Разработка инновационной образовательной программы (проекта) образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программа развития образовательного учреждения Теоретические подходы Автор-разработчик И.А. Зеленцов.
Advertisements

ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Программа- это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами и для её подготовки нужна специальная технология Программа.
Программа развития ОУ Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
1 Школьная команда и ее позиция в школе Порфирьева Н.Н.- руководитель ЭММЦ
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Экспертиза - совокупность действий, представляющих оценку содержания и качества какого-либо объекта.
Программа детского оздоровительного лагеря. Программа – это… один из основных документов лагеря, в котором отражены содержание и система работы лагеря.
Педагогический процесс как система Можно и нужно учителя вооружить педагогическим инструментарием, и тогда его место будет самым лучшим местом под солнцем.
Сетевой институт ДПО Сетевой институт ДПО Разработка инновационного проекта образовательным учреждением Сетевой институт ДПО distant.posidpo.ru.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
МАОУ СОШ 11 Томск Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований. 2. Формирование команды, подразумевающей не столько.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Критерии оценки эффективности процесса диссеминации Аналитическая справка о работе ресурсного центра.
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Транксрипт:

Разработка инновационной образовательной программы (проекта) образовательного учреждения

Норматив 273 ФЗ РФ «Об образовании» ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» ч.3. инновационная деятельность ориентирована на… См.Закон от г. 273 ФЗ РФ

Цель: разработать макет инновационного проекта ОУ Задачи: Согласовать смыслы понятий по теме Составить алгоритм разработки инновационного проекта (программы) ОУ Упражняться в освоении технологии разработки инновационного проекта развития ОУ

Технология работы: Коллективная мыследеятельность Ожидаемый результат: Каждая группа составит макет инновационного проекта развития образовательного учреждения Риски: отсутствия навыка использования технологии проектирования инновационного развития

Понятия: Развитие (в общем смысле) – это необратимое, направленное,закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава и структуры Развитие ОУ – процесс….

Программа- это сложное средство управления, которое должно обладать определенными качествами и для её подготовки нужна специальная технология Инновационная программа – это нормативная модель совместной деятельности группы или множества групп людей, определяющая: а) исходное состояние некоторой системы, б) образ желаемого будущего этой системы, в) состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему Программа развития – стратегический документ…

Инновационная программа (проект) нужна : Когда руководитель хочет получить максимально полезный результат при минимально необходимых затратах; Когда достижение конечного результата зависит от согласованной, скоординированной работы многих людей; Когда внутренние и внешние условия деятельности не стабильны и управление должно иметь высокую чувствительность к угрозам

Что дает ИП? Уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени; Какие действия и кто, когда для этого должен совершить Что этих действий будет достаточно для достижения желаемого результата; Не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, для достижения какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач. Программа – карта движения по незнакомой местности.

Структура программы развития образовательного учреждения (А.Моисеев) Краткая аннотация (паспорт) документа Краткая информационная справка об образовательном учреждении Аналитическо-прогностическое обоснование Концептуальный проект желаемого будущего Стратегия и тактика перехода ОУ в новое состояние Приложения.

Структура программы развития образовательного учреждения (В.Сериков) Аналитическая часть (анализ состояния образования, характеристика достижений, характеристика затруднений и нерешенных проблем, обобщенная справка о состоянии ОУ). Концептуально-прогностическая часть (концепция, планируемые нововведения, результаты, план действий). Ресурсное обеспечение программы развития Приложение (диагностический инструментарий)

Структура программы развития образовательного учреждения (В.Лазарев) Проблемы, на решение которых ориентирована Новшества, за счет которых решаются проблемы Проект желаемого будущего (совокупность новшеств) Стратегия осуществления изменений Цель программы План действий Инновационные проекты осуществления частных изменений Ресурсное обеспечение программы Кадровое обеспечение программы Экспертиза программы

Требования к содержанию инновационной программы Актуальность Прогностичность Рациональность Реалистичность Целостность Контролируемость Чувствительность к сбоям

Проблемно-ориентированный анализ педагогической системыОУ Требования: Операциональность (количественная и качественная шкала). Полнота выявления недостатков и ограничений. Обоснованная оценка значимости проблем. Прогностичность.

Проблема Это требующее решения противоречие между желаемым и действительным состоянием чего-либо. Например: Неспособность большинства (75%) учеников самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности?

Признаки наличия проблемы: Затруднения практики Анализ практики на предмет выявления требуемых знаний Недостаток в результатах работы системы Неясность причин и способов устранения недостатков (недостаток проявляется на основе сравнения реального положения дел с требуемым-желаемым).

Формулировка проблемы: 1. Актуальность «Уже не проблема» «Актуальная проблема» «Еще не проблема» Влияние на результаты не высокие. В организации имеются все необходимые средства для решения проблемы Сильное отрицательное влияние на результативность организации. Объективно есть средства для решения проблем, но пока их нет в организации. Незначительное влияние на результаты работы учреждения. Средств для решения проблем недостаточно или вовсе отсутствуют.

Проблема может формулироваться в виде: Проблемной ситуации – описание ситуации конкретного образовательного учреждения, в которой обнаружены отрицательные признаки процесса, требующие решения. Например, на основе проблемно-ориентированного анализа, для определения содержания…

Проблемного вопроса – это вопрос, поставленный относительно возможности исследовать тот или иной предмет познания. Выражается вопросительным предложением, в котором фиксируется предмет исследования. Часто начинается со слов, «КАКОВЫ, КАК, В КАКОЙ МЕРЕ» и др. Например, каковы педагогические условия отбора содержания и реализации регионального компонента подготовки педагогических кадров.

Проблемной задачи – это обозначение предполагаемого результата исследования. Проблемная задача формулируется как обыкновенная цель – «найти способы связи компонентов системы …», «определение комплекса условий …».

Задание: Сформулируйте проблему, следуя предложенной цепочке действий Логическая подсказка для формулирования проблемы Фактическ ое состояние Желаемо е состояние Противор ечия Проблема Потребности, Желания, Необходимость Требования социального заказа, Новые задачи, стоящие перед… Недостаточная разработанность этой области знаний, Низким уровнем, Невысоким качеством, Нереализованными возможностями, Отсутствием адекватного содержания, Неразработанностью необходимых методик (технологий, техник, диагностик и т.д.)

Тема «Свернутое» в одно предложение содержание локальная формулировка, выражающая главную идею, мотив, пафос изучаемой проблемы. Требования к формулировке темы: Актуальность. Значимость темы. Конкретность, точность. Проблемность. Прогностичность. Самостоятельность выбора темы Неординарность. Грамотность, осторожно пользоваться терминами-понятиями.

1. Концептуальный проект (концепция) Проектирование миссии образовательного учреждения (приоритетных интересов), целей и принципов построения. Поиск, изучение и оценка новшеств. Предварительный выбор идей. Формирование образа будущего.

Цель – это желаемый результат деятельности достигнутый в пределах некоторого интервала времени. Требования к постановке целей Реалистичность, посильность, достижимость. Контролируемость Однозначность, представлять в обобщенном виде конечный продукт исследования. Диагностируемость. Определенность во времени (определены сроки проведения проекта, практичность). Операциональность (цель распределена на задачи).

Целеполагание есть процесс формирования цели, осуществляемой на основе анализа обстановки; выявления потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению; определение имеющихся ресурсов для этого

Целеполагание В каких областях нужно получить значимые результаты развития? В каких областях нужно получить значимые результаты развития? Каковы цели (ожидаемые результаты) развития? Каковы цели (ожидаемые результаты) развития? Каковы критерии и индикаторы их достижения? Каковы критерии и индикаторы их достижения? Кто и как будет осуществлять мониторинг и коррекцию достижения целей? Кто и как будет осуществлять мониторинг и коррекцию достижения целей?

Структура цели цель Предмет преобразования Средства преобразования Результат преобразования

Выделить предмет и результат м средство преобразования «Повысить эффективность научно- методического обеспечения каждого учебного занятия» «Обеспечить развитие новых межэтапных конструктивных связей в структуре учебного занятия» Приведите пример формулирования цели из Вашей практики

От проблемы к цели Проблема может быть сформулирована так: «Несформированность педагогического коллектива как коллектива единомышленников является ведущим препятствием для превращения ОУ в развивающую и развивающуюся систему». ЦЕЛЬ:«Сформировать целостный педагогический коллектив единомышленников» ( ПРЕДМЕТ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ) ОСНОВА ПРЕПЯТСТВИЯ СТАНОВИТСЯ ПРЕДМЕТОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Сформулируйте цели. Назовите предмет, средство и результат преобразований. ПРОБЛЕМА: 1. Отсутствие в ОУ необходимой учебно-материальной базы для исследовательской работы учащихся (воспитанников, студентов). 2. Демократизация школьной жизни и управления невозможны без параллельного осуществления гуманизации отношений в ОУ. 3. Переводу педагогических кадров в режим развития противодействует несформированность у педагогов ОУ потребности в перестройке собственной деятельности. 4. Отсутствие в ОУ системы площадок для демонстрации успешности обучающихся противоречит активизации мотивации обучающихся на успех.

Задание Исходя из проблемной ситуации, сформулируйте проблему, тему, цель. Тема - Совершенствование структуры управления школой Противоречие - Между существующей структурой и возникшими новыми функциями управления Проблема – существующая структура управления не обеспечивает реализацию следующих задач: Цель - Разработать новую структурно- функциональную модель управления школой.

Гипотеза – это предположение, которое формулируется с целью последующей проверки. При формулировании гипотезы речь идет о постановке вопроса и формулировке предположений, которые должны быть решены и объяснены данным исследованием. В процессе построения гипотезы создаются представления о возможных связях между исследуемыми явлениями.

Требования к гипотезе Соответствие фактам Проверяемость Приложимость к большому кругу явлений Возможная простота Непротиворечивость

Алгоритмы формулирования гипотез « возможно, если в качестве условий будут Б,В,Г…». Б,В,Г - педагогические условия. Модификации гипотезы – «если будут Б,В,Г, то возможно А», «…возможно в случае…», «…возможно при условии…», «возможно при наличии…». «А есть В». НАПРИМЕР, индивидуализация обучения есть эффективное средство реабилитации учебных возможностей учащихся. «чтобы получить А, надо взять В и совершить по отношению к нему действия С, С1, С2…»

Гипотеза Индивидуализация обучения одаренных детей будет более эффективной, если: 1) создать вариативные программы обучения; 2) принять в качестве ведущей стратегии обучения исследовательскую деятельность детей; 3) разработать индивидуальные «маршруты» учащихся.

Задача – желаемый результат деятельности,достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных и параметров этого результата. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях или с помощью чего можно достигнуть цели.

Задача Предмет преобразования Средство преобразования Результат пре- образования Способ достижения результата

Активизировать использование в педагогической практике учителей школы технологий системно- деятельностного подхода в обучении путем изучения и показа опыта педагогов экспериментаторов Создать условия для перевода школы в режим развития. Для чего: гуманизировать отношения «рукодитель-учитель-ученик-родитель»; осуществить методическое обеспечение педагогического поиска по созданию адаптивной системы образования; стимулировать качественный труд учителя, ученика, руководителя Приведите пример формулировки задачи

Процедуры стратегического планирования: Стратегическое прогнозирование Программирование Проектирование

Стратегическое прогнозирование оценка состояния и тенденций развития внешней и внутренней среды

Программирование определение системы мероприятий направленных на разработку стратегического развития деятельности организации

Проектирование разработка планов всех уровней организации

2. Стратегическое программирование Переход от замысла к плану действий. Разработка приоритетных направлений изменений (задачи) Операциональное определение целей каждого этапа Составление плана реализации

Образец календарного плана Этапы реализации Описание работы Время (месяц) Время (год) Ожидаемые результаты 1. Выбор темы 1. Обсуждение темы в пед.коллективе 2. Утверждение темы в управлении образованием Май август 2001 Предварительна я формулировка темы 2. Ознакомление с проблемой посредством литературных источников 3. Ознакомление с педагогическим опытом по исследуемой проблеме

Образец этапов РАБОТЫ: Этап (Направле ния и задачи изменений ) Сроки Прогнозиру- емые результаты Прогнози- руемые продукты

Показатель – наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Критерии ПоказателиМетоды Методики

Ожидаемые результаты Критерии Показате- ли методыметодики Предпочитае мый способ учебной деятельност и Удовлетворенно сть при разных способах организации учебной деятельности Стремление к продолжению исследования вне урока Анкетирование, беседа, наблюдение, анализ детских работ Проективные и др.

Условия успешного осуществления программы развития Условия социально-политического плана. Организационно-управленческие условия: изменение штатного расписания в сторону увеличения; изменение организационной структуры.

3. Организационно-методические условия : Наличие "лидера" (группы), вооруженного идеями преобразования и способного их генерировать; Осмысление реальных трудностей, противоречий, перспектив развития; Достаточно высокий общекультурный уровень педколлектива. Высокий престиж учреждения, доверие к нему родителей и общественности; Благоприятный психологический климат в коллективе; Не очень большое число учащихся (до ); Занятие в одну смену; Резерв свободного времени у участников эксперимента, дающих возможность думать, составлять проекты и т.д.; Контакты с научными коллективами.

Финансовые и материально- технические условия Наличие материальных средств; Финансовое и материально- техническое обоснование эксперимента и его программы.

Кадровое обеспечение Наличие квалифицированных кадров, владеющих ведущими видами исследовательской деятельности (достаточно высокая инновационную готовность: исследовательская и методическая подготовка); Руководство школы способно выполнять менеджерские функции по отношению к организации и проведению научного исследования. Научное руководство исследованием осуществляет квалифицированный ученый-исследователь

Нормативное обеспечение Переработка нормативных внутришкольных актов. ОЭР фиксируется в основных документах: Педагогическая концепция. Проект или программа, где отражены вопросы организационного, кадрового, материального обеспечения поиска, факторы риска и способы компенсации, форма представления результата, а также содержание и способы управления ОЭР. Устав учреждения, положения о подразделениях. Учебные планы и программы (авторские, оригинальные). Штатное расписание и положение о комплектовании, об оплате труда и т.д. Смета расходов и другие документы, разрабатываемые в ходе эксперимента.

Экспертиза программы может проводится по следующим критериям: 1. Качество подготовки проблемы (операциональность, обоснованность, четкость, конкретность) 2. Качество проработки содержания нововведений (конкретность, детальность, достаточность) 3. Качество целей и задач 4. Качество определение ожидаемого результата (достаточность, контролируемость) 5. Качество проработки плана реализации (достаточность, контролируемость, ресурсность, реалистичность) 6. Общие требования к программе: ценностно- целевая согласованность, гуманитарность, инновационность …

См. Структура программы шк 6 См. Паспорт программы См. План работы ОУ в режиме…

Технология разработки инновационной образовательной программы «Проектная технология введения инноваций»Проектная технология введения инноваций» «Организация разработки и реализации проектов»Организация разработки и реализации проектов» «Планирование разработки комплексного проекта». «Контроль и мониторинг разработки и реализации проекта»

Практикум 1. Сформулируйте проблему ОУ, которую Вы хотели бы решить, обоснуйте её 2. Сформулируйте цель своей деятельности по решению проблемы, результат на который вы хотите выйти, каковы индикаторы оценки результата, какую методику оценки вы будите использовать 3. Сформулируйте задачи деятельности 4. Выберите одну из задач и спроектируйте мероприятия (работы) по её решению.