификационного аттестата; отсутствие у должностного лица УО неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ 9

Основные полномочия лицензионной комиссии субъекта РФ принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принятие квалификационного экзамена участие в мероприятиях по лицензионному контролю принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии принятие квалификационного экзамена участие в мероприятиях по лицензионному контролю принятие решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии 10

Порядок принятия Лицензионной комиссией решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии На основании поступившего от ОГЖН мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии Лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии Срок для принятия Лицензионной комиссией решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии – 10 рабочих дней со дня получения мотивированного предложения от ОГЖН Решение Лицензионной комиссии о предоставлении лицензии является для ОГЖН основанием выдачи лицензии. Решение Лицензионной комиссии об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в суд в порядке, установленном действующим законодательством На основании поступившего от ОГЖН мотивированного предложения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии Лицензионная комиссия принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии Срок для принятия Лицензионной комиссией решения о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии – 10 рабочих дней со дня получения мотивированного предложения от ОГЖН Решение Лицензионной комиссии о предоставлении лицензии является для ОГЖН основанием выдачи лицензии. Решение Лицензионной комиссии об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в суд в порядке, установленном действующим законодательством 11

Порядок принятия лицензионной комиссией квалификационного экзамена Организация приема квалификационного экзамена осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приказом Минстроя России от 28 октября 2014 г. 789/пр. По итогам проведения квалификационного экзамена, не позднее 3 рабочих дней после его проведения Лицензионная комиссия составляет и подписывает протокол квалификационного экзамена. Протокол подлежит направлению в ОГЖН не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания График проведения квалификационных экзаменов утверждается решением Лицензионной комиссии и подлежит опубликованию в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты субъекта РФ и размещению на официальном сайте ОГЖН в сети "Интернет" Организация приема квалификационного экзамена осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приказом Минстроя России от 28 октября 2014 г. 789/пр. По итогам проведения квалификационного экзамена, не позднее 3 рабочих дней после его проведения Лицензионная комиссия составляет и подписывает протокол квалификационного экзамена. Протокол подлежит направлению в ОГЖН не позднее рабочего дня, следующего за днем его подписания График проведения квалификационных экзаменов утверждается решением Лицензионной комиссии и подлежит опубликованию в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты субъекта РФ и размещению на официальном сайте ОГЖН в сети "Интернет" 12

13 II. Квалификация оснований для отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения лицензии 1. Заявление о предоставлении лицензии; 2. Копии учредительных документов УО, засвидетельствованные в нотариальном порядке; 3. Копия квалификационного аттестата должностного лица УО; 4. Опись прилагаемых документов. 1. Заявление о предоставлении лицензии; 2. Копии учредительных документов УО, засвидетельствованные в нотариальном порядке; 3. Копия квалификационного аттестата должностного лица УО; 4. Опись прилагаемых документов. 14

Последствия подачи заявления о предоставлении лицензии, оформленного с нарушением установленных требований При получении заявления о предоставлении лицензии, оформленного с нарушением установленных требований: ОГЖН в течение 3 рабочих дней со дня его приема вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 30-дневный срок устранения выявленных нарушений исчисляется с даты документального подтверждения в получении данного уведомления соискателем лицензии При получении заявления о предоставлении лицензии, оформленного с нарушением установленных требований: ОГЖН в течение 3 рабочих дней со дня его приема вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 30-дневный срок устранения выявленных нарушений исчисляется с даты документального подтверждения в получении данного уведомления соискателем лицензии 15

В случае непредставления соискателем лицензии в 30-дневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме документов (сведений): ОГЖН в течение 3 рабочих дней вручает соискателю лицензии уведомление о возврате заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении ОГЖН в течение 3 рабочих дней вручает соискателю лицензии уведомление о возврате заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 16

При представлении надлежащим образом оформленного заявления о выдаче лицензии и в полном объеме других документов (сведений): 1. ОГЖН в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов информирует соискателя лицензии об их принятии к рассмотрению 2. ОГЖН в течение 12, но не позднее 15 рабочих дней со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и документов, осуществляет проверку (в т.ч. выездную) полноты и достоверности представленных в них сведений, по результатам которых составляет акт 1. ОГЖН в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления и документов информирует соискателя лицензии об их принятии к рассмотрению 2. ОГЖН в течение 12, но не позднее 15 рабочих дней со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и документов, осуществляет проверку (в т.ч. выездную) полноты и достоверности представленных в них сведений, по результатам которых составляет акт 17

3. Выездная проверка соискателя лицензии проводится ОГЖН в срок не позднее 21 рабочего дня со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления и документов о предоставлении лицензии 4. При проведении выездной проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям проверяется соблюдение соискателем лицензии требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ 3. Выездная проверка соискателя лицензии проводится ОГЖН в срок не позднее 21 рабочего дня со дня поступления надлежащим образом оформленного заявления и документов о предоставлении лицензии 4. При проведении выездной проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям проверяется соблюдение соискателем лицензии требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ 18

5. В течение 4 рабочих дней с даты завершения внеплановой выездной проверки соискателя лицензии ОГЖН с учетом результатов проверки полноты и достоверности представленных сведений и выездной проверки готовит материалы для Лицензионной комиссии с рекомендацией о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии 6. Рекомендация ОГЖН, заявление и прилагаемые к нему документы для предоставления лицензии направляются в Лицензионную комиссию в течение 3 рабочих дней (но не позднее 30 рабочих дней) с даты регистрации поступивших от соискателя лицензии заявления и документов для принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии 5. В течение 4 рабочих дней с даты завершения внеплановой выездной проверки соискателя лицензии ОГЖН с учетом результатов проверки полноты и достоверности представленных сведений и выездной проверки готовит материалы для Лицензионной комиссии с рекомендацией о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии 6. Рекомендация ОГЖН, заявление и прилагаемые к нему документы для предоставления лицензии направляются в Лицензионную комиссию в течение 3 рабочих дней (но не позднее 30 рабочих дней) с даты регистрации поступивших от соискателя лицензии заявления и документов для принятия решения о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии 19

7. Лицензионная комиссия субъекта РФ рассматривает направленные ОГЖН материалы и выносит решение в соответствии с Положением о ее деятельности, но не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанных материалов. 8. Решение лицензионной комиссии субъекта РФ направляется в ОГЖН в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. 9. Приказ ОГЖН о предоставлении лицензии издается в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии 7. Лицензионная комиссия субъекта РФ рассматривает направленные ОГЖН материалы и выносит решение в соответствии с Положением о ее деятельности, но не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанных материалов. 8. Решение лицензионной комиссии субъекта РФ направляется в ОГЖН в течение 3 рабочих дней со дня его принятия. 9. Приказ ОГЖН о предоставлении лицензии издается в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии 20

10. В течение 3 рабочих дней после дня подписания и регистрации лицензии ОГЖН вручает лицензию заявителю под роспись или направляет лицензиату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также уведомляет об этом лицензиата через средства связи и путем размещения соответствующей информации на официальном сайте ОГЖН 21

В случае подготовки ОГЖН рекомендации для Лицензионной комиссии об отказе в предоставлении лицензии: 1. ОГЖН указывает мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа 2.или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии 3. Приказ ОГЖН об отказе в предоставлении лицензии издается в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии 1. ОГЖН указывает мотивированное обоснование причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа 2.или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии 3. Приказ ОГЖН об отказе в предоставлении лицензии издается в течение 3 рабочих дней со дня получения решения лицензионной комиссии 22

4. В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа ОГЖН об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии вручается уведомление об отказе в предоставлении лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 5. В уведомлении об отказе указываются мотивированные обоснования причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, в т.ч. несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям 4. В течение 3 рабочих дней со дня подписания приказа ОГЖН об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии вручается уведомление об отказе в предоставлении лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении 5. В уведомлении об отказе указываются мотивированные обоснования причин отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, в т.ч. несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям 23

Перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии Основаниями для отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД установлены: а) наличие в представленных заявителем заявлении о предоставлении лицензии и (или) других документах (сведениях) недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям Основаниями для отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД установлены: а) наличие в представленных заявителем заявлении о предоставлении лицензии и (или) других документах (сведениях) недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие заявителя лицензионным требованиям 24

Информация, представляемая соискателем в заявлении о предоставлении лицензии 1. Наименование соискателя лицензии, 2.организационно-правовая форма 3. Место нахождения соискателя лицензии 4. ОГРН 5. Данные (реквизиты) документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц 6. ИНН 7. Данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе: КПП и дата постановки на учет соискателя лицензии в налоговом органе, реквизиты свидетельства о постановке на налоговый учет соискателя лицензии 8. квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии, кем выдан, дата выдачи 1. Наименование соискателя лицензии, 2.организационно-правовая форма 3. Место нахождения соискателя лицензии 4. ОГРН 5. Данные (реквизиты) документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц 6. ИНН 7. Данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе: КПП и дата постановки на учет соискателя лицензии в налоговом органе, реквизиты свидетельства о постановке на налоговый учет соискателя лицензии 8. квалификационного аттестата должностного лица соискателя лицензии, кем выдан, дата выдачи 25

9. Сведения о сайтах в сети Интернет, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности 10. Подтверждение об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления 11. Реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины соискателем лицензии за предоставление лицензии 12. Номер телефона (факса) соискателя лицензии 13. Адрес электронной почты соискателя лицензии 9. Сведения о сайтах в сети Интернет, в которых соискатель лицензии раскрывает информацию о своей деятельности 10. Подтверждение об отсутствии у должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления 11. Реквизиты документа, подтверждающего уплату госпошлины соискателем лицензии за предоставление лицензии 12. Номер телефона (факса) соискателя лицензии 13. Адрес электронной почты соискателя лицензии 26

Несоблюдение соискателем лицензии требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ как причина отказа в предоставлении лицензии 1. Предметом проверки ОГЖН соблюдения соискателями лицензии требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ, является соблюдение требований законодательства РФ в отношении полноты, сроков и периодичности раскрытия информации 2. Проверка раскрываемой соискателем лицензии информации, размещаемой : -на сайтах в сети Интернет, указанных в заявлении соискателя лицензии; -на информационных стендах (стойках) в помещении соискателя лицензии (проведением выездной проверки) 1. Предметом проверки ОГЖН соблюдения соискателями лицензии требований к раскрытию информации, установленных ч.10 ст.161 ЖК РФ, является соблюдение требований законодательства РФ в отношении полноты, сроков и периодичности раскрытия информации 2. Проверка раскрываемой соискателем лицензии информации, размещаемой : -на сайтах в сети Интернет, указанных в заявлении соискателя лицензии; -на информационных стендах (стойках) в помещении соискателя лицензии (проведением выездной проверки) 27

28 III.Основные оргмероприятия по устранению оснований для отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД

Проблемные положения «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N731) 1.п.п.«а».п.11. : «план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг)» (для каждого МКД); «план мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией» (для каждого МКД); «сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана» (для каждого МКД). 2. «а».п.13. «указание … степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома» 1.п.п.«а».п.11. : «план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг)» (для каждого МКД); «план мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией» (для каждого МКД); «сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана» (для каждого МКД). 2. «а».п.13. «указание … степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома»

Проблемы раскрытия УО сведений: «план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома»: Несоответствие содержания опубликованных соискателем лицензии сведений по позиции «план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома … с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг)» требованиям «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N 290), в т.ч.: отсутствие в указанных планах мероприятий и планов восстановительных работ согласно требованиям пунктов 1-17 данного Минимального перечня Несоответствие содержания опубликованных соискателем лицензии сведений по позиции «план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома … с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг)» требованиям «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N 290), в т.ч.: отсутствие в указанных планах мероприятий и планов восстановительных работ согласно требованиям пунктов 1-17 данного Минимального перечня 30

Основные организационные мероприятия по устранению возникновения оснований для отказа в предоставлении лицензии 1. Приведение планов работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества по каждому МКД на 2014 год исходя из требований «Минимального перечня услуг и работ…» 2. Разработка и публикация по каждому управляемому МКД в составе «планов работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества» планов восстановительных работ согласно требованиям пунктов «Минимального перечня услуг и работ…» 3. Разработка и публикация по каждому управляемому МКД планов мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией на 2014 г. в виде предложений по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности 1. Приведение планов работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества по каждому МКД на 2014 год исходя из требований «Минимального перечня услуг и работ…» 2. Разработка и публикация по каждому управляемому МКД в составе «планов работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества» планов восстановительных работ согласно требованиям пунктов «Минимального перечня услуг и работ…» 3. Разработка и публикация по каждому управляемому МКД планов мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией на 2014 г. в виде предложений по проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности 31

4. Подготовка и публикация в 1 кв г. сведений выполнении (оказании) работ (услуг) приведённых в планах работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, по каждому МКД на 2014 год, и в планах мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией (а также о причинах отклонений от планов) 5. Определение степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого управляемого МКД на основе проведения обследования технического состояния данных МКД согласно требованиям п.6 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. постановлением Правительства РФ от г. 416) 4. Подготовка и публикация в 1 кв г. сведений выполнении (оказании) работ (услуг) приведённых в планах работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, по каждому МКД на 2014 год, и в планах мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией (а также о причинах отклонений от планов) 5. Определение степени физического износа и технического состояния общего имущества каждого управляемого МКД на основе проведения обследования технического состояния данных МКД согласно требованиям п.6 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. постановлением Правительства РФ от г. 416) 32

6. Публикация УО по каждому управляемому МКД сведений о техническом состоянии общего имущества в данных МКД (до подачи заявления на предоставление лицензии) 7. Подготовка и публикация УО до подачи заявления на предоставление лицензии всех остальных сведений, которые необходимо опубликовать в 1 кв.2015 г. согласно требованиям «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» 6. Публикация УО по каждому управляемому МКД сведений о техническом состоянии общего имущества в данных МКД (до подачи заявления на предоставление лицензии) 7. Подготовка и публикация УО до подачи заявления на предоставление лицензии всех остальных сведений, которые необходимо опубликовать в 1 кв.2015 г. согласно требованиям «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» 33

34 IV. Квалификация правовых оснований для применения к УО различных видов санкций Административные наказания Исключение сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по решению ОГЖН. Аннулирование лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД на основании ч.1 и 2 ст.199 ЖК РФ.

Правовые основания для применения ОГЖН административных наказаний к УО Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (ч.2 ст КоАП РФ) Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований (ч.24 ст.19.5 КоАП РФ) Нарушение лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1 ст КоАП РФ) Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований (ч.2 ст КоАП РФ) Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований (ч.24 ст.19.5 КоАП РФ) Нарушение лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ч.1 ст КоАП РФ) 35

Виды административных наказаний согласно содержанию норм Кодекса Российской Федерации (КоАП РФ) об административных правонарушениях Норма КоАП РФ Содержание административного правонарушения Административное наказание ч.2 ст Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований наложение штрафа: - на должностных лиц - от до руб. (или дисквали- фикация на срок до 3-х лет) - на организацию - от до руб. ч.24 ст.19.5Невыполнение или ненад- лежащее выполнение в установленный срок пред- писания ОГЖН об устранении нарушений лицензионных требований наложение штрафа: -на должностных лиц - от до руб. (или дисквали- фикация на срок до 3-х лет) - на организацию - от до руб.

Норма КоАП РФ Содержание административного правонарушения Административное наказание ч.1 ст Нарушение организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами наложение штрафа: -на должностных лиц - от до руб. (или дисквалификация на срок до 3-х лет) - на организацию - от до руб. 37

Правовые основания для исключения МКД из реестра лицензий субъекта РФ На основании ч.5.ст.198 ЖК РФ в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом 2 и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ОГЖН в отношении многоквартирного дома (домов), управляемых лицензиатом, сведения о таких доме (домах), по решению ОГЖН исключаются из реестра лицензий субъекта РФ за исключением случая принятия решения, предусмотренного ч.7.ст.198 ЖК РФ. 38

Решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД На основании ч.7.ст.198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев со дня информирования собственников помещений в МКД о наличии оснований для исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД. В течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола такого общего собрания ОГЖН уведомляется о принятом решении путем направления ему копии протокола данного общего собрания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта РФ. На основании ч.7.ст.198 ЖК РФ в течение 2-х месяцев со дня информирования собственников помещений в МКД о наличии оснований для исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению МКД. В течение 3 рабочих дней со дня оформления протокола такого общего собрания ОГЖН уведомляется о принятом решении путем направления ему копии протокола данного общего собрания заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта РФ. 39

Процедура аннулирование лицензии 1. В случае исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о МКД, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в МКД, управлявшихся лицензиатом в течение календарного года, ОГЖН на основании ч.2.ст.199 ЖК РФ направляет в лицензионную комиссию РФ уведомление о данном факте в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств для принятия лицензионной комиссии РФ решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. 2. В течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления лицензионная комиссия субъекта РФ принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии согласно ч.1.ст.199 ЖК РФ. 1. В случае исключения из реестра лицензий субъекта РФ сведений о МКД, общая площадь помещений в которых составляет 15 и более процентов от общей площади помещений в МКД, управлявшихся лицензиатом в течение календарного года, ОГЖН на основании ч.2.ст.199 ЖК РФ направляет в лицензионную комиссию РФ уведомление о данном факте в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств для принятия лицензионной комиссии РФ решения об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. 2. В течение 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления лицензионная комиссия субъекта РФ принимает решение об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии согласно ч.1.ст.199 ЖК РФ. 40

3. Не позднее дня, следующего за днем получения решения лицензионной комиссии об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, орган ОГЖН в течение 7 рабочих дней подаёт на основании ч.1.ст.199 ЖК РФ заявление об аннулировании лицензии в суд. 4. Согласно ч.1.ст.199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления ОГЖН об аннулировании лицензии 3. Не позднее дня, следующего за днем получения решения лицензионной комиссии об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии, орган ОГЖН в течение 7 рабочих дней подаёт на основании ч.1.ст.199 ЖК РФ заявление об аннулировании лицензии в суд. 4. Согласно ч.1.ст.199 ЖК РФ лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления ОГЖН об аннулировании лицензии 41

Формулировки и характеристики лицензионных требований 42

1. Формулировка лицензионного требования, предусмотренного ч.2.3 ст.161 ЖК РФ: «2.3. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.» 43

Характеристика лицензионного требования, предусмотренного ч.2.3 ст.161 ЖК РФ: Ответственность УО перед собственниками помещений в МКД за: 1. Оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД 2. Обеспечение соответствия качества услуг и работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в МКД 3. Предоставление коммунальных услуг потребителям в МКД 4. Обеспечение соответствия качества коммунальных услуг требованиям Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД установленных Правительством РФ Ответственность УО перед собственниками помещений в МКД за: 1. Оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в МКД 2. Обеспечение соответствия качества услуг и работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в МКД 3. Предоставление коммунальных услуг потребителям в МКД 4. Обеспечение соответствия качества коммунальных услуг требованиям Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД установленных Правительством РФ 44

2. Формулировка лицензионного требования, предусмотренного ч.2 ст. 162 ЖК РФ: «2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.» 45

Характеристика лицензионного требования, предусмотренного ч.2 ст.162 ЖК РФ: Обязанность УО выполнять по заключённому договору управления МКД следующих обязательств: 1. выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом 2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме 3. предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам 4. осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность Обязанность УО выполнять по заключённому договору управления МКД следующих обязательств: 1. выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом 2. оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме 3. предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам 4. осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность 46

3. Формулировки лицензионных требований, предусмотренных ч.1. ст.193 ЖК РФ «2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса» - «10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.» «2) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; 6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса» - «10. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.» 47

Характеристика лицензионных требований, предусмотренных ч.1.ст.193 ЖК РФ наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; обеспечение управляющей организацией свободного доступа к информации об ее деятельности, в соответствии со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N 731) наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата; обеспечение управляющей организацией свободного доступа к информации об ее деятельности, в соответствии со «Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N 731) 48

49 V. План организационных мероприятий по подготовке УО к осуществлению деятельности по управлению МКД в условиях лицензионного контроля. Характеристика основных мероприятий плана

Проблемные особенности лицензионного контроля деятельности по управлению МКД 1. Чрезвычайно объёмное содержание контролируемых ОГЖН лицензионных требований, фронтально охватывающих всю без исключения деятельность УО, включая: лицензионное требование оказывать все услуги и выполнять работы, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества в МКД, т.е. выполнять требования «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N 290) лицензионное требование предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД, качество которых должно соответствовать требованиям «Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах

(утв. Постановлением Правительства РФ от РФ от г. 354); лицензионное требование предоставлять услуги по управлению МКД - согласно требованиям «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. постановлением Правительства РФ от г. 416); лицензионное требование надлежащим образом раскрывать информацию о деятельности УО согласно требованиям «Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» (утв. Постановлением Правительства РФ от г. N 731) 2. Предельная детализация лицензионных требований в форме принимаемых УО «мер по соблюдению лицензионных требований», которые должны отражаться УО в оформляемых им документах и являющиеся предметом лицензионного контроля согласно п.5 типового «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) 51

52 3. Чрезвычайно обширный перечень мер по соблюдению лицензионных требований (380), которые необходимо принимать УО и видов документов (220), которыми данные меры должны оформляться, приведены в «Методических указаний по проведению административных процедур лицензионного контроля органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации». 4. Предельно жёсткая персональная ответственность должностных лиц и работников УО за нарушение лицензионных требований, если они согласно ч.2. ст.196. ЖК РФ «допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата», в т.ч.: штрафы для данных лиц и работников за нарушения лицензионных требований до 100 тыс. руб. также за 1 нарушение или неисполнение предписания ОГЖН по устранению данных нарушений; дисквалификация данных лиц и работников на срок до 3-х лет 5. Исключительно высокая цена для УО виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников, выражающаяся:

в штрафах на УО даже за 1 нарушение лицензионных требований до 300 тыс. руб. в штрафах на УО за неисполнение предписаний ОГЖН до 300 тыс. руб. ; в исключении МКД из реестра лицензий субъекта РФ по решению ОГЖН, что ведёт к огромным убыткам для УО; в аннулировании у УО лицензии; 6. Акцент на документарных проверках, проводимых ОГЖН в процессе лицензионного контроля на предмет: принятия УО необходимых мер по соблюдению лицензионных требований согласно требованиям жилищного законодательства РФ; наличия документов, содержащих принятые УО меры по соблюдению лицензионных требований соблюдения УО лицензионных требований. 7. Дополнение документарных проверок выездными проверками с выходами непосредственно на управляемые МКД и их обследованием на предмет наличия нарушений технического состояния и условий эксплуатации общего имущества в данных домах. 53

Формулировки типовового «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации» (утв. приказом Минстроя России от г. N 657/пр.) «5. Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата лицензии (далее - проверяемое лицо) сведения о его деятельности, принимаемые проверяемым лицом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований». «43. Предметом выездной проверки являются соблюдение проверяемым лицом лицензионных требований, а также принимаемые им меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований». «51. К акту проверки прилагаются объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение лицензионных требований.» «5. Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата лицензии (далее - проверяемое лицо) сведения о его деятельности, принимаемые проверяемым лицом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований». «43. Предметом выездной проверки являются соблюдение проверяемым лицом лицензионных требований, а также принимаемые им меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований». «51. К акту проверки прилагаются объяснения работников проверяемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение лицензионных требований.» 54

План мероприятий по обеспечению своевременного принятия должностными лицами и работниками УО мер по соблюдению лицензионных требований Перечень основных мероприятий плана: 1. Распределение принимаемых УО согласно требованиям жилищного законодательства РФ мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований, являющихся объектом лицензионного контроля ОГЖН, между должностными лицами и работниками УО. 2.Организационно-документационное обеспечение своевременного и полного принятия должностными лицами и работниками УО мер по соблюдению лицензионных требований (проведению мероприятий и действий в составе данных мер), являющихся объектом лицензионного контроля ОГЖН 3. Подготовка и публикация сведений в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по формам раскрытия информации, утв приказом Минстроя России от г. 882/пр. 55

продолжение 4. Проведение комплекса организационных мероприятий по предотвращению применения к УО административных наказаний, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, по устранению возникновения оснований для исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ и для аннулирования лицензии 5. Проведение организационных мероприятий по обеспечению уровня лояльности собственников помещений в МКД, достаточного для принятия на основании ч.7 ст.198. ЖК РФ решений общих собраний данных собственников о продолжении УО деятельности по управлению МКД в случае исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по решению ОГЖН 56

Характеристика основных организационных мероприятий плана 57

1. Распределение принимаемых УО мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований между должностными лицами и работниками УО Основные организационные мероприятия по распределению мер по соблюдению лицензионных требований между должностными лицами и работниками УО 1. Заполнение «Карты-схемы распределения принимаемых УО мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований между должностными лицами и работниками организации» 2. Закрепление принимаемых мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований между должностными лицами и работниками организации: в приказах руководителя организации, утверждающих внутренние рабочие документы организации (регламенты, инструкции), содержащие пошаговые указания по принятию мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований; в должностных инструкциях должностных лиц и работников УО 58

продолжение 3. Формирование компьютеризированных рабочих мест (КРМ) должностных лиц и работников УО, укомплектованных электронными файлами: 1) с комплектами внутренних рабочих документов УО (регламентами, инструкциями) содержащими: типичные нарушения технического состояния общего имущества и условий его эксплуатации в МКД, соответствующие Минимальному перечню работ и услуг; описание типовых восстановительных работ по устранению нарушений технического состояния общего имущества и условий его эксплуатации в многоквартирных домах, соответствующие типичным нарушениям технического состояния данного имущества и условий; пошаговые указания по принятию должностными лицами и работниками необходимых мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований; 59

продолжение формы документов, которыми согласно требованиям жилищного законодательства должны оформляться принимаемые меры (мероприятия, действия) по соблюдению лицензионных требований, закреплённые за данным должностным лицом, работником организации и пошаговые указания по их заполнению; 2) с базами данных, необходимых для исполнения положений комплекта внутренних рабочих документов УО (регламентов, инструкций), применяемых в своей деятельности должностным лицом и работником организации, включая: нормативы трудовых и материальных затрат на выполнение восстановительных работ электронные карты проведения обследования, осмотров и обходов многоквартирных домов, содержащих типичные нарушения технического состояния, описания данных типичных нарушений и типовые мероприятия (меры), необходимые для их устранения. 3) ведущиеся в электронной форме журналы по различным направлениям деятельности по управлению многоквартирными домами 4) иные виды электронных документов (электронные паспорта МКД и т.п.) 60

2.Организационно-документационное обеспечение принятия должностными лицами и работниками УО мер по соблюдению лицензионных требований Основные организационные мероприятия по организационно-документационному обеспечению принятия должностными лицами и работниками УО мер по соблюдению лицензионных требований 1. Утверждение приказами руководителя УО и обеспечение практического применения должностными лицами и работниками УО базового комплекта внутренних рабочих документов (регламентов и инструкций), регулирующих принятие ими необходимых мер (мероприятий и действий) по соблюдению лицензионных требований, включающих в себя: пошаговые указания по принятию должностными лицами и работниками организации необходимых мер (мероприятий и действий) по соблюдению лицензионных требований; документы, которыми необходимо оформлять принимаемые лицензионные требования согласно требованиям жилищного законодательства РФ 61

продолжение 2. Организация текущего контроля за своевременным и надлежащим принятием должностными лицами и работниками УО мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований на основе контроля за выполнением ими положений базового комплекта внутренних рабочих документов (регламентов и инструкций) с надлежащим документированием данных мер; организации премирования должностных лиц и работников УО, основным показателем в которой является их исполнительская дисциплина по принятию должностными лицами и работниками УО мер (мероприятий, действий) по соблюдению лицензионных требований 62

Карта-схема распределения принимаемых УО мер по соблюдению лицензионных требований между должностными лицами и работниками УО Принимаем ые УО меры по соблюдени ю лицензионн ых требований, согласно требования м жилищного законодате льства РФ Документы, содержащие меры по соблюдению лицензионн ых требований Внутренние рабочие документы УО (регламенты, инструкции) содержащие пошаговые указания по принятию мер по соблюдению лицензионных требований и их документиров анию Должностные лица и работники УО, ответственные за принятие мер по соблюдению лицензионных требований Должностные лица УО, обеспечивающ ие принятие «мер по соблюдению лицензионных требований» Работники УО, непосредственно ответственные за принятие «мер по соблюдению лицензионных требований» 1 2

Опыт ряда УО по созданию системы управления МКД в условиях лицензирования данной деятельности Типичные кодифицированные нарушения технического состояния общего имущества МКД (согласно «Минимальному перечню работ и услуг») Типичные кодифицированные нарушения условий эксплуатации общего имущества (согласно «Минимальному перечню работ и услуг» Типовые кодифицированные меры по соблюдению лицензионных требований (согласно требованиям всех норм жилищного законодательства РФ) Перечень типовых кодифицированных восстановительных работ и мероприятий в МКД Перечень типовых кодифицированных работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД Перечень типовых кодифицированных документов, содержащих типовые меры по соблюдению лицензионных требований Сборник (база данных) описаний (технологий) типовых кодифицированных восстановительных работ для общего имущества в МКД и нормативов трудовых и материальных затрат на их выполнение Сборник (база данных) описаний (технологий) типовых кодифицированных работ и услуг по содержанию (техническому обслуживанию и т.п.) общего имущества в МКД Сборник (база данных) типовых кодифицированных форм (форматов) документов, оформляющих принятые УО типовые меры по соблюдению лицензионных требований 64

3. Оргмероприятия по предотвращению применения к УО административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ Основные организационные мероприятия по предотвращению применения к УО административных наказаний, предусмотренных КоАП РФ 1. Проведение обследования технического состояния всех управляемых МКД согласно лицензионному требованию п.6 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» (утв. постановлением Правительства РФ от г. 416) с составлением актов обследования технического состояния всех управляемых МКД, а также иных документов, содержащих сведения о выявленных дефектах (неисправностях, повреждениях) общего имущества в данных домах по итогам проведения такого обследования. 65

продолжение 1 2. Подготовка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества для каждого управляемого МКД на основе лицензионных требований «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», а также согласно лицензионному требованию п.п.«г»п.6 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от г. N290) с подготовкой предложений по вопросам содержания и ремонта общего имущества в этих домах для их рассмотрения общими собраниями собственников помещений в данных домах в форме: 66

продолжение 2 приложений к новым договорам управления МКД; планов восстановительных работ по каждому управляемому МКД на предстоящие 3-5 лет; предложений собственникам помещений в МКД по выполнению в 2015 г. плановых работ по текущему ремонту и детальному (инструментальному) обследованию технического состояния элементов общего имущества в данных домах (как вида работ по капитальному ремонту), имеющих соответствующие нарушения их технического состояния с проведением расчетов и обоснований финансовых потребностей, необходимых для выполнения данных работ и с указанием источников покрытия таких потребностей. Доведение указанных предложений по выполнению плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах до сведения собственников помещений в данных домах 67

продолжение 3 3. Подготовка проектов новых договоров управления МКД (договоров управления МКД в новой редакции) исходя из требований пакета нормативно-правовых актов в сфере жилищного законодательства, вступивших в силу в г.г. и на основе «Примерных условий договора управления многоквартирным домом» утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от г. N 411/пр. 4. Организация проведения общих собраний собственников помещений в МКД с целью утверждения условий новых договоров управления МКД с приложением перечня услуг и работ из входящих в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения (предоставления) согласно лицензионному требованию п.п.«б» п.2. «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых постановлением Правительства РФ от г. N290 68

продолжение 4 5. Проведение организационных мероприятий по заключению договоров энергоснабжения, теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с содержанием абз.6 п.п.«д» п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и согласно «Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией … договоров с ресурсоснабжающими организациями», утверждённых постановлением Правительства РФ от г. N124, в т.ч.: 1) организация проведения общих собраний собственников помещений в управляемых многоквартирных домах с вопросами повестки дня, включающей в себя вопросы: об организации на основании ч.7.1.ст.155 ЖК РФ внесения собственниками помещений в многоквартирном доме платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям и об обязании управляющей организации включить в заключаемые данной организацией договоры ресурсоснабжения положения о том, что выполнение управляющей организацией обяза - 69

продолжение 5 тельств по оплате поставленных коммунальных ей ресурсов осуществляется путем обязательной регулярной уступки в пользу ресурсоснабжающих организаций прав требования к должникам по оплате коммунальных услуг об утверждении условий новых договоров управления многоквартирным домом (договоров управления многоквартирным домом в новой редакции), включающих, в т.ч., указанные положения. 2) передача ресурсоснабжающим организациям протоколов общих собраний собственников с принятыми указанными выше решениями данных собраний; 3) проведение с ресурсоснабжающими организациями преддоговорных переговоров и согласований в досудебном порядке по включению в договоры ресурсоснабжения положения о том, что выполнение управляющей организацией обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов осуществляется путем обязательной регулярной уступки в пользу ресурсоснабжающих организаций прав требования к 70

продолжение 6 потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг (на основании п.26 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией … договоров с ресурсоснабжающими организациями», утв. постановлением Правительства РФ от г. N 124); 4) проведение в случае необходимости преддоговорных споров с ресурсоснабжающими организациями в судебном порядке по включению в договоры ресурсоснабжения указанного выше положения. 6. Организация процедур проведения расчетов с ресурсоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы (согласно абз.3 п.п.«ж» п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»), исключающих накопление просроченных долгов по оплате данных ресурсов на основе выполнения данных расчётов путем обязательной регулярной уступки в пользу ресурсоснабжающих организаций прав требования к должникам по оплате коммунальных услуг с надлежащим документированием всех необходимых для этого правовых действий (оформлением актов сверки, договоров цессии, актов зачёта встречных требований) 71

продолжение 7 7. Обеспечение надлежащего документирования приема, хранения и передачи технической документации на управляемые многоквартирные дома (и иных связанных с управлением данных домов документов) согласно п.п.«а» п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» в отношении приема, хранения и передачи технической документации на многоквартирные дома и иных документов, связанных с управлением данных домов, предусмотренных «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от г. 491), включая: оформление акта приёма-передачи технической и иной документации от предыдущей управляющей организации; комплектование дел для технической и иной документации отдельно на каждый управляемый МКД; издание приказа руководителя УО о восстановлении отсутствующей технической и иной документации на каждый многоквартирный дом и актуализации устаревшей с установлением сроков и источников финансирования 72

продолжение 8 формирование предложений собственникам помещений в многоквартирных домах о проведении работ по восстановлению и актуализации технической документации с доведением указанных предложений до их сведения для утверждения решениями общих собраний 8. Организация приема и рассмотрения заявок, предложений и обращений собственников и пользователей помещений в управляемых многоквартирных домах согласно абз.3 п.п.«з» п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» и обеспечение предоставления ответов на данные обращения в точном соответствии с предельными сроками, установленными действующим жилищным законодательством. 9. Обеспечение участия представителей собственников помещений в многоквартирные домах в осуществлении контроля за качеством услуг и работ согласно абз.4 п.п.«з» п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», в т.ч. при их приемке на основании актов приёмки – на основании лицензионного требования п.9 73

продолжение 9 «Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» (утв. постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 г. N290) 10. Обеспечение взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирными домами согласно п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» в соответствии с лицензионными требованиями «Правил предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», утв. постановлением Правительства РФ от г. N 1468, в т.ч.: 74

продолжение 10 проведение во время проведения визуальных обследований технического состояния многоквартирных домов сбора информации, необходимой для заполнения электронных паспортов данных домов, согласно п.3-5 разд.1 «Формы электронного паспорта многоквартирного дома», утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 08 апреля 2013 г. N 113/ГС ; сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях согласно п.11 разд.1 «Формы электронного паспорта многоквартирного дома» 11. Обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания управляемых многоквартирных домов в точном соответствии с требованиями п.4 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» в отношении обязанности организации, в т.ч.: 75

продолжение 11 организация подготовки и утверждения решениями общих собраний собственников помещений в МКД нового договора управления МКД с приложением, в котором согласно требованию п.28 «Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме» обязуется обеспечить устранение аварий на внутридомовых инженерных системах в МКД в соответствии с установленными предельными сроками, приводимыми в отдельном приложении к данному договору; организация диспетчерского обслуживания управляемых многоквартирных домов в точном соответствии с лицензионным требованиями п.9 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». 76

4. Организационные мероприятия по обеспечению УО уровня лояльности собственников помещений в МКД, необходимого: для принятия на основании ч.7 ст.198. ЖК РФ решений общих собраний данных собственников о продолжении УО деятельности по управлению МКД в случае исключения сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по решению ОГЖН для принятия решений общих собраний данных собственников о б утверждении предложений управляющей организации 1. Утверждение решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах новых договоров управления данными домами с включением в них положений о том, что: организация обеспечивает деятельность совета МКД на основании п.13.ст ЖК РФ, согласно которому общим собранием собственников помещений в таком может быть принято решение об определении организации в качестве лица, которое от имени данных собственников уполномочено на обеспечение деятельности совета МКД 77

продолжение 1 и его председателя (включая возможную выплату регулярного вознаграждения председателю и членам данного совета, в т.ч. в форме скидок к плате за содержание и ремонт общего имущества в МКД для данных лиц); УО обеспечивает процедуры рассмотрения общим собранием собственников помещений вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом (согласно п.п.«г»п.4 «Правил осуществления деятельностью по управлению многоквартирным домом») 2. Проведение организационных мероприятий по целенаправленному формированию лояльного к организации состава советов многоквартирных домов (домах) и лояльного актива собственников помещений в этих домах, составляющих в совокупности более 25% голосов данных собственников, на основе проведения их общих собраний с целью принятия решений: об утверждении «Положения о совете многоквартирного дома» и «Регламента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме» 78

продолжение 2 об утверждении состава совета многоквартирного дома и его председателя. 79

Спасибо за внимание.